Иордания в ноябре.

впечатления от побывавших в Иордании, Ливане или Сирии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Иордания в ноябре.

Сообщение: #1

Сообщение kvarc387 » 21 ноя 2009, 22:36

Отчётный отпуск проходил с 4 по 17 ноября в режиме 5 дней в Египте (Таба), затем самостоятельный вояж в Иорданию (5 дней, 4 ночи) и затем снова 3 дня на пляже.

Местоположение в Египте - Tobya Butique Hotel. Подробности в письменном виде есть, выложу как отзыв об отеле.

Итак, Иордания за 5 дней и 4 ночи.

Сокращения:
джд - Jordan dinar - чуть дешевле 1 евро
Дхв - Desert HighWay
ДСхв - Dead Sea Highway
Кхв - Kings HighWay
vc - visitors centre

Средством перемещения в другую страну было выбрано по суше через 2 границы - сначала в Израиль, затем в Иорданию. Вариант водного транспорта Таба-Акаба был сначала найден (рисепшн в Хилтоне) , но тут же отвергнут, ибо цена в 170$ за человека в оба конца была сочтена чрезмерной. Стоимость нашего варианта получилась более чем в 2 раза дешевле и по времени не намного дольше.

Завтрак в отеле в 7-30. Перед завтраком подходим на рисепшн, просим такси через 15 минут до Хилтона. Ноу проблема, у него есть знакомый водитель с минибасом. 4$ за двоих.

Выходим у Хилтона, далее пешком с паспортами наперевес. На египетской стороне хмурые сонные арабы долго мусолят наши паспорта. Каждому мусолящему нужно заполнять отдельную бумажку. Заполнять можно как угодно, они их не читают . Где взять бумажку, не всегда очевидно.

На израильской стороне всё серьёзно. Мультитул от expedition не проходит контроль, девушка тщательно осматривает и в конце концов милостиво признаёт его неопасным для их государства.

На выходе всё цивилизованно. Тут же подкатывает такси, пароль - Jordan border, 20$. Таксисты 20 баксов берут на ура, но (по отзывам других путешествеников) оплатить ч-л ещё не-шеккелями невозможно. "Exchange за углом", и никаких разговоров.

Выезд из Израиля - сначала оплата какого-то сбора, затем очередь на passport control. Очередь реальная, но работает несколько окон и дело идёт активно.

Засада начинается на иорданской части. Куча народу скучает под открытым небом. Это несколько групп туристов. У них отобрали паспорта и до их оформления - никуда. К счастью, для индивидуальных посетителей есть отдельное окошко. Паспорта нужно отдать туда, потом перейти к общему окошку выдачи и ждать, пока офицер выкрикнет твоё имя или фамилию. В общем, типичный арабский дурдом. В процессе ожидания можно (и нужно) поменять немного денег в имеющемся на площадке обменном пункте. Курс пристойный.

На выходе любезный автоматчик спрашивает - куда нам надо. Акаба центр - 7 джд, водителя зовут Хасан. Цифра совпадает с имеющимися данными из "открытых источников", но в жизни всё не так как на самом деле. Из окруживших нас водил на имя Хасан никто не откликается, денег хотят больше, но мы упираемся и угрожаем позвать автоматчика. В конце концов нас подсаживают в какую-то машину.

Вся дорога от отеля в Египте до отеля в Акабе реально занимает около 2 часов. И по деньгам и по времени это лучший вариант по сравнению с паромом, откуда бы он не шёл. Назад заняло времени ещё меньше, поскольку не было больших групп туристов.

По аренде авто:
- все пишут, что передвигаться на такси дешевле. Возможно, но мы выбрали свободу . Так или иначе, но каждый таксист спросит вас о планах, после чего предложит вам свои услуги в любом объёме и на любое время , включая пожизненно. Цифры можно помотреть на http://www.jordanjubilee.com. Вообще, рекомендую скачать этот сайт целиком и внимательно почитать. Там более свежая информация, чем во многих других источниках. Сайт ориентирован на путешествующих собственными силами с использованием общественного транспорта и такси.

