Непосредственно по теме.
Один из крупных операторов сотовой связи выпустил инструкцию-предупреждение...
Рекомендации пользователям сотовой связи:
Общие рекомендации:
Убедитесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции, оператора сотовой связи, чиновниками, Вашими родственниками, знакомыми или прочими лицами.
Не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей, полученных посредством телефонного звонка или смс, в особенности, если их инструкции требуют перевода или передачи Вами денежных средств каким-либо способом. Поспешные действия могут привести к Вашему финансовому ущербу.
Не торопитесь давать телефон на «1 звонок» незнакомому человеку. Помните, что в последнее время участились случаи краж телефонов именно таким способом.
Какое там «последнее время», старая песня. Отъем мобильника методом «дай позвонить!» практикуется уже много лет. Последнее время все чаще предлагают в качестве гарантии возврата подержать свой телефон. Понятно, что в итоге вы расстанетесь со своим аппаратом и станете счастливым владельцем трехкопеечного «старичка», а то и безнадежно убитого девайса. Однако в больших городах нынче много популярнее метро-вариант, объявление «Осторожно, двери закрываются!» не зря начинается со слова «Осторожно». Именно в этот момент воришка норовит вырвать телефон из рук увлеченного читателя и выскочить из вагона на платформу.
Как себя вести в конкретных случаях:
Получив по мобильному телефону сообщение о проблемах близких людей и предложение решить вопрос путем передачи определенной суммы денег (или активацией карт оплаты), не впадайте в панику, не торопитесь собирать деньги, постарайтесь любым способом связаться с близкими, о которых идет речь, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.
Получив с незнакомого Вам номера мобильного телефона звонок от человека, голос которого похож на голос Вашего родственника, сообщающего, что он попал в беду и выручить его можно только деньгами (передачей наличных денег или активацией карт оплаты):
* не впадайте в панику,
* обязательно задайте звонящему вопросы личного характера, ответы на которые помогут Вам определить, точно ли звонящий является Вашим родственником, а не мошенником, умело имитирующим голос близкого Вам человека. Примеры вопросов: куда он ездил отдыхать в последний раз, как зовут других Ваших родственников, номер его дома, местоположение дачи и т.п.
* незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.
Насчет «незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы» - спасибо, повеселили. А вот про вопрос личного характера – это в точку. И не надо бояться обидеть «допросом» попавшего в беду друга. Недавно чуть сам не попался на классической схеме «попал в аварию», первые минуты две искренне верил. Пока не спросил, в курсе ли жена (друг не женат).
Получив звонок от человека, представляющегося сотрудником радиостанции или оператора сотовой связи о том, что Вы выиграли приз, для получения которого Вам необходимо активировать карты оплаты на определенную денежную сумму, не торопитесь активировать карты оплаты (передавать деньги), позвоните на радиостанцию / в абонентскую службу оператора сотовой связи – уточните, проводится ли такая акция, о которой Вам сообщили неизвестные. Включите радиоприемник, чтобы удостовериться, что Вы слышите себя, когда общаетесь с ведущим (ди-джеем) – т.к. приз можно выиграть только в эфире.
Верят люди в бесплатный сыр и золотую рыбку, верят. Хотя вероятность выигрыша даже в самой честной лотерее сами понимаете какая. Собственно, все рекомендации сводятся к осознанию простой аксиомы: никогда и ни в каких честных розыгрышах для получения приза от вас не потребуют предварительных финансовых вложений. Хотя у наших операторов здесь рыльце тоже не совсем чисто выбрито. Классический вариант мошенничества - «вы выиграли ноутбук!!!», схема уже в зубах навязла. Тем не менее, маркетологи операторов с завидным упорством продолжают устраивать массовые SMS-лотереи с розыгрышами тех самых ноутбуков, прямо как нарочно «подыгрывают» лохотронщикам.
Получив смс-сообщение с незнакомого телефонного номера, подписанное якобы знакомым Вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона:
* не торопитесь производить оплату;
* постарайтесь связаться с Вашим знакомым другим способом (например, по известному Вам номеру телефона), чтобы уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона;
* перезвоните на указанный номер, чтобы уточнить, на самом ли деле к Вам обратился Ваш знакомый.
Перезванивать для уточнения обычно бесполезно, мошенники тоже не дураки. На номере, с которого идут массовые SMS-рассылки с просьбой пополнить баланс, обычно стоит безусловная переадресация на другой, действительно заблокированный номер телефона. Так что один номер собирает «пожертвования», а другой честно вещает о своей заблокированности.
Получив смс-сообщение с незнакомого телефонного номера с просьбой вернуть деньги, случайно переведенные на Ваш баланс:
* проверьте баланс Вашего счета, чтобы удостовериться, что он был пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму
Как это ни прискорбно, пополнение баланса еще ни о чем не говорит. Можно пополнить «в ответ» баланс на ту же сумму, а совершивший «ошибочный платеж» потом придет с чеком в офис оператора, и деньги с вашего счета снимут, бывает и такое. Жалко обидеть честно ошибившегося? Верите в свои способности отличить по голосу честного человека от мошенника? Дело хозяйское. Только учтите, что вернуть свой платеж вам вряд ли удастся, нынче все операторы возвращают деньги только в пределах суммы остатка на счете получателя ошибочного платежа.
Получив звонок от незнакомого Вам человека, представившегося сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи (абонентской службы), с требованием срочно ввести цифровые коды на Вашем телефоне в связи с якобы проводимыми техническими мероприятиями или акциями:
* не торопитесь следовать инструкциям;
* перезвоните в упомянутую звонящим службу и уточните, проводится ли указанная акция (мероприятие).
Мне нравится пункт «не торопитесь следовать инструкциям». Медленно набирать коды, что ли? А если без шуток, то я не понимаю, почему нам советуют звонить-уточнять. Максимум, что может посоветовать-попросить сотрудник оператора, это перезагрузить (выключить и включить) телефон, какие еще коды? В основе всех этих мошеннических фокусов (чаще с прямым переводом денег на другой номер) лежит возможность аппарата отправлять USSD-команды, принимать USSD-запросы и отвечать на них в процессе разговора.
Если незнакомый человек попросил у Вас телефон на 1 звонок, и Вы хотите ему помочь, наберите номер и передайте информацию самостоятельно, не отдавая мобильный телефон в руки незнакомого Вам человека.