Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Кредитные и дебетовые карты в путешествии. Какие деньги брать в путешествие, тревел чеки. Оплата услуг и товаров за границей картами российских банков, где сейчас житель России может открыть счет в банке и оформить банковские карты вне России.

Сейчас этот форум просматривают: Alexey3030, Thass и гости: 6

Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2221

Сообщение zerokol » 30 мар 2020, 22:54

Как вернуть деньги при банкротстве авиакомпании, турагента, отмене рейсов (когда авиакомпания не хочет возвращать деньги, а предлагает либо перенос, либо некий ваучер) итд.
В туриндустрии, при покупке билетов, бронировании отелей, покупке путевок, в силу невещественного характера продукции, и в силу специфики ценообразования, высока доля предварительной покупки билетов, в связи с чем возникает риск банкротства авиакомпании, отмена рейса итд - что случилось массово в настоящее время. К сожалению, в РФ, в силу "дикости" рынка, к этому добавляется и риск банкротства агента, что показывали примеры разного рода закрывшихся продавцов билетов.

На более развитых рынках, уже выработаны средства защиты покупателей, и основное из них - это charge back по банковской карте. Стоит понимать, что только оплата по банковской карте в РФ дает какую-то защиту платежа в случае банкротства контрагента, а все прочие виды оплаты, типа яндекс денег, киви кошелька, оплаты наличными, через терминалы, оплаты в Связном, Евросети итд - такой защиты не дают.
Суть charge back в следующем - вы заполняете специальную форму в своем банке, выдавшем вам кредитную карту, в которой вы сообщаете что услуга вам не была оказана. Далее банк по каналам платежной системы (VISA, Mastercard, AMEX) подает требование на возврат денег в процессинговый банк контрагента (банк эквайер, тот банк что принимает/принимал платежи по кредиткам у той компании что вы покупали билеты), и в случае отсутствия доказательств у продавца что товар поставлен/услуга оказана, банк эквайер возмещает уплаченные деньги вашему банку, а он, в свою очередь, возвращает их вам. В теории, банк эквайер может отказаться возмещать платеж, но это ведет либо к банкротству банка, либо к его исключению из платежной системы, что недалеко от банкротства.

К сожалению, "маринки", сидящие в офисах наших банков, часто не обладают пониманием этого процесса, и соответственно любят рассказывать про то, что деньги вернуть нельзя.
Слушать их не стоит, а стоит сдать заявление, под роспись, с датой принятия, и периодически дергать банк.

Данная схема работала ранее вполне нормально, но непонятно, будет ли она нормально работать в нынешнее время, ибо эпидемия коронавируса это все таки форс-мажор.

По результатам отписываемся тут: Статистика по чарджбэку (опротестование транзакции по карте) в период пандемии коронавируса

Аватара пользователя
zerokol
Старожил
 
Сообщения: 45086
Регистрация: 17.06.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 405 раз.
Поблагодарили: 3372 раз.
Возраст: 45
Страны: 88
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2222

Сообщение arba1234 » 03 фев 2021, 23:23

LA77 писал(а) 31 янв 2021, 21:18:Я ,конечно, благодарна , что по одному проживанию получила деньги обратно на карту; но понять не могу - чем одна моя претензия отличается от другой .

BelieveInluck!!! писал(а) 31 янв 2021, 20:27:А я много раз здесь спрашиваю, как другим банки возвращают чарджбэк? Авиакомпания та же , что и у меня, которая рейсы не отменила? От чего это зависит, от менеджера который обрабатывает заявку и сегодня проснулся не в настроение ?

