Приступлю к своим впечатлениям.
Перед прочитанием, давайте договоримся, что,
во-первых, если я что-то выскажу, то это моя личная точка зрения, кстати, весьма осторожная;
во-вторых, много материала и способов его подачи в музее могут вызвать очень нездоровое обсуждение и просто срач в теме, на который я буду незамедлительно подавать жалобу);
в-третьих, я больше буду показывать, что показано и написано непосредственно в музее, это – эстонский музей и это их мнение, что и как надо показывать;
в-четвертых, я надеюсь, читатель сам разберется, что и как посмотреть и прочитать, и свое мнение изложит предельно корректно. Форум вне политики (см. Правила).
Вход в музей очень просторный, как и его внутренние помещения. Очень интересно находиться в историческом музее, который очень современен по архитектурному замыслу.
Цены уже указаны выше.
При входе в залы получаешь пластиковую карту с чипом, на котором указан требуемый язык. Пока в доступе английский, русский, и, естественно, эстонский. Карта с чипом подносится к дисплею, на котором приведено описание экспоната, и он тут же выдает информацию на нужном языке. Через некоторое время возвращается к эстонскому языку. Вообще, ИТ-составляющая в этом музее на самом высоком уровне. Даже создалось впечатление, что видишь действующую концепцию музея будущего.
Я не совсем понял временно-пространственное построение залов. При входе в экспозицию вроде бы указаны современные достижения (первый эстонский спутник, подводная «черепаха»), однако тут же лежит жертвенный камень, а потом сразу же переход к «революции достоинства» и плюсам-минусам советского периода. И очень потом начинается фактически историческая часть. Вообще, еще перед кассами на стендах, рассказывавших о строительстве национального музея (на английском и эстонском), была выражена мысль, что эстонский народ всегда мечтал жить в семье культурных народов, и сейчас эта мечта сбылась. Ну, сбылась и слава богу.
Начнем по порядку.
U-CAT (Underwater Curious Archeology Turtle – подводная любопытная археологическая черепаха).
В центре биороботики Тартусского университета разработан единственный в своем роде подводный робот с четырьмя плавниками. При помощи плавников робот может двигаться в остове корабля не поднимая ила и ведя подводную съемку. Голова и ласты U-CAT изготовлены на 3D-принтере, вместо внутренностей – электроника и аккумуляторы.
Спутник, к сожалению, не получился на фотографии, но скажу, что он очень миниатюрен (10х10х12 см и около килограмма весом). Но он есть! Летает, и передает телеметрию, которая отображается в реальном времени на одном из дисплеев.
Жертвенный камень.
Некоторые древние святые места, такие как рощи, источники и жертвенные камни, могут и поныне иметь религиозное значение. Но в первую очередь мы имеем дело с важными символами, которые помогают представить себе историческую религию и культуру эстонцев. Поэтому природные святыни стали популярными местами внутреннего туризма.
Относящийся к 1 веку до н.э. культовый камень с небольшой впадиной – одно из доказательств лелигиозных обычаев предков эстонцев. Эти камни, получившие известность в Эстонии в 19 веке, связаны с пришедшим из Скандинавии культом мертвых и камней, и возможно с магией плодородия.
Данный камень появился в музее в 1994 году после строительных работ на трассе Тарту-Таллин. Камень весом с тонну разместили на выставке, и люди спонтанно начали приносить ему жертвы.
Мы мало знаем о дохристианских верованиях в Эстонии. В 20-30-х годах на волне национального движения ими начали заниматься последователи Таары. Они называли себя по имени одного из предполагаемых богов эстонцев. Последователи Таары стремились (вос) создать аутентичные верования эстов. В конце 30-х община последователей Таары насчитывала 700 зарегистрированных членов. Среди эстонских ученых интерес к народным верованиям вновь был поднят в 60-е годы прошлого столетия. Тогда был принят термин maausk (коренная вера), опиравшийся на предполагаемый обычай древних эстонцев называть себя maarahvas (коренным народом, народом нашей земли).
Сегодня последователей Таары и коренной веры насчитывается пара сотен человек. Несмотря на малую численность, символическое значение коренной веры намного больше. Так, при опросе 2014 года 61% всех эстонцев согласились с утверждением, что правильная эстонская вера – это коренная вера, хотя к числу ее последователей себя отнесли лишь 4% опрошенных.