- в результате заказали машину в Москве через eavtoprokat.ru . По факту - в местной Thrifty Jordan. Компания довольно популярная, машин с их наклейками видели много. По деньгам это вышло 108 джд компании и 862 рубля посреднику. Можно ли заказать напрямую, я не понял; времени на исследование этого вопроса не было.

- выдали Ситроен С2. Якобы 2009 года, но сильно покоцаный, даже одной противотуманки не было. Но по мне брать в аренду лучше именно такой вариант. При выдаче менеджер исчеркал всю схему автомобиля. Зато не было особых вопросов при приёме.

- Если при заказе выбираете место приёма\выдачи не офис компании, то будьте готовы ждать, пока подъедет их представитель. Проще добраться до офиса, благо всё рядом.

Дороги по московско-подмосковным понятиям вполне приличные.

Дхв- проходит, понятное дело, по пустыне, населённых пунктов мало. Официальная скорость - 110; её придерживается подавляющее большинство водителей. Я ехал около 130. Гайцов много, но как правило их видно издалека. Движение небольшое. Много ремонтов. Ремонты производятся большими кусками и длятся явно не по одному году.

ДСхв- идёт вдоль Мёртвого моря. Мы проехали кусок от Amman Beach на север. Дорога хорошая , но гайцы просто под каждым кустом, с радарами наизготовку.

Кхв - никаким хайвеем не является, просто старая дорога по городам и весям. Но ехать можно, даже ночью. Очень живописно, но не слишком быстро. И не потому, что дорога часто идёт по горам. Это пол-беды. Опыт вождения в горах приветствуется, но не обязателен (в конце концов, опыт нужно где-то набирать). Основной трабл в городах и посёлках, напичканных лежачими полицескими, машинами, двуногими без перьев, и иногда даже светофорами. Там, конечно, никакого оперативного простора...

Лежачие полицейские двух видов. Одни цивильные с плоской основной поверхностью, хорошо проходятся на третьей передаче, если очень спешите - на четвёртой. Другие - самострой из асфальта; переезд только на второй, иначе жалко и машину и себя. Почти всегда лежаки обозначены знаками и\или светоотражающими нашлёпками на асфальте

Местные, переезжая ночью через препятствие, включают аварийку. Вообще, использовать поворотники по назначению не принято. Если днём машина едет с включёнными фарами - точно турист. Ездят по понятиям. Но, если в Египте понятия у каждого свои (поэтому там не рекомендуется брать машину в аренду), то здесь есть некий общеразумный консенсус. Московского хамства не замечал.

Дороги, помеченные на карте жёлтым цветом, имеют приличное покрытие, но могут не иметь разметки. Точно не имеют освещения. GPS о них знает не всегда.

О GPS. Без него путешествовать нереально. Названия городов - только на арабском. Карты старые, многие дороги не отмечены вообще. Указатели на туристические достопримечательности есть, но если ты сбился, то их наличие на правильном маршруте тебе уже ничем не поможет. В общем, нужно обязательно иметь и GPS, и карты (Акаба visitors centre), и немного соображения

О гайцах. Их много, особенно на дхв и дсхв, но ведут себя мирно. Несколько раз останавливали для проверки документов - driver licence и car licence (пластиковая карточка, выдаётся в агенстве). Обязательный вопрос where are you from, обязательная улыбка и напутствие welcome to Jordan. И то, и другое - искренне. Если есть к-л проблемы или вопросы - смело обращайтесь к ним.

Заполучив средство передвижения, сразу отправляемся в Вади Рам. На выезде из Акабы заправка. 95-й стоит 0.57 джд. Расчёт наличными на месте, если нет джд, то возьмут и usd, но округлять будут в свою сторону. Доезжаем до vc без приключений. Входные билеты отменили, но цены за джип сафари повысились. У "меню" сталкиваемся с парой из Бельгии, находим общий интерес и покупаем 4-хчасовой тур пополам. Как раз на оставшееся светлое время суток, плюс закат. 4 человека на наш джип - оптимальный вариант. Больше было бы тесно, меньше - дорого. Местные выделили в качестве водителя такого пацана, что мы даже засомневались. Но не подвёл.

