AlexMF » 27 июл 2010, 12:55
Медитация в тхераваде основана на методике Випассана и предлагается в нескольких вариантах: сидя, при ходьбе, повторяя движения "крап" и, иногда для продвинутых, лежа.
В общих чертах последовательность в Випассане принерно такая.
Приходит новичок, ему предлагают сосредоточится на дыхании. Для начала это дыхание нужно упорядочить, расслабиться. Это достигается вниманием на естественном процессе - то же самое дыхание, а точнее, не на процессе, а на точке. Долго он не может пробыть в таком состоянии, мысли скачут, как кони. Но надо пробовать хоть какое-то время удержать одну мысль, хоть чуть-чуть. Но они, эти кони, все равно прыгают. О.к., меняем тактику, встаем, начинаем шагать: "Левая-пошла-встала... правая-пошла-встала... стоим-стоим-стоим... поворот-поворот-поворот... левая-пошла-встала..." и т.д. Но и тут понимаем, что мысли успевают скакать. Это нормально для новичка. Если мысли скачут, то пусть пока так и будет, надо лишь уловить переход, скачок, и делать этот скачок осознанно. Для этого уменьшаем временной интервал одной мысли и добавляем дополнительные, но контролируемые: "Пятка-отрывается-носок-отрывается-левая-пошла-носок- встал-пятка-встала-стоим... Пятка-отрывается-носок-отрывается-правая-пошла-носок-встал- пятка-встала-стоим... " и т.д. О.к., уже лучше, мысли скачут меньше, их больше, но они более-менее подконтрольны. Через какое-то время убираем "лишние звенья", опять переходим на "левая-пошла-встала... правая-пошла-встала...", проговаривая про себя и мысленно наблюдая на этими движениями. В идеале удается удерживать эти мысли и чувствовать их переход. Как почувствовал переход, выполняешь такую обманку (уже при сидячей медитации, когда мысли тоже скачут, но уже удается поймать эти скачки): "Вход-выдох... вдох-выдох... вдох-кто-на-меня-смотрит-стоп-выдох... вдох-кто-назад-стоп-выдох... вдох-выдох..." Все это делается для достижения состояния осознанного дыхания, и весь этот счет и проговаривания - временное средство для достижения поставленной цели, для развития нового типа мышления.
Далее вообще перестаешь что-то проговаривать, ибо если мысли не скачут так сильно и часто, то от монотонного проговаривания уснешь через 5 минут, и ни о каком сосредоточении говорить уже не приходится. Сначала проговариваешь, чтобы войти в ритм (чтобы не уснуть, можно осознанно менять ритм дыхания), а потом переключаешь сознание на ощущения (включаешь правое полушарие мозга), но не общие ощущения, а в точке сосредоточения и стараешься полностью отключить логику и счет (левое полушарие), переходишь в состояние самонаблюдения, что при счете невозможно, логика попросту перебьет невербальные ощущения. В этот момент могут появиться посторонние ощущения в других частях тела, их надо гнать прочь, не думать о них, есть только одна точка для наблюдения. И ничего ждать не надо, это сведет на нет всю практику. Нужно еще успевать корректировать состояние ума, чтобы не впасть в вялость и не уснуть. Тут могут подстерегать засады - вялость, неустойчивость состояния и посторонние мысли. Эти засады могут возникнуть в любой момент, но и они могут поддаваться контролю, это не самые страшные засады. Они лишены сильного эмоционального наполнения, поэтому их можно перебить, есть методики, надо просто понять суть их работы. Напр., понять, что случайные мысли находятся на переферии сознания, они в действительности не являются препятствием, т.е. правильная их оценка в конечном итоге отбросит их еще дальше, и они перестанут беспокоить. Есть еще способы ухода от случайных мыслей, вплоть до того, чтобы придать им форму (мысленно, разумеется), подробно изучить, препарировать, понять их ненужность и выбросить. И т.д. В итоге промежуточное состояние будет похоже на то, как бывает во время занятия любимым делом, когда ничего вокруг не ощущаешь, а полностью растворен в своем занятии. Вот примерно где-то так.
Схему, по которой учат в випассане, можно кратко описать так:
1. Подготовка - удобная поза, ровное дыхание, расслабленность (но не сгорбленность, поэтому нужно найти для себя правильную и удобную позицию), почувствовать ощущение при дыхании.
2. Счет - проговаривание про себя ("вхох-выдох" или "пятка-носок-левая-пошла-встала..." и т.п.)
3. Прекращение счета и мысленное сосредоточение (на дыхании, напр.)
4. Удержание внимания, исследование и препарирование точки внимания, отключение привычной логики, счета, случайных мыслей.
Цель - перейти в новое состояние сознания и мышления. Потом - объединить оба образа мышления, это называется пробуждение, если просто объяснять. Пробудиться, а не спать. Мы же пока все спим, даже когда бодрствуем.
Знакомо чувство озарения? Когда вдруг приходит в голову знание (даже не вера, а именно знание) того, где лежит ответ на вопрос, который долго не мог найти. Это и есть отголоски другого состояния мышления, которое обычно спит. Так вот его надо пробудить полностью. Хотя, кому-то надо, а кому-то - нет. )) Это дело личное.
То, чем мы обычно думаем - слишком примитивный аппарат в масштабах полных возможностей человека. Некоторые даже с этим апаратом справиться не могут, думают другими полушариями, попными. Ну, и результат получается соответствующий, хе-хе. )) А если по назначению использовать голову, то однажды приходишь к мысли, что привычная логика не всесильна, она даже нелогична (парадоксы в физике, напр., или философские загогулины, ничего толком не объясняющие, что одно и то же, по большому счету) и порой приводит в тупик. И тогда эта логика, при акуратном ее использовании, подсказывает, что надо искать принципиально иные пути развития. И эти пути есть.
เที่ยวให้สนุก