Храмы в Тайланде мало кого оставляют равнодушным.
Как-то утром вышел я из Чианг Май Рам госпиталя и, имея целый день свободного времени, никуда не торопясь, пошел куда глаза глядят. Глаза глядели на северную сторону квадрата древней крепоcти, невдалеке виднелся Wat Lok Molee. У меня не было какого-то определенного плана, но, за первым храмом последовал второй, затем третий.... и из последнего я вышел, когда уже темнело. Итак, 1 день, 13 Ватов, ничего, кроме Ватов, от простых к Wat Phra, от тех, что снаружи, к тем, что в самом сердце старой крепости. Чем дальше - тем интереснее.
Вот такой вырисовался маршрут :
Итак, пункт А: Wat Lok Molee
Дата основания храма неизвестна. Первые записи о нем датируются 1367 годом. Шестой король королевства Ланна династии Менграй пригласил группу из 10 монахов из Бирмы для распространения буддизма в своём королевстве. Монахи остановились в Wat Lok Molee.
Чеди была построена в 1527 году и хранит прах короля Пра Муанг Кед, который был убит. Позже, к погребальной камере был добавлен прах его жены. Основное здание построено в 1545. Храм хранит прах членов семьи королевской династии Менграй и поддерживался династией Менграй до конца её правления.
В 1556 году, во время бирманской оккупации храм был частично разрушен и находился долгое время в забвении. Сохранилась только Чеди и Убосот.
Новый деревянный Вихарн построен в 2003 году:
Внутри, справа от Будды портрет Его Величества Рамы 9 в молодости:
У входа:
Чеди:
У основания Чеди. Представить только! Здесь хранится прах короля династии Менграй!
Убосот:
Для тех, кому мало - еще фото:
Двигаемся дальше. Пункт В. Wat Morntheran.
Находится на внутренней стороне канала, напротив Wat Lok Molee.
Небольшой, своеобразный, с красивой отделкой. Историю происхождения пока не выяснил. Спрашивал у гугля, он тоже не в курсе. Может, знает кто?
Имеет большую статую Будды снаружи
И белую статую Будды внутри. Уверен, есть здесь что-то интересное! Где бы выяснить?
Пункт С. Wat Kuan Kama.
Построен в 1492 году. История храма связана с лошадьми. Если я ничего не напутал (кто в курсе - поправьте, чтоб не получилась ахинея), расспрашивая монахов, раньше эта территория принадлежала купцу, который имел большую конюшню, используя лошадей в коммерческих целях. Лошадей в один прекрасный момент он загнал и они передохли. Вот он не то передал территорию под храм, не то сам построил этот храм. Везде лошади.
Кому мало:
Пункт D. Wat Mo Kham Tuang
Храм отличается стеной с зеркальной мозаикой. Больше ничего интересного нет. История пока мною не установлена.
Внутри все было закрыто.
Кроме зеркальной стенки ничего интересного.
Ещё фото:
Территория маленькая. Все, выходим. А на переходе через канал красивейшие фонарики. Обожаю Чианг Май!
Пункт E. Wat Chiang Yeun, он же Wat Chiang Yuan
Один из старейших храмов. Возраст неизвестен. Интересен тем, что по обычаю здесь проводили время все короли, правившие Чианг Маем перед тем, как взойти на трон.
Еще одна особенность храма заключается в том, что это один из немногих храмов, который поддерживался бирманцами, во время их двухсотлетней оккупации Чианг Мая. Углы белой чеди, что интересно, охраняются собакольвами, а не нагами.
Храм реконструировался в 2004 году, и, похоже, новый виток реконструкции идёт сейчас. В частности, установили статую Будды, которую можно видеть на фото.
На территории есть несколько зданий, построенных бирманцами. На восток от вихарна находятся современные школьные здания, для нас, ватоманов, не представляющие особого интереса.
Жаль, что из-за стройки никуда в нем попасть было нельзя.
Вид с дороги:
Пункт F. Wat Lam Сhang
Находится через дорогу от предыдущего (Wat Chiang Mun). Так вот, когда Менграй I строил Чианг Май и жил в Wat Chiang Mun, то на месте Wat Lamchang был лес, пруд, и там было место для кормления слонов (Wiang Chiang Chang), на которых ездил король и которые использовались для работ.
Позже на этом месте построили храм, который и назвали "Храм привязанных слонов".
