Планирование путешествия было начато в мае, сразу после возвращения из майского трипа по Европе.
Сначала был произведен анализ авиаперелетов. Из Украины летают чартеры с июня по начало октября. Цена перелета без тура около 700 долларов. Перелет идет в Агадир. Перелеты идут с понедельника по понедельник. Нас не устраивал прилет в Агадир и факт возвращения в понедельник. Нам необходимо было улететь в пятницу вечером и прилететь в четверг через две недели. Поэтому пришлось проработать предложения всех авиакомпаний. Чартер можно приобрести у лидера украинского рынка туруслуг по направлению Марокко, они соглашались продать билеты без тура. Название фирмы я естественно умолчу.
1. В Марокко летают недорого Лоу-Косты из Европы. По-моему самые дешевые авиарейсы летают из Барселоны . Подороже – из Франкфурта и т.д. Однако подлет до этих городов из Киева вставал в приличную сумму, минимум в 400 – 500 долларов, плюс шенген визу транзитную оформлять надобно, а это то еще удовольствие. Для украинцев при определенном запасе времени на путешествие и при наличии шенгена, можно добраться до Чопа на поезде, переехать на электричке через Украинско – Венгерскую или Украинско – Словацкую границы, затем добраться до Будапешта или до Кошице и оттуда лоу-костом улететь до Франкфурта или Барселоны, а там уже в Марракеш или Фес лоу-костом. Цена такого проезда до Марокко, кстати будет весьма недешевой. Так что этот вариант был четко отброшен.
2. Мы выделили ряд авиакомпаний Алиталия, ЭйрФранс, Люфтганза, ТюркишЭйр, СвиссЭйр. У всех этих контор есть вариант с вылетом из Киева и стыковкой в соответствующих аэропортах своих стран. Цена у Алиталии за 4 месяца до вылета была 392 евро, что было значительно ниже, чем у других, плюс вылет в пятницу в 16.45 из Киева и 3 часа в Риме на стыковку показалось нам вполне комфортным запасом. Обратный вылет в 1.45 ночи в четверг 9-го октября и комфортные 4 часа на стыковку в Риме тоже радовали. Выбор сделан, правда пока тянули резину и сомневались – билеты выросли до 438 евро. Сразу же выкупили 3 билета. В августе наш 4-й член команды их выкупал уже за 467 евро. Так что рекомендую выкупать недорогие билеты сразу.
Теперь о нашей команде. В Марокко ехало 4 человека. Я, моя любимая девушка и верный спутник во всех моих путешествиях – Катя, ее сестра Тоня, и после недолгих уговоров к нам присоединился мой друг Паша. Он же и единственный обладатель водительских прав, что сильно повлияло на наш план и маршрут путешествия.
Здесь приведен план путешествия https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=58565 . В процессе подготовки был приобретен путеводитель Дорлинг Киндерсли за 50 долларов на русском языке( советую брать ЛП плюс дешевый Вокруг Света на русском, так практичнее на мой взгляд), несколько разговорников русско-арабский и русско-французский(не пригодились практически ибо хватало английского и языка жестов и калькулятора), 10-ти километровая карта Марокко ( мега пригодилась ибо в Марокко карта меньшего масштаба как-то и не попалась, а так смогли заранее прикинуть маршрут и расстояние), распечатаны и тщательно изучены отчеты уважаемых форумчан ( Кирилла Власова, Зулазула и т.д.) за что им большое спасибо, несколько раз прозвонили в Алиталию и убедились, что рейс на Рим чисто Алиталиевский, а не совместный с кем-нибудь и мы в списке пассажиров есть.
Теперь осталось получить визу славного Марокко. Все перепетии получения визы описаны здесь https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=56164 .
Ну что ж визы получены, билеты на самолет взяты, справочные и путеводительные материалы куплены, язык учить ни французский, ни арабский не стали ввиду отсутствия времени и не реальности за пару месяцев что-то выучить толковое. Осталось только забронировать автомобиль и отели по маршруту. По поводу отелей решили не париться вообще. На всякий случай по первой половине нашего трипа были забронированы Ибисы по всем городам следования, а на вторую часть трипа, когда мы будем уже на колесах, решили ничего не бронировать и разобраться на месте.
Списались с отелем OUED из Касабланки, Отель Оued.
(Адрес: 17 , Rue Mohamed Belloul (ex pegoud) Casablanca 20000
Мейл: oueddahab@yahoo.com ), который рекомендовал Кирилл Власов, предложили цену 200 дирхем за дабл ( курс был постоянно около 11.13 дирхем за евро), сказали что заберут нас из аэропорта в час ночи за 300 дирхем за машину. Цена была стандартной и мы согласились. На крайняк был забронирован Ибис возле Каса Вояджерс за 500 дирхем.
