Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4
6 октября, (3 день путешествия) Я знал, что Унорож знаменит своими раскопками. И археологи работают где-то недалеко от храма. Но где? Я подошёл в ближайший дом и постучал в дверь.
Никто не открывал.
Но мимо проходила какая-то женщина. Я попросил показать место раскопок. Женщина проводила нас до храма и показала места вокруг него, где в разные годы работали археологи.
Первое упоминание о городище появиллсь в 1888 г., когда Иван Миловидов написал, что в окрестностях Унорожа вырыли человеческие кости с серебряными поясами, железными удилами и другими предметами древности.
В 1908 г. в Унорож приезжал археолог-любитель и член Императорского Русского Археологического общества Владимир Нилович Глазов. Он сделал первые раскопки и отфотографировал городище.
В 1988-1991 гг. на Унороже работала экспедиция Евгения Александровича Рябинина. Она обнаружила: остатки керамики, бусы, бронзовую скандинавскую иглу, железный нож, роговые гребни и саманидскую серебряную монету.
Следующий этап исследований начался в 2013 г. Тогда сюда приехал отряд из Костромы, который возглавлял археолог А. В. Новиков. С тех пор в Унорож ученые приезжают каждое лето. Причем, здесь, на свежем воздухе, работают не только взрослые, но также и студенты, и местные школьники. В 2020 г. на раскопках работало много народу и много чего нашли интересного. А в этом, 2021 году, приехало мало народу из-за коронобесии.
Последний раз редактировалось АЛебедев 18 апр 2023, 20:57, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
А что нашли в Унороже? На городище в Унороже археологи обнаружили мощный (глубиной почти 2 м) культурный слой. Впервые это место заселялось в 7 тысячелетии до нашей эры, в эпоху среднего каменного века. Найдены атрибуты того времени: кремневые отщепы и микропластины для вкладышевых орудий. Их количество незначительно, а это значит, что, коллективы древних охотников и рыболовов останавливались здесь на кратковременный отдых при переходе с одной охотничьей тропы на другую: они разводили костер и подновляли свое снаряжение, а затем ушли.
В середине первого тысячелетия до нашей эры начался Второй период заселения Унорожа. Это был период раннего железного века люди. В это время появляются и распространяются железные орудия, а где-то в степях Причерноморья хозяйничают скифы. К тому времени принадлежит железный нож (длиной 22 см), который был найден во время раскопок.
В 2017 г. был найден бронзовый десятизубый (три зубца утрачены) гребень с ажурной зооморфной верхней частью. Ручки гребня имеют форму сильно стилизованных конских головок, смотрящих в разные стороны (позже такой сюжет был широко распространен в среде финно-угров и часто встречался на шумящих подвесках). Датируется данный гребешок VI в. до н. э. Это самый древний гребешок, известный сейчас в Костромском Поволжье...
На городище Унорож были найдены три цельных односторонних гребня, выполненных на плоских роговых пластинах, вытянутых по вертикали.
Спинки гребней оформлены в виде пары животных в полный рост, обращенных друг к другу и опирающихся на треугольное основание. У фигурок отчетливо прорезаны головы, туловища, ноги и хвосты, но, несмотря на это, они сильно стилизованы. На одном гребне у животных прорезаны гривы, что позволяет интерпретировать их как коней.
Современники скифов, жившие на территории нынешнего Унорожа, занимались земледелием. В культурном слое того периода отсутствует исходная почва. Кроме того, нижний край того временного горизонта совершенно ровный, что говорит о вспашке. А отсутствие следов удобрений говорит о посевах зерновых культур.
**** **** **** Далее городище «Унорож» было заброшено на несколько сотен лет и заросло лиственным лесом. Спустя несколько столетий люди вновь пришли в эти места и распахали землю, но уже не под поле, а под огород: в почве того времени (слоя), присутствовала зола, которую использовали, как удобрение.
Последний раз редактировалось АЛебедев 13 дек 2023, 17:48, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия) На городище Унорож активная жизнь возродилась в раннее средневековье, это примерно в IX-X веках.
В IX в. здесь появился поселок, который построила небольшая группа представителей народа меря. Современные ученые относят этот народец к финно-угорской группе. Меряне занимались животноводством, охотой, рыболовством и собирательством. В грунте были обнаружены остатки пяти наземных срубных сооружений прямоугольной формы с остатками очажных устройств. Одна из построек имела размеры 3,6 на 3,7 м. Она вырублена в обло, с деревянным полом из плотно подогнанных плах. В ней размещалась печь и была небольшая подпольная хозяйственная яма. Баня? У других построек длина стен зданий была около 6 м.
Бревна можно рубить железным топором, но никаких орудий на городище пока обнаружено не было....
Студенты обнаружили мощеную щепой дорогу Х в. Здесь достаточно влажный сырой грунт, видимо, в связи с этим меряне укладывали дорогу щепой, сучками, ветками, где-то в пределах 20 см высотой. То есть накладывали достаточно толстый слой строительной щепы (оставшейся от строительства домов) и таким образом делали себе проезды.
Интересная находка – сохранившийся с X в. – домашний веник. Он сделан из прутьев и как в наши дни, также обвязан тонким прутиком или ниточкой, которая также сохранилась.