Это может зависеть от следующего:
1. Вы можете быть нужны банку как старый или как выгодный или как статусный клиент, поэтому он чардж в Вашем случае инициирует, даже если оснований недостаточно.
2.В претензионном отделе может быть перегрузка и всем отделениям скинули указивку "уменьшить поток".
3. На инициированный банком не совсем корректный чардж может просто не прийти возражения от продавца (проспали) и в этом случае деньги вернутся даже при недостаточных основаниях.
Но нужно понимать, что с точки зрения закона - инициировать чардж в описанном случае право , но не обязанность банка., так что пробовать стоит ,но осуждать за отказ оснований нет.
arba1234
почетный путешественник
 
Сообщения: 2956
Регистрация: 25.10.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 258 раз.
Поблагодарили: 247 раз.
Возраст: 104
Страны: 70

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2223

Сообщение senator » 04 фев 2021, 08:37

arbat2257 писал(а) 03 фев 2021, 23:23: с точки зрения закона - инициировать чардж в описанном случае право , но не обязанность банка.
Это обязательство банка перед платежной системой.
Аватара пользователя
senator
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 32297
Регистрация: 23.04.2008
Город: Украина, Винница
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 4123 раз.
Возраст: 57
Страны: 22
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2224

Сообщение Pedalkin » 04 фев 2021, 09:05

senator писал(а) 04 фев 2021, 08:37:Это обязательство банка перед платежной системой.

И каким образом клиент может заставить банк выполнить это обязательство?
Pedalkin
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 11.04.2014
Город: Сергиев Посад
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 52

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2225

Сообщение basist » 04 фев 2021, 18:47

senator писал(а) 04 фев 2021, 08:37:Это обязательство банка перед платежной системой.

А перед клиентом?
Аватара пользователя
basist
почетный путешественник
 
Сообщения: 4303
Регистрация: 13.09.2013
Город: Елец
Благодарил (а): 148 раз.
Поблагодарили: 528 раз.
Возраст: 62
Страны: 18
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2226

Сообщение Jrik » 04 фев 2021, 19:23

basist писал(а) 04 фев 2021, 18:47:А перед клиентом?


Завсит от страны.
В РФ закон прямо и явно запрещает банкам вмешиваться в отношения между платильщиком (владельцем карты) и юр.лицом (кому платят по карте)
В законе РФ прямо сказанно - что если у платильщика и получателя есть разногласия и в чем-то они не смогли договориться - решать они разногласия должны в суде. И суд решит, кто прав, кто нет, и куда вернуть деньги.
Банк не имеет права сам решать кто прав, кто виноват и что-то делать с переводами и деньгами.
Это в РФ в законе
Поэтому чарджбек в РФ это некое право, которое может быть, а может и нет (так как закон вообщем-то его запрещает)

У визы и МС разные правила в каждой стране (правила прогибают под местные законы)

В других странах все по разному, где-то это строгая объазанность банка.
Аватара пользователя
Jrik
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6625
Регистрация: 26.07.2008
Город: Волгоград/Москва
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 579 раз.
Возраст: 43
Страны: 152
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2227

Сообщение arba1234 » 04 фев 2021, 20:32

Jrik писал(а) 04 фев 2021, 19:23:В РФ закон прямо и явно запрещает банкам вмешиваться в отношения между платильщиком (владельцем карты) и юр.лицом (кому платят по карте)
В законе РФ прямо сказанно - что если у платильщика и получателя есть разногласия и в чем-то они не смогли договориться - решать они разногласия должны в суде. И суд решит, кто прав, кто нет, и куда вернуть деньги.
Банк не имеет права сам решать кто прав, кто виноват и что-то делать с переводами и деньгами.
Это в РФ в законе

По моему мнению такого в законах РФ нет. Если я ошибаюсь киньте пож ссылку на нормативку.
Проблема в том, что в базовом 161 ФЗ чардж как обязанность банка отдельно не прописан (как нет его упоминания в связке с клиентами ФЛ и в нормативных актах ЦБ). А то, что не прописано в фед законодательстве является предметом договорных отношений между сторонами договора (в этом случае между банком и картхолдером). Банк договора являются публичными (то есть одинаковыми для всех клиентов) составляются банками самостоятельно и обязательств банка перед холдерами в части чарджа не содержат.
arba1234
почетный путешественник
 