По поводу автомобилей. Дело в том, что у нас было две проблемы. Первая – авто необходимо было взять в Фесе 2 октября утром, а вернуть 8 октября в Касабланке в аэропорту. Не все местные прокатные конторы могли предоставить такую возможность. Вторая – дата 2 октября – это второй день празднования окончания Рамадана. Выходной день, когда доблестные ваххабиты празднуют и радуются жизни. Ну и не работают естественно. Мы посчитали, что представители серьезных прокатных контор будут работать и естественно смогут предоставить машину в Фесе, а принять ее обратно в аэропорту Касабланки. Путем сравнения цен на сайтах была забронирована Дачия Логан в компании AVIS за 47 евро в сутки. Цена конечно так себе, но решили поискать на месте, тем более, что AVIS не требовал при бронировке данные кредитной карты и мы рассматривали эту бронь просто как страховку, если вдруг не сможем договориться на месте.
Отели системы Ибис лучше всего бронировать на сайте IBIS, который легко ищется в Гугле по названию. Там бронирование идет под гарантию кредитной карты, естественно я оставил данные карты, на которой денег не было. Смс-ки о попытках снять деньги мне не приходили – из чего я делаю вывод, что наличие средств на карте они не проверяют.
Теперь о главных целях путешествия:
1. Ночь в палатке берберов в пустыне и встреча рассвета на бархане Эрг Шебби, что возле Мерзуги;
2. Купание в Атлантическом океане на пляже Лезгира, что возле Сиди-Ифни, рядом со скалами с «дырками».
3. Преодоление трех перевалов выше 2000 метров и посещение ущелья Тодра;
4. Купание в Гибралтарском проливе и гроты Геркулеса;
5. Наш друг Паша хотел покорить Тубкаль – 4150 метров – самая высокая вершина Северной Африки.
Ну и естественно осмотр ряда имперских городов Марокко. Настрой на путешествие был самый позитивный. Мы морально ждали задержку рейса и потерю багажа славной и распиздяйской компанией Алиталия. В связи, с чем в ручную кладь были помещены самые необходимые вещи на пару-тройку дней, ну и естественно зарядки, деньги, документы и вся справочно-информационная лабуда. Теперь перехожу к описания собственно трипа. Вперед в Магриб!!!
День 1. 26.09.2008. Киев – Аэропорт Борисполь – Рим – Аэропорт Мухаммеда 5 в Касабланке.
Итак, в 14.55 довольно организованно вся наша славная команда была в аэропорту Борисполь. Я правда опоздал на 15 минут, но в итоге мы уверенно прошли регистрацию и паспортный контроль и немного пошарились в Дьюти-Фри.
Сразу обращаю ваше внимание – не приобретайте спиртное в Бориспольском дьютике, если у вас будет стыковка в стране Евросоюза. У таможенников Евросоюза есть предписание отбирать спиртное из ручной клади, если оно было приобретено в Дьюти-Фри не евросоюзовской страны. В багаже – ноу проблем, а вот при транзите в ручной клади смотрят и могут выложить. На обратном пути, когда мы летели из Касабланки в Киеве, при транзитном досмотре в Риме у друга изъяли пол-литра Ред Лейбла, у меня слава Богу не изъяли кулек с бухлом на сумму порядка 40 евро( 2 литра текилы и два литра мартини). Друг мой Пашка отлично говорит по-немецки, но вообще не говорит по-английски, пока он за мной ходил – полицейский, который изъял у него пузырь, куда-то испарился вместе с пузырем, а его коллега долго с нами спорил, а потом сказал что отдаст спиртное, если мы покажем того, кто его забрал, но увы, того полисмено рядом не было. Так что покупаем спиртное как на обратном, так и на пути следования ИМЕННО в транзитном европейском дьютике, а не в Борисполе или, например, в Касабланке, чтобы не лишиться его совсем. При нас в Риме выбросили в мусорник увесистый пакет из Касабланкского Дьюти-Фри.
Так что вылет Алиталии прошел четко по расписанию и уже в 16.45 мы поднялись в воздух навстречу солнечной Италии. Посадочные талоны на ветку Рим – Касабланка выдали сразу в Борисполе. Полет прошел нормально, кормили плохо, но какая на фиг разница, главное долетели нормально, просто скажу, что питание на борту Алиталии, мягко говоря, не сытное, так что особо на него не рассчитывайте, как и на возможность выпить – дают только маленькую баночку пива. Приземлились в Риме в 18.50. Погуляли в римских дьютиках, цены в евро, цены на перекус в кафе аэропорта очень дорогие, небольшой перекус вам обойдется в 15-20 евро.