Археологи нашли во время раскопок специальные стрелы с тупым наконечником, так называемые, «томары». Их использовали для охоты на пушного зверя.
**** **** **** Мы ничего толком не знаем о представлениях об окружающем мире народа меря, а также нет данных, в кого они верили. Однако, на Унороже была найдена роговая подвеска, изображающая бобра.
В 2017 г. на городище были выкапаны женские украшения. Среди них обращали на себя внимание две звенящие подвески. Одна относится к периоду IX – XI вв.
Шумящая подвеска фото Игоря Садовникова
Подвеска была довольно большая. Видимо, ее носили на груди. В то время люди использовали металлические украшения с подвесными деталями, которые звенели при ходьбе.
Скорее всего, меря имели шаманские представления об окружающем мире. Считалось, что вокруг живого человека находятся невидимые духи, которых можно было отпугнуть звуком. Например, звуком подвесок. Или колокола с колокольни. Или звоном бокалов.
Шумящая подвеска фото Игоря Садовникова
Вторая подвеска, обнаруженная на городище Унорож, была более ранняя (VIII — IX вв.) Это украшение имело стилизацию в виде лошадиных голов, что характерно для финноязычного народа муромы.
Каким образом такая подвеска попала за сотни километров к северо-востоку от основных мест расселения муромы, живших в нижнем течении реки Ока, пока не известно.
В 2016 г. была найдено еще одно украшение.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия) В городище Унорож, в культурном слое X в. наряду с керамикой и бытовыми вещами археологи нашли импортные предметы. Видимо, в это время здесь велась какая-то торговля.
Импортные вещи, найденные на городище 1. В 2016 г. в культурном слое X-XI вв. нашли серебряный дирхем. Такие монеты чеканились представителями династии Саманидов в Бадахшане (это нынешний северо-восточный Афганистан и Восточный Таджикистан). Дирхемы эти использовали в 1030 – 1050-х годах, почти тысячу лет назад!
Монета
2. Была найдена в 1988 г. скандинавская бронзовая игла с подвижным кольцом.
3. Значительное число находок приходится на стеклянные бусы и бисер. - много бисера и металлических вещей из Северо-Западной Руси. Бусы разнообразны по форме, цвету и способу изготовления. На территории Унорожа встречаются бусы в основном жёлтого цвета. Часть из них сделана из тонких тянутых стеклянных трубочек с отверстием. При нагревании трубочкам придавалась определенная форма. Некоторые бусы делали с прокладкой из металлической фольги, которая придавала золотой или серебряный цвет.
Бисер
4. Часть роговых гребней. Зооморфные роговые гребни IX – начала XI вв. привезены с территории Среднего Предуралья.
Замечу, что по шаманским представлениям, женские волосы, а также использованные гребни, обладали некой силой. Поэтому при захоронении умершей клали и её гребень.
Есть предположение, что на Галичское озеро попадали купцы из дальних краев, которые обменивали на разноцветный стеклянный бисер на бобровые шкурки. Торговая магистраль шла по течению рек Сухоны и Вычегды.
Последний раз редактировалось АЛебедев 29 май 2023, 08:25, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия) Во время раскопок в 1988 – 1989 гг. на городище Унорож Евгений Александрович Рябинин (он один из спецов по фино-угорским народам) обнаружил на городище металлообрабатывающую мастерскую X-XI вв.
Тогда археологи нашли более 20 тиглей для плавки металлов.
Кроме того, обраружили льячки для переливания расплавленного металла и литейные формы.
В 2016 г. в Унороже был найден латунный слиток весом 120 г. Такие слитки использовали, как исходное сырье для изготовления украшений. Исследования показали высокое содержание цинка в латуни, что нехарактерно для местной среды. На территории Древней Руси «свежие» латуни, т.е. с высоким содержанием цинка — это редкость, т. к. при многократных переплавках латунь теряет цвет и цинк улетучивается. Найденный слиток латуни был откуда-то привезен.
**** **** ****
В 2020 году на городище нашли пару амулетов 9–10 веков. Один был сделан из лосиного рога, другой – это зуб лисы.
Также в том году археологи нашли одну интересную подвеску в виде гусиной лапки.
Подвески в виде фигурок водоплавающих птиц с висящими на кольцах лапками были широко распространены на нынешней территории Костромской области, где раньше жили меря. Похоже, что к этим лапкам относились как к оберегу.
Изображение утиных (гусиных) лапок был излюбленный элемент орнамента. Встречается не только в ювелирных украшениях, но и на керамических изделиях, а также, как штамп на глиняных грузилах для рыбацких сетей меря.
Последний раз редактировалось АЛебедев 03 май 2023, 10:12, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия) В середине XI в. поселение меря в Унороже прекратило свое существование. Почему это произошло - непонятно. Скорее всего, его оттеснили пришельцы. Видимо, они пришли с территорий Новгородской и Ростово-Суздальской земель. Евгений Александрович Рябинин, который руководил раскопками на городище в 1988 – 1991 гг., предполагал, что в первой половине XI в. Унорож стал опорным пунктом новгородской колонизации.
Новый горизонт культурного слоя городища Унопож относится к XI-XIV вв. Керамика этого периода, детали навесных замков и ключей к ним, хозяйственный инвентарь и украшения, а также погребальный комплекс говорят о том, что Унорож в то время был форпостом новгородцев.
