Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13
savl1 писал(а) 04 дек 2023, 11:11:Дистанционный режим работы творит чудеса:)
Пытаюсь бороться с завистью, но она периодически побеждает))
savl1 писал(а) 04 дек 2023, 19:39:собирательное отражение дорожной атмосферы на Кавказе тех времён, и в этом смысле считаю композицию очень выразительной
Мне очень понравилась, даже не хочется думать о неточностях. А волы на последних двух фото немножко похожи на лосей.
savl1 писал(а) 05 дек 2023, 12:05:Дом самого известного владикавказского архитектора Павла Павловича Шмидта
Я во всех поездках "выбираю" себе дом, где хотелось бы жить. Вот в этом - точно!
Амстердамка писал(а) 05 дек 2023, 01:10:Сергей, спасибо за разъяснения по поводу памятника. Он мне все равно не очень, но теперь понятно, "что хотел сказать художник".
Ну он уж точно лучше, чем издевательский непонятно-попсовый (а проще сказать, дурацкий) памятник Чехову в недавнем Томске...
Innokentia писал(а) 05 дек 2023, 22:25:А волы на последних двух фото немножко похожи на лосей.
Есть такое:))
Амстердамка писал(а) 05 дек 2023, 01:10:Как я люблю старинные непарадные улицы и улочки. Сама на такой живу.
Подозреваю, что у Вас "непарадность" несколько иного рода - и это хорошо:)
Амстердамка писал(а) 05 дек 2023, 01:10:Церковь на табличке тоже понравилась. Напоминает старинные кавказские храмы.
И очень здорово, что её изобразили, а не просто упомянули, и хоть в таком виде увековечили и оставили "в памяти людской"...
Музейный переулок "упирается" в нынешнюю улицу Церетели, "собранную" из нескольких дореволюционных улиц (одной из них как раз была Крепостная, которую я упоминал выше) в месте, где расположен недавно отреставрированный комплекс бывшего Архиерейского дома с храмом Святого Владимира конца 19 столетия:
В 1911 году к Архиерейскому дому были пристроены новый корпус и Крестовая церковь, от которой осталась лишь колокольня:
Сегодня в комплексе работает Владикавказский духовно-просветительский центр, включающий воскресную школу, епархиальную библиотеку, швейную мастерскую, а также Владикавказская и Аланская епархия Русской православной церкви.
"Настоящий" памятник А. С. Пушкину во Владикавказе тоже есть - в Пушкинском сквере, история которого крайне интересна (во всяком случае, таковой она показалась мне), отчасти курьёзна и даже немного иронична. В конце 19 века здесь, на территории Владикавказской крепости, был возведён войсковой храм Терского казачьего войска, построенный по указу Екатерины II. Он простоял недолго, и в 1818 году на его месте построили новый - тоже деревянный - Спасо-Преображенский храм, который после перестройки в середине столетия приобрёл статус собора, а рядом с ним образовалось кладбище, где хоронили военных "в чинах" и знатных горожан. Между ним и располагавшимся неподалёку дворцом начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска (сейчас там находится Военный госпиталь Министерства обороны) был разбит небольшой парк, который после кончины коменданта Владикавказской крепости П. П. Нестерова получил название Нестеровского.
В 1899 году, когда в России праздновали 100-летие со дня рождения Пушкина, парк был назван Пушкинским - и с таким именем "встретил" революцию, но уже вскоре его переименовали в сквер Красных пожарников (поскольку вблизи находилась пожарная часть). Потом был разрушен Спасо-Преображенский собор, однако кладбище рядом с ним всё ещё сохранялось.
А вот в 1937 году, когда отмечалось другое 100-летие, но уже смерти, Пушкина, из Москвы пришёл запрос, имеется ли в городе Пушкинский сквер. Его, естественно, не было в силу упомянутых выше обстоятельств, и тогда власти быстренько снесли кладбище и на его месте устроили парк, установили в центре бюст поэта и доложили "наверх", что это и есть ... тот самый исторический Пушкинский сквер. Он существует и сейчас, только бюст был обновлён в 1994 году. Ну а кладбище - тут прямо по классику: "кровь давно ушла в землю, и там, где она пролилась, уже растут" ... только не "виноградные гроздья", а деревья: берёза, ясень, каштан и ель.
