...Звонит будильник. 3:45 утра. В Москве 23:45. Осознание своего местонахождения приходит не сразу. Абсолютно темно.
Лес наполнен оркестром звуков и за ними тишина. Ты один среди них. Под одеялом тепло, вставать в холод не хочется.
Холодно бритой голове. Градусов 12. Возникает внутренняя борьба. Хочется придумать причину по которой вставать не надо.
Разумных причин не вставать не находится. Холодный бодрящий душ. Накручивание тивона. Шапка, носки, тёплая накидка - на медитации это можно.
Когда пойдём собирать еду, все это придется оставить. Пока можно идти в шлёпанцах. Фонарик освещает дорогу. В темноте можно наступить на скорпиона или змею.
Большая просторная сала. Моё место на золотом коврике среди монахов. При входе три поклона в знак уважения Будде, Дхамме, Сангхе.
Саманены (послушники) сидят чуть дальше от алтаря за монахами. Их видно по отсутствию сангкати через плечо.
Миряне, обычно в белом, сидят ещё дальше. Мужчины и женщины отдельно. В лесу они бывают редко.
4:15. Пхра Сучарт - настоятель лесного храма, зажигает свечи и благовонные палочки.
На опоздавших не обращает никакого внимания.
Все совершают три поклона в сторону Будды и еще три в сторону Учителя, чья фотография стоит там же.
Монах берет микрофон и начинает читать ...
ИМЕНА САКАРЕНА БУТТАНГ АБИПУЧАЯМА ...
(Своим заявлением я проявляю уважение к Будде...)
............
Это на языке пали. Но смысл мантр понимают немногие. Просто произносят звуки.
Возможно в оригинале они несколько иначе, не знаю.
В тайской транскрипции это звучит так.
Все в сале читают вместе с ним. Кто-то пользуется специальной книгой, кто-то читает по памяти.
Первые 5-7 минут, при чтении определенных мантр, все мужчины и я сидим на пальцах ног.
Достаточно быстро пальцы начинают болеть. С непривычки это становится отдельным испытанием.
Наконец можно сесть удобно, загнув одну ногу на левый или на правый бок.
От сидения боком через некоторое время начинает болеть спина. Меняю ноги на другую сторону. Помогает, но ненадолго. По истечении получаса монах читает заключительную мантру по отдельным словосочетаниям. Повторяем за ним.
ПХУТТА БУЧА, ТХАММА БУЧА, СХАНГКА БУЧА ...
..………
Ещё три поклона и все садятся в медитацию. Монахи садятся в лотос.
Женщины, в длинных белых юбках, обычно загибают ноги вбок.
Это отдельное для меня испытание, я не сижу в лотосе. Приходится выбирать удобную позу.
Ещё полчаса проходят в борьбе с болевыми ощущениями в спине и в наблюдении за длинным дыханием с повторением слов "ПХУТ ТХО".
На вдохе первого, на выдохе второго слова. Становится холоднее. Опускается туман, от которого не защищает даже тёплая накидка.
Монах подаёт сигнал, что медитация закончена. Это значит, что прошло ещё полчаса.
Повторяется мантра, которая была перед началом медитации. Повторяем за ним. "Служба" завершается.
Совершаем шесть поклонов как в начале службы. Пхра Сучарт, главный в этом действии, поворачивается лицом к залу
и мы с остальными монахами кланяемся ему три раза. Затем мы все разворачиваемся лицом в зал и уже послушники и миряне кланяются нам.
Поклоны это особая часть послушания. Это не просто ритуал и дисциплина, это ещё работа со своим эго.
Когда ты совершаешь это первые разы, спина как деревянная и гнуться не хочет.
На этом все. 5:15. Ещё темно и холодно. До солнца, которое согреет ещё часа 2. Можно идти к себе в домик и немного отдохнуть.
Опять дорога по черному лесу, опять фонарик. Можно немного поспать.
6:20. Собираемся вместе, чтобы идти в деревню. Все тёплые атрибуты приходится оставить.