Для тех, кто хочет расслабиться и выпить во время трипа в Марокко, рекомендую затариться спиртным сразу в Дьюти Фри. Потому что в Марокко купить спиртное, что в Рамадан, что не в Рамадан весьма проблематично и дорого. Проблему можно решить путем заезда в МЕТРО, но на пути следования мы встретили МЕТРО только возле Агадира, наверняка МЕТРО есть и возле других крупных городов, а так просто в магазинчиках и в очень многих заведениях спиртное вообще не продается. В рестиках при отелях продается пиво по цене 30 – 40 дирхемов за 250 граммов или вино, но я, например, ценю только вино крепче 15 градусов, а там такого не производят. Практически везде были не против, если мы за столом доставали свое спиртное, например виски.
Так как в нашей компании никто пить спиртное не хотел, я взял поллитру Ред Лейбла и на этом закупки в Риме для меня закончились. Три часа пролетели незаметно и в 21.50 мы опять-таки четко по расписанию полетели в Касабланку. Прилетели без приключений в 0.05 в аэропорт Мухаммеда 5, что в 30-ти км от Касабланки. Так закончился первый день нашего путешествия.
День 2. 27.09.2008.
Касабланка – Рабат - Танжер
И сразу же начался второй день J. Мы заполнили миграционные карточки, написав там название и адрес отеля в Касабланке. Успешно получили багаж и поменяли 200 евро. Курс в аэропорту был, кстати, вполне нормальный, а учитывая что впереди была суббота и воскресенье и банки не работали, то можно было и больше менять.
Начали искать представителя отеля OUED, который должен был нас забрать, но увы его нигде не было. Мы обошли всех встречающих с табличками – безуспешно. Отеля возле аэропорта тоже нет. Вернее есть, но он расположен в отдалении около 2 км. ATLAS AIRPORT HOTEL называется. Стоимость номера там около 120 долларов за дабл. Так что идею остановиться возле аэропорта пришлось отбросить. Показали адрес отеля OUED таксистам, но никто так и не понял где это. Таксисты долго совещались и спорили и в итоге сказали, что не знают, где этот адрес. Пришлось ехать в более дорогой Ибис. Цена на проезд из аэропорта до Каса Вояджерс(Ибисов в Касабланке кстати 3 штуки, но тот, который возле вокзала Каса Вояджерс дешевле всего) составила 300 дирхем. По отчетам и полученной ранее информации я понял, что это нормальная цена, пытались торговаться, но в 2 часа ночи это не просто сделать. Ничего они так и не уступили. До отеля добрались нормально. Цена за ночь с завтраком составила 600 дирхемов за дабл, что для Ибиса нормально, а для Марокко и для просто переночевать дорого, но да ладно.
Утром рано было решено сразу отправиться в Рабат. Благо вокзал был в двух шагах от отеля. В 8.15 утра по расписанию (сайт марокканских железных дорог www.oncf.ma) отправлялся поезд в Рабат. Подъем в 7.00 учитывая 3 часа разницы во времени( В Киеве в это время уже было 10.00) был перенесен нашими организмами нормально. Душ, завтрак ( завтраки по ходу всего пребывания в Марокко были довольно скудны – тосты, масло, джем, стакан фреша, круассаны почти без начинки, кексики и выпечка, иногда омлет. Как для завтрака – нормально, но во время Рамадана, когда фиг где поешь полноценно, - то скудненько) и мы с вещами отправляемся на вокзал Каса Вояджерс. Цена билета в Рабат – 32 дирхема.
Поезда нормальные, очень напоминают восточноевропейские. Однозначно рекомендую брать именно второй класс. Первый стоит дороже и отличается по комфорту не сильно. Дорога из Касабланки в Рабат занимает около часа. Приехали мы в полдесятого и обнаружили неприятный момент: на вокзале в Рабате отсутствует камера хранения. Забегая вперед, скажу, что камера хранения отсутствует в Марокко как класс везде – на вокзалах, в аэропортах, на жд вокзалах. Так что рассчитывать на нее нигде не стоит. Просто марокканцы боятся терактов.
Вещи можно оставить за небольшую сумму в любом отеле. Лучше конечно выбрать поприличнее. В Рабате мы еще этого не знали, поэтому решили вопрос просто – нашли дешевый отельчик и за 100 дирхемов сняли самый дешевый номер, использовав его в качестве камеры хранения. Итак уже в 10.00 мы начали осмотр Рабата. Столица Марокко делится на Новый город и на старый город – медину. Новый город красивый, шикарные пальмовые аллеи, белые кварталы, красивые современные здания банков и правительственных учреждений. Не буду описывать путеводитель, скажу только что за 7 часов, которые были у нас в распоряжении, мы отлично осмотрели столицу славного Марокко.
