Poseidon писал(а) 04 июл 2025, 22:38:Баранья колбаса съедобна? Я бы ни за что не попробовал.)
Не то что съедобна, она вкусная! Гастротуризм не цель, но неотъемлемая часть путешествия. Пробуем всё! Что-то нравится, что-то нет. Но где ещё попробуешь такое!
Тем временем совсем стемнело и началось волшебство.
Теперь даже и не знаю, что мне понравилось больше - Регистан или Пои-Калян в подсветке.
Вот же он, мой красавец!
А с площадки позади он по-прежнему пизанский.
Отели вокруг площади тоже достойно выглядят. Все смотрится как одно целое.
А перед нами стояла плохо-выполнимая задача - найти в кромешной тьме тот путь и закоулочки, по которым мы пришли сюда. Ну потыкались пару раз в тупики.
Но все нашли! Темные улицы махалли - это интересно!
А вот та самая узкая улочка Бухары вечером.
Улочка рядом с нашим домом, по которой канал проходит, выглядела очень таинственно. А камера опять зажила своей неведомой жизнью. Выдала мне кадр, будто это светлый день.
Вравара, скорее всего нет. Я так поняла, это жирные части. А мы по колбасам-рулетам специализировались. А что с жиром, это надо в горячем виде есть. Другая тема.
В какой-то момент вечером мы позвонили Ширали, сказали, что утром он нам будет нужен на полдня минимум. А поскольку мы уже обжились в местных реалиях, договорились встретиться "у цепочки", чтобы он не плутал в узких улицах нашей махалли. Нам предстояло покататься по окрестностям Бухары. И первой точкой стал
Дворец эмира бухарского в Кагане.
Говорят, что не только правитель Бухары, но и многие благочестивые горожане были против того, что бы в город грохоча и извергая клубы дыма въезжали шайтан-арбы, то есть поезда железной дороги, которую Российская империя тянула сюда. Поэтому дорогу не стали заводить в город, а сделали станцию в шестнадцати километрах от него. Постепенно станция стала дипломатическим центром, все дела политического и административного характера, урегулирование отношений между империей и Бухарой решались тут. В конце XIX века Абдул-Ахад-хан, предпоследний правитель Бухары построил здесь дворец. Строил он его, по легенде, к так и не состоявшемуся визиту Николая II к своим туркестанским вассалам.
Это не центральный вход, боковой, но тоже красиво.
Сам дворец расположен в парке. Вот таким мы его увидели пройдя по аллее.
Мы просто остановились его рассмотреть, оценить обстановку и возможность попадания внутрь. А к нам уже неслась тетушка с ответом на этот самый вопрос. Долгое время Дворец использовался как ДК Железнодорожников (он и стоит прямо напротив вокзала). С ним что-то пытаются делать, но некоторые части ДК так из него и не выехали. Поэтому просто так внутрь не зайти, но с тетушкой можно. Кстати, проживание во дворце культурного учреждения видимо спасло его интерьеры. Они не в идеальном состоянии, но могло быть и хуже. Тетушка реально при нас открыла дверь ключом.
Первый зал. Где-то над дверью уцелели витражи, солнце лупило именно с той стороны и получилось так.
(Я же начиталась про мечеть в Ширазе, увидела и поняла, там еще круче будет.)
Следующий зал. Видимо был музыкально-танцевальным. Говорят здесь и сейчас музыкальные вечера проходят.
Очень красивые печи.
Да и вообще на примере 2-х залов уже понятно, что дворец был роскошным!
Собственно, на первом этаже - всё. Но можно еще подняться на второй. Лестница конечно знала лучшие дни, но она с тех времен - мраморная.
Наверху чудесный широкий балкон. И все такое кружевное!
Прямо напротив нас - главный вход. Практически не отличим от бокового.
По извечной традиции дворцов внизу были парадные залы, а наверху личные покои. Поскольку высокий бальный зал "съедает" значительную часть 2-го этажа, из покоев там только 2 спальни.
Совершенной неожиданностью было сообщение тетушки, что с балкона можно выйти на крышу. И предложение немедленно это сделать. Ну когда я еще погуляю по крыше дворца эмира Бухарского???
Все-таки дворец хорош со всех ракурсов. Вот такой чудесный фальшивый фронтон (я правильно его?).
Можно все башенки поближе рассмотреть.
Одна немножко пизанутая.
С удовольствием нагулялись по крыше и пошли вниз. При выходе вспомнила про цветные витражи. Вот они. И свет на полу еще не убежал.
Из библиотеки можно пройти еще в одно помещение. Судя по столам сейчас там детский шахматный клуб. А была видимо гостиная.
Расписные потолки.
Какая резьба!
А печь какая!
А этот рисунок похож на тот, который я видела в одной из спален.
Ой, кажется я вошла и забыла закрыть рот...
