Простите мне изначально, что это не такая уж уже и недавняя поездка (дело было в апреле 2013 года), но тогда написать об этом здесь я не решилась, писала более сокращенный эконом-вариант для другого сайта. А сейчас, после описания сентябрьской Японии, я вдохновилась донести сюда и Финляндию тоже.
Хоть и прошло 1,5 года, я помню эту поездку как вчера, а мама до сих пор считает, что это самый лучший отпуск, какой только у нее был)).
Нам, в общем-то, сначала непринципиально было куда ехать. Я внезапно обнаружила в ноябре билеты на апрель Южно-Сахалинск- Москва -Южно-Сахалинск за 9 тыс.руб. (это почти 9-и часовой перелет), и поняла, что надо брать и надо ехать.
Мне очень хотелось свозить маму в какие-нибудь северные края. Она желала посмотреть Минск, но не будем же мы 3 недели смотреть Минск (да даже если и с окрестностями...). В связи с наличием прямого авиарейса Минск-Хельсинки следующим этапом у нас легла Финляндия, и раз там уже и рукой подать, то и кусочек Швеции в виде 3-х дней в Стокгольме.
Итак:
07.04. Авиаперелет Минск-Хельсинки. Хельсинки.
08.04. Хельсинки.
09.04. Хельсинки-Куопио.
10.04. Куопио-Оулу (Хаукипудас).
11.04. Оулу-Рованиеми.
12. 04. Рованиеми.
13.04. Рованиеми-Оулу.
14.04. Оулу-Ювяскюля.
15.04. Ювяскюля-Хельсинки. Паром Хельсинки-Стокгольм.
16.04. Стокгольм.
17.04.Стокгольм.
18.04.Стокгольм.
19.04. Авиаперелет Стокгольм-Москва.
Так как машинная часть отпуска занимала бОльшую его часть, этот вопрос меня занимал больше всего. До сих пор не могу понять, как в моей голове завелась мысль об аренде авто. И почему никто из тех, кто был в курсе моих планов, не сказал мне: “Не надо, тебе будет трудно, а может быть ты даже и не сможешь».
Самым страшным казалось то, что у машины будет, о ужас-ужас, ЛЕВЫЙ руль! Я живу в краю праворульных машин, на Сахалине, 5 лет езжу на Toyota Vitz (мааааленькая японская машинка) и ни о чем другом не мечтаю).
Мое знакомство с возможностью управления автомобилем состоялось в возрасте 30 лет, где при посещении курсов вождения в моем чистом мозгу прочно засела мысль, что руль у машины по-умолчанию должен быть справа, и никак не иначе. С большим и честным трудом я сдала экзамен по вождению с шестого раза…
Пределом моих водительских возможностей была местная дорога длиной 80 км (после я полдня отходила от напряжения). А обычно мои загородные выезды ограничиваются 50-ю км летом до моря и обратно. Поэтому в моем желании проехать около 1800 км в чужой стране на чужой машине было только одно рациональное зерно – я себе отвела на это мероприятие неделю.
Ну как-то вот так:
Аренда авто на неделю обошлась в 15 тыс.руб. (потому что: я брала страховку «все включено» как эээ, мягко говоря – не очень уверенный в себе водитель, и машина была с автоматической передачей (ну не умею я ездить на механической и даже не училась никогда, да что уж там – некоторые считают, что я и на автомате не очень-то умею…).
Итого наш бюджет на двоих на эти 13 дней составил примерно:
- 40,0 тыс.руб. — отели (11 ночей);
- 23,0 тыс.руб. - аренда авто (15,0 — сама аренда, 8,0 — бензин);
- 10,0 тыс.руб. - паром Хельсинки-Стокгольм;
- 8,0 тыс.руб. - авиабилеты Минск-Хельсинки;
- 10,0 тыс.руб. - авиабилеты Стокгольм-Москва;
- 13,0 тыс.руб. - виза (да, вот столько это у нас стоит….)
- около 1500 евро брали с собой на остальные текущие расходы и практически полностью потратили (ну, пошоппились, конечно, ну две женщины же))).
Отели заказаны на http://booking.com?aid=325219;, билеты на паром на сайте tallinksilja.com, аренда авто у компании Budget на сайте rentalcars.com (уже после заказа решила почитать отзывы – они были ужасающими…то ли мне так повезло, то ли почти всем так не везло…)
День 1-й.
Минск-Хельсинки.
Хельсинки.
