Идея поездки – обзорая по Норвегии. Способ передвижения – собственное авто. Контингент – папа, мама и малыш 2,5 года.
Собственно с контингентом была связана определенная трудность в составлении маршрута. Я – алкаш и любитель гор. Жена моя, Ирина, тоже не против природы. Но и радости цивилизации очень и очень приемлет. Сынок, Лев, в своих желаниях не отличается от своих ровесников. КрасОты природы – пока не его приоритет.
Кроме избрания точек, необходимых к посещению, нужно было так составить маршрут, чтобы ритм передвижения был примерно такой: утром короткая перебежка куда-то, где мы гуляем. Потом обед, и после него часа 2-3 переезд к следующему месту, пока Лев дрыхнет. Потом опять прогулки с ужином, после которого легко переносилось еще часа 2 езды.
Понятно, что такой ритм не предполагал гонок. Все должно было происходить неспешно, всем в удовольствие с чередованием природы, городов, интересностей для детей. Мне показалось, что вышло достаточно гармонично. По крайней мере, ни сын, ни жена, ни разу не жаловались на скуку, домой не просились.
Но чтобы так «по чуть-чуть» катиться, нужно было сначала куда-нибудь быстро добраться. Пока были свежие силы, мы так и сделали. Выехав из Калининграда 09 июня утром добрались до Таллинна, где славно попьянствовали. 10 июня переправились на пароме в Хельсинки, где поддержали наших в футбольном противостоянии. 11 июня стартовали прямо на север, и утром 12 июня въехали в Норвегию по 93 дороге.
Бросок на север был завершен, дальше «по чуть-чуть».
12 июня (Каутокейно - Альта)
Первый городок на нашем пути – Каутокейно, один из двух центров норвежских саамов. 2000 жителей, из них 85% - саамы. На улице реально можно встретить народ в национальной одежде. Не для кого, просто так одеваются:
Потом уже в местном маленьком музее отметил точно такой же наряд, что на фотографии. Может взяла поносить?
Во дворах домов можно повсюду увидеть чумы разных размеров. Вот один в процессе строительства:
Час потратив на Каутокейно, двинулись в Альту, где и собирались ночевать. Но предварительно по плану было посещение музея наскальных рисунков, сделанных от 6 до 2 тысяч лет назад. Интересно было сравнить эти рисунки крайнего севера с аналогами крайнего юга, которые я наблюдал в Патагонии. Мой рисунок, потому сворую с другой темы. Вот он, патагонский вариант:
А теперь севернонорвежский того же времени:
Мне кажется есть отличие все же.
Вообще, хочу напомнить, что наскальные изображения (петроглифы) в Альте были занесены в список ЮНЕСКО. Всего их найдено примерно 4000, расположены они на 60 участках, котырые поделены на 4 территории. Наибольшая – Йемерлюфт, которая и открыта к посещению.
Йемерлюфт лежит у конца Альтафьерда, с прекрасным видом на невысокие заснеженные горы:
Благодаря тому, что в Альте частыми гостями являются мурманчане, при входе в музей можно получить путеводитель на русском языке, который подробненько разъясняет трактовку рисунков.
Подводя итог, скажу, что провели там пару ненапряжных часов, а потому рекомендую.
13 июня (Альта - Книвскъелоден)
В этот день мы должны были проехать по туннелю под Баренцовым морем, попасть на остров Магеройа, пройти пешочком до реальной самой северной точки европейского континента – Книвскъелоден, а затем посетить раскрученный для туристов псевдо «самый север» - Нордкапп.
День выдался замечательным, солнечным, не в пример предыдущему. Дорога лежала вдоль берега неизвестного мне фьорда Баренцева моря, вода которого была нереально синяя для северных широт.
И правильно подмечают все, что цвет воды в норвежских водоемах имеет огромное количество оттенков. Подтверждаю. И чуть позже покажу, как поменялось тоже Баренцево море.
