Идём вдоль дворца, не удержаться, чтобы не сделать несколько кадров с сиренью.
Этот ракурс не часто встречается - больше привычен вид с плаца, а это - обратная сторона медали :) Тоже красиво!
На некоторое время зависаем у Галереи Гонзаго, уж больно она хороша.
Но вначале коротко о Летящем Меркурии - одном из символов Павловска. Бронзовая статуя установлена в самом центре лужайки перед галереей.
Изначально её отлили в 1783 году по заказу Екатерины II в мастерских Петербургской Академии художеств с восковой модели, по итальянскому оригиналу 16в.
В начале 1800х по распоряжению Павла I перевезли из Царского села в Павловск и установили около дворца.
Во время войны, перед отступлением советских войск её закопали на территории парка, как и большинство садовых скульптур. После освобождения Павловска в январе 1944 года начали раскапывать (все места захоронений были отмечены на плане) - но там, где должен был находиться Меркурий, ничего не нашли.
Статуя внезапно обнаружилась в 1979 году на Венской выставке. Ее владельцем оказался музей города Граца. После переговоров (вероятно, длительных) скульптура была возвращена австрийским правительством, и в 2005 году ее установили на историческом месте, на подлинном пьедестале из мрамора и гранита.
Истории о том, как сотрудники Павловска сохраняли произведения искусства во время войны, произвели на меня сильное впечатление ещё в детстве. Мой папа, режиссёр-оператор, кинодокументалист, в конце 70х снимал сюжет об Анне Ивановне Зеленовой, бессменном директоре Павловского музея с 1941 по 1979. Он рассказывал о ней и её коллегах как об уникальном коллективе удивительных людей, бескорыстно преданных своему делу. Зеленова отвечала за эвакуацию коллекции и за тайное захоронение наиболее ценной части музейных фондов. Она покинула музей, отправив последние грузовики с экспонатами, за день до того, как немцы заняли Павловск.
Она же потом руководила возрождением дворца, оставленного нацистами в виде обугленных руин, да ещё и заминированных. Она стояла у истоков Ленинградской школы реставрации. Павловск стал первым из наших пригородных дворцов, восстановленных практически с нуля. Несколько залов были доступны для посещения уже в 1957, а полностью экспозицию открыли в 1978. Сколько было вложено труда, сложно представить, и до сих пор не верится, что так быстро и качественно отстроили, декорировали, сложили сложнейший пазл из подлинных предметов, возвращённых из эвакуации и созданных заново реставраторами-волшебниками. Поверить помогают фото, которые все видели в интерьерах. На них - жуть, разруха, обгоревшие обломки стен. А если отвести от них взгляд - вокруг красота и гармония. Мой любимый дворец.
Далее по ходу движения на подступах к галерее нам встречается Мальчик, вынимающий занозу - копия хранящейся в Капитолийском музее античной статуи.
Первоначально на этом месте стояла реплика, выполненная русскими мастерами. Перед оккупацией она, как и многие другие статуи, была закопана в парке, а после освобождения Павловска так и не найдена, считается утраченной.
На её месте сейчас стоит итальянская копия 19в., приобретённая музеем в 2008 году.
Стена дворца за скульптурой мальчика и некоторые части фресок отличаются от свежевосстановленных. Это оригинальные фрагменты росписи Гонзаго, потемневшие из-за пожара, уничтожившего бОльшую часть дворца.
А вот и сама галерея. Войти нельзя, хотя иногда точно разрешают - иначе бы там не было музейных табличек с пояснениями о фресках.
Возможно, пускают только в рамках специальной экскурсии, которая так и называется: Фрески галереи Гонзаго. Ее нужно бронировать заранее на сайте музея. А мы смотрим из парка.
Галерея сооружена в 1797 году по проекту архитектора Винченцо Бренны.
Изначально это была крытая веранда площадью 350 кв.м, соединяющая дворец и один из его флигелей. Она использовалась как летняя столовая для семьи цесаревича Павла, ещё до того как он стал императором.
Его супруга Мария Федоровна решила облагородить интерьер и для этого по совету князя Н. Юсупова пригласила итальянского декоратора, потомственного театрального художника Пьетро Гонзаго, который в ту пору как раз заканчивал роспись театральных декораций в Архангельском. Он расписал стены галереи фресками, изображающими лестницы, статуи, колоннады - как будто перенёс в Павловский парк прекрасный уголок Италии.
По замыслу автора эффект перспективной живописи фресок, выполненных в монохромной технике гризайль, должен был быть усилен настоящими колоннами галереи, а также мраморной и бронзовой скульптурой, установленной между колоннами и на прилегающей к террасе лужайке.
Из первоначального убранства галереи сохранились три мраморные статуи неизвестного итальянского скульптора 18в. из аллегорической серии Времена года, которые были привезены в Павловск около 1801 года.
Оригинальные - Зима, Весна и Осень, а также бюсты: Аполлон Бельведерский и Весталка.
Весна - в образе молодой девушки с гирляндой цветов в руке.
Осень - с венком на голове, рогом изобилия и виноградной гроздью.
Зима - кутающаяся в хитон.
Несохранившуюся аллегорию Лета заменили статуей Флоры.
Все эти статуи были установлены в галерее после реставрации, в 2014 году.
В годы войны росписи сильно пострадали; сохранившиеся законсервировали. Много лет они были скрыты за фанерными щитами.
Наконец, дошло дело до их реставрации, утраченные фрагменты были воссозданы в 2011 году. Бюсты Аполлона и Весталки установили на оригинальные постаменты; именно их близость к живописным статуям по замыслу Гонзаго придает реалистичность обманкам фресок.
Центральное место в галерее заняла так называемая Урна Судьбы.
Она была изготовлена из яшмы на Колыванской шлифовальной фабрике в 1787 году и установлена в Семейной роще на небольшом мысу, напротив павильона Холодная ванна. Там владельцы Павловска традиционно высаживали деревья в честь рождения детей и бракосочетаний. Вероятно, поэтому ваза получила имя Урна Судьбы.
Та часть парка после революции пришла в запустение, ваза была разбита. Её отреставрировали в 2009 году и выставили в Галерее Гонзаго.
Вот тут она видна на фото, хоть и мелко, но ближе не подойти, а мощного зума у нас нет в камере.
Крупнее могу показать только на чужом снимке.
Помимо Галереи ещё в парке из творений Гонзаго имеется отреставрированная башня Пиль. Я ее показывала в прошлогодней главе о Павловске.
Наконец отлипнем от Галереи Гонзаго и отправимся дальше примерно по такому маршруту.