Места:
г.Петропавловск-Камчатский, р-н Завойко (место базирования)
село Эссо
окрестности влк.Толбачик
пос.Ключи, Ключевская сопка
Налычевская долина
Авачинска бухта, о-в Старичков
Паратунка
Малки
Курильское озеро/Ходутка.
На Камчатке мы были уже не впервые.
Поначалу она «случилась» в нашей жизни как место жительства молодой семьи. Несмотря на все бытовые трудности, мы любили Камчатку и гордились, что там живём, но это был определённый этап жизни, он закончился, мы устремились к чему-то новому, иному. Однако долгие годы Камчатка не давала нам покоя в снах и воспоминаниях, слишком часто, чтобы от этого так просто отмахнуться. Иной раз мне снилось, что я возвращаюсь туда со слезами радости. И наконец было принято бесповоротное решение — едем!
Живя на Камчатке, мы по мере возможности пытались путешествовать, поэтому увидели в этом краю достаточно много (включая Долину Гейзеров ещё до схода селевого потока). И из перечисленных выше мест большинство мы посетили ещё в бытность свою на Камчатке, но по старой доброй памяти хотелось туда вернуться, да и показать их сыну в уже сознательном возрасте - для него это было возвращением на родину.
Прошу простить меня за лирические отступления мемуарного характера — видимо, от них я не удержусь, как и от сравнений в стиле «тогда и сейчас». Но, возможно, любознательным читателям и потенциальным посетителям Камчатки это поможет получше понять регион и его людей. Если же вас такая лирика не интересует — смело пропускайте и черпайте только практическую информацию.
Фотки будут тоже как свежие, так и старенькие, даже сканы «зенитовской» плёнки - как вот это:
После очередной встряски экономики в нашей стране очень трудно будет сейчас оперировать ценами, поскольку явно всё будет сильно дорожать на итак недешёвой Камчатке (и найдутся ли смельчаки, которые всё-таки отправятся туда?..), но некоторые цены я буду указывать — хотя бы для примерной ориентировки.
Авиабилеты были куплены практически за полгода, в Трансаэро, ибо из беспересадочных рейсов у них был самый гуманный ценник, 19 с небольшим тыс. туда-обратно. Однако цена была адекватная даже не потому, что билеты куплены за несколько месяцев до поездки: стоимость вылета в июне очень весомо отличалась от июльской - билеты на 30 июня и 1 июля разнились в цене более чем в 2 раза.
Июнь в большинстве районов Камчатки — не самый хороший месяц, это ещё не совсем лето (и кое-где даже совсем не лето), а комаров полно даже в Петропавловске. Июль — уже получше, но самые приятные август и сентябрь. И об этом знают не только камчатцы, но и авиаперевозчики, устанавливая соответствующие цены.
Поэтому приобретя билет на одну из последних дат июня, мы выиграли в деньгах, но в то же время прибывали на Камчатку практически в июле, когда лето уже разгоралось.
По времени отправления и прибытия камчатский рейс Трансаэро также является удобным: непоздним вечером отбывает из Домодедово и прибывет около полудня в Петропавловск, обратно вылетает днём и днём же приземляется в Москве.
Перелёты Трансаэро прошли вполне неплохо, кормёжка нормальная, имелись пледы, носочки и маски для сна, и даже во встроенных экранчиках можно было посмотреть некоторый скромный набор фильмов.
Но после нашего самого-самого первого полёта на Камчатку все остальные — верх комфорта. Это было приключение, иначе не назвать, но зато и запомнилось на всю жизнь:
Борт на Камчатку должен был вылетать с военного аэродрома в Подмосковье. Прибыв туда утром в назначенный день, мы узнали, что на самом деле точное время не известно, и прождать вылета можно несколько часов. Так оно и оказалось.
Нам, нескольким молодым семьям новоиспечённых хранителей рубежей родины на Северо-Востоке, всё это было в новинку, чего не скажешь об остальном контингенте собравшихся: военные возвращались из отпусков с «материка» - семьями от мала до велика, с кучей баулов и даже домашними питомцами, и подготовлены они были на славу: пледы-подушки, еда-питьё, игрушки-книжки, а также привычка и терпение.