То, что осталось от оригинальной Чеди
На входе Будды по семи дням недели. Все 8. Как положено. Ваш какой?
Начинаются с воскресенья (слева), в среду один до обеда, второй - после, заканчиваются субботой.
Для тех, кому мало:
Пункт G. Wat Chiang Mun
Внимание, господа поклонники ватов! Ват обязателен к посещению! Почему? А вот вами и подсказка: как часто увидишь прочные решетки на стенах храма?
Удивило? То-то же! В Wat Chiang Mun хранится аж два очень интересных артефакта.
Но, обо всем по порядку.
Храм является старейшим в Чианг Мае, построен в 1296-1297 гг, на территории дворца Wiang Chiang Mun, по приказу и на средства короля Менграя I. Сам Его Величество Менграй I жил здесь, когда строился Чианг Май. Король Менграй I привез сюда два артефакта из Hariphunchai.
Первый из них - Phra Setangamani (он же Pra Seh-Taang Kamaneeee, Phra Kaew Khao, Crystal Buddha) - небольшая прозрачная статуя Будды в стиле Ланна, изготовленная в Лаво (Лопбури) примерно 1800 лет назад из кристалла кварца. Полагают, что он может вызывать дождь.
Хранится за толстыми стеклами, между которыми решетки. Пробраться, чтобы увидеть можно сбоку, хороших фото не ждите.
Второй артефакт, Phra Sila Khoa (Мраморный Будда), привезен одновременно с Crystal Buddha, но будет немного по-старше. Ему около 2500 лет (!) и он сделан мастерами-резчиками школы Pala в Индии.
История храма вырезана на камне в 1581 году.
Чеди "Chang Lom", что переводится как "Окруженная слонами" является одним из старейших сооружений, ей около 700 лет.
Для тех, кому было мало:
Пункт H. Wat Pa Pao
Храм не такой древний, как предыдущие, но практически не реставрировался. Кардинальным образом отличается от всех предыдущих. Стоит посетить.
Храм основан этнической группой Thai Yai, выходцев из штата Шан (Бирма) в конце 19 столетия. Храм был построен в небольшой роще деревьев Бао, что и дало ему имя. В 1891 году по приказу короля Интавичаянона (Inthawichayanon) была возведена чеди и деревянный вихарн, который был позже заменен на каменный. Храм построен в Бирманском стиле. Такой стиль в Тайланде доминирует в Мае Хон Сон. Храм до сих пор является культурным центром для Thai Yai.
Убосот был закрыт на замок, но мы, ватоманы, так просто не сдаемся!
Просунул фотоаппарат сквозь решетку открытого окна. Вот как там внутри:
Входы покосились, и явно не рассчитаны на наш рост:
Кому мало:
Пункт I. Wat Chai Sri Phum, он же Wat Phan Ta Koen
Основан в 1519 году королем Phra Muang Kaeo на благодатной равнине Sri Phum, что переводится как "процветающая земля". В те времена здесь росло фиговое дерево, которое приносило городу удачу. Храм был обновлен в 1837 году, во время правления короля Путхавонга (Phuthawong), и с тех пор стал известен как Wat Phan Ta Koen.
Во время моего визита все было закрыто, удалось немного походить по территории, за что был облаян собаками.
Кому мало:
Пункт J. Wat Phan Tao
Переводится как "Увеличение в тысячу раз". Хранит часть праха Будды Гаутамы и некоторых просветленных. Храм полностью сделан из тикового дерева и украшен красивой резьбой. Раньше эта территория принадлежала раньше Ват Чеди Луангу и здесь были помещения, в которых жили монахи. Ват Пан Тао был реконструирован в 1796 году во времена короля Кавилы (Kawila), а также неоднократно реконструировался в дальнейшем. В 1875 году правящий монарх Интавичаянон (Inthawichayanon) демонтировал находившуюся здесь королевскую резиденцию короля Махора Пратета (Mahotra Prathet) (1846-1854) и перестроил храм. Ват Пан Тао украшен павлинами - символом королевской династии Менграй. Построен примерно в то же время, что и Ват Чеди Луанг.