Сообщения: 2956
Регистрация: 25.10.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 258 раз.
Поблагодарили: 247 раз.
Возраст: 104
Страны: 70

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2228

Сообщение Sharkon71 » 04 фев 2021, 20:51

Хочу поделиться собственным опытом. Купили билеты из Тайпея в Сеул в ноябре 2020г. Авиакомпания SCOOT… Билеты оплатили картой «Кукуруза» ещё в январе 2020. Само собой невозвратные. Начиная с сентября начал им писать, что поездка не состоится по причине коронавируса. На все мои письма была одна отписка: «мы летаем, ваш рейс не отменён, деньги не вернём». В ноябре позвонил в тех. поддержку «Кукурузы». Посоветовали заполнить электронное заявление. В заявлении написал, что это заявление на chargeback. Через месяц пришёл ответ: ваше заявление отклонено, но если вы не согласны, заполните ещё одно заявление на английском. И вот ещё через 1,5 месяца, деньги вернули на карту!!! В пояснении было написано: возврат от МастерКард. Правда оплата была в рублях, а доллар за год вырос, но и это победа! Желаю всем не лениться, а писать, доказывать, и добиваться своего!
Аватара пользователя
Sharkon71
полноправный участник
 
Сообщения: 346
Регистрация: 12.11.2015
Город: Краснодар
Благодарил (а): 209 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 54
Страны: 157
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2229

Сообщение BelieveInluck!!! » 04 фев 2021, 20:57

Sharkon71 писал(а) 04 фев 2021, 20:51:И вот ещё через 1,5 месяца, деньги вернули на карту!!!

Что и требовалось доказать! Главное чтоб банк инициировал подачу на чарджбэк, а платежная система в нынешней ситуации всем возвращает , отменен рейс или нет.
BelieveInluck!!!
полноправный участник
 
Сообщения: 226
Регистрация: 11.06.2019
Город: Москва
Благодарил (а): 103 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Возраст: 42
Пол: Женский

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2230

Сообщение Sharkon71 » 04 фев 2021, 21:01

BelieveInluck!!! писал(а) 04 фев 2021, 20:57:Что и требовалось доказать! Главное чтоб банк инициировал подачу на чарджбэк, а платежная система в нынешней ситуации всем возвращает , отменен рейс или нет.


Правда долго пришлось сотрудникам кол центра по телефону объяснять, что я от них хочу...
Аватара пользователя
Sharkon71
полноправный участник
 
Сообщения: 346
Регистрация: 12.11.2015
Город: Краснодар
Благодарил (а): 209 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 54
Страны: 157
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2231

Сообщение BelieveInluck!!! » 04 фев 2021, 21:04

Sharkon71, а вы заявление он-лайн заполнили или в банке подавали?
BelieveInluck!!!
полноправный участник
 
Сообщения: 226
Регистрация: 11.06.2019
Город: Москва
Благодарил (а): 103 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Возраст: 42
Пол: Женский

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2232

Сообщение merial » 04 фев 2021, 21:06

BelieveInluck!!! писал(а) 04 фев 2021, 20:57:платежная система в нынешней ситуации всем возвращает , отменен рейс или нет

Это далеко не так.
Помогаю тем, кому делать нечего...
Аватара пользователя
merial
Старожил
 
Сообщения: 52482
Регистрация: 18.04.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 286 раз.
Поблагодарили: 7097 раз.
Возраст: 50
Страны: 38
Отчеты: 4

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2233

Сообщение Jrik » 04 фев 2021, 21:16

arbat2257 писал(а) 04 фев 2021, 20:32:По моему мнению такого в законах РФ нет. Если я ошибаюсь киньте пож ссылку на нормативку.


В соответствии с п. 1.25. Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

Проблема возникла не по вине банка (клиент сам добровольно оплатил картой)
Далее если есть разногласия в договорных отношениях - то ЦБ РФ прямо укзаывает решать их в суде.

