Просто отрывочные, в меру сумбурные впечатления о коротком летнем путешествии по северу Сицилии.
Скорее чисто для себя, так, чтобы не забыть.
Впрочем, такое восхитительное путешествие навряд ли забудешь, пока в разуме. Наверное, лучшее за последние года три.
А все дело в том, что план был удивительно хорош.
План придумал я. Началось все в марте, мы на Мадейре были. Жена и я: вместе путешествуем, семья.
Она меня поразила, Мадейра. Обрывы базальтовые, шлаковые купола, горные цепи - безмолвные свидетельства мощи природы, матери нашей. Строгая красота родившегося из океана острова-вулкана.
В следующем отпуске захотелось еще вулканизма, но чтобы живой был. В смысле, с эксплозивной-эруптивной деятельностью, по возможности. Ну, хотя бы, с фумарольными дымами из кратеров.
Но и не очень далеко, и не совсем дико. Это у меня в прошлой жизни специальность 04.00.08 «петрография-вулканология» и несчетно маршрутов в горно-таежной местности, а жена по творческой части, понимаешь, по музыкальной. Ее одними вулканическими жерлами не соблазнишь. Надо, чтобы еще и культурно было: пляж, шезлонг, шопинг. Ну, Вы меня понимаете.
В общем, план родился такой: главные узлы интереса – действующие вулканы и острова Липарской вулканической дуги с 23 по 27 июня, потом на неделю на Сицилию, в Чефалу, где заповедный горный массив МадонИя и элементарно на Этну сгонять (она как раз к лету опять возбудилась), ну и пляжи желтого песка. Два дня в Палермо в начале путешествия были предназначены для усиление культурной программы. Монреале, оперный театр Массимо, Палатинская капелла и все такое прочее.
Как-то вот так.
Жене же сказал: поедем на пляжный курорт фешенебельный под Палермо, оттуда сгоняем на живописные итальянские вулканчики в Тирренском море. Они не опасные, потухли давно.
Про «неопасные» – это скорее правда, про «потухли» - таки нет.
И все удалось!
Реальность сильно превзошла ожидания. Радует, что так еще случается.
Палермо, столица Сицилии.
Когда впервые попадаешь в незнакомое место, тем более - в страну какую новую (а то, что Сицилия, в общем, - не Италия, я знал: Форум то почитываю), очень важно сразу же обратить внимание на то, что продают в сувенирных лавках. Что в них преобладает – то и есть главные символы территории.
А символы - это важно. Это знаки идентичности.
В Палермо, прямо начиная с аэропорта им. Фальконе и Борселлино, невинно убиенных местных судей, борцов с мафией, и дальше повсюду в городе, - преобладали два главных символа.
Первый мною был ожидаем. С футболок, чашек, рюмок, магнитиков – пристально, куда-то прямо вглубь тебя, и вместе с тем, чуть отрешенно, смотрел знаменитый Godfather с лицом американского актера Марлона Брандо.
Образ стареющего уже, но мудрого Крестного Отца нам, русским людям, понятен в общем, и весьма близок.
Я сразу три футболки таких купил, внукам в подарок.
Вторым повсеместно торгуемым символом оказался трискелион - трехлучевой знак, объединяющим в едином центре три бегущих ноги. В качестве центра выступала голова змееволосой тетки, очевидно – Медузы Горгоны. Иногда вместо змей были крылышки.
Смысловая нагрузка подобной символики мне на тот момент была непонятна. Стилистика казалась чуждой. Возможные анатомические особенности такого живого существа представлялись фантастическими, или, во всяком случае, наводили на размышления.
Оказалось, однако, что активное привлечение образов замысловатых монстров и прочих всяких сомнительных русалок для Палермо не такая уж и редкость.
Ну, например, известный «фонтан стыда» на Piazza Pretoria. Расположен он в самом центре города, по соседству с католическими храмами и бок о бок, между прочим, со зданием городской мэрии - Палаццо Преториа.
Понятно, что фонтан - великое творение флорентийского маньериста Франческо Камильяни, но неодетые языческие боги, сатиры и совершенно голые люди в публичном месте в строгую эпоху испанской инквизиции?
Немыслимо.
Наши бы депутаты такого не допустили.
А обычным туристам нравится.
В буквально двух шагах от Piazza Pretoria – безусловный центр Палермо, площадь Кватро Канти. «Четыре Угла».
В Палермо есть площади и позначительнее.
Но центр именно здесь. С какой-то своей необъяснимой магией и потаенной прелестью раннего сицилийского барокко.
Раннее сицилийское барокко, конечно же, не самостоятельный стиль, а так, милая провинциальная мутация, отклонение от барокко имперского, настоящего. «Четыре Угла» – это самое начало семнадцатого века. Сицилия уже лет триста как провинция испанской короны. Конечно, не заокеанские выселки вроде генерал-капитанства Флорида, но все равно…
Неповторимую атмосферу перекрестка ароматно поддерживают конные экипажи, почти кареты, и невозмутимые извозчики, спящие иногда прямо на рабочем месте.
Безупречная симметрия площади обеспечивается четырьмя скругленными богато декорированными фасадами, каждый из которых украшен статуей одного из испанских королей периода расцвета империи: три Филиппа и Карл.
Но самая выразительная королевская статуя Испанской эпохи – на площади Piazza Balogni. Тоже тут в двух шагах, Палермо город маленький.
Это Император Карл V – из испанских Габсбургов самый-самый. По первоначальному архитектурному замыслу его должны были установить в центре Кватро Канти. Вот бы там пробки то собирались при круговом движении.
Здесь он только что вернулся из победоносной экспедиции в Тунис. Такое впечатление, что саму площадь ровно с того времени и не ремонтировали вовсе.
Это, впрочем, для Палермо нормально.
Наверное, это шарм такой, южная винтажность.
Что то пока в образе города получается какая-то сплошная испанщина.
Невольно задумаешься – мы вообще где? Ну и что, что четыреста лет испанского владычества с 1302 по 1713. Мало ли кто кем сколько лет владел.
Где подлинная аутентичность и неповторимость Палермо, в конце концов?
Будем разбираться!