Начали с Касбы Удайя ( скупнулись на местном пляже в Атлантическом океане – пляж грязноват немного, рядом кладбище, вода холодная – 18 градусов , но какая разница, это ведь Атлантика!!!), затем прогулявшись по медине Рабата, вышли к Андалузской стене.
Потом добрались к мавзолею Мухаммеда 5 и башне Хасана – посмотрите обязательно – очень красиво, но, к сожалению, внутрь мавзолея не пускают.
Поесть во время Рамадана было сложно, все заведения закрыты, даже при отелях не все рестораны работали, хотя может это только визуально – мы внутрь отелей не проходили. Просто смотрели через окно и видели перевернутые стулья и отсутствие признаков жизни. Купили в магазинчике много фруктов и утолили немного голод. После мавзолея поехали на пти-такси в некрополь в Шеллахе. Проезд занял минут 10 и стоил по счетчику 15 дирхемов.
Тема такси в Марокко. Их много во всех городах. Это, как правило, старенькие Пежо или Рено или Дачии Логан. Берут строго не более трех пассажиров. Так как нас было четверо, приходилось все время ловить две машины. При посадке в машину – сразу просили включать счетчик. Не срабатывало в двух случаях – когда едешь с вокзала в отель со всеми вещами, и в районе 6-ти вечера во время Рамадана, когда начинается Великое Мусульманское Обжираловское Безумие. Тогда приходится просто заранее договариваться о цене, иногда просто при помощи калькулятора, ибо таксисты очень часто ни бельмес не знают английский, а мы, естественно, ни французкий, ни арабский. В среднем договаривались за 20 дирхем за расстояние до 7 – 10 км. По счетчику посадка стоит 1.6 – 2.20 дирхем и километр где-то 1.5 дирхема. Может я чуть ошибаюсь, но средняя поездка по счетчику по городу обходилась до 20-ти дирхем. Гранд-Такси тоже можно использовать для поездок по городу. Это старые Мерседесы, они вмещают до 6-ти человек плюс водитель. Но их мы брали всего пару раз, для междугородных переездов и несколько раз в городах, когда две машины пти-таски не ловились, или две машины в сумме обходились дороже, чем одна гранд-такси. Правда такое довольно редко встречалось. Цена за проезд по городу на Гранд Такси составляла где-то 50 – 70 дирхем. За большую сумму мы ни разу не ездили. Если просят больше – или торгуйтесь, или ловите пти-такси. Общественными автобусами по городу мы ни разу не ездили, так как не могли четко понять как, куда и откуда они едут, да и смысла не было.
Итак, осмотрев некрополь в Шеллахе, довольные, но жутко голодные, мы направились к дворцовому комплексу Дар-эль Махзен, где размещается марокканское правительство и ряд правительственных учреждений. Но туда нас не пустили, поэтому мы, осмотрев ворота Баб эр-Руах, направились к Макдональдсу возле рабатского вокзала. Он, Слава Богу, работал, и мы наконец-то наелись. Плотный перекус на двоих в марокканском МакДаке стоит около 120 дирхемов.
Забрали вещи из отеля и в 17.45 выехали поездом в Танжер. Цена билета второго класса 91 дирхем. Дорога заняла около 4.5 часов. Где-то в 22.30 мы прибыли на вокзал в Танжере. По путеводителю выбрали отель Rembrandt, он присутствует, кстати в HOTEL CLUBe, но на этом сайте при бронировании отеля замораживают деньги на карте, поэтому я его заранее не бронировал, а просто взял на заметку. Отель очень неплохой, его отлично знают таксисты. От вокзала к отелю недалеко – около 7 мин езды на машине. В отеле есть бассейн, где правда не подогревается вода. Номера нам понравились. Цена стандартного двухместного номера с душем и завтраком составила 575 дирхемов. Приняв душ, все завалились спать.
Я же спать пока не хотел и решил разведать окрестности и посмотреть, как проводят вечер и ночь марокканцы во время Рамадана. Есть, как ни странно не хотелось, и я зашел в обычное уличное кафе и взял кофе с молоком за 8 дирхем и стал созерцать. Жизнь в двенадцать ночи вполне даже бурлила. Народ активно зависал в многочисленных кафе и ресторанах, ел, пил кофе и чай, общался, здоровался и ругался. Пьяных и драк не было в виду отсутствия спиртного как в продаже в магазинах, так и везде в заведениях. Я лично нигде не нашел даже пиво в продаже. Погуляв по городу около часа, я благополучно потерялся и начал активно искать дорогу. В конце концов нашел таксиста и четко попросил его включить счетчик. Тот сказал, что отель Рембрандт находится рядом и указал дорогу. Действительно, пройдя метров 300, я увидел отель. Довольный и вполне счастливый я уснул рядом со своей любимой в 2 часа ночи.
