Мы спустились с Королевских гробниц в долину около 16 часов. И до сих пор в Петру шли люди с обалдевшим выражением на лице. Так поздно? Форс-мажорные обстоятельства? Круизники? Бог весть.
Уже бедуины свернули торговлю, а народ все не иссякал. Торговлю бедуины сворачивают просто: накрывают товар тряпкой и исчезают неведомо куда. Баранов жарить, видимо. Товар лежит без присмотра - бери не хочу.
Исчезают не все - некоторые бедуины начинают гонять по долине на верблюдах и ослах, пребывая в явном восторге от быстрой езды, которую какой же бедуин не любит! Петра ближе к вечеру становится интересным местом для жанровых съемок.
Мы неспешно подошли к самому культовому зданию Петры в надежде сделать исторический снимок "Я и Казна", но, увы, козырное место было все еще оккупировано.
Сказала мужу: "Нам не удалось попасть в Петру при рассвете, значит, будем сидеть здесь до упора". И мы уселись в кафе прямо напротив Казны, в котором уже были утром.
Пока мы гоняем чаи, самое время порассуждать, что все это было, что мы видели, кто и зачем наворотил грандиозные постройки в пустыне. Конечно, начать рассказ о Петре с исторической справки было бы разумнее, но в том дне разума случилось немного и придется рассказывать в конце. Постараюсь быть краткой.
Историю Петры связывают с набатеями. Загадочные, таинственные, неизвестно когда и откуда пришедшие - редкие материалы о Петре не используют эти эпитеты. По популярности им уступают лишь "затерянные", "потерянные", "забытые". Действительно, сведений о набатеях в исторических источниках - по пальцам пересчитать, на парочке А4 уместятся. Раньше территория Петры входила в царство Эдом или Идумея (те самые эдомиты, которые отказали в транзитной визе Моисею). Затем эдомиты переселились в более благословенные места, а на их место пришел кочевой народ из Аравии. Им долины Петры после суровой пустыни показались раем. Это и были набатейцы.
Первое достоверное (и то вилами по воде писанное) упоминание о набатейцах относится к 312 году до н.э и описывает оно типично кочевой народ: домов набатеи не строили, землю не возделывали, занимались скотоводством и, о ужас, не пили вина. Следующий источник, относящийся к первому веку до н.э., уже говорит о набатеях как об оседлом народе, сказочно богатом и употребляющим вино.:-) С демократичным царем, который не чурается быть виночерпием на пирушках. Т.е. за 200 с чем-то лет такая значительная трансформация. Очень бегло набатеи упоминаются и в других источниках, как правило, в связи с локальными конфликтами. Так узнали имена некоторых набатейских царей, иных сведений о них практически нет. На набатейских принцессах были женаты Ирод Великий и его сын Ирод Антипа, еще одно свидетельство, что народ этот действительно существовал.:-)
Забогатели набатеи обкладывая данью проходящие через их территорию караваны и оказывая этим караванам услуги по предоставлению воды и отдыха. Петра лежала на перекрестке двух важных караванных путей, с юга Аравии в Месопотамию и с востока на Средиземноморье, так что клиентура не иссякала. Считается, что набатеи и сами торговали, только самые ценные товары, ладан и мирра, в их краях не водились - перекупали, наверное. Вроде бы приторговывали они еще медью и битумом с Мертвого моря. Все в совокупности привело безвестный и почти не зафиксированный в исторических источниках народ к небывалому благосостоянию, достигшего пика в первом веке до нашей эры и первом веке после нее.
Время прихода набатеев в данную местность скрыта туманом, но дата потери независимости известна с точностью до года - в 106 году н.э. Набатейское царство стало римской провинцией. До того момента у римлян были более интересные коммерческие проекты.:-) Примечательно, что в древне-римских источниках не найдено упоминаний о завоевании Набатеи - или не сохранились, или невелико было событие. Даже неизвестно, мирно ли сдались набатеи непобедимому Риму или же бились с оружием в руках. Ученые считают то так, то эдак.