Только начинает светать. Развернувшись в колонну по одному, босиком, смотря на ноги впереди идущего, идём молча в деревню.
Холодно теперь не только голове. Мерзнут ноги. Юбка - сабонг, безрукавка - ангса, и длинная накидка - тивон, закрывающая плечи.
Это вся одежда. Трусов нет. "ПХУТ ТХО, ПХУТ ТХО". Слежу за ногами. Котелки прикрыты тивоном. Совсем холодно.
Мелкие камешки впиваются в неподготовленные ноги. Иногда попадается стекло. Внимательно выбираешь место куда наступить.
Ходить потом с порезанной ногой очень не хочется. До деревни около 5 километров. Если повезёт, то довезут на машине.
Жители уже ждут около своих домов возможности сделать подношении монахам. Сделать "там бун", совершить благо.
Подходим колонной к ожидающему. Тот кладёт каждому в котелок своё подношение
(обычно это та еда, которую едят сами на завтрак, расфасованная по маленьким пакетикам).
Встаёт на колени. Смотрим вниз, каждый на свой котелок. Все сосредоточены. По сторонам никто не смотрит.
Благословляем дающего специальной мантрой и молча идём дальше. Так проходит час.
Около 7:30 возвращаемся в храм. Готовимся к завтраку.
Нужно расстелить на полу циновки, поставить тарелки, ложки, салфетки.
Рассортировать полученную еду. Рис, супы в пакетиках, блюда из овощей и мяса, сладости, фрукты. Все на разных подносах.
8:00. Садимся в порядке старшинства с приоритетом кто дольше в монахах.
Настоятель, или его заместитель в данный момент, сидит первым. Послушники в конце.
Кто-то из мирян мужчин, присутствующего на завтраке, зажигает свечи и палочки. Все совершают три поклона.
Монахи читают благословления. По завершении еда передаётся мужчиной-мирянином монахам, начиная с главного, подносами.
Первый выбирает то что он хочет и передвигает поднос следующему. После прохождения подносов через монахов его забирает мирянин.
Дальше поднос двигается между ними. Есть начинают по команде главного монаха. Все что осталось забирается в деревню и раздаётся простым людям.
Едим молча и быстро. В основном руками. Из своего котелка. Суп можно ложкой. Заканчиваю есть. Три поклона.
Беру котелок и остальную грязную посуду и иду мыть. Очень бережное отношение к котелку.
Это основная собственность монаха. При мытье котелок обязательно кладётся на резиновую подставку, чтобы не царапать.
Регламента по времени нет, но обычно все укладываются до 9. Все помыто и убрано. Солнце уже поднялось достаточно высоко, чтобы отогреться от холодного утра.
Можно выпить горячего чая или растворимого кофе. Больше еды сегодня не будет. Небольшой перерыв: туалет, почистить зубы.
До 11 общественно-полезные работы по уборке территории от упавших огромных листьев тиковых деревьев.
И опять ПХУТ-ТХО, ПХУТ-ТХО. Метла метёт и с мыслями выметает опавшие листья. Очередное утро прошло...
Все что я написал - это мои личные ощущения и мой опыт в данном месте.
(Это Север Тайланда между Чиангмаем и Чианграем, там где Винский проходил ритуал посвящения в монахи)
Возможно в других местах, а скорее всего точно, все будем несколько отличаться, но это не суть.
Надеюсь, что данное описание будет полезно тем кто хочет попробовать себя в этом
(а таких людей в последнее достаточно много), но не имеет никакого представления что их там ожидает.
Данные условия далеки от невозможных и кому-то могут показаться вполне сносными, но лишь хочу сказать,
что лучше немного подготовить себя физически и попробовать себя в каких-то ретритах, прежде чем бросаться в омут с головой
и не мучить себя в не самых комфортных условиях. Ну и последнее: от себя не убежишь...
Кому интересно - пишите, покажу куда надо идти.