День 3. 28.09.2008.
Геркулесовы столпы – Тетуан – Танжер
Проснулся я опять первым, выглянул из окна на лестнице и увидел совсем рядом Атлантический океан, оказывается набережная и пляжи были в другой стороне, от того места, куда я пошел гулять ночью. После бассейна и неспешного классического марокканского завтрака мы выбрались ловить Гранд такси до Геркулесовых столбов. Расстояние там было где-то км 30 в одну сторону, плюс мы хотели еще заехать на мыс Спартель и посмотреть на маяк. Шел дождик, температура воздуха около 18 градусов.
Сразу нарисовался таксист, который за 300 дирхем согласился нас повозить столько, сколько нужно. Торговаться он не хотел – пришлось ехать за 300. Дорога довольно живописна, красивые холмы и Средиземноморская растительность напоминала чем-то Крым. Сначала заехали на мыс Спартель, посмотрели на маяк, пофоткали Гибралтар. Потом отправились к Гротам Геркулеса. Не знаю как ребятам, но мне лично это место понравилось и я рекомендую его к осмотру. Местность скалистая, много рыбаков, но немного грязновато, иногда встречаются кучки вполне человеческого дерьма. Не в самих Гротах конечно, а рядом на скалах, где рыбачат рыбаки. Вход 10 дирхем с носа. Продаются всякие сувениры. Гроты небольшие, главная фишка ради которой ехали – зеркальная карта Африки. В общем, где то около часа мы там провели.
Покупаться там не получиться, пляжей там нет. Есть на подъезде к Гротам, и мы думали на обратном пути попросить водилу остановиться на одном из небольших, но симпатичных пляжей, однако обратно он поехал другим путем, и в Гибралтарском проливе пришлось купаться на пляжах Танжера. Что мы сразу и сделали по приезду. Дождь к тому времени как раз закончился. Вода была +19, воздух тоже +19.
Проблему еды пришлось решать с помощью случайно найденного продуктового магазинчика. Затарились консервами, соленьями, йогуртами и устроили небольшой пикничок прямо на пустынном пляже. После обеда решили поехать в Тетуан. Автовокзал в Рабате находится в пределах пяти минут езды от жд вокзала. Кстати, рядом с жд вокзалом в Танжере есть МакДак и он работает во время Рамадана. Просто от МакДака немного тошнило .
Автовокзал в Рабате просто бурлил жизнью. Десятки Гранд и пти-такси, десятки автобусов. Куча кричащего, снующего туда-сюда народа. Без особых проблем нашли автобус на Тетуан и забрались в него. Проезд стоил 13 дирхемов. Ехать где-то полтора часа. Дорога не скучная. Обилетили нас в автобусе. Пока наполнялся автобус, заходило несколько прикольных челов, один раздал всем листочки со стихами из Корана и громко призвал всех помолиться, потом все собрал и ушел. Другие пытались что-то напарить, но я так и не понял что именно. Не знаю какой фирмы был автобус, но вполне сносный как для полутора часов езды.
Тетуан встретил нас бело – зелеными домами и моросящим дождиком. Поймали такси и сразу рванули осматривать Медину(часть всемирного наследия ЮНЕСКО). Это была наша первая ЮНЕСКОвская Медина в Марокко и Паша, например, признал ее одной из лучших. Очень сильно андалусское влияние в архитектуре. Все заведения были закрыты, и есть пришлось по ходу, покупая всякую фигню на улице. Там выпечку с мясом, там выпечку сладкую ( она по ходу очень вкусная в Марокко). Ели слегка прячась в подворотни, чтобы не оскорбить чувства правоверных. Был воскресенье и на суке ( так называется базар в Марокко) было целое столпотворение. Мы проходили вместе с толпой мимо торговых рядов где располагались продукты питания, фрукты, различные предметы одежды. В более приличных рядах размещались магазинчики по продаже ковров, жестяных и скобяных изделий, гончарных ремесел, кожаных изделий и т.д.