Среди находок XI в. присутствуют приспособления для чистки ушей, так называемые копоушки. Ушные ковырялки использовали в Новгороде и Вологде с середины XI в.
В 2020 г. на городище был найден медный перстень 12-13 века.
Археологи в том же году обнаружили торговую пломбу 11-13 века.
А также нательный крестик того времени.
В 2020 г. нашли любопытную серебряную монету - золотоордынскую данга. Она была отчеканена в 1358 г. в городе Азака (это нынешний Азов) во время Бердик-хана. Замечу, что такие данги были в денежном обращении в русских княжествах.
В том же году археологам улыбнулась удача и они нашли копоушку (15-16 вв.), на верхнем конце которой с лицевой стороны была выгравирована птица, а с обратной стороны – непонятное изображение. Что удивительно, все найденные копоушки в верхней части имели отверстие, через которое продевали, видимо, веревочку и носили ее на груди.
В одном из раскопов археологи нашли участок фундаментов монастырской стены и церковной ограды. В северной части памятника обнаружили участок фундамента монастырской стены. Фундаментная траншея забита валунами очень больших размеров.
Последний раз редактировалось АЛебедев 29 май 2023, 08:28, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
Небольшая ниточка к первому царю из рода Романовых - недалеко от Сусанино (бывш. Молвитиново) село Домнино. В нем Успенская церковь и "Женский монастырь Святых Царственных страстотерпцев" (здесь). Считается, что когда в 1612 году поляки рыскали по окрестностям в поисках Михаила, то его мать Марфа с ним скрывались в этом монастыре. Надо сказать недаром именно там - овраг по дороге от Сусанино к Домнино знатный. Подъезд отличный, храм действующий, в полном порядке.
винфор писал(а) 17 апр 2023, 16:34:Небольшая ниточка к первому царю из рода Романовых - недалеко от Сусанино (бывш. Молвитиново) село Домнино. В нем Успенская церковь
Я был и в этом селе, и в этом храме. Побывал там 6 лет назад. Это была моя первая поездка по Костромскойц области. Но тогда не я ее готовил, поэтому не так много узнал про историю тех мест. Цель той поездки была посещение мест, связанных с первыми Романовыми.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия) 12.45. Закончили осмотр места раскопок. Двигаемся обратно к Дому Культуры.
13.00. Заходим в музей. Он был основан учителем истории Гришинской школы Сухопаровым Иваном Дмитриевичем. Бывшие его ученики говорят, что он был необыкновенным человеком. Воспитывал в детях любовь к родному краю через историю, настоящую, которую можно увидеть и дотронуться руками, почитать рукописи в оригинале. Повезло тем, кто учился у него.
Изначально музей, созданный Сухопаровым, находился в Гришинской школе. Затем, когда в 1992 году Гришинскую школу закрыли из-за безденежья, музей переехал в Дом культуры. Здесь он представлен двумя большими комнатами (залами), в которых находятся экспонаты. По музею нас сопровождает Ирина Николаевна Захарова.
Она говорит, что сейчас официально в селе Унорож зарегестрировано 95 человек. Многие работают в крупных городах.
Дом Культуры, где мы сейчас находимся, был построен в 1986 году. мозаику делал тот же художник, что и в ресторане «Галич», куда мы ходим обедать.
В первом зале половина экспонатов и стендов рассказывает о раскопках на городище. Эти фотографии я выложил, когда рассказывал о местной археологии.
Часть экспонатов рассказывает о жизни сельчан. Вот портрет крестьянина Виноградова, написанный маслом в начале ХХ в.
Расписные прялки. Я, правда, не особо представляю, как на них закреплялась чистая овечья шерсть...
Кружево.
Керосиновая лампа, ухват, серп - все это, я помню, было у моей бабушки в деревне, и всем этим пользовались ещё в 1970-х годах.
Коллективная фотография участников VII съезда строительных рабочих, на котором был кто-то из села Унорож. Москва, 1928 год.
Портреты сельчан, которые защищали Родину во время Великой Отечественной войны.
Военные реликвии.
Я читал в "Одноклассниках" воспоминания людей, которые видели экспонаты в музее, когда он размещался в Гришинской школе. Они упоминали коллекцию старинных монет разных эпох, старые книги, Библии разных изданий, оружие древних времен... Ничего этого я не заметил...
А знаете, что оказалось? Музей был обварован еще при работе школы в Гришино. Воров нашли, но многое из украденного так и не отдали назад.Там была коллекция монет, винтовка Мосина, холодное оружие.
Последний раз редактировалось АЛебедев 17 июл 2023, 08:04, всего редактировалось 7 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. Мы переходим во второй зал музея в Доме культуры села Унорож. Экспонаты здесь незатейливые, но вкупе с рассказом местного экскурсовода, производят впечатление.
Он посвящён советскому времени, вернее, советской школе. Но наш экскурсовод, Ирина Николаевна Захарова, больше рассказывает о современном сельском «образовании» в России, вернее, в Костромской области.
Раньше дети, которые жили в селе Унорож, ходили в Гришинскую школу, которая находилась совсем недалеко в Гришино (мы туда поедем после музея). Наш экскурсовод училась в этой школе.
В 1992 году Гришинскую школу закрыли, и здание школы пришло в негодность.