Проехав туннель, останавливаемся. Лева стал гонять оленей, коих здесь огромное количество
Но хочу признаться, что облик северного оленя поблек после Норвегии.
Помнится, катались мы в финской Лапландии на лыжах. Жили в домиках практически в лесу. И как-то просыпаясь, увидели в окне в 5 метрах от дома на фоне утренней зари красавца-оленя с богатой короной на темечке. Любовались, фотографировали.
Именно к такому готовил я жену и сына. Мол будем встречать по дороге горделивых зверей. А оказалось, что северный олень там, на Магерое, как у нас корова. Ходит, одомашненный, стадами. Колокольчики на шее. Двухлетний малыш повергает стадо в ужас и вот олени уже несутся, испуганные, как пред концом света.
Однако, вперед за мной к самой северной точке. Именно про нее я хочу рассказать особо, как про одно из самых ярких впечатлений от поездки вообще. Я не сомневаюсь, что многие там были, но почему-то я не встречал восторга в отчетах о ней, этой точки. По мне так несправедливо. Впрочем, в этом отчете я еще не раз выдвину суждения, расходящиеся с мнениями, принятыми на форуме. Потом.
Движение от туннеля началось по мосту среди очень красочных мест:
Проезжаем центр острова – город Хенигсваг. Завтра рано утром мы стратуем отсюда на знаменитом пароме Хуртигрутен. Сейчас же проскакиваем, еле бросив взгляд на гавань, несемся вверх по дороге, чтобы проехав еще 20 км, поднявшись на высоту 300 метров, остановиться в 6 км от Нордкаппа. Здесь стоянка, стоит машин 5. Нелюдно.
На небе уже не та благодать. Тучи солнце закрыли. Вылезаем из машины. Да уж, 300 метров высоты там, на крайнем севере, - это довольно серьезно. Нас ошарашил холодный ветер. И серьезно. Настолько, что единственный раз за поездку пришлось одеть и кофту-виндблок, и куртку гортекс.
Решаем, что к морю ни Ира, ни Лева не пойдут, так как там может быть еще холоднее. А я вперед – быстрым шагом.
В одну сторону – 9000 метров.
Постепенно спускаюсь вниз до уровня моря. И происходит для меня удивительная вещь. Всегда, когда я собираюсь в какой-нибудь трек, то я беру с собой вещи теплее, чем те в которые я одет, потому что цель трека всегда – верхняя точка. А значит должно быть холоднее, чем внизу.
А сейчас произошло обратное. Спустившись до уровня моря, я вернулся к отличной, приятной погоде. Солнце все также не видно за дымкой, но температура почти идеальная, легкий ветерок ласкает лицо. Иду вдоль бухты, вижу скалу Нордкаппа, ищу Книвскъелоден, т.е. самый север. Судя по навигатору, еще где-то километр. Выглядит все примерно так
Благодать. Постепенно совсем разморило, скорость никакая, кофту снял, оставил только куртку гортекс. На ногах штаны гортекс. Обувь – тоже гортекс. Спасибо тебе, технология гортекс.
Думаете с ума я сошел?
Посмотрите на фотку с видом на Нордкапп.
Видите отполированные илом плиты диагонально уходя в море. А я шел в 4 метрах от берега. Новый цвет воды ласкал взор. И вдруг земля уходит из под ног. Поскользнулся, падаю. Поскользнулся, потому что сюда добирались волны, и плита скользкая, как лед. Падаю, потому что не умею стоять на диагональной скользкой поверхности.
Однако, я не просто теперь буквально на панели. Я еще и стремительно еду по ней в море. Четыре метра скольжения, и я по пояс в воде. И слава тебе, маленькая трещинка, за которую я умудрился ухватиться пальцами в последний момент.