Гуляли самостоятельно мы не долго, совсем скоро нарисовался, НО ГАЙД, АЙМ ФРЕНД. Он был немного навязчив, но вполне мил и нормален и мы не прогнали его. Он показал нам красильни и дубильни кожи, завел в магазин специй, где нам пытались напарить специи, которые я потом в МЕТРО купил в три раза дешевле. Мы привозим со всех стран, где бываем, чашки. Вот и сейчас попросили его отвести нас в какой-нибудь подходящий магазинчик, но увы! – он завел нас в магазин ковров. Там нас напоили чаем, и устроили целую презентацию ковров, выкатывая перед нами все новые и новые произведения марокканского ковроткачества. Было просто интересно смотреть за таинством и приемами искусства торговли, но ошибались продавцы в главном. Мы не были покупателями на их товар. Они просто зря теряли время. Ну не знают они, что в Украине не модны ковры. Я лично их и даром не взял бы. Для интереса спросили цену среднего ковра – сказали 550 евро и тут же предложили поторговаться. Удар на себя принял Паша. Мы же просто попивали вкуснейший мятный чай и думали как бы повежливее смыться. Ведь покупать мы ничего абсолютно не планировали, и даже чудеса гипноза не помогли бы заставить меня купить ковер. Паша сходу сказал, что более 50 евро он за ковер не даст, и я сразу наметил отход к выходу. Подумал, что обиженные такой низкой ценой моджахеды нас живыми не выпустят . Однако все обошлось, хотя за ковер хозяин готов был отдать 250 евро. По-моему вдогонку он кричал 200. Около пяти тридцати вечера, мы смогли выбраться из Медины, но отделаться от НО ГАЙДА было сложно. Бедняга пытался нас посадить в какое-то такси, где накормить и т.д., но получил 20 дирхем и был послан. Тем более что нарисовался его друг негр, и мы решили, что пора избавляться от друзейJ. И тут только мы увидели как красиво в центре Тетуана, в Новом городе. Мы увидели большую площадь, красивые ворота, за которыми угадывался королевский дворец. Мы увидели испанскую колониальную архитектуру во всей красе. Главный почтамт, банк, церковь( 1926 год на площади Мулая эль-Мехди) – все как на каждой центральной площади любого испанского города. Бело-зеленые дома, двери, окна и балконы украшены в мавританском стиле. Но посмотреть детальнее нам не удалось. Погода снова портилась, темнело, да и необходимо было возвращаться в Танжер. Поэтому было принято решение ловить такси и ехать на автовокзал.
Но не тут то было!!! Время было 18.00. Через 15 минут САДИЛОСЬ СОЛНЦЕ. И естественно все правоверные мусульмане предвкушали еду. Насилу нашелся один лихой ваххабит, который согласился довезти на четверых в одной машине пти-такси за 40 дирхем до вокзала. Это реально было две цены, но делать было нечего. Автобус до Танжера как раз наполнялся, у нас было время, пока правоверные наедятся. Я так понял, что ранее этого момента наш автобус бы не поехал 100%. И тут большую заботу о нас, так сказать туристах нерадивых решил проявить какой-то чел на станции (типа смотрителя что ли?). Он принялся заставлять нас идти в кассу и покупать билет. Я отказался и сделал вид, что не понял. Подошел к автобусу и спросил у молодого араба на ломаном английском, могу ли я купить билет непосредственно в автобусе во время обилечивания? Он сказал, что без проблем. Ну, думаю – развести пытаются. Читал подобную тему в каком-то отчете. Нема дурных… А чел не унимается, психует, ругается. Нервы у меня не выдержали – пошли мы с Пашей в кассу – реально не унимался чел. Только подошли к работающей кассе – откуда-то вынырнул чувак и сказал что билеты надо у него покупать – и продал нам билеты по 14 дирхем. Какой-то местный тоже купил у него билет за те же 14 дирхем. Это нас успокоило. Наконец-то мы поехали. Во время обилечивания к нам даже не обратились. Не развели подумал я и настроение как-то совсем поднялось. Часик крепкого здорового сна и мы в Танжере.
А не отведать ли нам, наконец, спустя 38 часов пребывания на марокканской земле яств местных? Идея была принята единогласно и по дороге в отель мы искали заведение. Однако нашли не сразу. Дело в том, что заведения в Марокко делятся на несколько типов. Попробую Вам объяснить. 1. Заведения при отелях – большой выбор блюд и высокие цены, где-то 120 дирхем на чела (салат, тажин и попить) и выше.
2, Кафе, иногда довольно большие и светлые по площади. Там можно только попить чай или кофе и в лучшем случае перекусить круассаном. Таких заведений, кстати, по-моему, больше всего.
3. Рестораны, где продается пицца, гамбургеры, картошка Фри и шаверма.
4. Местные очень сомнительного вида заведения.
5. Нормальные заведения с работающей кухней.
Последние и были предметом нашего поиска. Нашли не сразу, и было это нечто среднее между четвертым и третим пунктами. Заказали марокан салат, тажин с курицей( не самый удачный вариант, да к тому же еще и не на тажиннице – керамическое блюдо с конусообразной крышкой). По сути то был не Тажин, а кусок курятины с овощами. Ну и колу. Спиртное категорически не продавалось. Стоило удовольствие около 40 дирхемов с носа.