В ожидании и правда прошло несколько часов. Народ расположился на полянках и под деревьями, погода благоприятствовала такому времяпровождению. Местный буфет подвергся почти полному опустошению.
Наконец, был дан сигнал на посадку. Вещи проверяли на сканере, но не взвешивали. Поскольку если б взвесили, многим пассажирам можно было бы отказать в полёте. Выдали даже посадочные талоны — некие карточки с номерами.
К стоящему на лётном поле самолёту (обычному гражданскому — не военному — борту) нужно было идти пешком. Мы ещё удивились — люди бегом несутся, обгоняя друг друга. Чего это народ так ломанулся? У всех же есть номерки, всех посадят...Однако знающие бежали не зря: они хотели успеть занять сидячие места! Когда мы вошли в салон — а вошли мы далеко не последними — все кресла уже были заняты. А пассажиры всё прибывали и прибывали.
Исправлять ситуацию вышел командир экипажа: не терпящим возражений тоном он велел родителям всех детей взять на колени. В результате освободилось довольно много мест. Муж впихнул меня в одно из освободившихся кресел, а сам удалился в багажное отделение в хвосте самолёта — там уже собралась тёплая компания «безкресельных», в том числе сокурсники мужа. Там же удобно устроился дяденька с энным количеством арбузов. «А что, - сказал он, - я всё время так летаю!»
Но кое-кому пришлось расположиться в салоне на полу.
Когда самолёт пошёл на взлёт, у меня был тихий ужас: поднимемся ли мы вообще в воздух с таким перегрузом...
Поднялись. После набора высоты в салоне стало очень холодно. Бывалые достали тёплые вещи и пледы. А также развернули курочек в фольге и тому подобные продуктовые запасы, после чего образовалась физиологически-логичная очередь в туалет длиной в половину салона.
В общем, самолёт больше напоминал плацкартный вагон.
Муж иногда приходил греться в салон,т.к.у них в багажном было ещё холоднее.
Утро встретило нас вершинами вулканов в иллюминаторах. А потом была посадка на военном аэродроме — плиты лётного поля, горы и деревья. И больше ничего. Где город, сколько до него — хз. Всех бывалых кто-то встретил и увёз, а новоиспечённые камчатские офицеры проводили разведку до ближайшего шоссе и добирались до нужного местоназначения сами.
С материка пассажиры прибывают на Камчатку в аэропорт г.Елизово, это город-спутник Петропавловска-Камчатского. Наверное, аэропорт по праву может входить в число самых красивых лётных полей мира, поскольку фоном ему служит прекрасный вид на вулканы, называемые "домашней группой". Здесь ничто не заслоняет вид на них. Но фоткать по выходу из самолета запрещено, можно сделать снимки уже возле здания вокзала.
На площади перед аэровокзалом есть остановки городского транспорта, можно уехать непосредственно в сам город Елизово и в Петропавловск. Автобусы обычные, без багажного отделения, все вещи с собой, но за провоз их придется заплатить. Проезд до Петропавловска стоил порядка 40р (более точно не вспомню), багаж 20 с чем-то.
Нам нужно было попасть в Завойко - отдаленный район Петропавловска, по местам нашей, что называется, «боевой славы», там нас ждали в гости бывшие соратники.
Немного о Петропавловске-Камчатском. Транспорт, бытовые условия.
Местные жители называют столицу Камчатского края кратко Питером. Поначалу не знающих этой тонкости данный сленг приводит в замешательство, поскольку у большинства россиян "Питер" все-таки ассоциируется весьма однозначно с другим городом :-).
Кроме автобусных перевозок нет иного городского транспорта.
Помню, иной раз мы весьма забавлялись, когда по телеку, рассказывая об очередном массивном снегопаде в Петропавловске, показывали пробирающиеся меж сугробов... троллейбусы.
Также не стОит искать железнодорожный вокзал, как это делали мальчики-срочники, сбегая со службы.
Ещё к городскому транспорту отнесём микрики (чисто местное название, но мы сами к нему уже так привыкли, что у нас теперь микрики везде, независимо от города и страны :-)). Это, как вы наверное догадались, микроавтобусы, производства японского и корейского (пассажирская «Газель» здесь — это нонсенс).