А где современным сельским детям учиться? В Унороже в начале 21 века организовали небольшую школу (вернее, классы-читальни)… в Доме Культуры (!!!). Как раз в тех залах, где сейчас находится музей…
В настоящее время в селе Унорож живёт 5 (пять) школьников и два учителя (на 200 человек населения). Один учитель уже на пенсии, но продолжает работать, второму учителю 45 лет. Каждое утро в 8.00 их забирает школьный автобус около Дома Культуры и везет в большое село Орехово, где есть школа (там учатся 11классники) и даже больница. Часть детей отвозят в школу в с. Росолово. А в 16.00. автобус привозит школьников и учителей обратно в Унорож.
Не смотря на все эти трудности, дети живут активной жизнью. Летом помогают археологам, купаются в речке, ходят за грибами. А весной участвуют в субботниках и следят за памятником в Унороже. Дома помогают родителям. Я удивился, когда узнал, что жители села Унорож активно участвуют в самодеятельности.
Последний раз редактировалось АЛебедев 06 май 2023, 06:41, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. 14.10. Закончили осмотр музея и Дома Культуры. 14.12. Едем из села Судорож в Гришино.
14.22. Оставили машину перед Гришино. Ищем усадьбу. 14.27. Находим усадьбу среди густых зарослей.
Гришино Усадьба Гришино впервые встречается в документах в 1786 г. под названием сельцо Гришино в стане Кушка Галичского уезда. С конца XVII в. оно входило в состав вотчины, принадлежавшей дворянскому роду Нелидовых, владевшему с 1618 г. и костромскими землями.
В конце 1830-х гг. деревню Гришино купил капитан П. А. Микулин, который построил в ней свечной сальный завод и выстроил каменные амбары, а также жилой флигель.
В начале 1880-х гг. Гришино купил новый хозяин - Борисенко. Николай Алексеевич Борисенко был действительным статским советником, товарищем прокурора Галичского уезда. Ещё он был попечителем Унорожского земского училища.
При Николае Алексеевиче был создан сохранившийся усадебный комплекс. В усадьбе построили каменные амбары и флигель. Также разбили парк, который в наши дни зарос напрочь.
Семья Борисенко на крыльце главного дома усадьбы Гришино (Н.А. Борисенко с женой на фото справа)
После смерти Николая Алексеевича усадьбу Гришино унаследовал один из его сыновей, служивший членом палаты уголовного суда, и который числился земским начальником в Галичском уезде.
На первом этаже усадьба находились три большие комнаты и зала. Именно там был парадный вход в здание. Стены очень толстые, потолки высокие, окна большие. Еще одна достопримечательность усадьбы - это подвальные помещения выше человеческого роста. Там не только хранились продукты, но и были людские комнаты для проживания прислуги. В подвале сохранялись овощи свежими до самой весны, как будто только с грядки.
В 1918 году молодая советская власть отобрала усадьбу Гришино (как тогда говорили - национализировали). В том же году в доме Борисенко открыли социалистический клуб, в распоряжение которого были переданы многие конфискованные в усадьбе предметы быта, мебель, книги. Замечу, что хозяева усадьбы за многие годы собрали в Гришине прекрасную библиотеку. В ней было немало редких и ценных изданий.
По описи 1918 года в Гришине было изъято 99 номеров книг и много периодических изданий за несколько лет. В Кострому к отправке были отобраны «Древняя история Востока» в 2 книгах, «Древний Вавилон» Никольского, сочинения Тьера, книги по современной науке. Библиотека была значительно больше, но ее хозяин Борисенко часть книг вывез. Он взял с собой редкие сочинения: Тизо, Бокля, Тьера, Дренера, медицинское издание 1741 г. с гравюрами, а также иллюстрированные издания Данте, Шекспира, Шиллера, Незлобина («Крутиковщина»), Альфонса Карра «Путешествие вокруг моего сада». В этом сочинении Карр изрек выражение, которым мы пользуемся и сегодня: «Чем больше перемен, тем больше все остается по-старому». Также Карр сформулировал еще одну поговорку: «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».
В Гришино также были 36 томов «Отечественных записок» за 1830-40-е годы, «Ниву», начиная с 1881 года, энциклопедический словарь Плюшара, сельскохозяйственную энциклопедию в нескольких томах. Я нарочно перечислил имена авторов, так как в наше время мы эти фамилии и слыхом не слыхали… В Галиче у Борисенко чекисты сделали обыск. Найденные книги отобрали. Конфисковали и богатейшую коллекцию монет (не исключая и николаевских бумажных денег до 2-х с половиной тысяч рублей). В результате, Борисенко (не знаю, была ли у него в те лихие годы семья) в 1918 году остался без средств к существованию…
Затем в Галиче Борисенко устроился народным судьей. Умер он около 1938 г. Мать и сестра его были выселены из их дома в усадебный флигель, где раньше жил управляющий.
В 1937 году на территории усадьбы Гришино организовали пионерский лагерь для воспитания 150 юного местного ленинца... Лагерь, вероятно, работал летом. Ведь там по другую сторону реки сохранилось с царских времен еще два каменных здания.