Впечатления от Вади Рам, конечно, сильные. Такого марсианского пейзажа поискать ... С другой стороны, если по к-л причинам у вас не находится в расписании суток на этот каменный заповедник - просто проедьте по дхв в светлое время суток. Ближе к Акабе можно съехать с шоссе и пофотографировать . Панорамы потрясающие. Лучше использовать видео. Закат - ничего особенного, ибо нет облачности. Песни о впечатлениях от созерцания звёзд из бедуинской палатки полагаю пиаром.

А вот что берёт за живое - так это торчащие то там, то тут из безжизненного песка листья тюльпанов.

Из Вади Рама выезжаем уже в темноте, снова на дхв. Перед поворотом на Петру мощный подъём; грузовики откровенно полируют асфальт, да и нам на дохленьком С2 приходится балансировать между 3 и 2 передачами. Но всё позади, видим указатель на Петру но в темноте не понимаем, как им воспользоваться. Добрый гаец конвоирует нас до нужного места против основного движения, и вот мы уже на кхв. Ночью движение по кхв довольно стрёмное, но в целом приемлемое. Не забывайте сбрасывать скорость при прохождении перегибов. В Вади Муса сразу сталкиваемся с проблемой одностороннего движения, точнее, отсутствия указателей об этом. Ничего страшного, какой-то араб спокойно тормозит и жестами объясняет, что мы ещё не до конца вникли в местную специфику. После пары кругов по одному месту и распросов местного населения находим наш "отель". Называется Orient Gate (36 джд за две ночи). Не рекомендую ... Единственный его плюс - хороший вид на рассвет.

Поесть в Вади Муса можно в Al Arabic. Вкусно, спокойно, недорого. Много европейцев. Алкогольных напитков нигде нет. Зато их навалом в Акабе и Мадабе. Местное вино (6-8 джд) грубое, не советую.

Посетить интернет можно в многочисленных интернет-кафе. Есть со стационарными РС, есть чисто расчитанные на WiFi. Когда мне понадобилось скинуть фотки с карточки на РС (будь проклят Олимпус за свой нестандартный xD-card), кардридер дают бесплатно, даже если ты зашёл только за этим. Кстати, об интернете. В обоих заказанных нами отелях Интернет был означен в достоинствах. В отеле Вади Муса это оказался компьютер хозяина. В отеле Мадабы WiFi был temporary unavailable.

Встаём на следущий день с таким расчётом, чтобы в 7-00 уже быть на входе в Петру. От центра Вади Муса до входа на машине минут 5 езды, если, конечно, вы точно знаете как ехать Где парковаться, я не очень понял, встал у ближайшей гостиницы. Входной билет 21 джд.

На первой же площадке с сувенирными лавками будим хозяина и покупаем очень приличную (как по тексту, так и полиграфии) книгу на русском в комплекте с приглашением заходить на обратном пути выпить чаю.

Не хочу повторять многочисленные отзывы о Петре, отмечу только один чисто практический момент. Есть три маршрута, связанных с приличными подъёмами (и, соответственно, спусками):
- в монастырь
- к жертвеннику
- к вьюпойнту над гробницами (гора Jabal Al-Khubtha)

Про первый обычно пишут в том смысле, что на него не хватило времени. По большому счёту об этом можно и не жалеть. Сам монастырь - упрощённая копия казны. Вьюпойнты вокруг ни на что такое особенное, не виданое ранее, посмотреть не позволяют (но это, если вы уже были в Вади Раме). Хотя в упомянутой выше книге монастырь ставят выше казны. Не знаю, видимо моего образования для понимания этого недостаточно...

Маршрут к жертвеннику пройти нужно хотя бы по той причине, что глупо возвращаться от гробницы солдат назад тем же путём. Да и вид оттуда впечатляющий, практически на всю Петру. Кстати, сам жертвенный камень мы почему-то пропустили, осознав сей скорбный момент уже в Москве.