Прибыв на Камчатку нынче, мы констатировали, что рейсовых микриков на дорогах стало гораздо меньше. Зато очень вырос парк обычных автобусов, они порой выстраиваются на остановках друг за другом. Микрики раньше были удобны тем, что ходили чаще обычных автобусов, ездили быстрее, маневреннее (что особенно было ценно в очередную штормовую), а стоили хоть и дороже относительно автобусного билета, но эта разница была, скажем так, приемлемая и оправданная перечисленными выше опциями - если ещё учесть, что проезд в общественном транспорте тогда был одним из самых дорогих в стране.
В этот раз мы посчитали, что при весьма умеренной стоимости автобусного билета данная разница уже не столь приемлема. Поездка на автобусе в Петропавловске-Камчатском в 2014 году стоила 18 рублей — что, на наш взгляд, весьма демократично и даже удивительно.
В принципе, проехать практически весь город в длину можно без пересадки на одном и том же маршруте (например, N1) - с 10-го километра до СРВ.
В городе принято ряд остановок и соответствующих им окрестностей называть по километрам. Это сложилось ещё, когда данные территории являлись загородным трактом - Елизовским шоссе. Нулевой км находится у главпочтамта и символически отмечен верстовым столбом. Километры считают в сторону центра (т.е.по направлению к г.Елизово), но 1, 2, 3 км в обиходе отсутствуют, есть 4, 6, 8, 9, 10-й, пятый и 11й называют иногда. Причем можно ли поручиться, что расстояние действительно соответствует чётко выверенному километру, я не знаю - скорее это просто прижившиеся названия.
Также в названиях имеется целый ряд сокращений, например, КП ( Комсомольская площадь), ДК СРВ (дом культуры судоремонтной верфи), ЖБФ (жестянобаночная! фабрика), УТРФ (управление тралового флота, сейчас остановка называется по-другому, но иногда по-старинке так говорят), ДОФ (дом офицеров флота).
Ещё есть район БАМ, который, как рассказывают, был прозван так народом из-за своей отдалённости — аналогично Байкало-Амурской магистрали. И хотя ударное всесоюзное строительство давно завершено, название района прижилось. А сокращение «КП» на самом деле произошло от другого сокращения — «КПП», т. е. «контрольно-пропускной пункт», который когда-то имел здесь место быть, и уже позднее трансформировали привычное КП в Комсомольскую площадь )))
В принципе, знать расшифровку этих сокращений не обязательно, многие уже и не задумываются над ней — но когда мы только приехали в Петропавловск, обилие загадочных сокращений вызывало у нас удивление.
Что касается Петропавловска-Камчатского — город очень и очень заметно преобразился.
Покидали мы депрессивный регион с замершим строительством.
Приехали сейчас в обновляющийся город, с новостройками, современными торговыми центрами, свежими дорогами и тротуарами. Жители говорят, что на 1 человека здесь приходится метража торговых площадей чуть ли не больше всех в стране. Многие старые дома в центре «одели» в симпатичное покрытие, вместе с тем проводится сейсмоусиление зданий. Появились современные и яркие детские площадки, с чем в Петропавловске всегда был напряг. Рынки цивилизованные, в тёплых корпусах. И есть ощущение движухи и жизни в городе.
Рынок на КП: с заднего фасада нового рыночного здания видны остатки старого рынка - поржавевшие киоски и контейнеры. Скорее всего, сейчас уже окончательно эту площадь расчистили от уродливых конструкций.
И вот как выглядит лицевая сторона рыночного павильона, интересна задумка для парковки машин - туда ведёт такая "дорога в небеса":
Высотный блестящий бизнес-центр и здание с женскими скульптурами голышом:
Интересное здание с раздетыми дамочками не функционирует. Возле него - забор. Говорят, задумывался стриптиз-клуб, но его почему-то не открыли.
Однако строительство и движуха идут в северной части города, более ровной и удобной по рельефу, да и более новой по времени застройки. Как написал кто-то в интернете - «город прирастает севером». А вот на юго-восточной стороне время замерло. Автобус катит нас по ул. Красная сопка и Океанской — дома такие же грустные и облезлые, что и много лет назад. Настанет ли их светлое время?
