Рядом с одним из расписанных домов не слишком приметно примостился Фонтан Орла (орёл - официальный символ Тренто, изображённый на городских гербе и флаге). Как обычно это бывает, фонтан, не такой уж и древний, оброс местными легендами и сказаниями. В основном они сводятся к тому, что несправедливо осуждённый человек перед своей казнью, увидел кружившего орла, сказал что-то вроде "если я невиновен, то орёл станет камнем". Ну и бедный орёл окаменел, а узника благополучно освободили. Правда, в некоторых версиях всё происходит наоборот: осуждённого сначала казнили, а орёл застывал уже пост-фактум, становясь, так сказать, живым (точнее, каменным) укором правосудию.
Собор, построенный ещё в 13 веке и в значительной степени донесший дух тех времён, хорош со всех сторон. Несмотря на более поздние переделки (к счастью, не слишком глобальные), он во многом сохранил облик, в котором объединились черты романики и готики. А как выглядят его белые стены и башни на фоне голубого неба !
А какие интересные детали декора !
Возле собора можно увидеть макет исторической части Тренто, а заодно и прочувствовать, как должна выглядеть Пьяцца Дуомо, когда над ней никто не изгаляется:
Не разочаровал собор и внутри. Знаете ж, как бывает: величественные готические или романские экстерьеры, а заходишь внутрь - и упс... сплошное барокко, а то и вовсе скучнейший неоклассицизм - внебрачное дитя палладианства... Но нет, это не про собор Тренто, здесь всё "по-взрослому", по-настоящему, "что наверху, то и внизу", интерьеры не уступают (по духу, прежде всего) внешним формам. А их тёмный, если не сказать чёрный, облик делает их ещё величественнее, ещё сакральнее. В общем, впечатляет и внушает - по полной программе .
Великолепен и Дворец претора, бывший епископской резиденцией до середины 13 века - всё-таки нет более почтенного и солидного материала, чем потемневший от времени белый камень (если он, конечно, не дай бог, не оштукатурен). По сравнению с ним кирпич, даже если он древнеримский, выглядит как плебейская одежда на фоне тоги патриция (это одна из причин, почему я без трепета отношусь к Риму - многие его уголки вызывают ассоциации с фабричными постройками времён первой русской революции). Главным украшением дворца служит Гражданская башня 11-12 веков (самая верхняя её часть была надстроена тремя столетиями позже), возведённая на месте древнеримских городских ворот.
****************************************
В Тренто сохранилось довольно много древних башен, которые служили не только укреплениями: многие богатые и знатные семьи возводили свои собственные башни. Правда, в отличие от Болоньи, где они служили, главным образом, символом статуса и богатства своих владельцев, в Тренто их назначение было более утилитарным (климат обязывал !): в холодное время года на верхних этажах было заметно теплее. А самой старой (после Гражданской) считается фортификационная (и побывавшая, как водится, тюрьмой) башня Ванга, названная по имени построившего её в 1210 году епископа.
А вот крепостная башня Мадруццано, прозванная за свою форму Ротондой, охранявшая южный вход в город, совершенно утеряла боевой вид: ещё в 19 веке она была приспособлена под коммерческие цели - в ней размещались кафе и магазины:
А это просто одна из "безымянных" (для меня) башен, которая, возможно, как раз служила зимним жилищем владевшему ею семейству:
Смотрите - это тоже башня, только она очень хорошо замаскировалась, вписавшись в жилой квартал:
И ещё крепостные фрагменты, правда, не понятно, каких именно времён:
Расписанные фасады домов можно увидеть не только на Соборной площади. К примеру, на центральной улице Родольфо Белензани расположено сразу несколько дворцов, украшенных фресками в пастельных тонах:
Венчает же самую когда-то аристократическую улицу города барочная церковь св. Франциска Ксавьера. Интересно, что в качестве колокольни строители использовали одну из старинных крепостных башен, удачно оказавшуюся "под рукой".