Третий маршрут нигде не обозначен, хотя лестница вверх построена капитально, скорее всего даже запирается на ночь. Я напал на неё совершенно случайно в поисках гробницы Сектия Флорентийского. Сверху отрывается хороший вид вниз на амфитеатр и направо на римскую часть Петры. Есть подозрение, что распадок, спускающийся вниз и влево от вьюпойнта, выводит как раз к точке, откуда можно сверху увидеть сокровищницу (см другой пост на этом же форуме - "Иордания за 3 суток"; там написано направо, но это, видимо, если стоять спиной к обрыву). Но сам не был, зуб не дам, на рельсы не лягу. Но один товарисч уходил в том направлении шагом бодрым и уверенным. Больше я его не видел

Так или иначе, но планируя свой день (в лучшем случае) в Петре, нужно это всё иметь в виду. Каждый из этих маршрутов отнимает и время, и силы. Я прошёл все три пешком, и малость притомился. Так что во имя человеколюбия (к себе любимому) рекомендую один из них проделать на ослике. Ну и, понятное дело, учитывайте время суток; заниматься тяжёлыми физическими упражениями в середине дня не есть полезно.

Утро следующего дня началось для нас столь же рано, ибо громадьё планов того требовало. Немного покружив по городу, выехали на кхв и направились в замок Шобак. По данным из Инета, там нас не ожидало ничего особенного, но он был по пути. Приехали в vc ещё до открытия; пока ходили вокруг и галдели, встал хозяин, отпер двери и напоил нас чаем. Чай хороший, туалет есть, что ещё нужно усталому путнику ? Дорога наверх холма узкая, но автомобильно проходимая; в конце пути есть место для парковки. Вход бесплатный. И вот тут наступил тот самый момент, когда бог даёт тем, кто рано встаёт. Мы были одни, вокруг стояла абсолютная тишина, и честное слово у меня было чувство, что сейчас из развалин покажется крестоносец или на худой конец сарацин.

Обязательно берите с собой фонарик ! В левом дальнем углу Шобака есть лестница, уходящая далеко вниз. В источниках написано, что на 100 метров ... Правда, там же написано, что кроме хорошей обуви и фонарика, понадобится ещё верёвка Так что двигаться дальше, вооружённый одной вспышкой от мыльницы, я не решился. Фонарик понадобися вам и в Гадаре, там есть тёмный и оооочень страшный мавзолей.

Замок Карак, наша следущая остановка, уже не произвёл такого сильного впечатления, хотя его сохранность на порядок выше.

Дальше - Мадаба. Отель Black Iris оказался ведом нашему GPS, и добрались мы до него без всяких проблем. Имейте в виду, что на центральной улице Мадабы всегда пробка. Black Iris'у полный зачёт и наилучшие рекомендации (в рамках категории 1*, ессно; 90 usd за две ночи). Особенно, если вайфай починят. До конца светового дня успели осмотреть все достопримечательности собственно Мадабы, включая знаменитую карту (Madaba map). Пиар у неё хороший, не вопрос ... но имхо развод Из практических советов - один билет действителен в три места - археомузей, археопарк и церковь апостолов. Мы сначала приехали в церковь, там с нас взяли деньги, но билета не дали, так что в резльтате заплатили дважды.

В Мадабе много туристических магазинов с сувенирами и всякими помазюкалками из Мёрвого Моря. Последние стоят раза 4 дешевле, чем в дьютифри в Шарме. Так что - ловите момент. Ещё про шопинг - если есть интерес к этому виду спорта, то отведите под него пол-дня в Акабе. Там свободная экономическая зона и (говорят) всё дёшево. А вот так называемый Noor Al-Hussein Foundation, где якобы продаются самые-самые местные сувениры - полная ерунда. И найти трудно и купить нечего.

Хозяин отеля направил нас покушать в Haret Jdoudna, где в счёт включалость сразу 10% чаевых и 16% НДС. Поели вкусно, но много ... плюс, как выяснилось, не рекомендуется людям с аллергическими реакциями на экзотику.