В храме есть еще древняя шкатулка, в которой хранятся священные писания (фото не моё, спионерил):
Снаружи и внутри молитвенные флаги:
Внутри вихарна:
Чеди, несмотря на реконструкцию, выглядела очень эффектно:
В пруду плавали наги, на которых с улыбкой смотрел Будда:
Кому мало:
Пункт J. Wat Chedi Luang Wora Wiharn
Вот тут можно разойтись! Всем ватоманам сюда! В разных источниках имеется разная информация об истории этого храма. Даже на его территории установлены 2 таблички, информация в которых совсем разная. Приведу только одну, наиболее, на мой взгляд, достоверную.
Начнем с дня сегодняшнего.
Название храма сформировано по принципу "что вижу, о том и пою": Ват (храмовый комплекс) + Чеди Луанг (королевская пагода) + Вора Вихарн (Великий Вихарн).
Храм имеет самую большую чеди в стиле Ланна на территории Тайланда - Phra Dhatu Chedi Luang. Чеди ориентирована строго по сторонам света. Существуют две версии её обрушения и никто не знает, как она выглядела в оригинале, поэтому реставрируют только то, что уцелело. По одной версии Чеди была разрушена пушками аюттайского короля Таксина, который отвоевал Чианг Май у бирманцев, во время штурма города в 18 веке. По второй версии чеди рухнула раньше, в 1545 году, при правлении 15-го монарха династии Менграй королевы Чирапрабы (Chiraprabha) (1545- 1546) во время сильного землетрясения и последовавшего за ним урагана. Восстановить её в то время посчитали невыполнимой задачей, и пагода была оставлена разрушенной более чем на 400 лет.
4 июня 1990 года правительство выделило бюджет 35 миллионов бат через Департамент изобразительных искусств для восстановления разрушенной пагоды. Работы были закончены в 30 декабря 1992 года. Восстановленная пагода имеет длину стороны 60 метров у основания.
Да и вихарн тоже немаленький: 19,7 х 50,8 метров, 1928 года постройки:
Внутри вихарна в центре статуя Будды Phra Chao Attarot, слева и справа его ученики Moggallana (слева) и Sariputta (справа).
Здесь же есть вполне современный аппарат на светодиодах с принципом рулетки: брось монетку, рулетка покрутится, выпадет цифра. Возьми из ящичка под тем номером листок с указанием, что тебе надо делать. Мне выпала цифра 20, а на втором циферблате загорелись рядом два зеленых диода. Это даже не удивило, у меня в Тайланде все, что бы не происходило, кратно двум (такая вот мистика), поэтому я уверовал в то, что это не развод и взял бумажку №20, в которой на тайском было написано, что я должен подливать масло в мандулу перед тем Буддой, который соответствует моему дню недели и делать там что-то еще и еще, но познаний тайки, которая мне это переводила, в английском было недостаточно, чтобы перевести. Собственно механизм:
Также на территории находятся две небольших (относительно чеди Луанга) ступы, которые расположены слева и справа перед вихарном (т.н. северная и южная ступы). Они имеют одинаковую форму и одинаковый размер: 6,95 метра - длина одной стороны квадратного основания и 15,88 м высотой. Являются самими старыми сооружениями на территории храма. Дата строительства неизвестна. Северная ступа:
Старый Убосот. Он Имеет длину 20,33 метра и ширину 8,95 м. Построен в стиле Ланна в 1883 году и отремонтирован в 1948. Последняя реставрация завершена 30 марта 1997 года при поддержке госпожи Бутонг Китибут (Boothong Kitibut). В настоящее время Убосот закрыт и не используется для проведения церемоний с 1985 года. Его функционал перенесен в специально отведенную часть вихарна, которую выделили в качестве нового убосота еще в 1979 году.
По одной из версий, Чеди строительство Чеди было начато в 1391 году во время правления короля Саенмыангма (Saenmuangma) (1386 - 1401) и чеди посвящена его покойному отцу королю Kue Na. Но сам монарх не дожил до его завершения, пагода была закончена при его королеве, и получила название Ку Луанг. Вроде бы все правильно и логично.
Но, есть и вторая версия. Из Индии прибыли Пра Сона и Пра Утара, которые явились выразить свое уважение и поклясться в верности. Дары от них в виде масла, которое зажигают во время религиозных обрядов, принял старик по имени Лава, которому было 120 лет. Это масло зажгли в специальных сосудах, а храм получил название Wat Chotikaram (сверкающий храм). Хотя, на мой взгляд, это название он вполне мог получить и в 1512 году, когда возвели серебряные стены.