Итак я наполовину в море, а за спиной еще рюкзак, а в рюкзаке кроме всего - камера. Хочется ее не замочить. Она же без гортекса.. Тут накатывает волна. Разбившись о камни она с силой тащит меня назад, и я понимаю, что море в состоянии отлива. А это значит, что если я потеряю опору, то унесет меня, к чертям собачим, от берега.
Судорожно делаю движение ногой, пытаюсь закинуть ее на камень. Но скользит она и срывается вновь обратно. Накатывает следующая волна и еще одна.
Осознав, что ноги мне не помогут, молюсь за крепость пальцев. И как скалолаз, выискивая мелкие зацепки, подтягиваясь на них, начинаю ползти по панели. Несколько движений, и уже колени на суше. Очередная волна практически не оказывает утаскивающего эффекта.
Еще два перехвата, и я полностью лежу на камне. Но еще очень мокро вокруг, поэтому продолжаю ползти на брюхе, хватаясь пальцами. Но уже без опаски. Выполз я из этой блевотины.
Ну, и теперь понятно, почему я славил гортэкс. Попав в воду, я практически не промок. Через несколько минут ветер высушил внешнюю поверхность одежды, и все стало, как было. Как будто и не было той минуты в море. И только мой мозг вдруг осознал, что я мог глупо сгинуть, а потому стал я держаться далеко от воды, как собственно и предлагали маркировки на камнях – красная буква «Т».
Но есть один плюс. Можно сказать, что я искупался в Северном Ледовитом океане. А вы можете этим похвастаться?
Оставшееся расстояние дотопал без приключений. И вот она отметка в виде детского шарика на фоне Нордкаппа
Очень хочется язык показать этой скале. Мол не ты-то северный. Я вот здесь, севернее. А, если серьезно, то ощущение мощное. Оставьте Трольтунги разные, а тем более Кьераги. О них позже и без восторга.
Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Я стоял ни на одной вершине около 6000. Смотрел вниз, счастливый. Так это примерно тоже. Добраться сюда, конечно же, несравнимо проще. Но кайф похожий.
Уселся я у шарика и вкушал в одиночестве момент самый северный. И смотрел тупо на волны, которые меня недавно хотели проглотить.
А потом представьте: напичканный этой энергией, побежал назад. Дорога вверх, а я трусцой. И так первые два километра. Но дорога вверх, так что запыхался километра через два. Спешился.
Погода, к слову, стала возвращаться в свое холодное состояние с каждой десяткой метров вверх. И у машины вновь пронизывающий ветер, вновь некомфортно.
После такого драйва ехать на туристический Нордкапп не было никакого желания. А у жены не было охоты вылезать из машины. Левик же ваще смотрел мультики, и мир был ему параллелен.
Поэтому дружно согласились на то, что пора и на ночевку. Тем более, что назавтра надо было быть на пароме Хуртигрутен.
И тут я должен с чистым сердцем порекомендовать кэмпинг – «Kirkeporten Camping».
Что, у въезда к селению Skarsvag
Настоящее северное гостеприимство. Уютная теплая кухня. Можно самому готовить, могут и угостить за приемлимые деньги. Быстрый бесплатный WiFi. Душ тоже бесплатный, мойся сколько хочешь.
И, знаете, тепло. Время 11 часов, но солнце довольно высоко над горизонтом, греет. Градусов 12.
Вообщем, самые приятные ощущения от этого вечера и от этого места.
Единственное – здесь не приняли кредитную карту. Ну, сломался аппарат у них. Упомянул я об этом лишь потому, что где-то встречал предупреждения, что надо иметь с собой много кэша. Я и наменял аж больше 10000. Положил их в НЗ, сую везде кредитку. Так вот в середине путешествия я вдруг осознал, что сумма НЗ практически не меняется. Стал судорожно тратить наличные, теперь уже позабыв про карточку. Еле успел, последние 500 отдал на заправке перед шведской границей. Так что мой опыт говорит – «нет в Норвегии проблем с оплатой кредитными картами».