Заграница нам поможет! Это говорили все, у кого я спрашивал о том, как ехать на авто по Финляндии. В смысле, поможет отношением финнов к своим автомагистралям. В отличие, увы, от отечественных дорог. Это был мой первый выезд за границу на автомобиле. Да и вообще первый, раньше я за границей не был, мешали пункты биографии, связанные с работой в различных учреждениях. Правда, с изменением границ нашей Родины, я обнаружил, что посетил уже несколько «зарубежных стран», но это все было как-то «не взаправду».
Одухотворенный открывающимися перспективами, я донимал всех вопросами «что-как-и-почему». Советов было море, большинство из них было полезно, но в итоге я вынес для себя главный: оптимизировать маршрут надо по принципу «чем больше двигаешься по крупным магистралям, тем лучше». Во-первых, на них больше участков с ограничением 100, а не 80, как в целом по стране, во-вторых, на них нет шансов заблудиться, проезжая через населенные пункты, в-третьих, их лучше чистят от снега, что для нынешней зимы весьма актуально. Это компенсирует возможное удлинение маршрута (в разумных пределах).
Выехали мы из Питера 1 января в 21-00. Доскреблись до Брусники, встретили друзей на второй машине, затарились алкоголем в дьютифри и поехали. Люди не врали! Дороги в Финляндии действительно хорошие. Особенно меня впечатлили «трещотки» по разделительной и вдоль обочин. Метет, ничего не видно, но внезапный гул из под колес предупреждает, если уходишь со своей полосы.
Маршрут наш шел через Лаппеэнранту в Миккели, затем в Ювяскюля. Различные сайты рекомендовали в Миккели выходить на магистраль №5 и по ней двигаться на север. Мы же решили ехать по магистрали №4, чтобы в конце уменьшить протяженность местных дорог.
От Ювяскюля по №4 (она же Е75) до Оулу.
От Оулу до Кеми. Здесь навигатор попытался загнать нас дальше по №4 на Рованиеми, а затем на Киттиля. Не поддались.
В Торнио наша вторая машина попыталась эмигрировать в Швецию. Догнали, вернули, и продолжили путь по №21 (она же Е8) до Колари.
После Колари двинулись дальше, пропустили поворот на №80 (по ней короче ехать до Юллясъярви, но длиннее и дольше «кренделять» по местной дороге до Якасломполо), и повернули на №940, на Ханнукайнен. Дорога стала совершенно пустая, полностью закатанная снегом, и ничем не посыпанная. По сторонам – рыхлые сугробы по 2 метра высотой. Практически невозможно удержаться от желания пустить машину в занос на многочисленных поворотах и поиграть в раллистов)).
За Ханнукайненом практически сразу над елками вылезла высоченная гора, залитая светом – Якасломполо, конечная точка нашего маршрута.
ТАМ, ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ.
К ресепшену, на котором надо было забирать ключи от коттеджа мы прибыли в 15-50 по местному времени (минус час от питерского). Заезд у нас начинался с 16-00. Точны как английские лорды! Надо сказать, что почти 1200 км в один присест по зимней дороге, в метель, здорово нас вымотали, хотя мы ехали в три пары рук! Здорово, что все конторы, обслуживающие туристов в Якасломполо расположены в одном месте, рядом с главной улицей.
Наконец добрались до нашего дома, …
… вошли внутрь, подивились на чучел на стенах, …
… и «немедленно выпили» (С).
Коттедж отгорожен от соседних елками – соснами, вечером возникает ощущение, что мы одни в этом лесу.
Склоны здесь – одни из лучших в Финляндии, длиной 1,5 – 2 километра, с перепадом в 300 – 400 метров, половина склонов освещены и работают до темноты.
Снега нападало – горы, но пушки работают круглые сутки. Что, кстати, создает определенные неудобства. При выборе склона приходится учитывать направление ветра, или кататься в тумане «на ощупь».
Местные лапландцы в поселке изредка встречаются, и делятся на три группы:
«Медленные» - неспешно передвигаются на велосипедах в любую погоду и отличаются редким терпением. Пока мы фотографировали велосипед, его хозяин тихо стоял сзади, не замеченный нами, и только минут через 5 вежливо попросил разрешения его забрать.
«Быстрые» - куда-то несутся на снегоходах, развивая явно бОльшую скорость, чем автомобили…
«Круговые» - успевают раз пять обогнать тебя на лыжах, когда ты гуляешь вечером вдоль озера.
На автомобилях здесь ездят только русские, судя по номерам. И полиция, которая появляется только в случае ДТП. Но в ДТП участвуют тоже русские.
С противоположной стороны горы расположен поселок Юллясъярви. Коттеджей и магазинов там значительно меньше, но прямо у подъемника с гондолами расположен «готель» с апартаментами. Для тех, кто не любит терять время, или, наоборот, любит засадить с утра стакан, это очень удобный вариант. Вышел – и ты уже на склоне, никуда ехать не надо.
На подъемнике есть даже VIP-гондола с тонированными стеклами, подогревом кожаных сидений и телевизором…
… и сауна, такая же гондола, только обшитая вагонкой. Перед глазами встает картина: ты сидишь голяком в сауне, а она после каждого подъема и спуска радушно распахивает двери, в них заглядывают мальчики и девочки, а их мамы укоризненно на тебя смотрят. Папам, как обычно, все похеру, у них есть дела поважнее. На верхней станции подъемника, она же верхняя точка горы, есть питейное заведение с привлекательным набором бутылок и менее привлекательными ценами, хотя и без грубости.
