В сутолоке хельсинкского аэропорта я пыталась вычислить Олдкэпа. Но напрасно "надежды юношей питают", Юра не тратил время на пустопорожние шатания по терминалу, а активно тарился в Дьютике, встречи не случилось. Самолет не летел, а тащился. Перед носом висел телевизор, где наше передвижение над Европой казалось издевательски медленным. Видя, как мы уже минут сорок телепаемся где то около Стокгольма, хотелось крикнуть пилотам с интонацией капризной барыни: "Гони, голубчик! Двойной тариф!". Зато такси до гостиницы домчало за какие-то еврокопейки. Вечер. Темно. Голодно. Гостиница показалась огромной. Кидаюсь к красавице рецепционистке: на каком этаже ресторан, нам срочно надо! Ай эм сорри, мадам. У нас нет такого сервиса. И ленивый взмах узкой ладони - идите через площадь, там полно едален. Злые, выкатываемся на улицу. Здесь юг? Да у нас какой-то хреновый компас! Дождь, холодно. На подоконнике пафосного бутика бомжик свил уютное гнездышко. Мдя... Забежали почти в первый попавшийся ресторанчик. Критерий выбора - народу битком. Метрдотель, выразительно причмокивая и закатывая глаза, ловким движением сует передо мной блюдо. А там...Мама дорохая! Там креветки такого размера, у меня кошка поменьше будет. Хочу-хочу! И вот эту рыбку! И осьминожка! И крабиков! И ракушек сыпь, не жмоться. А сомелье-дружочек не заставил ждать - мигом на столе портвейн для мальчиков, вино верде девочкам. Портвейн был хорош, но ни в какое сравнение не идет с той божественной амброзией, которой душа-человек Рашид угощал нас в последний день на пароходе. Кстати, гуляя по Лиссабону увидела витрину с винишками-портвейнами.
Для тех, кому моя "великолепная" резкозть не позволяет разглядеть, уточняю: цена бутылки более тысячи двухсот евро. Там выбор большой, на всех хватит, велкам ;0
Пока ждали заказ в ресторане, ознакомились с ассортиментом местных коробейников-афропортугальцев. Постоянно подкрадывались растаманского вида личности, добрыми глазами и призывными жестами предлагали купить всякую дребедень.Персонал ресторана периодически выскакивал на веранду, где нас окучивали коммивояжеры и устраивал с ними борьбу нанайских мальчиков. И у меня не сложилось впечатления, что официанты искренне выталкивали продавцов. Как-то все было вяло, без огонька, чисто для проформы. И вот, сыто-пьяно мы выходим на португальский мороз. Сил только-только добрести до номера и спать, спать, спать.
Последний раз редактировалось marikless 16 май 2012, 21:17, всего редактировалось 1 раз.
Я вот подумала и решила, что вместе со всеми начну писать с того момента как я пришла к мысли о круизе, а затем сразу к Лиссабону перейду (точнее к 29 апреля). Т.к уже начатый отчет о докруизном путешествии, чуйствую затянется))) Правда не знаю, понравится ли такой формат моей части, читателям данного общего отчета...Но рискну. Начну издалека….Так сказать - экскурс в историю.
Spain+Portugal+Norway+RCl, Vision fo the Seas, Атлантическая Европа, апрель 2012 USA: NY+Miami+Orlando+HAL, Noordam, Восточные Карибы, январь 2014 United Arab Emirates: Abu Dhabi Formula 1 Grand Prix, декабрь 2024
«В Одессе каждый юноша — пока он не женился — хочет быть юнгой на океанском корабле. Пароходы, приходящие к нам в порт, разжигают одесские наши сердца жаждой прекрасных и новых земель», — написал Бабель в предисловии к неизданному сборнику молодых литераторов-одесситов (1923)
Мой дед Алексей был моряком дальнего плавания до женитьбы на моей бабушке Елизавете. Сам он уроженец Новороссийска с «болгарскими корнями». Дед, хоть и не имел высокого чина в своем послужном морском списке, но ходил на знаменитом, в свое время, пароходе и море любил до беспамятства. Все перерыла - искала книжку его с отметками о совершенных поездках, не нашла (помню, что была). Только вот эти 2 бумажки пока решили показаться мне на глаза:
У нас очень много старых сундуков-коробок с письмами-старыми документами и подобной древностью, рука не поднимается все это не то что выкинуть, а даже просто перебрать-отсортировать. Ну, вот и нашелся повод.
