Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
Вторая экскурсия у нас после обеда. Фактически это даже не экскурсия, а просто лодочная прогулка, поэтому про озёра и каналы мы почитали сами. 3,5 км до озера Питьевого, где нас ждёт лодка, мы решили прогуляться пешком, чтобы немного растрясти обед. Одна беда по грунтовке, поднимая облака пыли, мимо нас всё время проносились машины и пока мы не свернули в лес приходилось дышать через раз.
На островах Соловецкого архипелага насчитывается 560 пресноводных озер, из которых 503 озера находятся на Большом Соловецком острове. В период 18-19 века более сотни крупных озер были связаны системой каналов, позволивших не только обеспечить монастырь пресной водой, но и улучшить экологию на Соловках.
А вот и место старта.
Сложные канальные системы в озёрах Соловецкого архипелага наиболее ярко демонстрируют изящность рациональной деятельности обители и её послушников.
Монахи монастыря в течение нескольких веков конструировали каналы среди этих озёр, которые отличались высокой практичностью и надёжностью. Им под силу было создание любой водопроводной или транспортной системы.
Самый первый канал на Соловках был упомянут в летописях, датированной 1514 годом. В ней описана небольшая водяная мельница, которая была расположена на протоке, ведущей из озера в морской залив.
Рассвет строительства канальных систем начался при игумене Филиппе, который заложил основание Святозерской системы.
В те времена прокладывались неглубокие канавы, шириной около метра.
Стены канав выкладывали валунами для того, чтобы избежать их разрушения.
Считается, что Филипп за годы управления монастырём приложил руку к строительству как минимум 52 каналов между озёрами.
После Филиппа работа с канальными системами продолжилась: активно соединялись озёра и осушались заболоченные участки местности.
Здесь мы сделали небольшую остановку, чтобы искупаться...
Большую работу проделали послушники Исааковской пустыни и Савватьевского скита, которые с помощью сложных канальных систем сумели осушить колоссальные территории острова и превратить их в пригодные для хозяйства земли.
В начале XX века также был проведён большой этап строительства Святозерской системы каналов, который был необходим для повышенной необходимостью большого количества питьевой воды в монастыре.
Эти работы проводились в течение четырнадцати лет и окончились лишь в 1918 году.
Новые каналы уже достигали в ширину пяти, а в глубину были до двух метров. Это позволило вести водное сообщение по этой канальной системе.
Судоходный канал достигал двенадцати километров, из них почти два километра были полностью сделаны вручную.
Благодаря строительству данной системы каналов, появилась возможность подключения к Белым озёрам, которые впоследствии слились в одно самое крупное озеро на Соловецком архипелаге и получило название Большого Красного.
Святозерская канальная система была сделана с учётом регулирования схода воды в озёрах и включала ряд водозапорных дамб и шлюзов.
В советское время на территории монастыря был расположен СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения) и канальная система служила для обеспечения водой заключённых. Также по каналам сплавляли подготовленный на севере архипелага лес.
В наше время практически все системы каналов на Соловках находятся в полном упадке.
Полноценно работает только центральный судоходный канал, по которому проходят маршруты экскурсий, хотя численность всех межозерных соединений достигает почти 250, а озёрно-канальных систем — 19.
Вернулись мы с лодочной прогулки к вечеру и сразу же побежали смотреть закат на Святом озере. Я попытался запустить дрон, но он не захотел взлетать - рядом аэропорт Соловецкий.
Потом побежали на мыс Лабиринтов и ещё успели поймать отголоски заката на берегу Белого моря...
Последний раз редактировалось orionSP 26 окт 2021, 20:58, всего редактировалось 1 раз.
LA77, поделиться не сложно, но не знаю поможет ли это Вам. При подготовке я нашёл информацию о гиде по имени Мария Северная. Мне понравилось её предложение и я связался с ней. Она мне дала ссылку на свой сайт www.litoraly.ru, чтобы я ознакомился с экскурсиями. На сайте она значилась, как Мария Фёдорова ("Семейная пара, Игорь и Мария Фёдоровы. Мы опытные гиды, живём на Соловках..."). Переписывался я с ней по email, где она значилась, как Maria Urbanavichute - lolyouth@mail.ru
В общем, никаких претензий к ней у меня нет, кроме того, что её саму я так и не видел. Утром пришла девушка Аня и провела нам экскурсию по монастырю и посёлку, рассказывала интересно. А по каналам нас катал брат этой девушки Иван. И, как я уже писал выше, это была не экскурсия, он просто управлял лодкой. Уже сейчас, при написании постов об экскурсиях, я попытался зайти к ней на сайт, но он оказался заблокированным. Вот всё, что есть.
orionSP писал(а) 25 окт 2021, 22:03:я попытался зайти к ней на сайт, но он оказался заблокированным. Вот всё, что есть
у нее на страничке ВК вот такое сказано: " Мария Урбанавичуте. 9 сен 2021 в 17:25 Вчера я провела свою последнюю группу в коммерческом туризме. Проработав гидом-инструктором, а затем экскурсоводом 18 лет, я впервые в жизни пила самогонку с туристами прямо на борту скоростного катера. И попрощалась с Соловками. Не оставив здесь ни долгов, ни мусора, ни разногласий... ". И т.д. А, вот еще: "Соловки и люди тоже прощались со мной. Удивительно, как суровые живущие здесь северяне, все по-братски поддержали меня в периоде траура после гибели мужа этой весной. "
Вчера мы и обедали и ужинали в ресторане нашего отеля. Так было удобно - первая экскурсия закончилась возле отеля, а вечером после заката мы тоже оказались близко к отелю, идти куда-то ещё не было смысла. Ресторан расположен в главном корпусе отеля, называется "Изба". Кухня очень своеобразная, большинство блюд приготовлены с использованием ламинарии (морской капусты). Мы так поняли, что ламинарию на Соловках очень любят. Неудивительно, ведь Соловки один из основных районов добычи ламинарии для Архангельского водорослевого комбината.
Заготовители водорослей дважды в день выходят в Белое море, где косят траву. Их орудие труда - драга, короткая коса с шипами на длинном (до 8 метров) косовище. Ее погружают в воду и срезают у дна морскую капусту. Еще один инструмент - кабэа. Японское изобретение. Трехзубая вилка на черенке длиной в несколько метров. Ее опускают прямо в куст ламинарии и накручивают траву, как спагетти на вилку. Выловленную траву сушат и сдают на комбинат.
