PolBond » 06 авг 2015, 16:26
Ладно, вывалю уж сразу наши камчатско-командорские ужастики, чтобы потом перейти к позитиву. Ведь на самом деле, Камчатка - это красивейшие места и прекрасные люди. Просто жизнь там такая... суровая...
Конечно, мои похождения в тех славных местах относятся к середине и второй половине девяностых годов прошлого века, то есть практически - двадцатилетней давности. Но, если честно, полагаю, в плане того, о чем расскажу дальше, там мало что изменилось. Это по части "аки после третьей мировой".
На самом деле, в отдаленных поселках Камчатки, как и на Командорах, спокойно можно снимать какой-нибудь блокбастер "Апокалипсис сегодня", не потратив ни копейки на декорации. Брошенные, разбитые словно после точечной бомбардировки жилые дома. Огромные, чуть ли не с футбольное поле, склады рыболовецких предприятий, рядом с которыми можно находиться исключительно в противогазе. Почему? А потому, что склады эти битком забиты бочками со сто лет назад протухшей рыбой. Той самой, красной. Миллионы, десятки, сотни миллионов долларов бездарно брошены гнить. У нас вон на дворе очередной кризис, кто-то разоряется... но тогда, во времена дикого российского капитализма, разорялись буквально мгновенно...
Чтобы вам наглядно оценить масштабы бедствия, приведу один очччченно показательный пример. Разруха разрухой, но люди ведь там еще живут. И даже на машинах ездят. А машины - ога! - требуют топлива. Так вот... снова предлагаю покрепче утвердить попель на стуле... в те времена там меняли на бензин красную икру. В соотношении 1 к 1. Ну то есть на 200-литровую бочку бензина выкатывали в обмен 200 литров красной икры.
Если пересчитать стоимость этого бензина по такому вот бартерному курсу в рубли или доллары, позеленеют от зависти все Абрамовичи и Сечины на свете!
Ну так вот. Как выше я уже обмолвился, Командоры из этого апокалипсического ряда не выбивались нисколечко. Скорее, они даже шли впереди соседей уверенно-разрушенным шагом. А поскольку до Беринговых островов мы уже имели изрядный хоррор-экспириенс от других рейсов по Камчатке, то наша слаженная бригада "второй штурман - второй механик - рулевой" к сходу на берег подготовилась заранее и основательно еще в Петропавловске-Камчатском.
Пожалуй, надо сделать пару лирических отступлений.
Первое. Вот те же Командоры. Ребята, тогда продукты, медикаменты и почта туда завозились чуть чаще раза в месяц (особенно с учетом тамошней морской погоды) небольшой шхуной из Петропавловска. ВСЕ.
Второе. О нашей бригаде со столь странным составом - два по сути старших офицера на судне и в придачу - рядовой матрос. Хоть и рулевой международного класса, и матрос-спасатель все тог же класса - но все равно матрос. Нууу... что я вам могу сказать... На российских судах нет снобизма. Там каждый человек стоит ровно столько, что он представляет из себя в реальной морской жизни. К тому же, по возрасту мы все трое были практически ровесниками. Наконец, нашу троицу объединяла одна, но пламенная страсть - преферанс Если мы не проводили свободное время за распитием живительной влаги, мы рубились в "ленинградку". И наоборот. А в основном же, совмещали полезное с приятным
Ну а теперь вернемся на Командоры.
Домашнее задание никто из нас не выполнял, но по словам бывалых товарищей задолго заранее было известно, что там имеет место быть статуя Командора. Того самого Витуса Беринга, который все в округе, включая данные острова, пооткрывал, а потом там же и погиб. Ну ладно, не статуя - но вполне себе внушительной величины бюст на постаменте. Высотой аккурат такой, что с носом Витуса можно спокойно чокаться бутылкой в вытянутой руке. Вы уже догадались, какую главную круизную задачу поставила себе наша троица на этот рейс?
Выгрузки угля в тот день не было, волнение на море было не для барж. Так что с благословения капитана на воду была спущена с борта самая обычная спасательная шлюпка. На 80 рыл. Гордо разместившись со своими пакетами в ней втроем, господа "мушкетеры" отбыли на берег...