Интересное о корабле "Карл Маркс" : Пароход КАРЛ МАРКС (до 1917 г. "Диана") Полная вместимость 3308 брт. Размерения 108 (по перпендикулярам 105.15) х 14.02 х 6.55 м. ГЭУ котломашинная, 1800 л.с. Скорость 8.5 узла. Грузовой пароход. Построен в 1889 г. ("Howaldtswerke", Киль, Германия) по заказу Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ). После национализации входил в состав судов БГК Совторгфлота, а затем - в состав Азовского государственного морского пароходства. С 27.07.1941 г. по 11.08.1942 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта.
В 1899 году в немецком городе Киле на заводе Говальда был спущен на воду пароход «Диана», заказанный РОПИТом (Русское общество пароходства и торговли). Он имел стальной двухпалубный корпус, четыре вместительных трюма, а также парусное оснащение.
С 1902 по 1905 год судном командовал лейтенант Черноморского флота, впоследствии активный уча­стник Севастопольского восстания 1905 года Петр Петрович Шмидт.
«Диана» совершала рейсы на Дальний Восток и вокруг Европы.В конце ноября 1903 года пароход шел из Риги в Одессу. Двое суток не утихал шторм, и двое суток капитан не покидал мостика. Лишь когда погода немного улучшилась, Шмидт ушел к себе в каюту. Однако вскоре над морем опустился густой туман. Стоявший на вахте помощник капитана по непростительной небрежности не сообщил об этом Шмидту, и «Диана» налетела на подводную гряду камней, как потом выяснилось, у острова Мэн. Шторм не утихал. Бушующие волны могли в любую минуту опрокинуть судно. В связи с этим Шмидт приказал команде погрузиться в шлюпки и плыть на остров Мэн. Сам же с четырьмя членами команды остался на судне, где, не считаясь с опасностью, провел более полумесяца. Только 14 декабря «Диану» сняли с камней.
После аварии пароход ремонтировался в Киле. П. П. Шмидт внимательно наблюдал за всем ходом работ. Благодаря заботам Шмидта судно было так добротно отремонтировано, что прослужило еще добрых пять десятков лет.
Во время русско-японской войны «Диана» в качестве угольщика принимала участие в Цусимском бою, а затем совершала рейсы между Владивостоком и Одессой.
В период первой мировой войны на «Диане» производилась переброска русского экспедиционного корпуса во Францию.
В октябре 1917 года пароход пришел из Гельсингфорса в Кронштадт. Однако загрузить его не успели, и Временное правительство, боясь революционного взрыва, отдало приказ, чтобы судно вывели в море до 26 октября. Но моряки «Дианы» по решению судового комитета не подчинились Временному правительству, не перешли на сторону контрреволюции. Оружие и боеприпасы они передали питерским рабочим-красногвардейцам. Так «Диана» осталась верна заветам своего первого капитана П. П. Шмидта.
В 1918 году, когда по решению Советского правительства торговый флот был национализирован, пароход получил имя «Карл Маркс». Его капитанами были Лука Ефимович Кадецкий, Дмитрий Игнатьевич Сорока — будущий Герой Социалистического Труда — и его брат Яков Игнатьевич, Сергей Леванович Дондуа, нынешний капитан флагмана пассажирского флота теплохода «Максим Горький».