Римляне в Петру особо не вкладывались, она даже столицей провинции Аравия не была. А потом звезда Петры закатилась - торговые пути пошли по морю, Римская империя стала чахнуть, затем парочка серьезных землетрясений случилась впридачу... В Византийский период в Петре еще теплилась жизнь, даже пришедшие в 12 веке крестоносцы еще застали ее и построили на территории небольшой форт, но долго крестоносцы не продержались. Во второй половине 13 века Петру посетил египетский султан и застал уже покинутый, разрушенный город. До 1812 года о Петре знали лишь занявшие ее бесчисленные гробницы и пещеры бедуины, делившие забытый город с джиннами и парнокопытными.
Обычно, если не хватает сведений из письменных источников, историки пытаются воссоздать события по артефактам. Но с артефактами в Петре дела ненамного лучше, чем с первоисточниками. В Петре очень мало копают. Сами археологи говорят, что обследовано лишь 5-15 процентов территории. А там, где обследовано, почти ничего не найдено. Несколько пригоршен монет, керамические черепки и сосуды для благовоний. Несколько лет назад я была на выездной экспозиции артефактов из Петры в Лейденском музее древностей. Разочарование! Какие-то барельефы, обломки скульптур греко-римского вида... Если это было богатое, процветающее царство, то куда все подевалось? В самой Иордании в музеях набатейских экспонатов тоже раз и обчелся. Не знаю, как в Израиле - на его территории раскопали несколько набатейских городов, может там ситуация и лучше.
Более того, в Петре, с ее сотнями гробниц, захоронений практически не найдено - косточек на приличный скелет в школьном классе не соберешь.
Государство, процветавшее сотни лет. Стольный град на перекрестке важнейших путей. Заброшенный на века. Почему так мало свидетельств
жизни в нем, даже учитывая малую раскопанность?
Второй вопрос - вода. Зачем караванам останавливаться в Петре, если там не было воды? Караван мог бы другим путем пройти, не такая уж легкая в Петру дорога. Но вода в Петре была и была не по природному хотенью, а благодаря сложной и технически грамотной системе водоснабжения, разработанной по четкому плану. В этой системе были задействованы и подземные источники, и сезонные ливни. Воду отводили от важных дорог, собирали, очищали, распределяли и подавали в самые немыслимые части города, зачастую на вершины скал. Кто продумал эту систему и когда? Я не говорю о колоссальной работе по ее исполнению ручным способом. Пример: Моисей якобы отворил источник в скале, незлобивый был все-таки он человек, мог бы на эдомитян и обидеться. :-) Этот источник находится в верхней части городка Вади Муса, в котором посетители Петры останавливаются на ночлег. От источника до центра Петры не менее 8-ми километров, и вода из него подавалась в древнюю Петру по трубам!
Архитектура. Монументальных (сохранившихся) построек в Петре немного. Но какие! Казна, Монастырь, Королевские гробницы. А подготовиться к строительству? А высечь это все ручками? А рассчитать размер внутренних камер? Украсить? Не знаю, как это возможно - взять и высечь с чистого листа Казну. Должна быть школа, должны остаться свидетельства развития архитектуры от простого к сложному, но осталось только 5 монументальных строений. Или набатеи так набили руку на сотнях гладких фасадов прочих гробниц, что сваять Казну и Монастырь было делом плевым?
Я вовсе не отрицаю принятую версию, что набатеи разбогатели на торговле, обучились сами или наняли специалистов - гидроинженеров, архитекторов и создали могущественное государство. То, что они кочевники, не отрицает их принадлежности к роду гомо сапиенс и способности к обучению. :-) Мы все когда-то слезли с пальмы.:-) Просто очень мало исторической информации о том, за какой период выдающиеся успехи были достигнуты, как именно это происходило поэтапно. А там, где недостаток информации, возникают инсинуации. Но и инсинуации могут оказаться правдой.