За сквером находится ещё один исторический дом 19 века - Особняк мещанина М. Н. Горбунцова, больше известный тем, что в 1902-1903 годах в нём снимал квартиру, ожидая завершения строительства собственного дома, Коста Хетагуров (местные издания отмечают, что указанные на мемориальной доске даты несколько неверны):
Свой же дом на углу Армянской и Рождественской улиц Коста Леванович начал строить в конце 1901 года, когда после второй ссылки и почти 3-летнего пребывания в Херсоне, Очакове и Ставрополе с него был снят запрет на проживание во Владикавказе и Владикавказском округе, и поэт вернулся во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда.
Однако из-за резкого ухудшения здоровья в 1903 году родственники Хетагурова перевезли его в отцовский дом в селе Георгиевско-Осетинское на территории современной Карачаево-Черкесии, где он через несколько лет скончался, а дом, который в конечном счёте был достроен, так и остался его несбывшейся мечтой...
По настоянию общественности Осетии тело Коста перевезли во Владикавказ и захоронили возле Осетинской церкви - через несколько абзацев мы дойдём до неё.
Сейчас мы находимся на Армянской улице (любопытно, что хотя ещё в 19 веке здесь проживали в основном армяне, до революции она называлась Вревская, а Армянской стала только в 1939 году), и это название почему-то пробуждает воображение, заставляя искать здесь какой-то особый колорит, тем более что когда-то этот район действительно имел свою не похожую ни на что атмосферу: путешественник конца 19 века описывает "армянский базар с его произведениями востока" и отмечает, что "все дома в армянской слободе носят особый отпечаток Востока. Все украшены балкончиками и имеют пёстрые стёкла в окнах под мавританскими арками". Но, к сожалению, все попытки разглядеть или прочувствовать здесь "дух прошлых времён" тщетны: сегодня улица представляет собой невыразительную смесь больших и маленьких новостроек и совсем не интересных старых домов - при всём желании я не увидел на ней ничего, что захотелось бы сфотографировать, за исключением дома К. Хетагурова, в котором он так и не пожил, но и то в основном из уважения к его истории, а не за внешний облик.
..........
Какая улица во Владикавказе самая "осетинская"? Если представить, что вопрос не на знание, а на логику, то ответ придёт сам собой: Осетинская:) Причём она одна из тех, кто не меняла своего имени с момента образования (а это примерно начало 20 века), разве что на некоторых картах отмечалась как Асетинская, но это, как понимаете, ничего не меняет. И, как и в случае с Армянской улицей, это название подсознательно порождает ожидания особенной атмосферы, так и хочется увидеть здесь что-то, чего нет в других районах города, но ... вскоре приходится признать, что сегодня это самая обычная улица, ничем не отличающаяся от десятков других в центре Владикавказа...
А проходит Осетинская улица по сложившемуся возле Владикавказской крепости историческому району, получившему название Осетинская слободка (Ирыкау по-осетински), поскольку здесь жили в основном осетины. Правда, с общим колоритом и примечательными местами здесь тоже "очень не очень"...
Пожалуй, единственным тому исключением является расположенная на холме, прозванным Осетинской горкой, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, именуемая в народе просто Осетинской. Это старейший из сохранившихся храмов Владикавказа, основанный в 1814 году (по другим данным - в 1823-м) и перестроенный в нынешнем виде в середине 19 столетия (колокольня была добавлена в 1896 году).
"Осетинская" церковь очень красива днём, а ночью её можно назвать самым эффектно освещаемым зданием во всём городе - позже я обязательно покажу её подсветку.
Рядом с храмом находится административное здание "в тон" с ним:
Вокруг церкви расположен некрополь, где похоронены уважаемые и значимые для осетинского народа личности, связанные с историей Владикавказа и Северной Осетии:
Вот, к примеру, Гаппо Баев - юрист, издатель, общественный деятель, гласный городской Думы и первый в истории осетин, ставший владикавказским градоначальником. Или Васо (Василий Иванович Абаев) - выдающийся лингвист и языковед, исследователь Нартского эпоса и осетинского фольклора, автор Историко-этимологического словаря осетинского языка в 5 томах:
И, как я уже писал, здесь похоронен Коста Хетагуров (после чего некрополь стал ещё более престижным):
А ещё от Рождественской церкви открываются прекрасные (особенно в хорошую погоду) виды городских окрестностей и далёких гор Кавказского хребта - и уже хотя бы только ради них сюда стоит подняться:
Видео вышло так себе, но мне очень хотелось передать панорамы более панорамистыми, а другого способа, после того как "Кэнон" убрал из своих "мыльниц" этот режим, не оставалось...