Обе эти версии могут вполне дополнить друг друга. В пользу первой существует документ, найденный и переведенный с языка пали на тайский в 1958 году, в пользу второй - старое название храма.
В 1479 - 1481 во время правления Тилокарайя (Tilokaraja), девятого монарха династии Менграй (1442 - 1487), пагода была реконструирована и расширена до 80 метров в высоту, а длина одной стороны основания стала 56 метров. Архитектурно это была смесь стилей Ланна и Шри-Ланкийского с примесью языческих архитектурных форм. Наиболее важным изменение: была изменена ниша на восточной стороне пагоды, чтобы установить в ней главную святыню Тайланда - изумрудного Будду, привезенного из Лампанга в 1468 году. В течение 80 лет своего присутствия в Чианг Мае, статуя изумрудного Будды находилась 1 год в Великом Вихарне и 79 лет в восточной нише Чеди Луанг. Сейчас в этой нише находится уменьшенная копия изумрудного Будды, подаренная Его Величеством Рамой 9. Фотоаппарат отказывался фотографировать на закате восточную часть чеди (против солнца), зато отлично блестел расположенный напротив Великий Вихарн:
В 1512 году во времена правления короля Мыангкео (Phra Muangkeo) (1495 - 1525), 11-го монарха династии Менграй, у пагоды было укреплено основание, она была обновлена, расширена и обрела стены корпуса. Появилось серебряное ограждение вокруг великой пагоды. Существовали три кольца стен из 254 килограммов серебра. Это серебро позже обменяли на 30 килограммов золота, которое было переплавлено в пластины, чтобы покрыть пагоду.
Что произошло при 15-м монархе и позже - написано выше.
Разбавим текст очаровательной нагой, охраняющей южную сторону Чеди:
и ослепительным Буддой
и продолжим.
На территории храма еще есть т.н. Lak Muang (City Pillar). В нем находится дух, защитник города. Изначально он находился в Wat Sadue Mueang, но потом был перемещен сюда. Фото не моё, своего не сделал почему-то.
Еще есть старинный вихарн Bhuridatto Viharn:
Внутри него в состоянии Самадхи находится преподобный мастер медитации - почтенный Phra Acharn Mun Bhuridatta Thera. Родился он 20 января 1870 года. Рукоположен в сан был 12 июня 1893 года, когда и получил имя "Bhuridatto", что переводится как "Блаженный с мудростью". Phra Acharn Mun Bhuridatta Thera достиг состояния Самадхи, т.е. вершины восьмеричного пути и являлся одним из выдающихся мастеров медитации. В марте 1949 года Phra Acharn Mun Bhuridatta Thera сразила болезнь, которую он определил как неизлечимую и покинул наш мир. Оставив потомкам свое нетленное тело.
Итак, перед нами настоящий нетленный монах Phra Acharn Mun Bhuridatta Thera
Увеличено и фото на стене:
С западной стороны есть еще лежащий Будда:
С северной стороны - Кути (помещение, где живут монахи) и библиотека с музеем.
Для тех, кому все ещё мало:
Пункт L. Wat Chai Phra Kiat
Название переводится как "Храм знаменитой победы".
Вихарн снаружи и внутри:
Чеди была на ремонте:
Убосот:
Кому мало:
Пункт M. Wat Phra Sing Wora Wihan
По эффектности не уступает Ват Чеди Луангу. Обязателен к посещению всеми ватоманами.
Храм построен в 1345 году и хранит прах короля Кам Фу (Kam Fu). Ступа с прахом стоит до сих пор, несмотря на то, что сам храм был полностью перестроен и выглядит сегодня совсем иначе. Первоначально храм назывался Wat Li Chiang Phra, но в 1367 году имя было изменено на Wat Phra Singh в связи с обретением храмом изображения Phra Singh Buddha. Название Храма немного странно: Phra используется если в храме есть святыня (напр. прах Будды или просветленных монахов или изображение Будды, считающееся святым, как напр. Wat Phra Kaew в Бангкоке). Здесь же Phra применено к Singh'у - мистическому льву.
А теперь - слайды!
Вихарн Lai Kam, 24 м шириной и 56 м длиной
охраняется нагами:
которые не возражали, поэтому я вошёл:
К Пра Синг статуе в этот момент пробраться не представлялось возможным, поэтому, переходим к чеди:
И далее:
Кому мало:
И напоследок: несколько секунд видео с молитвой из Wat Phra Singh