Во время войны, говорят, в усадьбе был госпиталь. После Великой Отечественной войны здание усадьбы переделали под школу. На первом этаже была столовая, а наверху комнаты - это был интернат. Сельским детям далеко было ходить в школу с разных деревень, и они жили в интернате. Потом его закрыли, т.к. дети в 1960 или в 1961 году как-то устроили побег. Потом детей из дальних деревень в Гришинской школе не было. Толко трое учеников из деревни за 7 км каждый день приходили пешком в школу, а зимой на лыжах. Классы были маленькие.
Интересный момент. Дети поговаривали, что ночью в школьном окне они часто видели приведение: наверху, как раз в музейном окошке....
Воспоминание одного из учеников "Я тоже училась в Гришинской школе во 2 классе у Нины Владимировны. В школу ходила из Покровского, через поле. Там еще черемуха росла, и мы после школы, бросив портфели, залезали на дерево и ели ягоды. А Никитина Нина Александровна жила на квартире у моей бабушки Налетовой Александры Васильевны..."
В 1992 году, в начале правления Бориса Ельцина, Гришинскую школу закрыли. И с того времени здание бывшей усадьбы пустует. Потихоньку из нее вытаскивают доски и прочий материал, и она разрушается…
Последний раз редактировалось АЛебедев 13 июн 2023, 12:18, всего редактировалось 6 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. 14.42. Наше время на осмотр Гришино истекло. Мы сели в машину и поехали дальше. От Гришино возврашаемся на дорогу и едем на север в Чмутово.
Дорога красивая. Вспомнил стихотворения Сергея Потехина, которое прочитал вчера вечером:
Звон малиновый, Звон лиловый! Солнце лупит в колокола. Не хватает всего лишь слова, Чтобы улица в пляс пошла.
Вот народец — Они уж пляшут?! Эх, раздайся, И я спляшу! Только кудри свои приглажу Да подруженьку приглашу.
К чёрту шубу! И шапку к чёрту! Посмотрите, как я могу! Ух, вприсядку! Ведь я не гордый, Не останусь У вас в долгу!
А девчонка, моя девчонка… Недотрога, Она ли то?! Удержи-ка поди Бесёнка, — Будто птица — В руке платок.
Что вам пава! Куда там лебедь! Кровь горячая с молоком! Пьяный дед Целоваться лезет, Тоже выглядит молодцом!
Эх, Россия! Народ бедовый! Нет родней моего села. Звон малиновый, Звон лиловый. Солнце лупит в колокола!
15.04. Приехали в Чмутово.
Чмутово Это село известно с 1506 г., именно тогда Великий московский князь Василий Иванович пожаловал его братьям Василию и Колупаю (он возглавлял посольство к казанскому хану Махмет-Аминю,) Приклонским. Потом Чмутово было у князя Семёна Петровича Львова, известного тем, что, будучи воеводой, в походе под Конотопом он был разбит крымскими татарами и попал в плен к крымскому хану вместе с воеводой князем Пожарским.
Далее село находилось во владении князя Д.А. Кольцова-Масальского
А в 1720 г. Пётр I "Чмутово с деревнями Домослово, Матвеево, Дор, Злобино" отдал князю Григорию Дмитриевичу Юсупову - члену Сената. В роду Юсуповых вотчина была до 1860 г.
В архиве Древних актов в Москве хранятся бумаги Юсуповых, в которых есть и материалы о чмутовской вотчине. В 1816 г. здесь было 68 крепостных мужских душ, и оброк вотчина платила 476 рублей в год. Причем платили как с живых мужиков, так и с умерших. Ребенок становился официально мужиком в 14 лет. Поэтому и перепись населения, так называемые "сказки", проводили раз в 14 лет. Ясное дело, что платить налог за умерших было невыгодно. Этим и пользовались махинаторы типа Чичикова, которые выкупали мертвых душ по 80 коп. И помещики были рады, и чичиковы тоже. Спрашиваете, зачем чичиковым нужны были мертвые души? Дело в том, что по документам они проходили, как живые. И под эти документы на мертвых душ можно было без проблем получить солидную ссуду. Правда, деньги давались только помещикам, то есть людям, имеющим землю.
Но и здесь чичиковы не терялись. Они пользовались законом, принятым относительно недавно, при Екатерине Великой, по которому людям у которых были свои крепостные, бесплатно выдавалась земля в перешедших в Российскую империю Новороссии и Крыму... Вот эту землю вместе с мертвыми душами чичиковы и закладывали... **** **** ****
Но, вернемся к Юсупову. В 1816 г. староста вотчины писал в Москву Юсупову: «Нам оброк взять негде, потому что у многих пашня не собрана, торгов близко нет, нечего продавать и не можете ли уволить на некоторое время от оброка». Ответ на эту просьбу не замедлил: «Крестьяне, которые не будут платить оброка, будут вытребованы в Москву и будут отданы в фабричную работу».
В 1824 г. управляющий Юсупова в Москве Матвеев писал в Чмутово старосте: «Дмитрий Дмитриев, если не соберешь весь оброк, то будешь вытребован к Москве и будешь послан в работу на Купавинскую фабрику, а из неплательщиков оброка, особо нерадивые, будут отданы в рекруты». У Юсуповых под Москвой в Купавине была ткацкая фабрика, и туда ссылали провинившихся.
