Следующее посещение Лугового парка мы начали с Церкви святой благоверной мученицы царицы Александры на Бабигонских холмах (Nataly88 - ловите!)
Архитектор - А.Штакеншнейдер, кто ж ещё! Иногда кажется, что во время правления Николая I другие зодчие где-то курили бамбук. Шучу, помню как минимум о Стасове, Монферране, Шинкеле, Брюллове, Бенуа, Ефимове, Горностаеве. На самом деле их гораздо больше, наверняка кого-то значительного я забыла.
Но Штакеншнейдер, действительно и бесспорно, являлся государевым любимым архитектором.
Императору его порекомендовал граф Александр Бенкендорф. С тех пор заказчиками Штакеншнейдера сделались и сам Николай I, и его родственники, и другие высокопоставленные жители Петербурга. Штакеншнейдер стал специалистом номер один по зданиям придворного ведомства, парковым павильонам и дворцам.
25 апреля 1851 года архитектор получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: «По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение». Через несколько месяцев проект был готов.
Ни конкурса, ни тендера. Рапорт-проект-закладка-строительство-освящение, и точка.
Церковь эту Штакеншнейдер задумал и построил в неорусском (византийском) стиле в 1851-1854гг.
Планы, рисунки, эскизы, разрезы, чертежи
Стоит храм на одной из вершин двугорбого холма Бабигон (на другой - Бельведер; эти две постройки являются высотными доминантами Лугового парка).
Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, помещена в альбоме «Виды сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853, тетрадь X.
Существует предание, что государь, услышав от крестьян, что местность когда-то называлась Папингондо (Papingondo на финском означает пасторский приход, отсюда русифицированное «Бабигон», сказал, что это название требует, чтобы здесь был храм и раздавался колокольный звон.
Сказано-сделано, особенно если сказано Императором. Он же и заложил эту церковь, со словами:
«Благодарю Господа, что сподобил меня совершить закладку этого храма; Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».
Однако, успел, но церковь эта стала последней постройкой при его жизни.
На торжестве также присутствовала вся августейшая семья, и несколько прочих ВИП-персон, их многочисленная свита, плюс, понятное дело, автор проекта Штакеншнейдер, а также крестьяне из окрестных деревень.
В основание фундамента была заложена памятная плита, в плитную чашу были положены золотые и серебряные монеты, а на вызолоченной крышке сделана надпись: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя св. благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11». Причем в основание фундамента уложили камень, доставленный из «святой земли» с берегов Иордана.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение.
По окончании Божественной литургии Государь благодарил всех принимавших участие в строительстве этой архитектурной жемчужины.
Церковь во имя св. муч. и царицы Александры,на Бабьем-гоне. Гравюра из книги 1868г. А. Гейрота «Описание Петергофа 1501-1868»
Большую ценность представлял подаренный Николаем I иконостас 18в. в стиле барокко, ранее находившийся в церкви при дворце Петра I в Дубках, в Сестрорецке (дворец был снесен по ветхости при Екатерине II; видимо, тогда же исчезла и церковь). Он был покрыт белой краской и позолотой. Фото плохое, но другого нет
Крестообразный образ в центре Царских врат - Благовещение. Вокруг него четыре овальных образа евангелистов: слева - вверху Матфей, внизу Лука, справа - вверху Иоанн, внизу Марк. Над Царскими вратами - Тайная Вечеря.
Чертеж иконостаса
Образа на Царских вратах и над ними
Во всех деталях постройки прослеживаются мотивы древнерусской (допетровской) архитектуры. Фасады чрезвычайно украшены декоративными элементами, характерными для русской архитектуры 16-17вв.
Основание барабанов глав и шатровая колокольня украшены «кокошниками».
Ленточный фундамент выложен из булыжного камня, цоколь и все крыльца со ступенями и площадками, основания и базы колонн и пилястр на фасадах были изготовлены из серого путиловского камня. Доставка строительных материалов из отдаленных мест, да еще и в гору, стоила очень дорого, но бюджет не экономили.
Штакеншнейдеру удалось достичь единства архитектурного облика здания с характером отделки иконостаса 18в.
Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 г. 31 августа 1854 г. в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение. Желание государя исполнилось. Он увидел воздвигнутый новый храм оконченным.
По окончании Божественной литургии Николай I благодарил при всех: управляющего Петергофом генерала Лихардова, архитектора Штакеншнейдера, а также и купца Тарасова, исправлявшего иконостас; не были забыты и рабочие, которым государь приказал изготовить обед.
В Бабигонской церкви было много утвари из золота, серебра, драгоценных камней. В храме находились дарохранительница с ковчегом в виде цоколя с восемью колоннами из красной сибирской яшмы, ризница из вещей, бывших при погребении Николая I, ризница из вещей Александры Федоровны и многое другое.
Церковь вмещала в себя до пятисот молящихся.
Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии. Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.
Краткий ликбез, о Святой царице Александре (я тоже не знала или не помнила, пока мы сюда не наведались).
Александра была супругой Римcкого императора Диоклетиана
Она пострадала вместе со святым великомучеником Георгием Победоносцем по приговору Диоклетиана в 303 году.
Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений и став свидетельницей чудесного исцеления великомученика Георгия от страшных ран, полученных им при истязаниях, она пожелала тут же исповедовать Христа Богом.
Через некоторое время царица Александра увидела, как Георгий, зарытый по плечи на три дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым, силой крестного знамения разбил все статуи богов в храме Аполлона.
Тогда она пришла в суд и открыто исповедала себя христианкой, высмеяв языческих богов.
Озлобленный Диоклетиан приговорил Георгия и царицу к смерти. Святая Александра с радостью приняла этот приговор и кротко пошла на место казни. По дороге, утомившись, она попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Присев на камень у дороги, тихо скончалась. Ее мирная кончина (как записано в мученических актах святого Георгия) последовала 21 апреля 303 года, память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля (6 мая) по церковному календарю.
Богослужения в церкви св. мц. Царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее - как в случае многих храмов - в клуб с кинозалом. Но начавшаяся война помешала осуществить это намерение.
Церковь к несчастью оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения.
После войны в здании длительное время была совхозная мастерская. Подвальное помещение использовалось в качестве овощехранилища. Затем около 10 лет здание пустовало.
В 1991 г. церковь была возвращена епархии. Реставраторы сюда пришли сюда ещё спустя десяток лет и увидели удручающую картину: полностью уничтоженную крышу завершения апсид, отсутствие главы большого купола и малых юго-западных главок, разрушенную винтовую лестницу, полностью снесенный шатер колокольни с главкой. Здание не имело дверных и оконных заполнений, была утрачена большая часть штукатурной и лепной отделки фасадов и интерьеров, безвозвратно пропало все живописное убранство и иконостас.
Начались работы по восстановлению.
В отличие от фасадов, оформление интерьеров Александрийской церкви носило классический характер.
Фотографии интерьера мне попадались не очень высокого качества, поэтому выкладываю их маленькими, в виде коллажа и снабжаю описанием с сайта мастерской «Тектоника»
«Проект предусматривает реставрацию центральной части храма, алтаря, трапезной, а также изготовление иконостаса и мозаичных икон на фасадах. Проект разработан на основе исторической справки, опирающейся, в свою очередь, на сохранившиеся исторические описания, архивные документы и фотографии.
Роспись свода над молельным залом включает композиции в филенчатых рамах с шестикрылыми серафимами в технике альфрейной живописи и полихромные масляные изображения евангелистов в медальонах. В архивольтах размещаются цитаты из евангелия, над ними в ромбовидных нишах - небольшие иконы и гризайльные изображения. Помимо этого, в проект входит разработка дизайна восьми киотов с иконами святых.
Иконостас, в отличие от исторического, деревянного, выполняется из мрамора (кроме дьяконских врат, изготовленных из дерева. Архитектурные элементы на дверях выполняются в технике альфрейной живописи силикатной темперой. Иконы академического стиля - в масляной технике на дереве.
Решетки на солее и на балконе выполняется из латуни. На переходе свода купола в барабан монтируется витраж, выполненный из фактурного стекла. Все киоты выполняются из дерева, с покраской белым мебельным лаком и золочением резных элементов сусальным золотом».