После 5-и дней в снежном в этом апреле Минске мы летим ранним утренним прямым рейсом Белавиа в Хельсинки. Нас в самолете семь человек, что навевает определенные сомнения в популярности данного маршрута. 1,5 часа перелета и мы выходим в другой мир.
На автобусе доезжаем из аэропорта до ж/д вокзала. После фанатично чистого Минска здесь нас встречает жесткий контраст, по привокзальной площади носится мусор, гоняемый ветром.
За 5 минут мы доходим пешком до нашего отеля, располагаемся и движемся на осмотр города. Мама рассказывала потом, что первоначально Хельсинки ей не глянулся, но потом, через несколько часов, лег на душу, как будто так и надо.
В отеле нам дали карту города и брошюру о кольцевом трамвае 3Т/В. Но в этот первый день мы пошли по городу пешком.
Посмотрели красный Успенский кафедральный собор, белый Кафедральный собор на Сенатской площади. Здесь нас настиг интенсивный мокрый снег, что вынудило нас сделать перерыв в прогулках на свежем воздухе и погрузиться в Stokmann.
Еще в Минске я свободно махала рукой «Ой, да мы в Хельсинки пойдем и в Стокманне себе просто все купим»). Ага...во-первых мы очень быстро обезумели от количества магазинов, а во-вторых выяснилось, что цены немного не такие, какими я хотела бы их видеть. В итоге кофточку и курточку я себе выкопала только в рядах с табличками ”sale!”.
Пообедали в цокольном этаже торгового центра Forum, это был наш первый финский обед, размеры порций явились для нас неожиданностью: это было реально полведра супа и полтазика салата.
Продолжили пешеходный осмотр окрестностей. Магазины просто ужасающе огромны. Причем мы заходим в двери с улицы как будто в небольшое помещение, но там все волшебным образом продолжается в огромных масштабах, в том числе и вверх, и вниз.
К вечеру нас настиг снежок с небольшой метелью, поэтому наша гуляльная вечерняя жизнь в этот вечер долго не продлилась.
Вечер мы завершили ужином в ресторане отеля, впервые там попробовав суп с лососем со сливками. Желание съесть это блюдо нас неоднократно преследовало потом (и осуществлялось тоже) все время, проведенное в Финляндии.
День 2-й.
Хельсинки.
Утро обрадовало нас солнцем, отель порадовал нас обильным шведским столом на завтрак, что зарядило нас силами более чем на полдня вперед.
Мы поехали по кругу на трамвае 3B/Т по маршруту которого и находятся основные достопримечательности Хельсинки. Проехав один маленький кружок решили прокатиться еще, не выходя на той же остановке у вокзала (купленные билеты же действуют 1 час). Но что-то пошло не так, трамвай пошел совсем другим путем, это потом уже выяснилось, что ходит он не по кругу, а «восьмеркой»)). Ну, покатались, ведь у нас за все это уплачено).
Но пока солнце нам позволяет, едем по ключевым местам.
Сначала к монументу Сибелиусу. Этакая конструкция из металлических труб, стоя под которой можно издавать звуки и они будут отображаться причудливым эхом. Стоит монумент в большом парке, по которому мы еще красиво погуляли. Поболтали с русской семьей из Питера, они с тремя детьми приехали в аквапарк, их повергло в большое удивление откуда сюда приехали мы).
Далее поехали на том же трамвае на башню Олимпийского стадиона, хотелось обозреть город сверху, я вообще везде люблю забраться повыше и оттуда все посмотреть. Вид с башни вполне впечатлителен, это без сомнений и возражений, но верхняя открытая площадка закрыта решеткой, что ощущение простора, высоты и широты обзора несколько убавляет (кстати, с таким же вариантом столкнулись потом на телебашне в Стокгольме).
Дальше – к церкви в скале. Ну тут вообще кругом были русские, и целый автобус туристов, и такие же ничейные как мы. Видимо, это у всех одинаково обязательный пункт программы. Тихо-мирно посидели, послушали орган.
И обязательно, конечно же, нам надо было поехать на Суоменлинну.
Паром доставляем нас к крепости минут за 15, и мы идем вглубь по крупным камням мостовой. Пьем кофе с пирожными в одном из кафе, проходим всякие разные варианты оставшихся строений: и толстые стены, и всякие темные застенки. Ходим всяко-разно и вдоль и поперек, выходим на высокий берег, тут нас настигает настоящий север, до горизонта простирается холодное даже на вид море, нас сдувает…поэтому эта часть прогулки продолжается недолго.