Время не сохранило для нас многих подробностей жизни судна тех лет. Известно, что в первые годы Советской власти «Карл Маркс» плавал на Балтике. В 1922 году, когда пароход посетил Лондонский порт, состоялась волнующая встреча экипажа с английскими докерами. Есть в фондах Музея морского флота СССР снимок 1923 года, на котором запечатлены моряки «Карла Маркса» с докерами Гамбурга.
12 марта 1925 года судно снова пришло в Гамбург с грузом. Во время стоянки команда по приглашению докеров приняла участие во всеобщей демонстрации рабочих и моряков, требовавших освобождения участников гамбургского восстания 1923 года.
Из Гамбурга путь судна лежал на Черное море, в Одессу, которая стала портом его приписки.
В годы Великой Отечественной .войны судно плавало на океанских линиях. Возило стратегические грузы, ожесточенно дралось с гитлеровскими воздушными и подводными пиратами. А в начале сентября 1945 года «Карл Маркс» вернулся в родную Одессу. Он был торжественно встречен в порту трудящимися города-героя Одессы.
«Карл Маркс» был списан в 1956 г. и использовался в качестве мишени для учебного бомбометания. Гребной винт парохода поднят и в сентябре 2011 г. доставлен в Бердянск (Украина) для установки в качестве музейного экспоната.
Spain+Portugal+Norway+RCl, Vision fo the Seas, Атлантическая Европа, апрель 2012 USA: NY+Miami+Orlando+HAL, Noordam, Восточные Карибы, январь 2014 United Arab Emirates: Abu Dhabi Formula 1 Grand Prix, декабрь 2024
Интересное о корабле "Украина". Первым реальным пополнением пассажирского флота на Черном море стал белоснежный красавец-лайнер с именем "Украина". Этот теплоход до войны принадлежал королевской Румынии и уже тогда полуофициально имел прозвище "Белый лебедь Черного моря". Лайнеры "Бессарабия" и "Трансильвания" были спроектированы в Дании за румынским заказом еще в 1934 году, и через год фирма Burmeister & Wain начала их строительство в Копенгагене. Первой к строю вошла "Трансильвания", что подняла флаг 26 июня 1938 года. Через три месяца закончилось и строительство "Бессарабии". Предусматривалось, что оба теплохода будут использоваться на линии Констанца - Стамбул - Пирей - Александрия - Яффа - Хайфа - Бейрут - Александрия - Пирей - Стамбул - Констанца. Но начало второй мировой войны перечеркнуло эти планы. До апреля 1940 года лайнеры перевозили польских беженцев-евреев из Констанци в Бейрут. Дважды оба лайнера едва не стали мишенями советских субмарин, которые выходили на позиции к Босфору в период возвращения Бессарабии. Румынское правительство вынуждено было задержать возвращения теплоходов на родину и оставить их на рейде Стамбула вплоть до окончания боевых действий. Потом пути "Близнецов" разошлись: "Трансильванию" победители оставили Румынии, и этот лайнер вплоть до начала 70-х годов осуществлял пассажирские перевозки в Черном, Егейскому и адриатическом морях, около побережья Северной Африки. Иначе сложилась судьба "Бессарабии"... В соответствии с мирным договором между СССР и Румынией от 11 сентября 1944 года теплоход был передан советской стороне и сначала использовался Черноморским флотом как вспомогательное судно-база. В 1948 году судно было передано Черноморскому пароходству и после восстановительного ремонта получило имя "Украина". Переоборудование коснулось, в основном, апартаментов класса "люкс", и пассажировместимость выросла с 410 до 640 человек. Водоизмещение лайнера составляло 7070 тонн, полную (валовая) вместимость, - 6406 брт ( до ремонта - 6672 брт), дедвейт судна (полная грузоподъемность) - 1620 тонн. Длина корпуса - 123,4 м, ширина - 17,6 м, осадка, - 5,74 м. Как главные двигатели применены два 12-цилиндровых дизеля фирмы Burmeister & Wain, что работали на два винты и обеспечивали скорость полного хода у 22,5 - 24,0 узла. Правда, эксплуатационная скорость "Украины" редко превышала 16 - 18 узлов. Пятипалубное элегантное судно с красивым силуэтом и легко отброшенной назад широкой дымовой трубой, что мало чисто эстетичное значение для дизельного судна, пользовалось большой любовью и популярностью у отдыхающих и туристов. Лайнер не только осуществлял круизы Черным морем, но и периодически использовался в качестве быстроходный военный транспорт. Да, именно на "Украине" вернулся в СССР экипаж линкора "Архангельск" после его возвращения и передачи Англии 18 мая 1949 года. Лайнер использовался в периоды Карибского и Суэцкого кризисов, в дни молодежных фестивалей 60-х годов. Теплоход "Украина" безаварийно эксплуатировался вплоть до середины 70-х годов и потом был продан за границу на металлолом.