А это уже "ближний" вид на соседнюю улочку под названием ... Кривой переулок (кстати, вполне историческим: оно встречается в списке улиц Владикавказа от 1891 года):
Здесь на заборе можно увидеть интересный (оказывается, это слово мужского рода) граффити, в центре которого изображён в полупрофиль Коста Хетагуров, а слева и справа от него на фоне североосетинского и российского "триколоров" написаны - опять же - на двух языках - фрагменты из трагической поэмы (или Кавказской повести, как назвал её сам поэт) "Фатима":
Как сладко за свою свободу, Как мысль беспомощную жаль! Обнять весь мир, постичь природу, В надзвездную проникнуть даль ...
Кстати, в поэме есть ещё одни прекрасные строки:
Не будем воспевать любовь, Не станем говорить о чести Там, где еще законы мести Сулят охотно кровь за кровь…
А вообще я, никогда прежде не читавший Хетагурова, буквально зачитался и долго не мог оторваться...
Проснулся царственный Казбек, Восход приветствуя румяный. Долины быстротечных рек Покров свой сбросили туманный. Лениво выползают горы Из облаков… Проснулся лес, И птиц восторженные хоры Благословляют ширь небес. Проснулись мирные черкесы… В ущелье тесном, где аул Венчает грозные отвесы, Клубится пыль и слышен гул Лихой забавы скакунов… Бегут стада, и над скалою Ползет прозрачной синевою Дым хлопотливых очагов… Проснулось все… Прошла дремота, Рассеян мрак… повсюду свет… Ликует мир… кипит работа, И все живое свой привет Шлет солнцу…
На мой абсолютно дилетантский взгляд, не хуже Пушкина и Лермонтова...
..........
На бульваре в центре идущей к Чугунному мосту через Терек улицы Штыба устроились игроки в нарды - эта скульптура так и называется: Нардисты.
Нарды, как известно, игра древняя и получившая распространение в самых разных странах и регионах, но особенно популярной является на Востоке, в Средней Азии и на Северном Кавказе - в частности, как раз в Осетии. По воспоминаниям современников, подобную картину частенько можно было видеть во дворах Осетинской слободки, а многие даже "узнают" в бронзовых персонажах своих родственников - столь реалистично они выполнены.
Швейная мастерская профильная, наверное? Олени на воротах - несколько необычно для храма. Обычно кресты (простые или стилизованные), ну завитушки какие-нибудь.
savl1 писал(а) 07 дек 2023, 08:23:из Москвы пришёл запрос, имеется ли в городе Пушкинский сквер
Серьёзно запрос??? не в том смысле, что я Вам не верю, просто не перестаю удивляться некоторым вещам...
savl1 писал(а) 07 дек 2023, 08:25:граффити, в центре которого изображён в полупрофиль Коста Хетагуров, а слева и справа от него на фоне североосетинского и российского "триколоров" написаны - опять же - на двух языках - фрагменты из трагической поэмы
Почерк занятный - как в детских прописях. Тоже впервые вижу.
savl1 писал(а) 07 дек 2023, 08:25:На мой абсолютно дилетантский взгляд, не хуже Пушкина и Лермонтова...
Стесняюсь спросить, он на русском писал? или это в чьем-то переводе? Насчет "не хуже" - соглашусь.
Затрудняюсь сказать, так написано. Кстати, не факт: церковь тоже подзарабатывать не гнушается, так что возможны варианты в самом широком спектре:)
Innokentia писал(а) 07 дек 2023, 22:09:Олени на воротах - несколько необычно для храма.