Кстати, все инструменты для заготовки ламинарии сделаны кустарным способом, промышленность их не производит. Труд очень тяжелый, поэтому заготовителями работают только здоровые мужики. Те, кто работает, за сезон получают 15 - 18 тысяч рублей. Закупочная цена сухой ламинарии у заготовителей немногим более 3 рублей за килограмм (для сравнения: 100-граммовый пакетик сушеной ламинарии в архангельских аптеках стоит почти 20 рублей). Поэтому некоторые заготовители находят других скупщиков и сдают им хорошую траву по 10-20 рублей (говорят, что такая "левая" ламинария уходит в основном в Питер).
На сайте Соловецкого турцентра отдельная страница посвящена ламинарии: "Сушёная, толченая, в виде листиков-чипсов или просто нарезанная соломкой - какая разница, в каком виде употреблять в пищу этот бесценный дар моря! Жуйте её, и не воротите нос от запаха - так пахнет море со всеми его полезными микроорганизмами! Вот всего несколько фактов, которые, возможно, сподвигнут Вас зайти в аптеку или в интернет-магазин и купить-таки упаковочку-другую ламинарии! А летом, глядишь, и сами на Белое море приедете за листиком ламинарии. Для тех, кто не видел, как растёт ламинария, и не знает, чем же она полезна: - Лист ламинарии может достигать в длину 35 метров. - Всего 50 г ламинарии обеспечат организм йодом на целые сутки. У человеческого организма не бывает отрицательной реакции на ламинарию. - В ламинарии содержатся кальций, натрий, калий, фосфор, железо, цинк, магний, марганец, витамин B12, альгинов кислота и ещё пара десятков полезных веществ. - Ламинария выводит из организма токсины и улучшает состояние здоровья желудочно-кишечного тракта. - Употребление ламинарии делает человека более энергичным и повышает умственную активность. - Систематическое употребление морской капусты в небольших дозах улучшает обмен веществ в организме и повышает его тонус. ‼ Водоросли Белого моря обладают особой питательной и энергетической ценностью, так как существуют в особых климатических и биологических условиях региона Соловецких островов. Находясь под воздействием приливов и отливов, создающих оптимальные условия аэрации и фотосинтеза, необычных сезонно-световых колебаний освещенности Северного региона, водоросли приобретают высокие приспособительные и адаптационные возможности и накапливают уникальные целебные свойства."
В ресторане даже селёдка под шубой была с ламинарией. "Шуба" была очень своеобразная - все составляющие были порублены кусками 1см Х 1см. "У человеческого организма не бывает отрицательной реакции на ламинарию." Наверное у меня нечеловеческий организм, потому что он такого количества ламинарии вынести не смог - вся ночь прошла в мучениях в результате сильного пищевого отравления. В общем, рекомендовать ресторан я вам не буду. :(
На второй день у нас была запланирована экскурсия по эко-тропе на Мыс Белужий, где мы должны были наблюдать белух. Пожалуй, это была самая интересная из запланированных экскурсий. Мы должны были доехать до начала тропы, затем по тропе дойти до мыса Белужий, перейти вброд на остров Белужий, где и планировалось наблюдение за китами, потом тем же путём обратно. Чтобы не застрять на острове необходимо было максимально использовать время отлива, поэтому выход был назначен очень ранний. Но из-за моего отравления и бессонной ночи мы решили, как нам не было обидно, отменить эту экскурсию. :(
Мы позволили себе поспать часов до 11. Организм более-менее пришёл в норму и был готов к активности. Тогда мы решили, что можем себе позволить до отплытия с острова небольшую прогулку к Переговорному камню.
Завтракать в ресторан мы не пошли, позволили себе только кофе в небольшой кафешке через дорогу от отеля. И пошли по дороге вдоль Кислой Губы. На юг из поселка мимо Соловки отеля ведет длинная (около 10 км) дорога на мыс Печак. На третьем километре по этой дороге на берегу Белого моря лежит исторический «Переговорный камень». Эта дорога – одна из самых красивых на Соловецком острове.
Многочисленные тропки позволяют выходить с дороги на берег губы.
А за губой - покрытый лесом полуостров Буян.
На отмелях занимаются своими делами утки и чайки...
Обнаружили мы здесь и старого знакомца по Норвегии и Исландии - кулик-сорока охотится на пескожилов.
По всему берегу "звенят" на ветру колокольчики...
Иван-чай оживляет палитру...
Начинает уже краснеть морошка...
Осот полевой добавляет тёплого цвета...
Так, любуясь морем, птицами и цветами мы и дошли до Переговорного камня.
В середине XIX века архимандрит Александр очень любил устанавливать повсюду камни с различными текстами. Переговорный камень поставили на том месте, где архимандрит вёл переговоры с капитаном английского фрегата. В ходе Крымской войны английские корабли несколько раз подходили к Соловкам и требовали монастырский скот в качестве провианта. Настоятель отказал неприятелю, объяснив, что в монастыре есть только коровы, а молоко потребно самим монахам.
Александр приказал увековечить переговоры следующим текстом, высеченным на камне: “Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н. 22 июня, в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 час. В ту неделю N дня пост строгий был в обители и скитах и господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А.А.”
По той же красивой дороге возвращаемся назад, пора собираться и возвращаться на материк.
Сегодня, при отплытии, освещение монастыря гораздо лучше, чем при прибытии.
На обратном пути переночевать в "Причале" нам не удалось - всё было занято. Поэтому было забронировано жильё в Кеми. То, что было доступно - нам же только переночевать.
Место ночёвки: Guesthouse on Mashinistov 21A Адрес: Кемь, Улица Машинистов, 21А Телефон: +7 963 747 74 21 Координаты GPS: 64.95125, 34.55889 Отзыв: Домик с огородом. Домик, прямо скажем, видавший виды, отделка своими руками, местами смотрится странно - типа небольшой метровой ширины стенки посреди коридора, которая выстроена, похоже, исключительно для того, чтобы поставить рядом с ней микроволновку. Странная планировка. В общем, на троечку. Ещё и водопровод прорвало прямо перед калиткой и пришлось парковаться в луже и вещи переносить в дом по воде.
Ну да ладно, переночевали и поехали дальше на север. Погода снова прекрасная и карельская природа постоянно заставляет остановиться и что-нибудь сфотографировать прямо у дороги.