Петропавловск расположен в очень живописном месте - среди сопок и на берегу одной из удобнейших и красивейших бухт мира, и при грамотном градостроительном и архитектурном плане можно было очень удачно вписать город в этот пейзаж. Но такой задачи никогда не ставилось, никогда. Город долгое время застраивался весьма беспорядочно, унылыми однотипными домами, и постоянное влияние высокой влажности и частых, хоть и мелких землетрясений, явно не прибавляло им шарма .
Очень надеюсь, что современные строительные и отделочные материалы — которые, к счастью, уже используются здесь - помогут украсить и освежить город.
Улучшение бытовых условий — вот что ещё сильно нас порадовало!
Много лет назад......узнав, что мы едем жить на Камчатку, только один из знакомых воскликнул почти в ужасе «Там же вулканы!», у большинства же ужас вызывали не огнедышащие горы, а тема отсутствия электричества, ибо в новостях того времени нередко мелькали сообщения, что жители полуострова опять сидят без света. Жёсткий режим экономии энергии вводился из-за перебоев в поставках мазута (в Завойко, где мы жили, на одном из домов кто-то крупно краской написал «Ждёт танкера Камчатка»).
Мы хоть и не застали такие серьёзные отключения электричества - когда народ на улицах разводил костры, чтоб готовить еду и греться, - но с «веерными» отключениями довелось познакомиться. Различные фирмы, магазины и учреждения имели свои генераторы, так что отсутствие электричества не мешало всем нам трудиться на своих рабочих местах, подключая компьютеры и другую необходимую технику.
Свечки и газовые плитки на баллончиках были нормальным атрибутом камчатской жизни, однако в период отключений цены на баллоны взлетали, а на свечке суп не приготовишь. А мы ещё и керосиновую лампу приобрели: даже когда с поставками топлива более-менее наладилось, свет нередко отключался локально — конкретно в нашем доме по причине ветхости проводки...
Сейчас, когда мы увидели в некоторых торговых центрах эскалаторы — поняли, что с электричеством действительно стало всё хорошо,
ибо с десяток лет назад кто бы мог помыслить здесь такую роскошь, такую нерациональную трату энергии?? Ведь тогда даже очень скромненький детский парк аттракционов на Пограничной включал свои карусельки только по субботам-воскресеньям летом.
Несколько месяцев в год без горячей воды — это тоже была «добрая традиция» тогдашнего коммунального хозяйства, из-за дурацкой системы устройства труб, когда с окончанием отопительного периода автоматически отключалось и горячее водоснабжение. Кроме того, опять же, экономия топлива. А холодная вода на Камчатке не просто холодная — она ледяная даже летом. В квартиры пробирается влажность. Зима, пожалуй, несмотря на штормовые с обильными снегопадами, была наиболее комфортным временем, поскольку имелись тёплые батареи и горячая вода из крана ))).
Потом активно заговорили об использовании камчатского газа и приступили к строительству трубопровода Соболево-Петропавловск.
И сейчас использование собственного газа в качестве топлива для ТЭЦ помогает не настолько жёстко экономить топливный ресурс, чтоб оставлять город без горячей воды на длительное время. Кроме того, переделали дурацкую систему взаимозависимости горячей воды и отопления.
И приехав к друзьям в Завойко, мы с приятным удивлением обнаружили, что среди лета из крана течет горячая вода.
Завойко.
Про Завойко я все-таки напишу подробнее, поскольку обычному путешественнику, никак не связанному памятными ниточками с этим местом, тоже можно там побывать из-за несомненной живописности окружающей природы.
Свое название полуостров получил по фамилии губернатора, Василия Завойко, при котором в 1854 году состоялась оборона Петропавловска от англо-французских войск.
Полуостров Завойко достаточно крупный по площади, здесь есть жилой район (Старое и Новое Завойко), пирсы, воинские части. Гористая местность покрыта лесом.
Добираться в Завойко нужно на автобусах, следующих до СРВ/ЖБФ, например это номера 1,31,21. Ряд автобусов по этому маршруту следует от 10 км (это противоположный Завойко конец города, въезд в город, как раз со стороны аэропорта), а также - из центра с остановки КП. Нам, едучи из аэропорта, удобно было сесть на 10 км и ехать практически до конца. Выйти нужно на ост.Госпиталь, не доезжая конечной. Перейти на другую сторону проезжей части, где происходит посадка на автобус до Завойко с чудесным номером 13.