Нет, почему? Олень (или лань) - очень древний христианский символ, ещё практически библейский. Он олицетворял благочестие, чистоту и много чего ещё, некоторые источники даже пишут, что он символизирует - не больше, не меньше - самого Христа. А также - душу, стремящуюся к нему: "Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!". Он изображался ещё на первых римских баптистериях и на мозаике в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. И по легендам часто являлся будущим святым с крестом или распятием на рогах - взять хотя бы Губерта Льежского.
За что купил - за то продал:) С другой стороны - почему нет? Прям представляю правительственную телефонограмму: "немедленно подтвердите наличие...." :)
Innokentia писал(а) 07 дек 2023, 22:09:Стесняюсь спросить, он на русском писал? или это в чьем-то переводе?
И так, и так, причём даже больше на русском. Как, в частности, и процитированную "Фатиму".
Близ набережной Терека недалеко от Чугунного моста и в самом начале Армянской улицы расположена армянская церковь Св. Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич), возведённая в 1868 году:
Армянская община появилась во Владикавказе почти сразу после основания города, тем более что российские власти этому всячески способствовали. Ещё в 1779 году Екатерина II издала Грамоту, которая дозволяла армянам-переселенцам пользоваться не только всеми правами и преимуществами российских подданных, но и перевозить всё свое имущество, беспрепятственно строить фабрики и заводы, освобождаться от рекрутской повинности, податей на 10 лет, а в 1785 году она же писала основателю Владикавказской крепости П. С. Потемкину: "Мы дадим дозволение выходящим из-за Кавказских гор селиться в Кавказской губернии и признаем за полезное основание города для армян".
Такая политика возымела результат: к концу 19 века армянское население Владикавказа составляло 1700 человек, что для 45-тысячного города было вполне прилично, да и сегодня армяне являются третьей по численностью национальной группой в городе после осетин и русских.
Храм Сурб Григор построен в типично армянском стиле с небольшими декоративными элементами крепостной архитектуры:
Уже в наше время на территории церкви были установлены несколько хачкаров:
На стенах и колоннах расположены иконы с изображениями армянских святых, а также Богородицы с характерными армянскими чертами лица:
Внутри также можно увидеть несколько картин на евангельские сюжеты. Вот, к примеру, Иисус спасает будущего апостола Петра из воды ("Пётр..., начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его"):
* * * * * * * * * *
Вдоль правого берега Терека от Кировского до Чугунного моста расположился старейший Городской парк Владикавказа, названный, конечно же, в честь Коста Хетагурова:
История парка началась с небольшого сада, разбитого в 1830-х годах возле комендатуры Владикавказской крепости, вследствие чего он стал называться Комендантским. Название "Городской парк" появилось спустя 3 десятка лет, но просуществовало недолго, так как в конце столетия парк получил имя "Трек" из-за сооружения на его территории велотрека Общества любителей велосипедного спорта. В начале 20 века в парке была создана система прудов с островами, лодочная станция, купальни и даже зоопарк, а в зимнее время пруды замерзали и использовались для катания на коньках, и со временем парк, превратившийся в главное место отдыха горожан, назвали модным словом "Монплезир", что по-французски означает "Моё удовольствие". После революции он стал Пролетарским, а в 1939 году, когда в республике отмечалось 80-летие со дня рождения Коста Хетагурова, парк был переименован в его честь.
Нынешний Центральный парк культуры и отдыха имени К. Л. Хетагурова условно делится на 2 неравные части: большая - пейзажная и поменьше - "увеселительная", в которой находятся немудрёные аттракционы и едальные палатки. Разделяются они пешеходной улочкой, являющейся продолжением улицы Максима Горького в направлении Моста Кладки.
Главная "изюминка" пейзажной части - сохранившиеся с прежних времён пруды с лебедями, которые, к сожалению, мне увидеть не удалось: воду к зиме уже откачали, поэтому пруды выглядели как огромный котлован с мокрой глинистой грязью на дне - я даже не стал его фотографировать... Без прудов же пейзажность парка во многом терялась, а отсутствие пышной зелени живописности не прибавляло, поэтому снимков у меня вообще получилось немного, и те - в основном, для общего представления:
К сожалению, большинство дореволюционных построек парка, придающих ему особый "аромат", до нашего времени не сохранились: это и так называемый Восточный павильон в мавританском стиле, и модные в 19 веке декоративные "руины", и грот, и оркестровая веранда, а также беседки, павильоны, вазоны, копии античных статуй... В изменённом виде до нас дошли лишь Китайская беседка на искусственной Мексиканской горке, или Бай-горе (сейчас в ней работает кафе)...