Пересекаем Полярный Круг. Скоро уже и Кольский полуостров.
Вскоре после пересечения Полярного круга мы попрощались и с Карелией, проехали насквозь Кандалакшу, остановившись ненадолго на заправке, и вот уже мы в Земле Тре.
Земля Тре – так издавна называли Кольский полуостров. Название со временем трансформировалось. Упоминалась волость Тре, располагаясь в списках волостей между Заволочьем и Пермью, и в других документах вплоть до присоединения Новгорода к Московии: Трѣ в грамотах 1265, 1266, 1270 и 1327 г.г., Тьрѣ между Заволочьем и Пермью в грамотах 1300-х гг., Тѣрь в грамоте 1371 г., Тиръ в мирном договоре с Василием Тёмным 1435 г., Тирь в новгородском экземпляре Яжелбицкого договора 1456 г., Тиргъ и Тигръ в двух разных списках новгородского экземпляра Коростынского договора 1471 г. Волость Тре граничила с волостью Коло приблизительно по линии между островом Кильдин и мысом Турий Турьего полуострова. Волость Тре располагалась восточнее линии, Волость Коло — западнее. Впоследствии это название сохранилось в топонимах «Терский наволок» (Кольский полуостров) и «Терский берег».
Почему Тре (а также Тьре, Терье, Тир)? На этот счёт имеются различные мнения. Финский этнограф Тойво Итконен считал, что слово происходит от Карельского названия Кольского полуострова «Турья» (вспомните «заклянёт тебя турьянец» в Калевале). Русский этнограф Надеждин писал в 1837 году, что новгородцы называли нынешнюю Русскую Лапландию странным именем Тре, которое производят от шведского trae, датского tree, англосакского trev, то есть дерево, лес. Тогда получает, что Земля Тре - это Земля Деревьев или Земля Лесов. Мне нравится.
После Кандалакши мы первым делом заехали, пожалуй, на самый известный северный лабиринт. Есть версия, что изначально каменные лабиринты называли «авалонами» (в честь кельтского мифического острова блаженных), а потом, с приходом христианства, по созвучию – «вавилонами». Одни считали, что древние люди в этих сооружениях приносили жертву, другие – видели в них места для посвящений, третьи – места силы, где человек может перейти в иное измерение. Есть даже мнение, что это ловушки для рыбы, которая попадала в лабиринт во время прилива (но это маловероятно).
Древние сооружения - каменные лабиринты встречаются только на Севере Европы и представляют собой сложные спиралевидные фигуры от пяти до тридцати метров в диаметре, сложенные из небольших природных камней. Их можно обнаружить на берегах Балтийского, Баренцева и Белого морей. Общее число северных лабиринтов превышает 500. Лабиринты известны в Эстонии (10 штук), Швеции (около 300 штук), Норвегии(20 штук), Финляндии (около 140 штук), Северной России (50 штук), единичные - в Англии. Как правило, лабиринты расположены на островах, полуостровах и в устьях рек. Иногда они разбросаны поодиночке или сочетаются с другими не менее загадочными сооружениями.
О том, кто и зачем их построил, археологи спорят уже около ста пятидесяти лет. Несомненно, они создавались для каких-то очень важных целей. Иначе, чем объяснить тот факт, что лабиринты находятся на столь большой северной территории? В то же время, аналогов каменным лабиринтам севера в других культурах не существует. Население Поморья повсеместно называет лабиринты "вавилонами".
Возле побережья Белого моря издревле селились выходцы из Великого Новгорода и других русских земель, которые с течением времени, во взаимодействии с другими народами, сформировали особую этнокультурную группу русского старожильческого населения – поморов.
Поморы — одна из самых странных этнических групп Русского Севера. С одной стороны, кажется, что эти общины русских и финно-угорских народов ничего не объединяет, они и сами путаются в показаниях — кто принадлежит к поморам, а кто нет. С другой стороны, их объединяет общий суровый и свободолюбивый дух, собственный уклад и культура.
Точно неизвестно какую изначально функцию выполнял «вавилон», построенный на берегу Кандалакшского залива. Но известно, что саамы проводили здесь свои шаманские ритуалы еще в начале прошлого тысячелетия. Затем это место заселили русские поморы, которые к «вавилону» относились весьма осторожно. Было поверье, что «путешествие» по лабиринту может закончиться спуском в ад. Правда, говорят, поморы-староверы все-таки пользовались «вавилоном» перед началом морской навигации: дескать, при помощи лабиринта можно было управлять ветрами.
Почти все Северные народы хранят предания о целях и создателях каменных лабиринтов. Так согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи; в горной Норвегии каменные гряды выкладывали ледяные великаны - "йотуны"; в Швеции лабиринты отмечали входы в подземные дворцы карликов - двергов, владевших драгоценными камнями, рудами, изготовлявшими волшебные мечи, щиты и копья для героев саг; в преданиях Саамов говорится, что вавилоны строились в честь сейдов - божеств Лапландии и приписывали их сооружение полумифическим личностям.
На берегу здесь очень много вынесенного приливами фукуса. Фукус или как его ещё называют "морской виноград" - род бурых водорослей. Что интересно, в фукусе содержится полный набор микро- и макроэлементов, необходимый организму человека. По своему составу эти водоросли очень близки к тканевой жидкости организма и плазме крови человека. 10 грамм фукуса (в сухом виде) содержит столько же витамина D, как и 10 кг абрикосов, йода как 11 кг трески, железа как 1 кг шпината, витамина A как 100 г моркови. Употребляют его в сыром или сушёном виде.
Природа здесь одновременно и похожа и не похожа на карельскую. Много песка, сосны, болота, но что-то есть здесь своё, особенное...
Через лес возвращаемся к оставленной наверху у дороги машине.
Недалеко от вавилона на берегу неплохо оборудованная стоянка.
Немного проезжаем и останавливаемся на обзорной площадке у дороги полюбоваться сверху видами Кандалакшский губы.
По всему заливу разбросано множество живописных островков, а вдали виден Карельский берег.
Следующая остановка на Колвицких водопадах.
Водопад Чёрный падун.
Вообще-то, это скорее пороги, чем водопады, но гордо именуются водопадами.
На поляне у водопада надолго расположилось семейство рыбаков, они как раз обедали, а один из рыбаков на порогах ловил рыбу. Недалеко от стола рыбацкая собака доедала красную рыбу.