Spain+Portugal+Norway+RCl, Vision fo the Seas, Атлантическая Европа, апрель 2012 USA: NY+Miami+Orlando+HAL, Noordam, Восточные Карибы, январь 2014 United Arab Emirates: Abu Dhabi Formula 1 Grand Prix, декабрь 2024
Мариша, вот это работа с архивами!!! Круто! Отсчитывать начало круиза аж от одна тысяча лохматого года! Такого формата повествования не было ни у кого! Я горжусь тобой!
Вот такие интересные истории о кораблях, на которых ходил мой дед Алексей.
«Тут все дело в том, что в Одессе каждый юноша — пока он не женился — хочет быть юнгой на океанском судне. И одна у нас беда, — в Одессе мы женимся с необыкновенным упорством.»
Поженились они не в Одессе конечно, но почти рядом- в Славянском районе Краснодарского края в 1949г. До 1949г. дед все еще ходил на кораблях: пароходах и теплоходах, в какое время на каком пока сказать не могу. После того, как стал семейным человеком, моя бабуся увезла его от моря и тепла в снег и холод…где до 1976г он работал шофером. Сначала на «Победе», затем на др.авто. в 1976г. - за год до моего рождения он умер. По всей видимости, на «генном уровне», любовь к морю я унаследовала от него (ну это я так решила, конечно). С детства меня вывозили на моря, то в лагеря, то на отдых «дикарями». В то время путевки в лагеря и санатории были доступны простым труженикам и их детям, то бишь - моим родителям. Будучи ребенком я научилась плавать с 4-х лет, в нашем «дачном околодке» на озере «Сергелях» учила младших плавать. Моим младшим сестрам повезло много меньше, времена уже были другие и халявные путевки сгинули. Зато неоднократно ходили на «Ленские Столбы» на славном теплоходе «Демьян Бедный». Я лично 3 раза, с одной обязательной программой- залезь и покори «Ленские Столбы». Одного раза этой обязательной программы было более чем достаточно…кто бы сказал, что вместо карабканья по камням и булыжникам около 1,5 часов можно спокойно подняться по обустроенной тропке с канатиком. До сих пор помню своё счастье после того, как взобралась наверх и мысль «Больше-НИКОГДА сюда не залезу», буду ловить рыбку с палубы, жарить шашлычки на берегу и поглядывать на вереницу карабкающихся людей и попивать холодное пивко.
Ну вот, так удачно подмазавшись к дедовским «хождениям за моря-окияны» можно переходить к более прозаическим моментам, а именно как же я все-таки созрела до круиза.
Spain+Portugal+Norway+RCl, Vision fo the Seas, Атлантическая Европа, апрель 2012 USA: NY+Miami+Orlando+HAL, Noordam, Восточные Карибы, январь 2014 United Arab Emirates: Abu Dhabi Formula 1 Grand Prix, декабрь 2024
Тарифа писал(а) 16 май 2012, 17:13:Мариша, вот это работа с архивами!!! Круто! Отсчитывать начало круиза аж от одна тысяча лохматого года! Такого формата повествования не было ни у кого! Я горжусь тобой!