За загадками в Петре далеко ходить не надо. Можно пойти в туалет рядом с казной и обнаружить там обломок гигантской колонны. Камень, из которого она сделана, совсем не похож на мягкий песчаник, про который вещает каждый утюг, настроенный на волну "Петра". Геолог из команды Брайана Форстера (которого я критиковала в предыдущей главе :-) утверждала, что многие постройки в Петре высечены не в песчанике, а в кварците, который занимает 7-ю позицию из 10-ти по шкале твердости. И вообще, что за колонна, откуда ее принесло? Колонны в римской части имеют другой вид.
Вернемся к Казне, перед которой мы сейчас сидим и пьем обжигающий чай с мятой. Ведь как новая стоит, как новая!
Да, она высечена в нише. Да, защищена со всех сторон от ветров. Но стоит 2000 лет, а то и более, и хоть бы хны! Джинны заговорили. Или фараон.:-) Тот самый Иоганн Буркхардт, увидевший Петру после столетий забвения в 1812 году, писал в заметках: "Кажется, что ее построили совсем недавно".
Посмотрим на рисунки шотландского путешественника от 1839 года. Все та же Казна, что сейчас. Подумаешь, 2 центральные колонны разрушены, они все равно чисто декоративную функцию несли. Барельефы более четкие, но, возможно, художник просто их прорисовал и от себя немного добавил.
А это трудовые боковые колонны. Они и две колонны с другой стороны вырезаны в скале и представляют собой единой целое со скалой и портиком над ними. На нижней части колонн видно розовое напыление, похожее на мраморное. Что это? Если бы Казна была такого цвета, то была бы прекрасней.
К вопросу об отсутствии захоронений в городе гробниц. В начале 2000-ных под Казной нашли склеп, скрытый наносами из-за сезонных паводков. "В той норе, во тьме печальной" никакой гроб хрустальный не качался, но хотя бы кости были, что для Петры уже событие. Уже столько лет прошло после находки, но с информацией о ней глухо. Захоронение 11-ти человек в самом знаковом строении, неужели и там ничего не нашли, кроме костей и керамических обломков? Или полученная информация идет в разрез с туристическим продуктом "загадочные набатеи"?
Букв и так получилось много, потому упомяну о набатейской письменности. Письменности у набатеев была, и она даже стала основой арабской письменности. Только документов, на ней написанных, не найдено, не считая малого количества религиозных и погребальных текстов. Сохранившиеся надписи вырезаны на камне, из тленных носителей ничего не сохранилось. Из религиозных текстов можно понять, что набатеи приносили в жертву людей, но в последнее время в популярных фильмах-текстах про это больше не упоминается, ибо тоже не соответствует имиджу просвещенного и богатого народа, уникального гидро- и градостроителя.
********************************************************************************************
Обратно через каньон мы шли пешком - не могли отказать себе в столь редком удовольствии. Люди были, но в мизерном количестве. На некоторых участках мы оказывались в одиночестве и могли дать волю воображению. Уже в сумерках сидели на скамейке на территории "Ворот в Сик", смотрели на расставляющих лампы для вечернего шоу бедуинов и пытались доверху с горочкой закачать в себя атмосферу загадочного города. Я давала клятву, что завтра встану на рассвете и помчусь в Петру, чтобы увидеть на фасаде Казны игру солнечных лучей.
Была мысль посидеть в баре, устроенном в гробнице у входа на территорию, но мы ее отмели - за сегодня в гробницах мы набывались достаточно.
Сил и желания идти в ресторан, в люди, у нас не было. Я решила вспомнить молодость и поужинать Дошираком, купленным в гостиничной лавке. Муж вспомнил молодость вместе со мной. Голландские сыр и сардельки отлично дополнили иорданский доширак, а "с собой было" неплохо расширяло сознание, в котором непрерывно плыли образы удивительной Петры.
Я обязательно побегу туда на рассвете!