Промежуточные остановки на сегодня закончились, едем ночевать...
orionSP писал(а) 29 окт 2021, 20:53:Фукус или как его ещё называют "морской виноград" - род бурых водорослей. Что интересно, в фукусе содержится полный набор микро- и макроэлементов, необходимый организму человека
ОтБорный коментарий:
Надеюсь, ты не испытывал второй раз полезные свойства водорослей на себе... ;) :)))
Следующие две ночи у нас были запланированы на берегу Белого моря. Добраться до этого места непросто - часть пути проходит просто по берегу Белого моря, при этом надо дожидаться отлива, чтобы проехать.
Литораль (приливно-отливная зона) сложена из плотного слоя песка, едешь как по асфальту.
После пляжа песчаная дорога ещё некоторое время петляет по лесу и вот наконец наше место обитания на ближайшие две ночи - Тоня Тетрина.
Кто же такая, эта Тоня Тéтрина?
На самом деле это не "кто", а "что". Тоня́ - это истоки всей поморской культуры, это начало любого поморского села или деревни, это главный промысловый объект. На тоня́х ловили не только рыбу, но и тюленей. На тонé зимой, в непромысловое время варили соль, добывали дёготь. Тоня́ - это морской хутор, который позволяет автономно вести промысел на берегу и включает в себя целый комплекс построек. Их численность и вид разнились в зависимости от специфики тони́. Делились они в основном на две группы - промысловые и живущие (жилые).
На промысловой тоне́ могло вполне хватать небольшой избы или даже подобия саамской тýпы (лопарское жилище), вешал для невода (приспособления для сушки сетей), вóрота для лодки. Если живущая тоня́ или посёлок находился далеко, то на промысловой тонé мог быть и лéдник. Живущая тоня́ - это практически небольшое село на несколько семей. Она включает в себя различные виды построек, от амбаров, бань и хлевов до часовни.
Основным ареалом промысла поморов было Белое море. Для этого на побережье строили маленькие, вначале сезонные поселения, которые на побережье Баренцева моря назывались становищами, а на Беломорье - тоня́ми. На Белом море их было очень много. Иногда они находились в нескольких сотнях метров одна от другой. По крайней мере, в 1910, согласно описи, на территории нынешнего Терского района их было 439, и можно сказать, что один помор постоянно видел другого.
Из нашей тони́ тоже видна соседняя, на ближайшем мысу.
Мы добрались до места уже к вечеру, оставалось только заселиться, поужинать и любоваться закатом над Белым морем. Осматривать тоню́ будем уже завтра.
Место ночёвки: Историко-этнографический комплекс Тоня́ Тетрина Адрес: Терский район, Умба WhatsApp (+7 921 740-38-57), Telegram (+7 921 740-38-57), Вконтакте Координаты GPS: 66.558218, 34.653398 Отзыв: Удивительное, замечательное, ни на что не похожее место с погружением в историю и быт поморов. Прекрасные гостеприимные хозяева. О питании можно договориться с хозяевами или готовить самим.помыться можно только в бане. Обязательно хочу побывать здесь ещё раз.
...
Утро... А посмотреть здесь есть на что.
Тоня́ Тéтрина значительно старше многих населённых пунктов и деревень Севера, и старше большинства городов Мурманской области. Сейчас тоня́ Тéтрина восстановлена на прежнем месте и в прежних масштабах. Функционирует она как историко-этнографический комплекс под открытым небом. Здесь можно углубиться в историю народов Севера, ощутить дух времени, и сделать его осязаемым. Это первая и единственная в мире восстановленная поморская тоня́, дающая представление современному человеку о методе хозяйствования жителей Белого моря.
История тони́ отслеживается с 1580 года, когда два мощных северных монастыря - Кирилло-Белозерский и Соловецкий - делили угодья на Беломорье. Так Тéтрина впервые попала в документы. За свою долгую жизнь тоня́ не смогла вырасти в село только по причине отсутствия рядом реки, но тем не менее вплоть до 19 века входила в тройку самых больших на Терском берегу Белого моря. Тоня́ была и живущей, и промысловой. На ней жили круглый год, позднее она стала сезонной и входила в общину, которая выдавала ее в аренду желающим промысловикам.
История комплекса как музея началась в 1999 году, когда на место тони́, где уже располагалась браконьерская стоянка, приехал краевед Александр Борисович Комаров. После изучения территории было установлено, что под прибрежной поляной кроется крупная тоня́. Кованные гвозди и наслоения построек под слоем осыпающегося берега говорили также и о древности поселения.
Было решено заняться историческим экспериментом - восстановлением поморской тони́ по имеющимся документам и останкам строений и сооружений. Первым делом был вновь поставлен поморский поклонный крест на месте старого, от которого осталась лишь нижняя сгнившая часть (на фото он виден справа над крышей ледника).
Затем был найден и вычищен колодец. Пришлось заменить старый сруб. От лéдника (погреба) оставались только стены. Было вычищено помещение, заменены сгнившие детали, поставлено новые перекрытие и крыша. Всё это было закрыто дёрном, так как это делали раньше. На месте промысловой избы оставался нижний венец сруба, размером 6 на 9 метров, сруб фундамента русской печи и остатки крыльца. Изба также была восстановлена на старом месте.
В этой избе поселился сам Александр Борисович. Теперь всем делом его жизни стало поддержание жизни в восстановленной тонé. Он встречает всех гостей, рассказывает им о жизни лопарей и поморов, знакомит с их традициями, демонстрирует тоневое хозяйство.
Существует две версии происхождения названия тони́: 1. Тéтрина - "тетеревиная". Тетеревов здесь больше, чем в других местах, даже сейчас, при множестве охотников. 2. Тéтрина произошла от слова "третинная". Уловистая, результативная тоня́ на ежегодных торгах была дорогая, её могли купить для промысла три хозяина, объединившись в артель. Каждый потом имел с общего вылова треть улова.
Со временем к своей работе Александр Борисович привлёк и своего сына Дмитрия, который со своей семьёй поселился в другой восстановленной избе в ближайшем лесу и помогает отцу вести все дела и принимать гостей.
Дмитрий участвует обустройстве тоневого хозяйства, в повседневной деятельности и занимается информационной поддержкой музея и всеми контактами в интернете. Ну и своё хозяйство ведёт, конечно.