Наутро дорога была стратегически на Джейраш, но для начала решили исследовать тему Мёртвого моря. На карте дороги от Hammamat Ma'in до ММ не указано, но ведь пишут что есть, и указатели есть, и вообще глупо, если бы не было. Поехали - и действительно, всё нормально и цивилизованно. Прямо напротив выезда на дсхв - большая площадка. Уже какая-то тачка стоит. Ну, думаем, опередили нас друзья - туристы... Подошли, нет - какая-то местная парочка сидит, гутарит за жизнь и нам не рады. А мы и не навязываемся; спросили, где поплавать, те рукой махнули направо, ну и договорились.

Едем направо, там какой-то недостроенный пляж, нас не пускают, говорят, воды ещё нет. Пресной, в смысле. Едем дальше - Amman Beach. Про него в инете всё подробно расписано, 12 джд входная плата, но нам деваться некуда, Джейраш ждёт, время флай эвей .. Заплатили, вошли, искупались, всё цивильно. ММ традиционно прикольное , самое сложное - ноги вниз опустить, да и плавать вообще. В общем, если провести там не один час, а пол-дня, то входную плату можно считать вполне адекватной.

Дорога до Джейраша пролетела незаметно, тем более что пол-дороги шёл дождь. Это нас несколько смущало, но всё обошлось удачно - к приезду дождь прекратился, а помыть камушки перед просмотром было даже кстати.

Джейраш, должен сказать - это must visit. Такого масштаба я не видал, и не очень-то представлял. Греческая праматерь тихо курит в сторонке. Теория поступательного движения прогресса также теряет висты.

При входе на территорию в одно здание собрана вся торговля сувенирами. Мы там отоварились симпатичными полуабстрактными картинками местного художника и немного серебра для дам. Серебром торговал бывший выпускник какого-то института в Донецке. Очень смешно было слушать его слова о "жене-хохлушке" и семье в 20 человек, где все говорят по-русски. Насторожило, правда, что и его жена и жена брата уже померли, хотя мужик сам далеко не стар. Так что - не ходите девки замуж ...

Светлое время ещё оставалось, и было принято решение о последнем броске на север - до Ум-Расаса (Гадары). Если коротко - тот же Джейраш, только во много раз меньше сохранилось и из чёрного базальта. Поужинали в примузейном ресторане, полюбовались закатом, и тронулись "в ночное". Ночью в Иордании ездить по дорогам вполне можно. Двуногие ходят в основном по обочинам, а верблюдов на встречке нам (в отличии от Египта) не попадалось. Некоторых горбатых даже перевозят с комфортом в личных авто.

Последним утром в Иордании мы тронулись ближе к дому, предваритель посетив т.н. гору Небо. К сожалению, почти всё там на ремонте. Старая крыша поехала, новую ещё строят. Вид с горы, конечно , хороший, но в ближайшие пару лет туда есть смысл заезжать только если по дороге.

Дальше снова назад в Мадабу и следуем указателям на Ар Расас по жёлтой (см выше) дороге.

Этот комплекс был обнаружен всего лет 20 назад каким-то итальянцем. Он не поленился сначала расчистить все мозаики, а затем покрыть их полиэтиленом и снова засыпать. Мы проверили, действительно так. Сволочь ... Дальше все работы идут на деньги Юнеско. Уже построен хороший (но пустой) vc, и укрытие над наиболее крупными мозаиками. Но, как я понял гида, бабки есть, и в ближайшие пару лет аналогичные работы будут проведены ещё в десятке мест на этой территории. Так что велкам то Ар Расас !

Дорога до Акабы была длинная и проходила в безуспешных поисках спонсора. В конце концов нашёлся недурной микроавтобус марки мерс. Явно не местный, шёл с зажжёнными фарами. Пытался оторваться, проходя редкие лежаки на скорости 60, но этот манёвр я быстро освоил. Но затем меня тормознул гаец и счастье было потеряно.

Чтобы отдать машину с полным баком при въезде в Акабу (слева) есть заправка. Помыть машину там нельзя, но претензий к этому в Thrifty не предъявляли.
kvarc387
новичок
 
Сообщения: 5
Регистрация: 21.11.2009
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 1
Пол: Мужской





Список форумовБЛИЖНИЙ ВОСТОК форумИордания, Ливан, Сирия ::: форумыОтзывы. Иордания, Ливан, Сирия



Включить мобильный стиль