Но пока банки воспринимаю это как рекомендацию и реально подают на чарджебек

Вообще в РФ достаточно забавная ситуация в 2020 году, в соседней ветке есть забаные примеры

1) Клиент подал в суд на ак, просьба вернуть деньги из-за отмены рейса, суд однозачно и явно принял решение - деньги возвращать не надо (А суд в РФ высшая инстранция, его решения окончательные как бы, нарушать их нельзя) и суд принял решение, в рамках спора клиента и авиокомпании - деньги вернут через 3 года (а сейчас только сертификаты)
2) Далее этот же клиен подает на ЧБ и возвращает деньги по этой проблеме. ТО есть деньги возвращают вопреки рещению суда РФ, который решил их возвращать не надо

Так вот работают законы в РФ ))
Поэтому положение ЦБ игнорируется (да и решения суда игнорируются, что тут говорить)
Аватара пользователя
Jrik
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6625
Регистрация: 26.07.2008
Город: Волгоград/Москва
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 579 раз.
Возраст: 43
Страны: 152
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2234

Сообщение arba1234 » 04 фев 2021, 22:04

Jrik писал(а) 04 фев 2021, 21:16:В соответствии с п. 1.25. Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

Платеж за товары или услуги при помощи карты- это не "перевод". Чардж к переводам (за исключением очень ограниченного круга специфических ситуаций) действительно не применим.
Jrik писал(а) 04 фев 2021, 21:16:2) Далее этот же клиен подает на ЧБ и возвращает деньги по этой проблеме. ТО есть деньги возвращают вопреки рещению суда РФ, который решил их возвращать не надо

Так вот работают законы в РФ ))

Вы не понимаете КАК работает чардж бэк- это особый механизм взаимодействия банков (банка-эквайера и банка эмитента карты и МПС). Все стороны этой системы согласились в её правилами. Для осуществления чарджа наличие судебного спора значения не имеет. Предполагаю, что в упомянутом Вами случае либо продавец, либо банк эквайер просто пропустил запрос и не подал в МПС возражение.
Последний раз редактировалось Гость 04 фев 2021, 22:22, всего редактировалось 2 раз(а).
Причина: поправил цитирование
arba1234
почетный путешественник
 
Сообщения: 2956
Регистрация: 25.10.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 258 раз.
Поблагодарили: 247 раз.
Возраст: 104
Страны: 70

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2235

Сообщение Chami Li » 04 фев 2021, 22:11

arbat2257 писал(а) 04 фев 2021, 22:04:Платеж за товары или услуги при помощи карты- это не "перевод".

Чарджбэк (опротестование транзакции по карте) во время коронавируса.

Про суды и законы давайте не в этой теме, ага.
Последний раз редактировалось Chami Li 04 фев 2021, 22:13, всего редактировалось 1 раз.
Chami Li
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 8897
Регистрация: 07.08.2013
Город: Симферополь
Благодарил (а): 118 раз.
Поблагодарили: 2118 раз.
Возраст: 42
Страны: 56
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2236

Сообщение Sharkon71 » 04 фев 2021, 22:13

BelieveInluck!!! писал(а) 04 фев 2021, 21:04:а вы заявление он-лайн заполнили или в банке подавали?


У "Кукурузы" нет банка, всё онлайн.
Аватара пользователя
Sharkon71
полноправный участник
 
Сообщения: 346
Регистрация: 12.11.2015
Город: Краснодар
Благодарил (а): 209 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Возраст: 54
Страны: 157
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2237

Сообщение АндрейМк » 05 фев 2021, 10:22

BelieveInluck!!! писал(а) 04 фев 2021, 20:57:а платежная система в нынешней ситуации всем возвращает , отменен рейс или нет.