Дровяной сарай.
Многие тонкости поморской жизни открываются лишь в процессе исторического эксперимента. На тонé Тéтрина проводились и проводятся такие эксперименты как: - традиционное получение пищевой соли из воды Белого моря; - выгонка из корней сосны древесной смолы и смоляницы (скипидара); - выгонка из ствола ели древесной смолы и смоляницы (скипидара); - изготовление лент, канатов из шкуры тюленя; - изготовление с помощью деревянных клиньев досок из стволов ели и сосны; - обработка оленьих жил и изготовление верёвки из них; - съём и выделка шкур морских животных; - изготовление из оленьей шкуры фрагментов ровдуги (замша); - вытопка ворвани (тюлений жир) из тюленьего сала; - изготовление свечей из оленьего сала; - заготовка материала и установка саамской куваксы (летнее жилище саамов).
В поморских местностях в обрядово-религиозном быту большую роль играли часовни на берегу моря. В них проходили молебны на удачный промысел, давались обеты, отправлялись службы. Убранство часовен свидетельствовало о сложном религиозном мировоззрении местного населения - сочетании христианских и языческих представлений: иконы, увенчанные освящёнными полотенцами, кусками красной материи, складни, украшенные лебедиными перьями и ветками деревьев. Многие часовни в Поморье строились либо вблизи "священных" деревьев, либо на их месте.
В 2001 году на тонé Тéтрина была построена часовня и владыка Симон освятил её во имя Святого Варлаама Кéретского. Согласно преданию, когда-то из ревности он убил свою любимую жену и горько раскаивался в своём грехе. За чрезмерность раскаяния Варлаам удостоился святости, стал служить священником и совершать обычные для поморья чудеса - морские. Святой Варлаам упоминается в житиях, в поморских песнях и сказаниях. свою земную жизнь он завершил в скиту в Кéрети, в 60 км от тони́ Тéтрина.
Недалеко от часовни небольшая звонница - колокольня. Скажете - "какая же это колокольня?" В старину, да и сейчас в некоторых местах вместо колоколов использовали било или билцо - металлическую или деревянную доску около сажени длиной, в которую ударялось особой колотушкой. Так значит это била - предшественники колоколов. Но по одной из версий само слово "колокол" составилось следующим образом: "кол о кол", т.е. от удара одного кола о другой, намекая этим на древние била. Вот вам и колокольня.
А вот вам и сам Александр Борисович Комаров, реконструктор и хозяин тони́ Тéтрина.
Ко всему своему тоневому хозяйству Александр Борисович хотел одно время завести и стадо оленей, но не смог преодолеть бюрократических препон. Теперь по тонé бегают вот такие деревянные олени.
Людям, пришедшим с юга Белого моря и Новгородчины на заселение Кольского полуострова, можно ставить памятники. Чтобы в этих далёких холодных местах появились постоянные поселения, должно было пройти очень много времени.
Вначале сюда выбирались только мужчины, охотившиеся на пушного и морского зверя. Позже стали ставить промысловые станы. При круглогодичном проживании станы разрастались, обживались и превращались в "живущие тони́". Их ещё называли "страдомные деревни", от слова "страдá" (работа), - то есть, рабочие посёлки. Те тони́, что стояли на больших речках, впадающих в Белое море, превратились в погосты, волости. Когда люди начали жить более компактно, в погостах и сёлах, для осуществления промысловой деятельности они стали строить сезонные - промысловые - тони́. Там помор и проживал большую часть года. С апреля по декабрь - на рыбных промыслах. С декабря по март выпаривали соль, заготавливали лес. Февраль-март - торосовый (зверобойный) промысел.
Капкан (то ли на волка, то ли на медведя).
Все терские тони́ принадлежали тогда новгородским боярам: Исааку Борецкому, Нестору Ивановичу и Тимофею Ермолиничу.
Много владений здесь было у рода Борецких. После смерти боярина Исаака Борецкого угодьями стала владеть его вдова Марфа - легендарная Марфа-посадница, которой повиновалась строптивая Новгородская республика. С ней считался даже небоязливый и хитрый царь московский - Иван Третий. В XV веке Марфе принадлежала и тоня́ Тéтрина. В 1478 году земли Терского наволока (Кольского полуострова) вошли в состав Московского княжества. При этом постепенно тони́, солеварни и многие другие угодья на Земле Тре перешли под власть двух монастырей: Кирилло-Белозерского и Соловецкого.
Существует такая версия этих событий. Однажды Марфа отправила двух сыновей, Антона и Феликса, на осмотр своих поморских вотчин. Уже возвращаясь назад, на Холмогоры, они погибли в море. Лишь на двенадцатый день их тела вынесло на сушу. Как для любой матери, для Марфы это был тяжёлый удар, и она многие свои тони́ и солеварни передала Соловецкому монастырю для постоянного отпевания погибших. На этот счёт в 1469 году составлена грамота.
Однако Соловецкий монастырь имел давние проблемы с Великим Новгородом, а соловецкие монахи успели лично поссориться с Марфой Борецкой, когда просили у неё угодий на рыбную ловлю. Поэтому эта версия вызывает большие сомнения. Кроме того, современный анализ грамоты показал, что печать на ней - фальшивка. Монахи не гнушались подделкой документов и, возможно, воспользовались сложной военно-политической обстановкой тех лет.
Точно не известно, что происходило в то время с тонéй Тéтрина и в чьих руках она была до раздельной грамоты 1580 года, в монастырских или в государственных, однако после 1580 года тоня́ окончательно закрепилась за Кирилло-Белозерским монастырём.
Лодка для помора - что лошадь для крестьянина. Лодка была и промысловым судном, и транспортным средством, и жильём на торосовых, зверобойных промыслах. Без лодки у моря помору нечего было делать. И пришли на Терский берег первопоселенцы тоже на лодках - на ушкуях (лёгкое парусно-гребное судно с небольшой осадкой, шестью парами уключин для дюжины гребцов ближе к носу и съёмной мачтой для размещения парусного вооружения; полное количество людей на борту могло достигать 40 человек, а грузоподъёмность — превышать 15 тонн).
Терские поморы на море в основном пользовались лодками, которые назывались карбас и подъездок. Для дальних походов поморы шили шняки. Это поморское судно пришло в очень давние времена из Норвегии. У норманнов, кроме дракаров, были узкие, длинные, с низким бортом и длинным носом корабли. Их название произошло от древнескандинавского слова snekkia - "длинное судно".