... и тоже переделанная лёгкая резная беседка, к которой пристроили кажущийся на её фоне "топорным" навес:
Зато уцелел прекрасный Особняк барона Ивана Рудольфовича Штейнгеля, управляющего городским водопроводом и сына промышленника Рудольфа Васильевича Штейнгеля, который построил железнодорожную линию Ростов-на-Дону - Владикавказ. Особняк был возведён в 1890-х годах по проекту всё того же Ивана Васильевича Рябикина (напомню, автора Торгового дома Оганова и Музея Терской области), и сейчас в нём размещается дирекция парка.
Вот не знаю, какой снимок лучше... "Солнечный", конечно, ярче, но "теневой", сделанный утром, в отсутствии засветок лучше подчёркивает детали его архитектуры...
Но остальные виды всё же "по солнцу":
Особняк стоит на небольшом возвышении...
... и его подпорная стена выполнена в традициях классической осетинской кладки:
Античных героев в парке тоже не остались - их заменили советские в "пионерском" стиле, хорошо ещё, если с национальным оттенком:
А это ... никогда не догадаетесь, да я и сам не догадался бы:
Это нарт Ацамаз, играющий на свирели - герой Нартского эпоса, певец и музыкант, обладатель чудесной золотой свирели. По легендам, играл он так, что все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, и даже солнце с луной начинали светить ярче. Однако он был не просто "романтиком-ботаном": в юности Ацамаз сразился с врагом нартов могущественным Тогус-Алдаром, убил его и взял в жёны супругу поверженного противника ... (о, времена, о, нравы?!)
К парку прилегает Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания, размещённый в Особняке купца Я. О. Ходякова (его я показывал, когда говорил о проспекте Мира). Уже в наше время ему передали стоящий рядом безликий, но вместительный бетонный новодел советской эпохи (Дом, простите, политпросвещения), и сейчас на тротуаре перед ним выставлены стенды, которые, очевидно, рассказывают о самых интересных его экспонатах: этакое "не проходите мимо"!:)
Что ж, идея мне понравилась: если в сам музей идти по какой-то причине "влом", можно приобщиться к истории и культуре Северной Осетии прямо "не сходя с тротуара":)
Ещё несколько уличных фрагментов и домов, вызвавших у меня интерес:
Особняк конца 19 века с фигурным рисунком на балконах:
Нестандартно выглядит построенный в 1905 году с элементами модерна особняк предпринимателя, гласного городской Думы Александра Владимировича Замкового:
Напротив него выстроилась "цепочка" вплотную примыкающих друг к другу не характерных для Владикавказа цветных домов:
Как я уже писал, во второй половине 19 столетия во Владикавказе за счёт торговцев и переселенцев образовалась персидская община и даже было открыто Персидское посольство. Естественно, персы вели активную торговлю, и, пожалуй, единственное в городе гражданское здание (кроме мечетей), в котором хоть как-то прослеживается мавританский стиль (главным образом - благодаря стрельчатым окнам и аркам) - бывший Торговый дом, построенный в 1880-х годах и прозванный в городе "Персидским магазином" за то, что в нём торговали персидскими коврами:
"Что такое, почему не знаю?" Откуда взялся этот огромный неоготический дом, про который я ничего не читал?
Оказалось, что это чистый новодел - хостел "Станиславский", так что не удивительно, что среди исторических памятников о нём не говорится.
...
Пожалуй, больше всего, хотя и всё равно с оговорками, городской колорит - по крайней мере, в части застройки - сохранился на старинных улицах, идущих параллельно проспекту Мира к востоку от него: Ленина (ранее - Дворянская и Лорис-Меликовская), Революции (Мещанская), Гостиева (Лекарская) и отчасти Тамаева, образованная из бывших Сергиевской и Святополковской улиц.
