Остановимся там на минутку.




Токсовский лютеранский приход был основан ещё в 1625–1628 гг. во время власти Швеции над данной территорией.
В приходе числилась одна кирха и две часовни, он относился к Шлиссельбургскому пробству. Первая небольшая деревянная кирха сгорела в ходе Северной войны около 1703 г.
Из государственной казны по распоряжению Петра I были выделены средства на возведение в Токсово новой кирхи, постройка которой была завершена к 1757 г. Долго строили, в итоге получилось достаточно нелепое, приземистое сооружение.

В 1880е годы, сильно обветшавшая деревянная церковь была разобрана.
На её месте и из её же брёвен был выстроен пасторат, при нём содержался дом престарелых.
Ещё в 1857 году местным пастором был создан фонд по сбору средств на строительство нового каменного храма и на покупку органа для него. Но по каким-то причинам оно всё откладывалось и откладывалось, работы начались только в 1883 году.
Кирха, выполненная в неоготическом стиле по проекту архитектора К.Т.Соловьева, была освящена 30 августа 1887 года в честь святых апостолов Петра и Павла, в ней было 1136 сидячих мест и двойные хоры.


Своё народное наименование — Александровская, она получила после посещения её императором Александром III.
Рядом, в овраге было заложено кладбище прихода Токсово.
В 1937 году церковь была конфискована, Токсовский приход ликвидирован. В здании церкви многие годы размещался клуб, разделённый перекрытиями на три этажа. В начале 1990х кирха была вновь возвращена верующим и отремонтирована.
В 1994 году отреставрированный храм был торжественно освящен первым епископом возрождённой Церкви Ингрии (Ингерманландии).
Встречаясь постоянно с финскими топонимами, невозможно не заинтересоваться историей финского населения нашей области. Не буду здесь углубляться в дебри, приведу только пару фактов, с привязкой именно к лютеранству.
Первое упоминание о церкви Ингрии относится еще к 1611 году.
К середине 19 века здесь насчитывалось уже 164 лютеранских храма, на 225 тысяч прихожан
До революции приходы евангелическо-лютеранской церкви обслуживали более 800 деревень, содержали около 300 школ и Учительскую семинарию.
И если в 1920х лютеранские проповедники ещё могли работать среди верующих, то с 1930 ситуация серьёзно ухудшилась, лютеране подвергались жестоким гонениям, как и последователи других вероисповеданий.
Уже в силу своей национальной принадлежности (немцы, финны, эстонцы) считались неблагонадежными, потенциальными врагами советской власти.
Число прихожан и численность духовенства стремительно сокращались, большинство финского населения подверглось принудительному переселению отсюда в самые отдалённые места - в Сибирь, Среднюю Азию, на Кольский полуостров. Приблизительно треть людей погибала при депортации.
К концу 1930х в стране не осталось ни одного служителя лютеранской церкви, ни одного действующего прихода, ингерманланцы полностью потеряли национальную интеллигенцию, было прекращено радиовещание на финском языке, закрыты все общественные учреждения, служившие основой финской культуры в нашем регионе.
Выселение ингерманландских финнов продолжалось и во время Великой Отечественной войны, их вывозили по Дороге Жизни из блокадного Ленинграда, этапировали в Сибирь.
После войны всех вернувшихся домой финнов снова депортировали, в течение 24 часов.
Только после смерти Сталина финны получили право прописки в Ленинградской области, а открыто проводить лютеранские богослужения советская власть разрешила верующим лишь в 1970х, тогда были воссозданы первые приходы - в Петрозаводске и в Пушкине.
В 1980х начался процесс восстановления церковных зданий в финских деревнях.
Прочитала, что в Токсово проживают около 400 этнических финнов, являющихся прихожанами лютеранской церкви.
Вот этим и объясняется удивившее нас объявление о том, что воскресные службы проводятся в том числе и на финском языке.

Всё, с культурой на сегодня покончили, отправляемся гулять по экотропе.