Поморы строили и использовали шняки до 1930-х годов. Простейшее беспалубное судно и норвежцы, и русские поморы применяли тысячу лет, а то и больше. Шняки делали очень быстро. Раньше говорили, что за три-четыре дня два помора с присказкой "Тяп-ляп, и вышел корапь" быстро сооружали шняк, сшив его вицей из корней можжевельника и наспех проконопатив швы мхом.
Шить лодки все поморы умели с малых лет. Почему именно шить? В древние времена терские поморы жили оторванно от "большой земли", и большую часть необходимого для жизни они брали на месте "вокруг себя". Промысловые карбаса в основном изготавливали из ели. Летом в лесу находили окорины - ели с толстым корнем для киля, с нужным углом. Деревья выкапывали, вытёсывали, доставляли и просушивали. Затем подбирали из корней елей шпангоуты (опруги). Потом подбирали материал для набоя (обшивки) судна.
Считается, что для пошива небольшого карбаса достаточно заготовить две ели. Но ещё в старые времена старики говорили, что чтобы найти одну подходящую ель, по лесу нужно пройти 50, а то и 100 вёрст. Летом находили и отмечали нужные ели, а рубили только в декабре. В поморском промысловом календаре декабрь - время заготовки леса. Этот месяц выбран не случайно: в древесине останавливается сокодвижение, кругом замерзают речки, ручьи, болота, а снега ещё мало и можно использовать одного-трёх оленей для вывоза необходимого количества леса.
В апреле же, когда спадают морозы и дерево "отходит", начинали из заготовленных брёвен делать доски с помощью топора и деревянных клиньев. Даже когда здесь появились пилы, хорошие мастера при пошиве карбаса предпочитали использовать доски, сделанные с помощью деревянных клиньев. Доска, сделанная с помощью расщепления, служит в два раза дольше, и более упругая, чем пиленая.
К дереву для изготовления каркасных досок требований было много. Ёлка должна расти отдельно, на открытом месте, на песчаном-глинистой почве. Ветки должны быть одинаковыми со всех сторон и опущенными вниз, кора красноватая; надрезая её, смотрели, ровно ли расположены волокна. Некоторые специалисты даже вырезали кусочек ствола и жевали его, чтобы проверить упругость.
Сейчас, когда доски из дерева пилят на пилораме, из одного ствола получается 4-5 досок. При расщеплении из одного бревна получалось всего две доски. Каркас карбаса - окорина с опругами - собирался с помощью нагилей (деревянных гвоздей).
Потом приступали к обшивке корпуса распаренными досками. При этом важно было, какая сторона доски, комлевая или вершинная, устанавливалась к корме или к носу строящегося судна. Нос у судна должен быть выше кормы, да и ударам волн он подвергался больше. У доски комлевая часть шире и крепче, поэтому и ставили комлевой частью к носу карбаса, вершинной к корме, а внутренней частью внутрь будущего судна, то есть по изгибу. К шпангоутам и между собой доски крепились корнями сосны или можжевельника - у них корневая система длинная, ровная и максимально смолистая, а значит, противостоит гниению.
Карбаса в основном шили из еловых досок (они крепче сосновых и более смоляные) внахлёст. Изредка шили и из сосновой доски встык. Эти лодки более скоростные, но менее устойчивые, менее долговечные - могут рассохнуться.
Отслужившие карбаса.
Сотни тысяч отверстий в дереве делали в старые времена, не имея дрели. Приспособление было простое, аналогичное тому, которым добывали огонь: делали лук, а тетиву накручивали на круглую палку, в торец которой уставляли металлическое сверло. Лодки шили корнями можжевельника или сосны.
Перед применением их распаривали и закручивали - завинчивали. Завинченный корень, видимо, и стали называть вичью, вицей. С корня для пошива лодок снимали кору, а если он был толстоват, его расщепляли до диаметра 4-7 миллиметров.
После окончания постройки карбаса его готовили к осмолке. Вначале все деревянные детали пропитывали жидкостью, которая получается при выгонке смолы. Выгонка происходит при большой температуре, и, как и при перегонке нефти, вначале идут лёгкие фракции, в нашем случае - жидкость, в которой присутствуют скипидар, спирт и сажа. потом уже идёт смола. Смолу гнали и из сосны, и из ели.
При изготовлении сосновой смолы использовали корни дерева, а при изготовлении еловой - чурки ствола. Сосновой смолой покрывали лодку, на которой нужно было ходить на большие расстояния - у неё получался хороший коэффициент скольжения. Еловую же применяли на промысловых карбасах, которые приходилось постоянно таскать во время отлива по камням и песку. Еловая смола более вязкая и крепче держится на корпусе судна, дольше не стирается.
У поморов были разные способы рыбной ловли: забор, поезд, ез или прикол. Орудия лова тоже были разные: гаровы (гарвы), невода, верши, уды.
К середине XIX века на многих морских тоня́х лов сёмги осуществлялся ставными неводами. Ставной невод состоял из бережного (берегового) крыла, голомянного (морского) крыла и вшитой между ними матицы - конусообразного сетяного мешка. Морское крыло было всегда длиннее берегового. Длина конструкции была до 80 метров. Невод устанавливался на кубасах - больших поплавках. Для растягивания сетей в воде по верхнице привязывались поплавки, а по нижнице - кибасы (оплетённые берестой камни). Над матицей привязывали ловдус - более крупный поплавок, по дрожанию которого рыбаки определяли заход рыбы в мешок.
Для удержания невода на месте использовали якоря. Это не коллекция якорей - все они до сих пор используются.
Обычно в тоневой избе у окошка, выходящего на море, всегда кто-то сидел и наблюдал за поплавками. Как правило, это был или старик, или зуёк (паренёк-ученик). Как только заметили, что попала рыба, один рыбак отплывал на лодке и отвязывал кубаса, другие начинали тянуть морской конец, а как матица развернётся концом к морю, тянули оба крыла: и голомянный, и бережной. По сути, этот невод был больше тягловый. Для работы с ним поморы использовали специальное приспособление - вóрот.
А это его современный аналог.
В промежутках между ловлей невода развешивались на специальных вешалах для сушки.
Для сохранности поездни́ц, сетей и неводов, поморы сооружали сетни́цы.