Особо рьяные любители даже могут завести себе персональную именную кружку. И перейти в профессионалы.
Юллясъярви расположен с юго-восточной стороны сопки, поэтому там можно увидеть нежаркое северное солнце…
Вообще, русская речь на курорте – явление обыденное, но бывают и экзотические случаи. Как-то на склоне увидели с женой две фигуры, которые корячились по целине В ГОРУ на фирменных финских снегоступах, периодически оступаясь и падая. Остановились, и жена, приняв их за финнов, спросила у меня: «Интересно, что они делают?» Внезапный ответ последовал от одной из фигур в снегоступах слегка истеричным женским голосом: «Шоу, блядь, устраиваем!!!» Крэйзи рашенз форэва!
Финны на курорте отличаются не только малозаметностью, но и толерантностью. В Юллясъярви народ надевает лыжные ботинки прямо в отеле, автомобилистам же приходится прыгать на одной ноге вокруг машины. Но мы нашли уютную стояночку рядом с помещением, заставленным диванами и скамейками. Четыре дня мы парковались там и радовались, и только на пятый ко мне выскочил человек, и вручил бумажку, на которой было написано, что это служебная стоянка, и «уберите пожалуйста ваша автомашина». Это был Центр местных спасателей, о чем, вероятно, говорила надпись на стене здания, но она была по фински.
Порадовал финский дизайн – все из прямых линий, а в качестве разнообразия – палки из леса. Но узнаваемо.
Кстати, первый поход в ресторан, изображенный на фото выше, стал и последним. Кухня скучная, кофе жидкий. За меньшую сумму мы покупали кусок оленины, брусничные и морошковые соусы, рукодельное сливочное масло с какими-то загадочными травами и странную желированную хрень, без которой, говорили продавцы, никак не обойтись. Насчет хрени – мы даже не смогли понять, она растительная, или животная, но погоды не испортила. Из всего этого делались две огромных сковороды тушеного мяса, которого хватало всей ораве на два дня.
После дня на склоне и отдыха в коттедже ходили гулять по окрестностям.
Места дикие, лес без вырубок, вдоль дорог многие деревья подсвечены для красоты. Впечатляет.
На деревьях привязаны дуплянки гигантских размеров. Филинов разводят? Судя по размерам, там мог бы и индюк поселиться, если бы в дуплах жил.
По берегам стоят одинокие бани. Летние. Зимой – выскочил из бани, и грянулся об лед, как царевна – лебедь…
Через неделю захотелось чего-нибудь новенького. Вписались в «ночное сафари на снегоходах». Перед поездкой всех переодели в стандартные комбинезоны, балаклавы и варежки, желающим выдали носки и валенки. Провели инструктаж, раздали шлемы и поехали. Снегоходы, Rotax 550, вид имели мирный, но с места рвали как ужаленные, а с кочек вылетали до полного отрыва. Так мы и ехали, пованивая выхлопом и оглашая лес бильярдными звуками от соударения шлемов водителя и пассажира…
Пока не доехали до избушки в лесу. Когда останавливались у избушки, один из снегоходов протаранил снегоход гида. Угадайте национальность водителя.
Внутри избушки – очаг с трубой через центр крыши и лавки вокруг. Здесь наш гид разжег огонь, заварил чай (с травами, вкусный), кофе (традиционно жидкий) и разогрел лепешки. Все поели – попили, послушали набор историй и сказок, рассказанных на очень внятном английском, пофотографировались и поехали домой.
Ветра не было, зато валил снег.
Снегоходные дороги в лесу увешаны такими же дорожными знаками, как и на обычных дорогах – «ограничение скорости», «перекресток», «крутой спуск». На открытых местах попадались снежные «колобки», которые скатал ветер.
Вернулись домой, налили по стакану красного, и тут один из нас произнес: «Удивительно приличное место. Даже за соотечественников ни разу не было стыдно!» Зря он это сказал. На следующее утро мы выходим из гондолы, и видим…
Ну вот, все стало на свои места! Как писал Владимир Семенович: «…Проникновенье наше по планете Особенно заметно вдалеке…»
ПУТЬ ОТТУДА.
Неделя пролетела, пора домой! Выехали рано утром, сразу после границы поселка встретили рэйндира. Он меланхолично шел нам навстречу, по нашей полосе, и не собирался сворачивать. Хозяин!
На фото «точно такой же, только меньше, но другой» (С). Обратный путь шел по тем же дорогам, и был отмечен двумя событиями. Хорошее событие – мы в районе Оулу встретили машину с Саровскими номерами и хозяином. Учитывая, что весь наш экипаж либо живет, либо раньше жил в Сарове, было приятно встретить земляка за 2000 верст от «малой родины». Плохое событие – через 5 минут после выезда коробку - автомат на Слоне (Pajero Sport 2008г.) заклинило на 3-й передаче, и всю дорогу пришлось «соблюдать скоростной режим» не выше 80 км/час. Граница была пересечена за 20 минут до того, как у одного из нас кончилась виза. Успели! За время движения забортная температура поднялась от -25 °С до +2 °С. Финишировали мы под дождем, по мокрому асфальту.
Коробку - автомат через неделю привели в порядок, поэтому от поездки остались исключительно положительные впечатления.
P.S. Через год в Yllas была совершена вторая поездка, о которой можно прочесть в отчете Yllas-2012. Горнолыжная весна и Aurora Borealis.