Тарифа, спасибо! я вот переживаю, что неформат это наши экскурсии в Осло по музеям с кораблями меня сподвигли!
Spain+Portugal+Norway+RCl, Vision fo the Seas, Атлантическая Европа, апрель 2012 USA: NY+Miami+Orlando+HAL, Noordam, Восточные Карибы, январь 2014 United Arab Emirates: Abu Dhabi Formula 1 Grand Prix, декабрь 2024
Не думаю, что кто-нибудь в наших отчетах будет писать про ленивых официантов с тарелками. Все были так позитивно настроены, что некогда даже было обращать внимание на такие мелочи.
Последний раз редактировалось rusalo4ka 19 май 2012, 09:26, всего редактировалось 1 раз.
ура, я рада что Вам понравилось! сегодня начало постараюсь дописать)))
Spain+Portugal+Norway+RCl, Vision fo the Seas, Атлантическая Европа, апрель 2012 USA: NY+Miami+Orlando+HAL, Noordam, Восточные Карибы, январь 2014 United Arab Emirates: Abu Dhabi Formula 1 Grand Prix, декабрь 2024
Последний день в Лиссабоне. Начало круиза. Тихое солнечное ясное утро. До 8ми центр почти безлюден. Редкие прохожие,редкие трамваи. На снимках получаются пустынные улици и пустынные площади,как будто всех людей убрали фотошопом. Но пора собираться. Сегодня по программе район Белема,тем более сегодня воскресенье и по слухам - это день бесплатных музеев. --А завтракать мы будем в нашем нижнем кафе? Где отличный утренний комплекс на выбор: омлет или яичница с колбасками,кучей зелени,всякими соусами и приправами, и вкусным кофе с молоком в большом стеклянном бокале с металлической ручкой. И все удовольствие 2,5 ев с человека,да еще с обслуживанием. --Нельзя быть таким расточительным! Ты разве забыл,что у нас сегодня обед" олл инклюзив" на кораблике после посадки. Так что завтракать будем в обед! Поэл? --Так точно--ссс, Виноват-с... Был не прав-с... Х...ню спорол-с ... Конечно в обед. Тем более время выиграем.
Вот так,не солоно хлебавши,выдвигаемся на Белем. Еще раз отметим правильную стратегическую позицию отеля:15 номер трамвая на Белем,останавливается под окнами отеля. Обычно по этому маршруту ходят современные вагоны,но нам достался старенький,туристический,видимо по случаю воскресенья. Следуем мимо причала,вдалеке виден наш кораблик. Узнаем его по знакомым по фото очертаниям и конечно знакомой эмблеме на трубе. Он нас уже ждет. Но пока едем мимо. На остановке заходит контроль("приготовим билетики"). Это три мужика среднего возраста,в форме трамвайной компании,в белых рубашках,при галстуках,в руках девайсы ( это вам не бабульки с красными повязками...("А где бабуля? - Я за нее!")). Любезно просят проездную карточку. получив,прикладывают ее к нижней стороне девайса и втыкают в монитор. Где,видимо, показывается остаток суммы на карте и время последней оплаты. Так же учтиво карточку возвращают. Выходят на остановке беззлобно перебрасываясь с водителем(мужик такого же возраста) дежурными фразами: "---Тебя тоже в воскресенье припахали? Ладно,завтра оттянемся на футболе,с винишком. Лауре своей привет передавай..."----А чо воскресенье? Двойной тариф! Завтра не могу - профсоюзное собрание мля. Хрен вам а не привет.Еще я своей Лауре приветы не передавал от посторонних мужиков...И так я здесь, а она там...моя лапочка...". Белем плоский ветренный и большой. Монастырь Жиранимуш - свадебный торт из камня! Внутри - служба,орган,великие усыпальницы,-все чин чином. Во внутренний дворик не пускают - с 10ти. Памятник первопроходцам - впечатляет,особенно мостовая в виде карты мира с датами открытий всех земель. Внуть и на верх не пускают - с10ти. Крепость-маяк . Далеко, но красиво. Внутрь не пускают -с10ти. Рядом музей милитари.