Несмотря на своё нынешнее название, улица Ленина никогда не являлась центральной (главным во Владикавказе всегда считался Александровский проспект, то есть нынешний проспект Мира), особого престижа в том, чтобы поселиться на ней, не было, а потому каких-то суперинтересных зданий там нет. Самым красивым мне показался небольшой Дом Софьи Миткевич конца 19 века, в котором сегодня размещается магазин подарков - он выделяется среди прочих уличных построек богатым и даже пышным декором фасада:
Над правым входом виден вензель бывшей владелицы в виде буквы "М":
Ещё несколько декоративных деталей:
Любопытным историческим фактом является то, что в 1918 году здесь в течение некоторого времени находилось английское консульство.
И ещё два творения архитектора Павла Павловича Шмидта, которого я уже много раз упоминал в этом рассказе. Первое - возведённое на рубеже веков (по одним данным - в 1898 году, по другим - в 1903-м, по третьим - и вовсе в 1912-м) здание Владикавказского отделения Государственного банка:
Второе - плохо получившееся на снимке трёхэтажное кирпичное Здание почтово-телеграфной конторы постройки 1913 года:
Зачем почтово-телеграфной конторе потребовалось столь большая "резиденция"? А всё было учтено: на первом этаже находились почтовое отделение, кабинет помощника начальника, кладовые, денежная и посылочная комнаты, помещения для переходящих и разборных почт, для приема телеграмм и почтовых ящиков абонентов; на втором располагались телеграф, кабинет начальника и его канцелярия, аппаратные, технические помещения, мужская и дамская уборные, библиотечная комната и класс, а третий был отведён для жилья начальника конторы и его помощника.
На владикавказских улицах можно увидеть много интересных мемориальных досок и табличек, но эта тема не по моей части. Но одну из таковых я почему-то сфотографировал:
Ну а раз сфотографировал, то поясню (прежде всего - самому себе): Хазби Герасимович Короев - осетинский режиссёр-документалист, работавший кинооператором (причём "высшей категории"!) на Северо-Кавказской студии кинохроники, а в 1980 году бывший ведущим оператором на московской Олимпиаде.
Дом с угловым эркером-башенкой, про который написано лишь то, что он является "памятником архитектуры":
Ещё один интересный дом с явными элементами модерна, про историю которого очень мало пишут, но называют его "одним из старейших сохранившихся домов Владикавказа" (без комментариев, анализ не проводил). Он был построен в 1875 году и являлся частью усадьбы, а в начале 20 века принадлежал Самуилу Берковичу Шихману, торговцу золотыми изделиями и совладельцу кинотеатра "Патэ"; часть квартир в нём сдавалась внаём.
Фрагмент фасада бывшей гостиницы "Коммерческая", принадлежавшей Христофору Андрееву:
Помните, я говорил, что во Владикавказе сохранилось очень много старинных ворот - усадебных и просто домовых? Правда, не скажу, что все они выглядят очень эффектно и колоритно, но небольшую подборку снимков я всё же сделал:
И ещё чуточку модерна. Один из самых масштабных представителей этого направления и ещё одно творение городского архитектора И. В. Рябикина - Доходный дом нефтепромышленника и владельца лесопильного завода Герасима Осиповича Воробьёва, возведённый в начале 20 века:
Дом изначально задумывался для состоятельных клиентов: в нём было всего 6 квартир, размер которых можно представить, исходя из "габаритов" самого здания.
Вы, наверное, обратили внимание, что из всех архитекторов, сформировавших облик Владикавказа, чаще всего звучали имена областного архитектора Терской области Павла Павловича Шмидта и городского инженера-архитектора Ивана Васильевича Рябикина. Их творения разбросаны по всему городу, а на пересечении улицы Миллера и Павловского переулка в северной части исторического центра сошлись, условно говоря, "лицом к лицу" - и оба в стиле модерн. Это Особняк мещанина Дмитрия Игнатьевича Ястремского, построенный И. В. Рябикиным в 1904 году...
Центральный балкон над входной дверью подпирают редкие (а, может, и уникальные) для Владикавказе кариатиды:
... и Особняк адвоката Бориса Ричардовича Бёме, возведённый П. П. Шмидтом в 1908 году:
К сожалению, забывшие о календаре и всё ещё зелёные и даже пышные кроны деревьев заслоняли многие интересные фрагменты фасады, и нормально снять удалось лишь "портальную" часть здания...