Дворец очень понравился! Мы спросили про оплату прогулки. Тетушка сказала: "Сколько не жалко". Ну как так-то? Терпеть это не могу. А может меня уже задолбали эти музейные поборы и мне всё жалко? А сколько люди обычно дают? Назови ты разумную сумму и не заставляй людей мучаться. Точно не помню, то ли по 10 тыс. скинулись, то ли по 15.
А мы еще погуляли перед дворцом. Внутрь-то попали, а снаружи почти его и не видели.
Перед главным входом какая-то дурацкая сцена. Я ее обошла и увидела ступени. Галерея первого этижа.
Ходила, смотрела и думала - наверно все эти узоры еще и расписными раньше были?
А еще говорят, что во дворце есть подземный ход. И ведет он аж в саму Бухару, вот только куда - не выяснила. Но вроде бы до сих пор существует.
Все далекое - очень близко!
В 1910 году, монарх Бухарского эмирата Сеид Абдулахад-хан выкупил небольшой участок на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Он решил построить на этом месте красивый доходный дом для своего наследника Сеида Алим-хана, но в том же году скоропостижно скончался от неизлечимой болезни почек. От меня этот дом совсем недалеко, я его показывала.
Предпоследний бухарский эмир всё же успел войти в историю Петербурга. Он осуществил давнюю идею всех мусульман по возведению в столице империи соборной мечети, которая теперь находится рядом с Петропавловской крепостью. Сеид Абдулахад-хан был одним из главных жертвователей, на чьи деньги была построена величественная мечеть.
Вот оказывается в чьих владениях мы гуляли.
За выходом из парка ребята жарили такие забавные пирожки.
Ловко и быстро делали их прямо на месте. Но мы были такие сытые после завтрака, что даже не попробовали.
А вот и наше транспортное средство. Я давно мечтала на таком прокатиться, но до Бухары возможности не предоставилось.
Это тоже один из вариантов местного автопрома, и тоже Рован. Погрузились и поехали дальше.
Володя, учитывая, что дворец не такой и старый, видимо это были времена, когда восточным правителям уже хотелось добавить Запада в свою жизнь. На Западе же тоже - то Китай входил в моду, то Япония.
Ширали завел песню, что он живет вон там, на соседней улице, а жена уже плов поставила. - Поехали ко мне? - Ширали, у нас масса планов и очень немного времени. - Ну поехали, а? Жена очень вкусный плов делает. - Ширали, не искушай.
Короче, невзирая на огромное искушение, мы остались тверды, как гранитные монументы. И еще минут 20 рассматривали на телефоне фотки красавицы-жены и всех детей нашего кэпа. (Вот точно - поездка на плов затянулась бы на полдня!)
Мимо проехала странная машина. Большой кузов, похожий на сетчатую клетку, был набит чем-то белым. Хлопок!!! - Ширали, а здесь хлопковые поля по дороге есть? - Конечно! Сколько угодно! - Ой, пожалуйста, останови где-нибудь! Мы ни разу не видели, как хлопок растёт, все только мечтаем.
Ширали подвез нас к полю, мы вышли погулять.
Вот так хлопок цветет.
Потом образуются такие коробочки.
А потом они созревают и раскрываются.
На некоторых полях видели потом как хлопок собирают. Первый заход - вручную, как и несколько столетий назад. Это самый лучший хлопок. Говорят, потом идет второй заход, но собирают уже комбайном все, что осталось. Но получается 2-й сорт. Нас удивила высота кустиков. То ли в нашем представлении, то ли по картинкам из детства, кустики должны быть выше. А они чуть выше колена. Сбор вручную - это целый день в скрюченном состоянии, буквой "зюгрик".
Когда-то в универе нам рассказывали: в России были целые поля льна, полотно получалось очень шелковистым. Но пришла механизация и возникла проблема. Длинные стебли льна к моменту созревания уже не держались и просто ложились на землю. Когда их срезали серпом, проблем не возникало, а когда на поля вышли комбайны, оказалось, что лежащие стебли они собрать не могут. Селекционеры ударно трудились несколько лет и вывели новые сорта льна, более низкорослые. Такая длина стеблей позволяла им не падать, комбайны прекрасно справлялись с уборкой. Но вот шелковистым лен быть перестал.
Может и с хлопком в такую игру сыграли? Сделали более низкорослым для удобства уборки машинами? Или он все-таки такой и был?
На краю хлопкового поля растут тыквы. Не, ну а что место пропадает?
Узбеки тыквы очень уважают. Как начинку в пирожки, еще куда-то, просто запекают. В Бухаре нам на завтрак давали.
А еще рядом на краю поля стоит беседка.
Можно отдохнуть, перекусить с видом на хлопковое поле. А может и для работников, которые хлопок убирают. Не на поле же им чай пить?
Едем дальше, хлопковые поля вдоль дороги кажутся бесконечными.