В 1825 г. в Москву к управляющему Юсупова пришёл крестьянин деревни Домославино Осип Степанов со словами: «Придя в совершенный возраст и обзаведясь хозяйством, решил жениться, но по случаю того, что рожден от девицы, девки не соглашаются за меня выйти замуж, и оттого в отправлении общих повинностей не могу ровняться с прочими крестьянами». Из Москвы послали в вотчину бумагу: «А как в селе Чмутове с деревнями находится семь девок, старосте предписываю уговорить одну из тех девок выйти за Осипа замуж, и если девки не согласятся добровольно, то прислать реестр девок с их именами, и девки [будут] вытребованы в Москву и будут отданы в приличную работу».
**** **** **** В 1828 г. недовольные большим оброком и рекрутством крестьяне взбунтовались. Юсупов прислал приказчика Ивана Серова усмирять их. Но присланный только подлил масла в огонь: стал притеснять крестьян, наказывать их, брил головы, отдавал в солдаты и держал в тюрьме. Это окончательно возмутило крестьян, они напали на старосту Д. Дмитриева, отобрали у него деньги, собранные на отправку рекрутов. Костромской губернатор выслал в Чмутово команду полицейских. Все виновники были наказаны розгами, а главные зачинщики, Михаил Козленок и Федор Сергеев, были отправлены под караулом в Кострому, где и посажены в тюрьму.
На самом краю села Чмутово стоит очень красивая заброшенная церковь Троицы Живоначальной, за которой, на сколько хватает глаз, тянутся бесконечные костромские леса...
Мы оставили машину и стали продираться через заросли высокой травы к храму.
Каменную церковь построил на свои средства капитан-лейтенанта Фёдор Иванович Макавеев, который умер в 1814 г. и был похоронен рядом с храмом. Треть села тогда принадлежала помещикам Макавеевым, а остальной частью владели Юсуповы.
На кладбище около церкви похоронены многие Макавеевы, в том числе, и родители демократа-народника А. А. Макавеева.
**** **** **** Андрей Александрович Макавеев родился в Чмутове в 1845 г. и воспитывался в Училище правоведения. Здесь он был замечен в неблагонадежности, и его начальство поручило священнику наблюдать за ним. В 1864 г. его из училища исключили, и за ним был установлен негласный полицейский надзор. Молодой Макавлеев поступил учиться в Московский университет.
В 1866 г. его посадили в Петропавловскую крепость по делу Караказова, но после расследования освободили на поруки и по приказу следственной комиссии выслали под надзор полиции в далёкое Чмутово, в усадьбу матери.
В Чмутово смутьян жил до 1869 г., когда ему разрешили въезд в Кострому, и только в 1870 г. он был освобожден из-под надзора полиции. Бывший народник переехал в Москву и стал там заниматься модным ремеслом - адвокатурой.
Раньше рядом с Троицкой церковью размещалась деревянная усадьба Макавеевых, которая служила школой в советское время. На сегодняшний день она не сохранилась, так как сгорела в конце лихих 1990-х годов.
В 1876 году у священника Николая, который служил в Троицкой церкви, родился сын Николай Николаевич Виноградов (1876—1938) — историк, этнограф, фольклорист. При первой же возможности Николай из своего села уехал и больше сюда не возвращался. В 1910 г. написал книгу "Заговоры, обереги, спасительные молитвы". Участвовал в организации музеев: - императора Александра III; - Романовского музея в Костроме; - музея Соловецкого общества краеведения. К сожалению, Виноградов страдал клептоманией и постоянно воровал из музеев и музейных фондов ценные вещи. В конце концов, был расстрелян в 1938 г.
Последний раз редактировалось АЛебедев 22 июн 2023, 10:26, всего редактировалось 6 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. Продолжаю осматривать церковь Троицы Живоначальной в Чмутово. Некоторые кресты на маковках уже слетели, не выдержали испытания времени...
Согласно бумажке, прибитой к двери, этот храм является памятником архитектуры федерального значения с 1995 года. Но вот уже четверть века этот русский памятник успешно разрушается… Это и понятно: в глухой деревне сейчас почти никто и не живет.
В начале ХХ века Чмутово навестил летописец Галичской земли - фотограф С. А. Орлов.
В 1967 году в Чмутово приезжал известный советский фотограф Илья Гольберг.
Чмутово. Илья Гольберг, 1967 г.
Чмутово. Илья Гольберг, 1967 г.
Чмутово. Илья Гольберг, 1967 г.
Взял пару фоток храма из Интернета. Автор фотографий – Марина Старыгина. Фотки сделаны весной 2023 г.
Фотограф Марина Старыгина
Согласно переписи населения 1897 года в селе Чмутово проживало 238 человек (113 мужчин и 125 женщин). Приход в церкви был большой.
Марина Старыгина
Сейчас в Чмутово осталось около 10 домов и постоянно здесь проживает около пяти человек.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. Захожу в храм Троицы Живоначальной. Интересно оформлен свод алтарной апсиды.
У основания расходящихся лучей, в гипсовых розетках изображены интересные предметы - посуда, которую используют для причастия.
Например, лжица и копие. Лжица была введена в употребление Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духовно означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей. С помощью копие совершаются все действия над просфорами. Копие напоминает о копье, которым один из воинов пробил грудь Спасителя.
Лжица и копие
Рядом можно заметить потир - т.е. глубокую чашу с длинной ножкой и круглым основанием.