Попробовал зайти внутрь,пожалуйста,билет не спрашивают.Тут же вышел,что я пушек не видел? Да,далеко,причем и туда, и обратно. Робкая мысль о посещении внутренностей монастыря на обратном пути после десяти,разбивается о жуткую очередь вдоль всего монастыря и уходящую в бесконечность,а автобусы с туристами продолжают прибывать. А ну их всех, этих интуристов,поехали выселяться из отеля и на кораблик! Хоть и идет трамвай №15 от дверей отеля прямо до пассажирского терминала,но с вещами только на такси. Таксист -почти земляк,тоже с Волги, из Астрахани.Живет здесь уже 10 лет. Естественный вопрос:"А что это было 10 лет назад,что вы сюда всей кучей понаехали?" "Необходимость в рабочей силе,льготы для экономических мигрантов в миграционной политике Португалии в те годы, наложились на благодатную почву в виде извечного российского :"Валить надо отсюда". Зато сейчас поток российских туристов все больше,благосостояние все выше, по сравнению с шатким экономическим положением Португалии,являющейся следующим кандидатом после Греции на вылет со свистом из Евросоюза. (зато национальная валюта,м б вернется с самым красивым названием во всей Европе - Эскудо). "За эти десят лет, у всех пацанов,кто не спился, уже и бизнес свой и ездят по Тайландам 2-3 раза в год,а я здесь паши по 12 часов на налоги ,кредиты и коммуналку,а образование детям? а себе на пенсию?"- вот с такими невеселыми мыслями(я думаю) подкатывает нас такси к пешеходному мостику,который нам любезно показал в гугле mr Kuskov 2 месяца назад. Наш водитель, опытным глазом Лиссабонского таксиста,вычислил в череде прохожих Макса +1 и Спику+1, и со словами :"А вон и ваши идут" - выгрузил нас с вещами на пирс,где и произошло наше первое знакомство с форумчанами. А теперь все на посадку! В круиз вокруг Европы,елки-иголки...
Вот бывало у вас: вскакиваешь с кровати, потягиваешься, еще в полусне шасть к окну гардины раздвинуть - а там вид на замок Святого Георгия... Вот и у меня впервые.
А если высунуть тушку подальше направо, то уже вот так
А если лень высовывать что-либо, выходишь на балкон, садишься в кресло и смотришь вниз
А виды с терассы, где сервирован завтрак. О-ла-ла!
Так что, мы не банально принимали пищу а, простите, культурно обогащались с каждым укусом булки.
На обратном пути в номер еще один визуальный подарок: возникло твердое чувство, что я уже на корабле, впереди - иллюминатор, за ним рыбки.
Рыбок не оказалось, но и без них хорошо
Отлипнув от окон и видов, спускаемся и выходим в город. Сразу натыкаемся на нужный каждому туристу магазин. В первую очередь в глаза бросилось всем известное слово ESPINGARDAS (ружье, порт.). За двумя другими пришлось лезть в словари. Внутрь не попали, закрыто по причинческим технинам.
Ну Что вам рассказать за Лиссабон... Мне город показался пожилой кокеткой, которая по старой привычке игриво щурит глазки, вздергивает бровь, усиленно молодиться цветными тряпочками. Но все это оставляет чувство неловкости и жалости, былая красота ушла и осыпающиеся изразцы не скроют ветхости городских стен.
Да! Часть пути до причала я, жалкий подражатель, катила чемодан по мозаичным тротуарм.
Но рекорд Павла оказался не взят - на полпути мы, как скучные, примитивные люди, взяли такси.
На самом деле, для сторонник читателей было бы здорово разделить тему: в одну только отчет писать, а комментарии и общение участников (со ссылками на отчет-тему) отдельно. У вас веселый коллективный отчет получается, прям кино снимать можно. Но, боюсь, не все интересны прочее общение, когда самим участникам они как раз интересны.