А дальше Ширали привез нас в место, куда мы не только не собирались, но я даже не подозревала о его существовании.
- Идите. Это надо увидеть обязательно! Напутствовал он нас.
Мемориальный комплекс Бахауддин Накшбанди
Тут же план комплекса. Он огромный!
Шейх Накшбанди родился в селе Касри Арифан недалеко от Бухары (сейчас это Каганский район). Годы его жизни: 1314 - 1389. Родился он в семье ткача и чеканщика, по стопам которого пошёл и сам, став ткачом. Он изготавливал шёлковую материю с красивейшими золотошвейными узорами.
Накшбанди считается духовным покровителем Бухары. Он основал суфийский орден "накшбандия". Свою философию он строил на принципе: "В сердце - Аллах, а в руках - труд". Поэтому он не призывал своих последователей к безделью, отшельничеству и жизни за чужой счёт, он призывал их к усердию и трудолюбию.
Орден хорошо уживался с исламом и даже имел власть над народом и правителями. В членах этого ордена состояли поэты Джами и Алишер Навои.
Шейх Бахауддин в Бухаре считается вторым почитаемым святым после пророка Мухаммеда. С молитвами к нему обращаются и за удачей в делах, и за помощью попавшим в беде, и за защитой от порчи и болезни и т.д. И каждый обратившийся получает помощь у этого святого. По крайней мере, так говорят верующие.
Комплекс состоит из медресе, 2-х мечетей и минарета. Это свяшенное место для каждого мусульманина. В советское время об этой святыне совсем забыли и вдохнули новую жизнь в неё только в 1993 году, когда её отреставрировали в честь 675-летия Бахауддина Накшбанди. В 2003 году, по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова, здесь провели работы по благоустройству территории: построили красивый вход в святыню, воссоздали айваны, или террасы, отреставрировали некрополь.
В тенистых айванах народ просто отдыхает или молится.
Айван возле мечети.
Двор возле мечетей.
Справа за веревочками виден постамент с резной оградой сверху. Это мавзолей Бахауддина Накшбанда. В 1544 г. Абд ал-Азиз-ханом I захоронение шейха было оформлено в виде наземного склепа — дахмы с мраморной резной оградой поверху.
В центре двора хауз.
За ним - чартак, или сакохона, что переводится как "место, дающее воду". По восточной традиции, чартаком может быть ниша в стене, здание или выступ с краном или кувшином с водой, где каждый может утолить жажду и попросить об исполнении своих желаний, "заплатив" за исполнение своей мечты каким-нибудь даром.
Кажется, что она проще. НО! Здесь надо смотреть на потолок. Это что-то!
Во все стороны расходятся красивые ухоженные дворики.
Напротив женской мечети расположен музей.
Что внутри - не выяснили. Времени у нас было мало.
Есть длиннющие айваны.
Есть совсем крохотные.
Вот - чартак в действии.
Здесь чартак расположен в стене (краники). И перед ним ящик для подношений. И человек оплачивает исполнение желания.
В центре комплекса среди зелени находится еще один большой хауз.
Народ увлеченно кормит птичек.
Мы не знали, что недалеко от хауза, с другой его стороны, лежит ствол старого сухого тутового дерева. Говорят, оно выросло из посоха Бахауддина Накшбанда. Потом дерево, как и люди, закончило свой жизненный путь, но в комплексе хранят сухой ствол этого тутовника.
Собственно пора возвращаться к машине. Где-то возле мечети я увидела проход. Пойду посмотрю, к выходу-то я все-равно попаду?
Интересно, куда меня в очередной раз занесло?
Я поняла, что это нескончаемые усыпальницы.
Почему так много? Почему здесь? Слишком попсовое место для обычного (пусть и старого) кладбища.
Выпутавшись из лабиринтов нашла очередного починяльщика и спросила. Он обрадовался наличию ушей для неспешного рассказа. А я с каждой минутой понимала, что "сейчас меня будут бить, долго, больно, возможно ногами". Потому что я опять потерялась, а все ждут. Всеми способами я сократила повествование знатока с получаса до 5 минут.
В мусульманских (да если подумать, и не только) традициях всегда было почетно покоиться после смерти рядом с утвержденными святыми. Не все могли это себе позволить, но правители и знать могли. Если Бахауддин Накшбанд в этих краях второй после пророка Мухаммеда, то почетнее места не сыскать.
Так рядом с мавзолеем Бахауддина появился Дахмаи Шохон (Некрополь правителей), где покоятся останки некоторых правителей из династий Тимуридов, Шейбанидов, Аштарханидов и Мангытов. Понятно, что верховные правители (Тамерлан) могли иметь свои мавзолеи, но члены семей похоронены именно здесь. Причем собраны могилы именно по семьям, не перемешиваются.
Впитала информацию, поблагодарила доброго человека, добежала до машины, получила люлей. Все, едем дальше.