Не стоит выдавать желаемое за действительное. Платежные системы выдали разъяснение, где рекомендуют банкам просить клиентов решать вопросы возврата напрямую с торговыми точками, прежде чем оспаривать транзакцию, и в них точно нет указаний возвращать все и всем, даже если торговая точка не отказывает в предоставлении услуги.
"Нынешняя ситуация" ни чем не отличается от какой-либо иной ситуации - "невозвратный" означает именно невозвратный независимо от причин. Возврат в таких случаях возможен только, если продавец услуги/товара не может предоставить соответствующий товар или услугу. Продавец не обязан страховать Ваши риски того, что Вы можете не воспользоваться товаром или услугой. В тех случаях, когда торговая точка возвращает деньги, несмотря на недобросовестность потребителя, скорей всего сработало то, что продавец "забил" на оспаривание чарджбэка.
АндрейМк
почетный путешественник
 
Сообщения: 2014
Регистрация: 30.10.2013
Город: Киев
Благодарил (а): 67 раз.
Поблагодарили: 370 раз.
Возраст: 46
Страны: 29
Пол: Мужской

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2238

Сообщение Юлииия76 » 09 фев 2021, 11:54

Вношу свою лепту в статистику. Были билеты, купленные картой мир Сбербанка в тиват 20.02.2020 на апрель 2020 г. через озон тревел у АК монтенегро эйрлайнс. Рейс отменили, с 25.12.2020 авиакомпания объявила о несостоятельности и отмене рейсов. Посредник озон тревел 2 раза отказал в возврате денег ( в мае 2020, предложив ваучер и в январе 2021) . 26.01. 2021 написала заявление в Сбербанк, 09.02.2021 перечислили деньги в полном объёме.
Юлииия76
новичок
 
Сообщения: 3
Регистрация: 26.01.2021
Город: Ярославль
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 46
Пол: Женский

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2239

Сообщение arba1234 » 09 фев 2021, 12:42

Юлииия76 писал(а) 09 фев 2021, 11:54:Вношу свою лепту в статистику. Были билеты, купленные картой мир Сбербанка в тиват 20.02.2020 на апрель 2020 г. через озон тревел у АК монтенегро эйрлайнс. Рейс отменили, с 25.12.2020 авиакомпания объявила о несостоятельности и отмене рейсов. Посредник озон тревел 2 раза отказал в возврате денег ( в мае 2020, предложив ваучер и в январе 2021) . 26.01. 2021 написала заявление в Сбербанк, 09.02.2021 перечислили деньги в полном объёме.

Очень рад что Вам удалось вернуть деньги , но описанная Вами ситуация очень не похожа на чарджбэк (и по срокам возврат -14 календ дней и по срокам обращения за чарджем -9 мес с момента планового оказания услуги). Может быть у Вас была какая-нибудь страховка по карте, или Вы ранее уже обращались за возвратом в банк, а сейчас просто возобновили запрос?
arba1234
почетный путешественник
 
Сообщения: 2956
Регистрация: 25.10.2018
Город: Москва
Благодарил (а): 258 раз.
Поблагодарили: 247 раз.
Возраст: 104
Страны: 70

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2240

Сообщение Юлииия76 » 09 фев 2021, 13:00

arbat2257, Нет. Страховки не было. Ранее не обращалась. Банк сказал, что ответит до12.02.2021, но ответил раньше . Сама приятно удивлена.
Юлииия76
новичок
 
Сообщения: 3
Регистрация: 26.01.2021
Город: Ярославль
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 46
Пол: Женский

Re: Чарджбэк - опротестование транзакции по карте и возврат денег

Сообщение: #2241

Сообщение elenavk63 » 10 фев 2021, 15:55

Для статистики - банк Открытие, возврат средств за отмененный рейс Эйр Сербия от 28 марта 2020. Сначала был навязан ваучер, через банк запустила процедуру по мастер кард, долго валандались, с октября по январь 2021. Деньги вернулись.
Аватара пользователя
elenavk63
участник
 
Сообщения: 191
Регистрация: 17.01.2017
Город: Кострома
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 24 раз.
Возраст: 62
Страны: 26
Отчеты: 1
Пол: Женский

Пред.След.



Список форумовАвиабилеты, Аренда авто, Мили, Паспорта, Страховки, ДеньгиБанковские карты, счета и денежные переводы для путешествий



Включить мобильный стиль