ВСТУПЛЕНИЕ
Путешествия и приключения рождаются по-разному. Бывает, что небольшая и вполне практичная идея потом разрастается и превращается во что-то грандиозное. Собрались мы как-то бюджетно отдохнуть с детьми на море, и в итоге три недели колесили по разным городам России, открывая для себя то английский замок под Воронежем, то вот такие двери "в никуда" в Твери:

А иногда все начинается с нереалистичной мечты, которая со временем конденсируется во что-то не столь масштабное, но все же интересное и приятное.
Наше летнее путешествие 2013 года родилось из одной фотографии, сделанной во время путешествия на Черное море в 2010 г.

Перст указующий
Таких указателей хватает в любом туристическом месте. Но, увидев этот снимок в моем альбоме, моя мама (лихой путешественник в свои почти 70) сказала историческую фразу: «А ведь Владивосток не так уж и далеко!»
Конечно, это была шутка. Мы действительно больше всего любим путешествовать именно по России. Но 8000 км по прямой в одну сторону - это намного больше, чем весь наш пробег в той поездке на юг. Однако Владивосток - место знаковое, почти край земли, и вдобавок - город моего детства. Доехать до него на машине - это настоящая мечта, а мечты так легко не забываются! И вот, отсмеявшись, я как-то раз забил название этого города в планировщик маршрутов. Просто так, время свободное выдалось. Прикинул необходимое для путешествия время. И понял, что мечта пока останется мечтой. Перефразируя товарища Ульянова: Владивосток, конечно, город нашенский, но уж очень далеко. Моими темпами - это месяц в одну сторону, а отпуск у меня стандартный.
Тут я предвижу презрительное фырканье опытных автопутешественников. Месяц до Владивостока? Это какой-то детский сад, а не дневные перегоны! Все верно. В машине у меня детский сад (ну пусть начальная школа) из трех отпрысков, еду я «в одни руки», да и вообще не люблю превращать отпуск в утомительную гонку, после которой потом надо долго отдыхать. Мы путешествуем «с чувством, с толком…», делая частые остановки для осмотра разных интересностей и просто прогулок. Так что, вздохнув, я решил было оставить идею такой поездки до выхода на пенсию.
Но прежде, чем закрыть сайт, пробежал глазами получившийся маршрут. И вот, дойдя до Омска, я вдруг понял, что расстояние до него от Питера - всего треть от общего "владивостокского" маршрута. В этом сибирском городе у меня куча друзей, которые будут нам рады. Рядом Тобольск - единственный каменный кремль в Сибири, да и сам по себе - место достаточно интересное. Западные христианские богословы умудрились даже придумать Тобольску особое место в Апокалипсисе. А уж сколько друзей можно навестить по дороге! Когда я понял, что из Питера в Сибирь ведут две основные трассы, а значит, маршрут можно будет легко закольцевать, бесплотная идея стала стремительно превращаться в план.
Ну как, стремительно... для такой поездки все же требуется серьезная подготовка. В 2011 году мы были временно безлошадными и ограничились короткими вылазками в Финляндию и к Альпийским красотам трех европейских стран, а в 2012, приобретя машину, решили для начала опробовать ее в турне по Прибалтике. Но весь год после возвращения оттуда я занимался планированием "броска на восток". За это время маршрут еще немного съежился. Чтобы не перегружать семью впечатлениями и ночевками в чужих домах, было решено ограничиться Уралом, оставив Сибирь до лучших времен. Итоговый наш маршрут выглядел примерно так:

маршрут путешествия
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
Даты: 24 июля - 12 августа 2013 г. (итого 20 дней)
Маршрут: СПб - Тверь - Ростов Великий - Кострома - Н.Новгород - Казань - Елабуга - Бирск - Сатка - Екатеринбург - Пермь - Кунгур - Киров - Великий Устюг - Тотьма - Вологда - Череповец - СПб.
Это места ночевок, мы сразу запланировали посмотреть и некоторые города между ними.
Пробег: 6025 км от двери до двери.
Дороги: Как уже было сказано, с Запада на Восток нашей страны есть два основных маршрута. Южный(через Нижний Новгород - Казань) и Северный (через Киров-Пермь). На южных трассах покрытие гораздо лучшего качества, развитая инфраструктура. Недостаток: эти дороги густо утыканы камерами и засадами ГИБДД, а главное, забиты фурами. Северные дороги - рай для автомобилиста. Там пусто, тихо, можно ехать с любой желаемой скоростью. Если машину не жалко. Отчеты об этих дорогах изобилуют страшными историями об отвалившихся колесах, угробленной подвеске и т.д. Поразмыслив, я решил ехать южным путем туда, а северным обратно. На южном больше достопримечательностей, а я уже по опыту знаю: на обратном пути моей семье не до новых впечатлений, домой хочется. Кроме того, уж если хоронить машину, то в конце пути, а не в начале. В реальности все оказалось не так плохо. Разбитые дороги на Севере, действительно, встречались, особенно на подъездах к Кирову и между Кировом и Великим Устюгом. Но все они - проезжие даже для нашей пузотерки, по крайней мере, днем. Надо только очень внимательно следить за знаками. Еще один важный фактор - мы путешествовали в конце лета!!! В это время года на федеральных трассах больше проблем из-за вялых ремонтов, чем из-за колдобин. А вот весной, когда вместе со снегом сходит асфальт, на некоторых из этих дорог и правда можно остаться без машины.
Ночлег: Мы давно уже пришли к выводу, что оптимальный вариант размещения для нашей большой семьи - это квартиры посуточно. Дешево и готовить есть где. Но теперь мало где можно заранее забронировать ночлег, если срок проживания меньше трех дней. Хозяева предлагают звонить по приезде в город, узнавать, что есть в наличии. В итоге, квартиру мы арендовали только один раз, в Вологде. Нас очень здорово выручили друзья и друзья друзей, которые обнаруживались в самых неожиданных уголках страны. Некоторые из них умудрились приютить нашу орду в своих домах. Другие подсказывали хорошие варианты размещения. В нашем окружении много христиан разных конфессий, так что не удивляйтесь наличию среди мест ночлега молитвенных домов. А один раз мы ночевали на лесопилке! Прямо среди досок и станков. Ну, об этом колоритном (и очень уютном!) ночлеге - позже. Некоторые средства на отпуск нам в этом году скопить удалось, поэтому в нескольких городах мы жили в гостиницах. Подробности о каждом месте ночлега будут в соответствующих частях отчета.
Автомашина: Suzuki Baleno 2000 г.в. (универсал, полный привод, 1.6л)
Машину к путешествию особенно не готовил. Проверил подвеску и тормоза, заменил масло. Да! Поменял ремень ГРМ. Выяснилось, что моя Сузуки прошла 200 тыс. км на оригинальном ремне!!! Первый хозяин считал, что у нее цепь, а второй вообще не подозревал о существовании такой детали, так что ремень не меняли ни разу. Клапаны у Сузуки порвавшийся ремень не гнет, но все равно так рисковать, конечно, не стоило. Однако японское качество порадовало.
Экипаж: водитель - Борис Козырев (автор отчета и большинства фотографий), ответственная за бортовой журнал - Анна Козырева (жена водителя, автор всех фотографий "на ходу"),ответственная за настроение - Лия (10 лет), бортовой компьютер - Семён (8 лет) и главный художник - Артём (8 лет). Дети, кстати, тоже фотографировали и иногда даже удачно.

Экипаж в разгар воспитательной работы родителей
Моя мама, чьи неосторожные шутки подтолкнули нас к этой экспедиции, сама присоединиться к нам не отважилась. Вместо этого мама отправилась вдвоем с подругой (тоже 69 лет от роду) в многодневный поход на байдарке по Ладоге. Куда более спокойный и безопасный отдых! =\

Но, должен признать, на Ладоге много по-настоящему сказочных мест.


Ладожские красоты
Снаряжение:

Путешествовать с тремя детьми - не очень просто из-за того количества барахла, которое может им понадобиться в пути. Верхний багажник нас здорово выручил. Туда ушло все спально-туристическое снаряжение, а основной багажник пошел под личные вещи. Мы взяли с собой три надувные кровати (здорово выручали несколько раз), спальники на всех и большую палатку (не пригодилось, но зато мы не волновались на случай ночлега под открытым небом). Добрые друзья на день рождения подарили видеорегистратор. Антирадаром я не пользуюсь принципиально, предпочитаю ездить осторожнее, а вот бессмысленных споров со стражами порядка хотелось избежать. Но за все 20 дней мы с ними так ни разу и не пообщались - они нас упорно игнорировали. И "писем счастья" я не дождался даже из Татарстана, который считается заповедником дорожных камер. Зато уцелевшие записи с регистратора помогают сейчас вспомнить некоторые участки пути. Навигатор, подаренный в прошлом году, был очень полезен, особенно в незнакомых городах. Такая удобная для меня программа iGo, прекрасно сработавшая в Прибалтике, Россию, увы, знает плохо. Пользовались Навител. В целом, программа была отличным помощником, кое-где тупила, не без этого, ну на то и голова на плечах - дорожные указатели и распечатанные ориентиры никто не отменял. Бумажный атлас на всякий случай купили новейший - не пригодился. Круиз-контроль - это счастье, уставал я в этом путешествии несравненно меньше, чем в том же 2010 году. Больше особого оборудования и снаряжения вроде бы не было.
Ладно, хватит о подготовке. Сколько ни составляй маршруты, ни выписывай достопримечательности, ни просчитывай хитрые объезды, - однажды, чтобы путешествие состоялось, нужно просто тронуться в путь. День этот наступает всегда неожиданно и полон всякими непредсказуемыми ситуациями. Но без неожиданностей и испытаний - какие могут быть приключения?! Настал час, когда и мы с трудом, но закрыли оба багажника, приковали цепями детей к их посадочным местам и записали в бортовой журнал пробег на момент выезда из дома. И хотя первый день не обещал нам много открытий и подвигов, мы сразу почувствовали, что путешествие началось!