В неприметной дверке одной из крепостных стен обнаружился туалет. Ну, туалет и туалет. Но во-первых, помещение с обогревом (согласно сезону), а во-вторых, в нем присутствует такой набор благ цивилизации, который не в каждом фешенебельном российском встретишь, вплоть до детского горшка, пеленального столика и оборудования для людей с ограниченными возможностями.
Возвращаемся на пароме обратно, на рыночной площади расставлены крытые небольшие кафе на несколько мест, тут же все готовят, жарят, варят и тут же едят, съедаем свежей жареной рыбки.
Идем в пешеходный путь в нашу строну к вокзалу, но тут молниеносно меняется погода. То, что это все происходит буквально в один момент, мы поняли еще вчера. И вот сейчас только что светило солнце, а через пять минут холодные ветер уже несет снежные вихри.
Пережидаем самый пик непогоды в кафе за чашечками кофе и через еще несколько магазинов возвращаемся домой.
День 3-й.
Хельсинки-Куопио.
Фотографий этого дня у меня нет...
Мне вообще долго время этот день вспоминать было трудно, да я вообще многого из него не помню, себя в нем – в том числе …
В 9-30 утра в центре Хельсинки в прокатной фирме мне выкатили машину из гаража. Я бронировала Opel Astra, подразумевался класс «компакт». Этот компакт оказался чуть ли не в 2 раза длиннее чем моя машина.
Не смейтесь (те, для кого это не имеет значения), но я весьма привязана к ощущению себя в своем авто и ни на чем другом ездить не пробовала). Но надо было садиться и ехать.
Начало было ну просто грандиозным - при попытке движения замигала и запищала какая-то красная лампочка, мы проверили двери, проверили ремни. Отъехав 10 метров от офиса я вышла и пошла обратно спросить про мигающий rad lamp.
Вышла девушка менеджер, сняла мне машину с ручника и сказала «ок, бай-бай» (нуууу как-то не доводилось мне пользоваться ручником в повседневной своей жизни). Мне было страшно обернуться, казалось, что они сейчас всем офисом выйдут посмотреть, куда и как Оно вообще собралось пытаться ехать. Не знаю, я на их месте таким вообще не давала бы никуда нафиг ехать...
Я моментально сбилась с проложенного навигатором пути буквально на втором же перекрестке (где несколько улиц расходятся хаотично от маленького кольца, и как бэээээ не сразу понятно что из них прямо, а что из них второй съезд).
Помню, что просила маму смотреть, чтобы я не задавила правым боком никакие другие машины, потому что я совершенно не ощущаю где они находятся. Несколько раз дергала дворники вместо поворотников, после примерно пятого раза это прошло. А потом много-много раз левая рука машинально тянулась к переключению передачи, я кажется ни разу с первого раза так и взялась за нее осознанно правой.
Каким-то образом все таки выехав из города, еще пару раз заблудились… Еще час в Микелли ушел на поиски Huolto (автосервис) – это слово теперь навсегда останется со мной). В машине зажглась надпись на финском языке, вещающая о чем-то вроде необходимости замены масла.
Переговоры о местонахождении Хуолто я безуспешно вела на ближайшей заправке (с просьбой показать это нужное мне место в навигаторе), на парковке дальнобойщиков (с просьбой показать на большой карте не стенде – водители говорили только на финском, договориться о взаимопонимании друг друга как-то не удалось).
Во все-таки найденном мной бооооольшом сервисе около заправки ABC мне попался таки менеджер, который смог понять зачатки моего английского, приобретение навыков которого закончилось в средней школе 17 лет назад.
Мало того, листая книжку из бардачка и смотря в циферки пробега, он еще смог мне доходчиво объяснить все, что стоило мне понять.
В Куопио мы приехали в шестом часу вечера. Надо сказать, конечно провели часа полтора в ресторане заправки ABC, да и так много просто останавливались по пути. Но мне казалось, что этому дню просто не будет конца.
Когда в Куопио я вышла из машины – у меня качалась земля под ногами и небо над головой. В отеле я впала в глубокий транс от мыслей – а что, если дальше будет также долго-трудно-тяжело? Нее, дальше было однозначно легче. Еще бы, после первых-то 380 км…
Тем не менее, хотелось посмотреть то, что мы хотели увидеть в Куопио – башню Пуйо. В отеле выяснили, что она уже закрыта в это время. Дошли пешком до центра, нашли едальню, работающую до 11 вечера, вернулись обратно на автобусе. Машинко спала на парковке.