Теперь о пакетах и их утилитарном предназначении. Опять же, я уже упоминал выше, что люди на Камчатке - чуть ли не самые приветливые на земном шаре. А потому буквально с первого шага по земной тверди нас принялись... зазывать... приглашать... чуть ли не на руках уносить... в гости. что делает русский человек, приглашая кого-то в гости? Правильно, он наизнанку вывернется, но накроет поляну как на собственную свадьбу. Даже если потом будет голодать месяц. Ну мы-то мальчики грамотные, самым первым делом под предлогом необходимости покупки сигарет (мне стоит отдельно добавить, что их в продаже не было всю последнюю пятилетку?) заглянули в местный монстр островной торговли. Пробыли там... ну, наверное, с пару минут. Что пустые полки-то обозревать? Оттягивающие руки пакеты вдруг стали легкими-легкими. Мы поняли, что стратегически сделали все правильно.
Теперь оставалось сделать все правильно тактически. Из всего вороха бесконечных приглашений было выбрано одно - на чей-то день рождения. После чего, невзирая на все протесты хозяев, содержимое всех пакетов, кроме одного, было в приказном порядке выгружено на кухне. И командировано на стол.
Ну... (пауза в стиле Задорнова-младшего) что вам сказать? Погуляли славно. Славнее некуда. Не удивился бы, если потом узнал, что на торжестве побывала большая половина поселка. Но у нас же еще была ЦЕЛЬ. И последний заветный пакетик, к ней припасенный.
Теперь уже прямая цитата из того же Задорнова: "Весь состав ресторана вышел провожать наших в последний путь!". Ну, в последний, не в последний - бабушка надвое сказала (старушка знала, как она ПОТОМ пошутит). Но от провожатых мы отказались категорично - слишком интимное действо предстоит, давно лелеемое в душах. Попросили лишь указать, в каком направлении двигать ставшие непослушными ноги.
И вот он - Командор. К свиданию с его превосходительством в Петропавловске, невзирая на бешеную цену, была приобретена аутентичная бутылка "V.S.O.P Martel" (надеюсь, не ошибся в написании, лень лезть в тырнет проверять). Она и хранилась в последнем пакете.
Она нас (точнее, меня) и добила.
Возвращение "святой троицы" в командорское подобие порта сопровождалось хоровым пением с попытками разнообразить данный процесс ритуальными танцами в стиле "людоеды преследуют капитана Кука". Поелику земля-матушка не торопилась устроить что-то в плане землетрясения, до причала наша компашка добралась сравнительно благополучно.
Кино началось потом.
Кажется, я сказал выше, что выгрузки угля в тот день не было из-за волнения на море7 Так вот, к тому уже глубоко ночному моменту явления троицы к месту дислокации нашей спасательной шлюпки это самое море разволновалось вконец. А шлюпочка, маму ее... скакала на волне, как акробат на батуте. Уточню, что оба мои напарника - люди подтянутые, спортивные. Они перепорхнули на нее, словно бабочки. В моей же тушке в те времена сидело добрых 140 кило живого весу. Бабочкой явно не взлетишь. Тем более в состоянии полного нестояния. В итоге после долгого колебания и поощряющих воплей "давай-давай", я шагнул.
Мимо.
И очутился в узкой щели между бетонным причалом и пляшущей на волнах осатаневшей шлюпкой. Вспоминать это даже сейчас страшно. Больно было очень сильно. И еще было очень сильно холодно. Вода в северных морях отнюдь не предусмотрена для купания. В один из моментов я уже готов был сложить ручки и начал ретранслировать остаткам троицы прощальное послание в стиле передачи Якубовича - "А также хочу передать привет дяде Коле из Ростова". И тут второй штурман разразился такой виртуозной матерной тирадой в мой адрес, какой я не слыхал за все годы работы в море. После чего он рявкнул: "Плыви, сцуко, берег под боком, вылези из-под этого чертового катера!!!".
Таки вылез. Догреб чуть ли не по собачьему до благословенной земли. Там меня мигом подхватили на руки командорские портовики и отволокли в жарко протопленный вагончик. Тут же в остывающее тело была влита бутылка водки. Но нам же, черт побери, скоро на вахту! Значит, мне заново предстоит героическая процедура посадки в шлюпку. Только теперь еще после дополнительного пузыря на грудь. Это уже за гранью добра и зла...
Вы не представляете, что сделали командорцы. Тушка была доставлена на борт шлюпки по воде аки посуху. Там же реально неглубоко, я больше просто испугался. Так вот, они водрузили мое туловище на плечи... и поперлись в ледяную воду. Где уже с внешнего борта шлюпки перегрузили полупокойничка в заботливые руки друзей.
Я преклоняюсь перед этими людьми.
Впереди была еще веселая процедура подъема со шлюпки по шторм-трапу на борт парохода. Но тут уже меня страховали по полной программе. Ближайшие трое суток я провел, не вставая с кровати в своей каюте. Все тело представляло собой один гигантский синяк.