dodo11 писал(а) 18 май 2012, 16:04:Среди портретов есть женский портрет с прямоугольным нимбом. Не могли бы Вы что-нибудь сказать по этому необычному портрету?
Денис, Вы очень наблюдательны! Честно, я обратила на этот нимб внимание только после Ваших слов. Ответ, как всегда, подсказал google. Если коротко, то прямоугольный нимб вокруг головы персонажа означает то, что этот человек еще жив.
Подробнее в прекрасной статье, приведенной ниже.
Квадратные нимбы в 8-12 вв. в западной традиции достаточно часты.
Что означает символ?
В интересном очерке о символике нимбов новгородский ученый В. С. Кутковой пишет:
"Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): “Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и “Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о “квадратных” (guadrata). И он был не ироничен. Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение “квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате “Риторика” он отмечает: “Является метафорой называть хорошего (αγαθος) человека – четырехугольным”. У Платона в “Протаторе” читаем: “Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин “совершенный” как “четырехугольный по рукам, ногам и уму”[16]. В христианском сознании число “4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.
По унаследованной еще из Древней Греции традиции, стихия земли символизируется кубом, а стихия огня – шаром. На плоскости куб и шар изображаются в проекции как квадрат и круг. Отсюда нимбы часто представлены высоким рельефом в виде золотой сферы вокруг головы (см. псковскую икону “Архангел Гавриил” из ГРМ). Да и в иконах нового времени, дружно одетых в роскошные “ризы”, нимбы делались сферами еще чаще.
Получается интересная цепь: Au (лат. Aurum – золото) – aureolus (ореол) – аура – нимб. По всей видимости, нимб иногда и воспринимался своеобразным подобием ауры, если исключить из нее все оккультные аксессуары.
Итак, приходим к заключению, что четырехугольный нимб в византийской иконографии свидетельствовал прежде всего о земном времяпребывании человека...Прямоугольный нимб в православном искусстве – крайняя редкость. Это связано, очевидно, с тем, что не так уж и часто в храмах изображались люди при своей жизни".
А откуда взялся символ квадратного нимба, где он возник исторически?
Г. Ладнер в своей книге (Gerhart B. Ladner, Images and Ideas in the Middle Ages: Selected Studies in History and Art, 2 vols. (Rome, 1983) пишет, что, возможным исходным пунктом заимствования был греческий Египт, Александрия, и что греческие гностики осознали поздние египетские обычаи портретировать мумии, именно как содержательную процедуру, обозначающую совершенство, греками связываемое с квадратом.
В Риме, который был далек от гностических практик, эта символика показалась лишь указанием на рамку картины, на то, что данный человек жив и что это его портрет.
Впрочем, это предположения, пусть и обоснованные.
В христианской традиции святых на иконах и полотнах изображают обычно с круглым нимбом над головой, однако известны и рисунки с нимбами других форм. Бог-отец иногда изображался с треугольным нимбом, что символизировало Троицу. Нимбом прямоугольной формы украшали голову некоторых святых или римских пап, которые ещё не умерли. Существуют фрески, на которых изображены персонификации добродетелей с гексагональными нимбами.