Также появился маршрут, соединяющий Завойко с центральной частью города без пересадки на Госпитале. Он также 13й, но едет до Детского мира. Расписание обоих маршрутов имеется на остановках в Завойко и на Госпитале. Однако летом данный прямой маршрут ходит редко, у него особое расписание, буквально 4 ходки в день.
Также в Завойко ходят микрики, от ост.Госпиталь, но их тоже стало очень мало по сравнению с прежними временами. Микрик в/из Завойко вам может пригодиться, если довольно большой перерыв между автобусами, а также вечером, когда автобусы уже не ходят. Учтите также, что водители микриков стараются набрать максимум пассажиров на конечных - Госпитале и Завойко, поэтому стоят и ждут.
Итак, зачем я, собственно, так распространяюсь - что же интересного ждет туриста в Завойко?
Достаточно симпатична сама дорога в этот район, она огибает океанские бухты и озерца, то поднимается то опускается, виды из окна открываются стОящие, в том числе на Вилючинский вулкан. Вскоре после остановки Рассвет (это магазин) начинается райончик Копаи, названный так потому, что когда-то здесь копали землянки в качестве жилья. Потом землянки сменились деревянными домами, и часть из них до сих пор стоит, часть в виде развалюх, а иные сменились добротными, вполне современными коттеджиками.
Дорога в Завойко долгое время была притчей во языцех из-за своего качества. Попросту это была ужасная грунтовка, волнистая как стиральная доска. В дожди ее размывало, а после зимней штормовой с обильным снегопадом 13й автобус (парк советских «львовских» - годов эдак 70-х) не мог преодолеть последнюю "горку" перед Завойко, поэтому в такие моменты выручали только микрики - славные "корейцы" и "японцы". Каждый кандидат в депутаты непременно включал вопрос завойковской дороги в свою предвыборную программу, но потом всё затихало. Однако перед нашим отъездом с Камчатки десятилетие назад за дорогу чудным образом взялись. И с тех пр она имеет вполне нормальное асфальтовое покрытие, очередному частичному ремонту которого мы стали свидетелями в нынешний приезд.
Прежде всего здесь прекрасные океанские пляжи, из нормального камчатского темно-серого песка ))).
Для попадания на пляж бухты Завойко нужно выйти немного не доезжая населённого пункта Завойко, попросив водителя остановить на повороте на Лагерную (или Малолагерную). И идти влево по грунтовке через зеленый массив. Есть также и тропинки от основной дороги, но в зависимости от сезона некоторые из них могут быть подтоплены. В любом случае, океан вы не пройдете. Если лето выдается жарким, на отливе вода здесь неплохо прогревается, и даже можно искупнуться (надо признать, живя на Камчатке, мы были закалённее).
Прогулявшись на пляж в свой нынешний приезд, мы были поражены обилием автомобилей, чего лет 10 назад невозможно было даже представить. Если раньше здесь отдыхали в основном жители Завойко и ближайших районов, то сейчас, видимо, это место популярно у всех горожан.
Береговая черта бухты Завойко, примыкающей с этой стороны к полуострову, немного напоминает по форме подкову, растянутую и широкую. Если, стоя спиной к жилому району, пойти по левой «ветви» «подковы» (в одном месте надо перейти через маленькую речку, впадающую в бухту), можно догулять до Малой Лагерной. Также можно идти в этом направлении через лесной массив по тропинке или по грунтовке, ответвляющейся от асфальтированной дороги. Здесь достаточно недалеко из воды возвышается живописный«зуб», а также есть довольно крупное озеро Лагерное. В сезон рыбалки часто стоят палатки рыбаков.
Если же держаться грунтовки, можно в конце концов выйти к Большой Лагерной, тоже очень красивому месту, где недалеко от берега лежала (не знаю, как сейчас) затонувшая баржа. Дорога поднимается вверх, открываются симпатичные виды, также минуете мусульманское кладбище. Но это довольно долгий путь, для хороших ходоков. Либо нужно проехать на машине - в располагающую погоду сюда достаточно много автомобилистов добирается. Когда-то здесь ходил всё тот же 13й автобус, к войсковой части в Англичанке, но даже мы уже не застали те времена. Так что общественным транспортом на Большую Лагерную не добраться.