Потир
Тут же находится и Звездится. Этот сосуд с двумя металлическими крестообразно соединёнными дугами символизирует Вифлеемскую звезду.
Звездится
Кто-то установил лик Христа.
Под углы храма вкопаны вот такие огромные валуны.
Пролом в храме мне напомнил Царь-Колокол в Кремле.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. 15.38. Окончили осмотр храма. 15.39. Едем дальше. Мы возвращаемся по дороге, по которой приехали. Едем в сторону Галича. По дороге опять съезжаем в сторону села Покров-Пема, куда мы заезжали вчера, но не застали иеромонаха Лазаря. По Галичской и Солигаличской глухомани (глухомань №3 в октябре 2021) 16.26. Приехали в Покров-Пему. Лазарь оказался на месте. Он разрешил мне и Марине подняться по лесам на колокольню.
Рядом с ней лежали упавшие маковки.
Леса, по которым мы поднимаемся, удивительно крепкие.
За возведение лесов и за материал пришлось заплатить 500 тысяч. Это все пожертвования. Леса возводили всего 4 человека из Чувашии.
С высоты открывается великолепный обзор, в том числе, и на главное здание храма.
Раньше в Костромской области была одна епархия – Костромская. В декабре 2016 года ситуация изменилась: создали Галическо-Макарьевскую Епархию. В результате, так как было в области уже две епархии - Костромская и Галичская, то автоматически образовалась Костромская митрополия, которую возглавил уже митрополит...
В мае 2017 года из Духовной академии Ставрополя в Галич приехал иеромонах Лазарь. Он упорно не хотел жить в городе, а хотел восстановить старый храм в Галичском районе.
Вначале владыка Галичский был против такой идеи, но Лазарь настаивал. В конце-концов, Владыка дал свое благословение.
Начали искать подходящий храм. Нашли место в Игнатово. Там был монастырь.
Но потом узнали, что вся земля в Игнатово принадлежит фермеру, и отказались от этой идеи.
Храм в селе Покров-Пема посоветовала Меньшикова Надежда Алексеевна (сейчас она работает архитектором в Галичской епархии). Главным аргументом было то, что в зимнем храме сохранились своды. Это большая редкость.
Владыка одобрил выбор в Покров-Пема. В сентябре 2017 года Лазарь переехал сюда.
В селе Покров-Пема стоит добротный дом, где можно жить. Его хозяин – дядя Леша Баронов живет в Симферополе, а летом сюда приезжал. Дом зимой всегда обворовывали. К сожалению, документов на этот дом не было.
В общем, договорились с дядей Лешей, что Лазарь будет жить в его доме вместе с послушником Олегом с Валаама. Зимой дороги сюда никакой не было. Изредка приходили волки из окрестных лесов. Электричества тоже не было. Засыпали с керосиновой лампой. По дому гулял ветер. Потом одна женщина из Санкт-Петербурга пожертвовала генератор.
Последний раз редактировалось АЛебедев 03 июн 2023, 13:00, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. Мы с Мариной продолжаем потихоньку подниматься по лесам на колокольню и узнаем современную историю храма в Покров-Пема. Архитекторы считают, что на восстановление только колокольни уйдет 8 миллионов. На колокола нужно 11 млн руб. А на восстановление всего храма надо 150 миллионов (цены на 2021 год). Помощь на восстановление храма оказывают из Ставрополя, Ставропольского края, Москвы и Санкт-Петербурга. От местных жителей помогает предприниматель Валерий Михайлович Каликин, он валит лес.
Местные атеисты из сел Степаново и Милешино негативно относятся к восстановлению храма.
Лазарь и послушник Олег им не нравятся. Деревенские жители называют их «донбасовцами» и «беженцами», а иногда и «окупантами». Говорят: «Не было 100 лет храма, пусть его и дальше не будет… Вы никогда не восстановите этот храм». Из окрестных сел раньше приходили помолиться в храм две женщины - Алевтина и Татьяна, а также дядя Володя из Милёшино. Сейчас летом на службу приходят по 15-16 человек...
Пришел как-то Лазарь в школу и привел детей в храм. А вечером родители своих детей наказали…
Буквально перед самым нашим приездом кто-то ночью украл у Лазаря шесть закупленных свай для мостика. Подогнали какой-то транспорт и увезли сваи!
Из деревни Толтуново, что в 10 км от Покров-Пемы, в храм постоянно приходил один парень и вскрывал ящик с пожертвованиями…
Лазарь поймал этого парня и поговорил с ним проникновенно, посоветовал ему не воровать. Сейчас парня посадили. Но ему на смену пришел другой вор…
Мы спускаемся с колокольни и заходим в летний храм.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия), продолжение. Около храма высаживаем саженцы кедра.
17.45. Прощаемся с Лазарем. Даем небольшую денежку на восстановление храма. 17.46. Едем обратно в Галич. 18.20. Вернулись в гостиницу. 19.30. Ужин. За ужином, от двух женщин, которые беседовали за соседним столиком, я узнаю, что в Галиче сейчас проживает 15 тысяч, и, в связи с реформой российской медицины, закрыли родильное отделение! Женщины ездят рожать в Кострому! (Одна из женщин, как раз рассказывала подруге, как её муж возил за тридевять земель рожать...)