Сетни́цы представляли собой избы на столбах с зарубками. Зарубки не давали возможности попасть грызунам внутрь. По этой же причине сетни́ца могла использоваться для вяления и хранения копчёной рыбы.
На тонé Тéтриной были обнаружены следы от двух сетни́ц, что говорит о масштабах прежней рыболовной деятельности. Они были восстановлены на прежних местах.
Эта сетни́ца сейчас внутри переделана под жилое помещение. В этой сетни́це мы и жили.
С тыльной морской стороны нашей сетни́цы сооружён небольшой помост с двумя креслами.
Здесь можно посидеть утром или вечером и полюбоваться морем.
Конёк сетницы украшен черепом.
Под помостом целая коллекция детских санок.
Вся территория тони́ усеяна различными артефактами истории поморов, многие из которых до сих пор используются Комаровыми в исторических экспериментах.
Назначение многих точно не понять без рассказа знатоков. Вот какая-то уличная печь, но для чего, зачем, не знаю. Надо завтра утром перед отъездом попросить Александра Борисовича провести экскурсию.
Вот на окраине тони́ уголок лопарско-саамской экспозиции. Справа видна стена лопарской вежи - это зимнее жилище саамов, где-то есть и летнее - кувакса, но я до него не дошёл. На столбе небольшой амбарчик, чтобы мыши и лемминги не добрались. Все постройки и сооружения воссозданы максимально достоверно и стоят там же, где стояли и сотни лет назад, ещё до прихода на лопарские земли норманнов и новгородцев.
Лопари - если кто не знает, русское название саамов. Да и не только русское, ведь Лапландия - это "Земля лаппов", то есть лопарей. По культуре саамы ближе к ненцам, внешне - к коми, а генетически в родстве с палеоевропейскими народами типа басков. Саамский язык относится к угро-финской группе, но обособлен настолько, что многие его выделяют в отдельную группу, да и скорее это несколько языков или сильно обособленных наречий. (На заднем плане место для установки палаток - Александр Борисович разрешает и со своими палатками останавливаться)
Лопарское стойбище я сфотографировал издалека, понимая, что на всё утреннего времени не хватит - так много всего здесь есть посмотреть. И ведь встал сегодня пораньше, но уже время близится к завтраку.
Наружные стены всех тоневых построек сплошь увешаны различными инструментами, использовавшимися поморами в быту - огромная киянка (?), пилы разного назначения, рубанок...
... поплавки, блоки, ...
... опять поплавки, ...
... снова поплавки, уже другие, какие-то снасти, ...
А это что такое? А это - глендониты, или, как называли их поморы, беломорские рогульки, - та еще загадка природы. Представляют они собой глиняные шарики с колючими выступами. Они могут иметь совершенно разные формы, вплоть до того, что снаружи рогулька выглядит как шар из морской глины, но внутри него как раз прячутся «рожки». Если такой шарик распилить и отшлифовать, то взору явится рисунок, напоминающий бабочку, звезду или застывший в камне осенний лист.
До сих пор ученые не сошлись во мнении о происхождении этих каменных ёжиков, их считают псевдоморфозами кальцита по неизвестному минералу, предположительно, икаиту. То есть этот минеральный агрегат принимает несвойственную ему форму, повторяя очертания другого биологического минерала или тела. Однако известно, что обязательным условием для возникновения рогулек является смесь соленой и пресной воды и песчаный суглинок, в котором содержится как минимум с десяток различных минералов.
Внешне не примечательные, эти камни очень красивы на срезе (фото из Интернета).
Можно, конечно, и отдохнуть, но хочется успеть до завтрака увидеть побольше...
Например, познакомиться с флорой Терского берега.
Гвоздика пышная разных оттенков фиолетового...
За гвоздикой прячется колокольчик.
Тимьян ползучий, он же чабрец ползучий.
Золотарник обыкновенный, а на нём пасётся журчалка обыкновенная...
... и шмель тут как тут.
Иван-чай.
За скамьёй из целого ствола отдельная экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне.
Александр Борисович периодически участвует в поисковых экспедициях, из которых и поступают экспонаты в военную часть экспозиции.
Существует и отдельная экскурсия по военной части экспозиции.
Обломки американского самолёта А20, поставлявшегося по ленд-лизу и разбившегося при перегоне (если точнее, у самолёта отказал двигатель, его даже удалось посадить, но уже на земле он перекувырнулся и загорелся.
Зенитка и обломки сбитого немцами уже советского самолёта.
Пора возвращаться в береговую часть...
Туалеты...
А вот назначение этого строения не помню...
Надо обязательно посидеть здесь вечерком...
Умывальня в бочке...
А это - баня. Баня тут вообще единственное место, где можно помыться. Тоже запланируем на вечер...
При желании, можно окатить себя холодной водой...
Тоже прекрасное место для вечернего времяпровождения...
До завтрака есть ещё немного времени пройтись по пляжу...
Трясогузка.
Дрозд.
А в море, напротив тони́, появилась подводная лодка. Говорят, часто тут бывает.
ОтБорный коментарий: Второй раз читаю про Тоня Тетрина (первый раз в Гугл-фото в виде описаний к фотографиям) и второй раз ловлю себя на том, что зависаю на этом: настолько интересно, красиво и познавательно. Меня, вообще, Север манит... Ждем продолжения...
После завтрака подъехали несколько человек на экскурсию и Александр Борисович пригласил нас присоединиться и познакомиться с поморским бытом поближе. Сначала мы пошли осматривать амбар. Здесь размещено огромное множество разнообразных предметов, применявшихся поморами в повседневной жизни и на промысле. И у каждого своя интереснейшая история.
В середине XIX века на Русском Севере, а позднее и во многих других местах, промысловикам приглянулось норвежское изобретение – поплавок «кухты́ль». Кухты́ль (куфты́ль) - стеклянный шар в веревочной оплётке, который подвязывался в качестве поплавка к различным сетям ставного и неводного типов, а так же в качестве кубасов к ярусной снасти.
Кухты́ли получили признательность благодаря своей большой грузоподъёмности, в сравнении с традиционными деревянными поплавками. Со временем, кухты́ли начали делать из более современных материалов – алюминиевых сплавов и поливинилхлоридных материалов.