!! Но попасть сюда можно и по берегу, довольно сильно сократив путь. Для этого надо подгадать со временем отлива. Отливает очень сильно, обнажается достаточная зона, чтобы пройти по береговой линии мимо скал, только в некоторых местах, где мысы далеко выдаются в море, приходится переходить через затопленные водой участки.
Это я с морской капустой:
По молодости мы так ходили - да что там до Б.Лагерной, мы дошли до бухты, откуда хорошо видны Три брата.Время отлива и прилива в конкретный день мы знали. Поход на Три брата начали, помнится, рано утром, посмотрели на них, вернулись отдохнуть на Б.Лагерную, а оттуда уже домой. Также помнится, мы немного опоздали с возвращением - прилив уже пошёл, и последняя часть пути получилась несколько экстремальной. Приливает буквально на глазах, пришлось прижиматься к скалам, пережидая волны — конечно, вымокли.
Скалы "Три брата"- один из символов Камчатки, находятся в бухте Шлюпочной.
За световой день такую прогулку совершить вполне реально. Можно, конечно, и растянуть удовольствие, останавливаясь с палаткой в понравившихся местах.
Вот так выглядят "Три брата" с берега, у кромки воды:
Надо сказать, что то место, откуда мы любовались Тремя братьями, удобней покинуть так же по берегу, успевая до прилива. Всё та же грунтовка, спустившись вниз у Большой Лагерной, дальше снова взбирается на возвышение и проходит довольно далеко от этого места, а тропинок наверх там что-то не припомню. Желательно вернуться на Б.Лагерную, поскольку дорога там проходит в непосредственной близости, и на случай начала прилива вернуться в Завойко можно по ней.
Ещё один живописный берег этой местности находится на так называемой Треуголке (для ориентировки по карте - это в окрестностях мыса Западный). Местечко названо по находящемуся здесь озерцу. Пройти сюда удобней уже из жилого района Завойко, доехав до конечной. Надо перевалить через покрытую лесом сопку на другую сторону полуострова. Мы ходили по тропинке, но сейчас, вроде бы, даже дорогу туда пробили.
От Треуголки можно пройти низом, по берегу (удобней в отлив) по линии пляжей и подняться вверх на дорогу, по которой мимо пирсов выйти в посёлок.
Обширная пирсовая зона имеется в Завойко в бухте Ильичёва. Интересующимся: та же основная дорога, по которой приезжает в Завойко автобус, сначала идёт вверх, а потом имеет затяжной спуск как раз к пирсам. Есть ещё лестница, но она запрятана в зарослях, и вид её не внушает доверия - требует починки.
На пирсах раньше стояли дизельные ПЛ и военные корабли, в том числе два СКРа и плавбаза. Движуха была активная, матросы и офицеры роились - как, собственно и в самом пос.Завойко.:
Сейчас здесь довольно-таки сонно, часть пирсов пустует и медленно разрушается, кое-где причалены гражданские суда, а также какая-то полузатонувшая плавбаза, которую, наверное, уже скоро допилят и вывезут. Если кто фанатеет по заброшенным местам — welcomme.
В нашу бытность в бухте Раковой было очень большое кладбище кораблей.
Многие лежали близко к завойковскому берегу, туда лазили мальчишки и те взрослые, что пытались вытащить остатки чего-то ценного. При определённых природно-погодных условиях (туман, снег и лёд, рассвет-закат) кладбище кораблей даже выглядело живописно и загадочно:
Работы по его ликвидации медленно, но велись, остовы вытаскивались на берег специальной техникой, распиливались и вывозились.
В свой приезд мы увидели, что кладбище заметно уменьшилось - по крайней мере, большую часть того, что явно торчало и выступало из воды, убрали. Понятно, что на глубине может находиться ещё много лома.
В целом же Завойко оставило двоякое впечатление. С одной стороны, обновление пришло и сюда, и не только в виде привлекательной стелы, установленной на въезде в район. На удивление, привели в «божеский» вид дома-бомжатники — имелись и такие здесь, частично без стёкол или с заколоченными проёмами, с пустующими квартирами, помойками на этажах. Мы эти дома даже не узнали сначала, настолько они преобразились. Детские площадки появились, пара-тройка новых магазинов.