На зато это была ЕДА!!! После ужина, уставшие, но довольные мы добрались до отеля. Предложили нашим девушкам посозерцать ночной Танжер, но они очень устали, что в общем то и не мудрено. Уложили девушек спать, искупнулись в бассейне и вдвоем с Пашей отправились осматривать ночной Танжер. Прошлись по набережной. Она там очень красивая, там работает множество кафе, но расположены они не прямо над водой, как у нас в Крыму, а перед пляжем. За заведениями идет широкая полоса пляжей, ну и Гибралтар конечно. В процессе прогулки нарисовался какой-то молодой чмошного вида араб и предложил гашиш, но был послан далеко и прямо. Погуляли по кварталам Нового города и устроились в одном из кафе посозерцать за чашечкой вкуснейшего кофе с молоком. Честно сказать это чертовски здоровское занятие. Сидишь с товарищем, неспешно беседуешь, делишься впечатлениями, обсуждаешь планы, а рядом живет и бурлит жизнь арабского города. Надо сказать, что после окончания Рамадана, нам не хватало таких созерцаний. Вернулись неспешно в отель и легли спать.
День 4. 29.09.2008.
Танжер – Кенитра – Мекнес.
Этот день решено было посвятить осмотру Танжера. После купания в холодном бассейне и классического французского (ой! Марокканского ) завтрака мы оставили вещи в специальном помещении в отеле и отправились на осмотр города. Для начала прошли смотровую площадку на площади Франции, откуда открывается отличный вид на Гибралтар, затем по улице Либерти на площадь Гран Сокко. Осмотрели мечеть Сиди бу Абиб(снаружи естественно. Очень красивая площадь, кстати.
Рядом с площадью находится Англиканская церковь св. Андрея. И плавно подошли к медине. В медине сосредоточено немного достопримечательностей. Осмотр медины занял у нас часа 2 – 2.5.
После осмотра медины оставалось около 3-х часов на осмотр Танжера. Решили поехать на холм Шарф и полюбоваться Танжером с высоты 100 метров. Отмечу, что панорама охватывает мыс Малабата на востоке и ряд пригородов. Также открывается прекрасный вид на Гибралтар и на весь город. Холм Шарф находится рядом с ждвокзалом, что очень удобно для нас было, ведь поезд на Мекнес отходил в 17.45.
Полюбовавшись городом и отдохнув, мы решили спуститься к вокзалу через жилые кварталы. Было интересно смотреть за жизнью обычных марокканцев со стороны. Далее мы разделились. Тоня и Катя пошли в Макдональдс, расположенный в 200 метрах от вокзала, а мы с Пашей пошли окунуться напоследок в Гибралтаре и забрать вещи. Девушки ждали нас на вокзале. Вода в проливе была около 18 градусов, но окунуться можно. Вообще я так понял, что самые нормальные пляжи в районе мыса Малабата, например, пляж Мриса. Однако как пляжный курорт это место есть смысл рассматривать где-то с конца мая по конец августа.
Вещи были в полном порядке и мы, накупив восточной выпечки, приехали на вокзал. И тут мы увидели нечто необыкновенное. Выход на перрон был закрыт, а в здании вокзала собралось большое кол-во народа. Народ все прибывал и прибывал. Билеты мы приобрели заранее за 89 дирхемов, но ведь билеты без места. Разговорились с местным арабом, который рядом с нами ждал. Он объяснил, что завтра окончание Рамадана. Марокко на 3 дня погружается в празднование и все стремятся к родственникам в гости. Но сказал, чтобы мы не переживали – места всем хватит. Толпа же все росла и росла, а мы вовсю обсуждали перспективу четырехчасового переезда стоя.
И вот в 17.45 без опозданий пришел поезд и все рынулись на платформу. В общем, парень оказался прав. Вагонов у поезда было какое-то немереное количество. Я насчитал не меньше 20. Уселись мы в купе, с нами ехало несколько местных. Однако по мере движения поезда на каждой остановке вваливалось большое кол-во народу, и мест хватало далеко не всем. Народ сидел в проходах, и стоял в тамбуре. В 18.15 поезд захлестнул большой ажиотаж, появились чуваки с тележками с едой, народ массово стал доставать еду и дрожащими руками принялся разрывать упаковки и есть. Нам, кстати тоже предложили, но мы вежливо отказались. Было такое впечатление, что всю еду у местных сейчас отберут.