С тех самых пор, как человечество научилось добывать огонь, оно относилось к нему трепетно и очень бережно. Поэтому лучина, которую на Руси использовали в качестве источника света, считалась не только предметом быта, но и практически магическим атрибутом. С девятого столетия и до начала двадцатого она обеспечивала нашим предкам возможность и спокойно пройтись по улице ночью, и разжечь самовар, а самое главное - она освещала жилища темными зимними вечерами.
Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец — специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превратился в художественное изделие, изящество и сложность которого зависели только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок» завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы». Один из концов крепления стали заострять, чтобы его можно было воткнуть в деревянную стену избы или вбить в подставку.
Поскольку у поморов всегда под рукой были лёгкие фракции от перегонки смолы, то использовали они и масляные светильники.
Богатство Севера составляли не только лес, поваренная соль, железные руды, но и слюда. Ею торговали на внутреннем и внешнем рынках. (В 1781 году в Любек было вывезено 6000 пудов слюды, а в Англию - 2721 пуд.) Слюдяные промыслы на русском Севере существовали уже в XV веке, а в XVI веке "тутошние" и "приезжие" люди имели в Поморье, в Керетской волости, вполне сложившийся центр добычи этого ценного материала. Залежи слюды располагались от границ Олонецкой губернии до Ковды, по побережью и островам Белого моря. Активную роль в разработке и сбыте беломорской слюды играл Соловецкий монастырь, владевший обширными вотчинами.
Торговали слюдой и на самом острове и переправляли ее по Северной Двине на вологодских дощаниках в Москву. Торговый путь к столице лежал через Архангельск и Вологду. Вот почему холмогорские, устюжские, вологодские и белозерские мастера прославились своим искусством применения слюды не только в "оконнишном" деле, но и в области декоративно-прикладного искусства. Видимо, через оконнишное дело слюда вошла в декоративно-прикладное искусство. Так, она получила применение в фонарном производстве. По существу в том и другом случае мастер прежде всего должен был сделать раму, закрепить лист слюды, декоративно оформить швы, пазы или даже самую слюду.
С середины XIX века начали входить в обиход керосиновые лампы. Керосин, более летучий, чем масло, позволил резко увеличить яркость ламп. Керосиновые лампы быстро вытеснили масляные и стали широко использоваться как для освещения домов, так и в качестве источников света вне дома.
Ветростойкая керосиновая лампа, с такой можно выйти и на ветреный берег моря.
Ещё один вариант уличного светильника.
При отсутствии водопровода раньше повсюду использовали рукомойники. Такой, как висит на переднем плане я даже помню был у бабушки на улице. Рукомойник с коническим клапаном действует по следующему принципу: в состоянии покоя клапан находится в нижнем положении и закрывает ток воды. При нажатии на стержень клапана снизу вверх он открывается. После прекращения нажатия клапан под действием силы тяжести возвращается в исходное положение.
На втором плане - простейший вид рукомойника (также называемый "бараном") представляет собой металлический (бывают деревянные и глинянные) сосуд округлой формы с широкой горловиной для наливания воды, одним (бывает с двумя) носиком для выливания, и двумя ушками, за которые его подвешивают на цепочке или верёвке. Воду льют наклоном рукомойника, надавливая на носик.
В русской избе зимой рукомойник подвешивают рядом с русской печкой ближе к двери в сени. Для сбора грязной воды под него ставят лохань (ушат, таз). Летом рукомойник подвешивают на улице у входа в дом, вода стекает прямо на землю. Около рукомойника вешают небольшой кусок белой холщовой ткани (рукотёрку, утиральник) или ткань от изношенной одежды.
Бочонки и бочки различных размеров широко использовались для хранения продуктов.
Под потолком сушится ламинария.
Помимо рыбной ловли, ещё одним доходным промыслом у поморов был зверобойный, или, как его называли в старые времена - звериный. В основном, звериный промысел осуществлялся в зимнее время, в течение одного или полутора месяцев. Шкуры использовались для изготовления одежды, обуви и некоторых бытовых предметов.
Нить для шитья изготавливалась из жил животных.
Охотились поморы и на птицу, и на лесного зверя, но больше, конечно на морского - гренландского тюленя, нерпу, белуху.
Сокол.
Тетерев.
И всё же главным промыслом для поморов оставался рыболовный, в основном - сёмужий, в гораздо меньшей мере - сельдевой. Треска в Белом море в больших количествах не ловилась. На тресковые промыслы терские поморы ездили на Мурман. К сёмге поморы всегда относились крайне уважительно, её одну называли "рыба". И что тогда, что сейчас, если вас спросят, нужна ли рыба, это значит, спрашивают про сёмгу.
Если про результат улова скажут: "Поймал три рыбины", то это значит, кроме всей прочей рыбы, которая идёт по названиям (сиг, щука, тресочка, беломорка и пр.) поймано три сёмжины.. Слово "сёмга" старались всуе не произносить. Про неё всегда говорили "барыжная рыба", так как шла она на продажу или в обмен на товары, её охотнее и дороже любой другой рыбы скупали торговцы. Веками уровень жизни у поморов по большей части зависел от уловов сёмги.
Беломорскую сельдь в сравнительно небольших количествах ловили лишь в Порьей Губе и в Умбе. Селёдку у поморов купцы-скупщики рыбы не принимали. В первую очередь потому, что с ней было "хлопотно". Ловили если только для себя, на еду, а продать было некому.
В промысловом амбаре можно увидеть различный инвентарь для обработки, хранения и поимки рыбы.
Соляной промысел был для поморов в первое время не доходным, а жизненно необходимым, так как соль служила главным консервантом. Однако выпарка соли из морской воды не только трудозатратна и утомительна, но и крайне дорога, а в промышленных масштабах, для современника смутного времени просто неподъёмная. Ведь первое, что нужно для выпарки соли - металл. Причём много металла, и он должен быть надлежащего качества. Выпаривать соль из морской воды начали с появлением железа, так как для выпарки необходима была металлическая посуда. На Руси в древние времена с железом было непросто, а на далёком Севере тем более.
На фото фрагмент клёпанного железного чана для выпаривания соли.
На тонé Тéтриной Александр Борисович восстановил солеварню и проводит выпарку соли из морской воды по методу поморов.
После экскурсии, выйдя из амбара, заметил на камнях у воды одинокого кулика-сороку.
А в море всё ещё маневрировала подводная лодка. Но нам пора ехать по своему плану - к устью Варзуги, мы и так сильно задержались из-за незапланированной экскурсии.