Последний раз редактировалось АЛебедев 08 июн 2023, 12:10, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия) 06.45. Подъем. Погода продолжает нас баловать: небо ясное! Ночью были первые заморозки – все машины перед гостиницей стоят в инее. 07.30. Завтракаем. 08.36. Выехали на такси в сторону села Олешь. По знакомой дороге мы опять начинаем объезжать Галичское озеро.
А затем перед селом Туровское, где мы вчера были, поворачиваем направо.
Нас везет водитель Игорь, который работает "сутки через трое" на железной дороге на станции Галич обычным рабочим. Зарплата на ЖД маленькая, поэтому он подрабатывает в остальные дни на своей машине. По дороге от Игоря мы узнали: 1. Сейчас в Галиче молодой семье невозможно снять квартиру, чтобы переехать от родителей и жить в ней. Объясняется это тем, что цены на жилье сильно подскочили после того, как строящийся в Галиче фанерный комбинат начал массово арендовать задорого жилье для своих сотрудников. 2. На этом фанерном комбинате сделали нормальную зарплату, и все туда побежали: с птицефабрики и с других мест. Пришлось и в других местах поднимать людям зарплату, чтобы удержать людей. 09.04. Приехали в довольно большое село Олешь и тормознулись около храмов.
Олешь Изначально это село называлось Троица-Олешь в честь одноименной реки и стоящего здесь храма. Но во время очередной волны гонения на церковь в период 1929-1931 гг. село переименовали. На окраине стоят два храма – зимний (белый, он слева) и летний.
Стоят они рядом, буквально в двух шагах друг от друга. В советское время в левом храме был магазин. А в правом храме находился колхозный склад.
Я подхожу к летней церкови Троицы с приделами Казанской Иконы Богоматери и Феодосия Тотемского.
Она была построена в 1801 году.
Последний раз редактировалось АЛебедев 28 апр 2024, 13:42, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Продолжаю осматривать Троицкую церковь в селе Олешь.
В 1902-1904 гг. на средства богатого жителя села - Ефима Васильева, храм был полностью перестроен. Этот человек был профессиональным строителем, поэтому он сделал более толстыми наружные стены, переложил алтарь, вскрыл старые полы и выложил из кирпича под полами ходы для калориферного отопления, сделал новые полы (они стоят и поныне) и соорудил новый иконостас.
А кто такой Ефим Васильевич Васильев? Ефим Васильевич родился в 1850 г. в селе Троица-Олешь. Получил домашнее образование. В 1883 г. в своем селе, рядом с храмами Ефим Васильев построил из кирпича сельскую церковно-приходскую школу (я позже к ней подойду). Он же стал и первым ее попечителем.
В 1885 г. Ефим Васильевич в возрасте 34-35 лет приехал в Санкт-Петербург. Там он оформился галичским мещанином и стал занимается плотничьими подрядами. Отходный промысел в то время был очень популярен. Вот что пишет газета "Галичский Корреспондент": «В Петербурге свили себе гнездо все наши богатые подрядчики». И далее: «Они набирают мастеровых из своих земляков, с этими-то хозяевами наши плотники связаны неразрывными связями».
В 1888 г. Ефим Васильев взял подряд на строительство всех зданий Биржевой барачной больницы в память Императора Александра Второго. Больницу надо было построить для портовых рабочих. Через год, в декабре 1889 г. этот объект был построен. За это строительство Васильев получил серебряную медаль с надписью «За усердие» на Станиславской ленте.
В 1891 г. подрядчик из Олешь уже содержал артель плотников из своего села, а также из окрестных деревень.
В 1895 г. Ефим Васильевич стал владельцем трёхэтажного дома № 46 на Тамбовской улице (дом сохранился до наших дней).
В 1897 г. Васильев со своей артелью перестраивал Аракчеевы казармы на Шпалерной улице.
В 1899 г. Ефим Васильевич становится купцом 2 гильдии. Власти столицы дают ему звание почётного гражданина Санкт-Петербурга.
С 1900 г. Е.В. Васильев опять же из родного села набрал очередную артель их мастеров, выполняющих отделочные работы (маляры, столяры и т.д.).
С 1903 г. Васильев построил в Питере доходные дома: - Витебская ул. дом 12; - Псковская ул. дом 25; - Лоцманская ул. дом 16 .
В 1911 г. Васильев купил участок земли по Большой Ружейной и Малой Монетной и Дивенской улицами и Певческому переулку. В 1913 г. на этой земле построил собственный доходный дом…
Ясное дело, что в родном селе Олешь ни о Васильеве, ни о его делах никакой памятной таблички нет и в помине… А те, кто про него помнил, давно поумирали…
Продолжаю обходить заброшенный храм… На колокольне шпиль от времени наклонился, а крест, видимо, уже упал…
На крыше там и сям растут деревья. Помню на Северном острове в Новой Зеландии, куда я ездил на заработки в 1990-1991 гг., народ мучается, чтобы вырастить берёзку. Чего только не делает, а она все равно не растет... А здесь: нате пожалуйста! На крыше!
Прохладный ветер, Пригнувшись к земле, изловчился Достать и меня. (Исса)
Перед дверью в храм также выросли деревья…
Прорубленная в алтаре дверь...
Последний раз редактировалось АЛебедев 27 сен 2023, 17:10, всего редактировалось 9 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.