Уже стемнело, поэтому наблюдать что-либо в окно не представлялось возможным. Рядом со мной сидел молодой араб, который начал строить глазки Тоне, Тоня начала улыбаться в ответ. Я объяснил Тоне, что не стоит, мы же не в Европе. Чувак даже написал на листике свой мейл и типа случайно показал его Тоне. Но роман не начался, араб сошел на какой-то станции. Постепенно мы вообще остались в купе одни. Начали играть в разные игры и тут заметили, что поезд долго стоит на какой-то станции. Посмотрели – Сиди Кассем. Стояли мы долго, минут 30. По карте Сиди Кассем находится километрах в 40 от Мекнеса. Потом поезд поехал и мы, громко смеясь и крича, продолжили играть. Прошел час. К нам зашел контролер. Я спокойно протянул ему билеты и спросил, далеко ли до Мекнеса. Он удивился и сказал, что мы должны были сойти на станции Сиди Кассем и пересесть на поезд до Мекнеса. Он взял наши билеты и показал нам, что в билетах указано, что пересадка в Сиди Кассем. И тут нам стало не весело. Оказывается поезд едет в Рабат, и мы довольно прилично отъехали от Мекнеса в другую сторону. Проводник сказал нам идти в такой-то вагон. Мы не поняли зачем, не хватало словарного запаса. Но на всякий случай пошли, куда он сказал. Через пятнадцать минут этот проводник пришел к нам. И мы поняли, что он просто имел ввиду, чтобы мы ждали его в вагоне. На станции Кенитра мы вместе с контролером сошли с поезда. Он объяснил нам, что в 23.50 будет поезд на Мекнес и мы на него должны сесть. Я спросил его, как быть с билетами, а он сказал, что не надо покупать новые, написал что-то по-арабски на наших билетах и сказал, чтобы мы ни о чем не волновались.
Итак, мы в Кенитре и у нас есть полтора часа времени. Решили использовать их для плотного ужина. Однако нас поджидала засада. Мы-то шли с вещами, оставить их было негде. Далеко с вещами не уйдешь. Нормальных заведений все не было и не было. Было очень очень много кафе, где сидело множество народу и занималось вечерним кофепитием и созерцанием. Но в этих кафе не работала кухня. Получается так. Кенитра – это небольшой городок. Известен как столица важного сельскохозяйствен- ного района. Туристов там нет. Местное население предпочитает нормально ужинать дома, а в кафе сидеть, чтобы потусоваться. Наверняка в городе есть гостиницы или гестхаусы, где можно покушать, но нам они не попались. Пришлось пить кофе с купленными в Танжере сладостями. Дааа, Рамадан окончательно стал напрягать нас всех. Питаться в макдональдсах или покупать сладости, фрукты и консервы в магазинчиках изрядно надоело. Я просто бредил о Тажине, кус-кусе, харире и многих других яствах, многократно описанных в отчетах всех путешественников в Марокко. Паша даже дал мне первоначально прозвище Тажин J, так часто я вспоминал это блюдо. Но пока нормально питаться не получалось. Большие же супермаркеты в городах Марокко располагаются в пригородах, к ним не было времени добраться. Вот если вы путешествуете на машине – тогда проблем нет. Можно заехать в какой-нибудь гипермаркет типа МЕТРО и нормально затариться, в том числе и спиртным. Итак, голодные и усталые мы ввалились в поезд, едущий в Оужду через Мекнес и сразу же заснули, поставив будильники, чтобы не проспать. Поездка в Оужду в наши планы не входилаJ. Поезд приезжал в 2 часа ночи. Паша умудрился не спать, так что мы, Слава Богу, доехали нормально.
Поселились в первый попавшийся отель. Он находился в двух шагах от вокзала и стоил 315 дирхем за дабл с завтраком. Отель так себе, но нам было все равно. Естественно все сразу уснули.
День 5. 30.09.2008.
Мекнес – Волюбилис – Мулай-Идрис – Фес.
Нашей задачей на сегодня было посетить развалины римского города Волюбилиса – третий век до нашей эры, затем погулять по красивом городу Мулай-Идрис и вернуться в Мекнес. А во второй половине дня осмотреть Мекнес и рвануть вечерним поездом в Фес.
Позавтракали мы, как обычно, и выселились из отеля. Вещи оставили в специальной комнате в отеле. В Марокко это общепринятая практика, так как камер хранения у них нет. Причем, если вы жили в отеле, то эта услуга предоставляется бесплатно, а если просто зашли с улицы – то 30 -50 дирхем. Наверняка можно и дешевле, но у нас было два больших рюкзака, два маленьких и еще всякая фигня. Пошли договариваться с Гранд-Такси. Переговоры длились недолго. За стандартную таксу 300 дирхемо