У местных детей раньше ходила такая прибаутка: "Раз - помойка, два - помойка, вот и кончилось Завойко".Рядом с домом, где мы когда-то жили, на склоне, спускающемся к океану, была огромная помойка. Ближайшие мусорные баки находились недалеко, но до них нужно было подниматься по тропинке, и мало кому из жильцов была охота это делать — проще бросить мешок рядом. В итоге там образовались такие залежи мусора, что мне думалось, будто нет способов его отсюда убрать, тем более с достаточно крутого откоса.
Однако помойки мы не обнаружили и следа! Чистый склон зарос травкой, а рядом с ним сделали детскую площадку.
Вот такой позитив. С другой стороны, совершенно разрушился клуб, закрыли библиотеку. В посёлке стало как-то тихо, немноголюдно, почти не мелькают привычные чёрные шинели...
Вообще же, расписываю я всё это, расписываю, но в свой приезд мы не пошли гулять ни на Лагерную, ни на Треуголку, хотя могли бы. И вот почему.
О медведях.
Уже в автобусе совершенно посторонние люди предупредили нас о медведях - мол, бродят в Завойко. Нас этим не удивить вообще-то, в нашу бытность захаживали периодически медведи в Завойко, был даже смертельный случай с детьми как раз на пляже, на месте их гибели даже памятный крест был установлен. А по Камчатке каждое лето имелась некоторая статистика "неудачных" встреч людей и медведей. Тем не менее, мы ходили и за грибами, и с детьми гулять в лес, к океану, на пикники по праздникам. И не боялись. Почему-то. Может, потому что у нас ротвейлер был, и мы в большинстве случаев с собой его брали.
В этот раз мы по приезду встретили на улице знакомого, еще с тех давних лет (из немногих, что до сих пор остался на Камчатке), и среди прочих разговоров он, узнав о наших планах активно шастать по природе, также завел тему о медведях и показал на телефоне фотки от приятелей из милиции о недавнем нападении медведей. Одна фотка была трупа с объеденной до кости ногой, другие - выжившего, с глубокими порезами от когтей. Так что вы, говорит, осторожнее, нынче медведей много выходит к поселениям людей, мы, мол, даже за черемшой не пошли нынче. В Завойко у школы ученик снимал медведя на телефон, и у детсада мишку видели (садик и школа находятся на окраинах района, куда уже подходит лес).
Нет, мы, конечно, намеченных глобальных планов по Камчатке не изменили, но в Завойко далеко ходить не стали, только на пляж да на пирсы.
Вы можете смеяться, но мы из дома взяли с собой колокольчик, хороший такой, не крошечный, поскольку я где-то вычитала, что мишкам звон не нравится. Забегая вперед, скажу, что мы в глухих местах Налычево звенели им очень активно. Ещё у нас был свисток - опять же неприятный резкий звук. Понятно, что такие шумовые эффекты рассчитаны на то, чтоб оповестить медведя о нашем приближении заранее, и чтоб он не захотел с нами встречаться.
Также мы купили в охотничьем магазине («Оружейник» на ул.Тундровой) пару сигнальных «стрелялок» и набор патронов к ней. Стрелялка правильно называется «Сигнал охотника», стоила рублей 400, пластиковая, самая дешёвая, похожа на толстый фломастер. Патрон вкручивается в неё на резьбе. А патроны поштучно не продают, пришлось брать всю пачку, там штук 15 трёх цветов, это рублей на 600. Брызгалки перцовые русского производства нам знающие люди отсоветовали, классные, говорят, только американские, достаточно крупный баллон, стоит дорого.
Но все эти вещи в большей степени для самоуспокоения. Неприятный шум действительно может заставить медведя уйти от источника этого звука подальше. Но если только медведь действительно не хочет нападать. Если же он по какой-то ему одному ведомой причине решил напасть, реально уже ничего сделать нельзя. Все эти брызгалки и ракеты могут его только еще больше разъярить, а не остановить. Непонятно, почему в наших сказках медведь всегда изображался простоватым тугодумом и увальнем. Наверное, у многих из нас до сих пор есть этот стереотип. А ведь это быстрое, умное и очень сильное животное. Помните об этом.
Следующий рассказ - про Эссо.