Валлетта Мальта являлась для меня самым ожидаемым портом в круизе.
Расписание стоянки было стандартным - прибытие в 07 утра, все на борт в 16.30, отплытие в 17.00.
Еще в рамках подготовки к круизу было принято решение осматривать остров посредством Hop on - Hop off автобусов - информация о маршрутах и ценах нашли на сайте
http://www.city-sightseeing.com/tours/m ... rrency=EURНа завтраке с высоты 15 палубы углядели, что остановка этих туристических автобусов находится прямо напротив лайнера, за оградой круизного терминала, казалось бы пройди в соседние ворота и все ок.
Но в реальности выяснилось чуть по другому.
Приглянувшиеся нам ворота предназначались только для выезда автотранспорта, выход для пассажиров находился на довольно приличном расстоянии от корабля и, соответственно, остановки автобусов и включал в себя проход по подземному переходу.
Выйдя на свет божий сразу попадаешь в руки зазывал, предлагающих экскурсии, трансферы и пр. и здесь нас перехватил русско-говорящий мальтиец, продающий билеты на Hop on - Hop off автобусы, причем по цене в 10 евро за билет на 3 маршрута, что отличается от цены, указанной на сайте (20 евро с носа), хотя буклет с картой маршрутов очень похож на тот, что на сайте.
Рядом мы углядели зазывалу с рекламой еще одних Hop on - Hop off автобусов, но уже за 7,5 евро. Когда нашему рекламщику было указано на этот факт, тот отбил аргументом - что какие же там автобусы, маршруты и остановки, гораздо хуже чем у них и русского языка нет, что зачем там рисковать, лучше чем он предлагает понятно не найти, да и продает он эти билеты уже лет 5 и никто не был недоволен.
В-общем, мы конечно, билеты купили и почапали в обратном направлении по уже прошедшему нами пути, но уже по другую сторону ограды порта, немного сомневаясь в душе - а подойдут ли купленные нами билеты на автобус и не пополнили мы личный бюджет отдельного мальтийца…
Билеты подошли, а вот автобус еще нет, поэтому нужно было подождать минут 10-15, время на часах было около 09.40.
Самой притягательной точкой посещения для нас был Голубой грот, куда мы в итоге и не попали… :-(((
Подошедший автобус шел по синему маршруту в Мдину и содержал мало остановок, в Мдине можно было пересесть на зеленый маршрут, который идет по северо-восточному побережью, и соответственно вернуться в порт, а там уже сесть на красный маршрут, который включает и остановку Голубой грот.
До Мдины мы доехали за полчаса, сделав по пути 3 или 4 остановки (на них выходило мало народу, остановки из тех, что помню - сады, стеклодувная мастерская, авиационный музей).
Прогулка по старому городу Мдины заняла около получаса, заблудится там невозможно, по сути старый город представляет несколько улиц и храмов, а особенно впечатлила обзорная площадка, с которой видно как кажется половина острова :-))
Дальнейший маршрут из Мдины предполагал либо возврат в порт и поездку по красному маршруту или поездку из Мдины по зеленому маршруту (на сайте, на который я давала ссылку, на зеленом маршруте остановки в Мдине почему-то нет).
Мы выбрали поездку по зеленому маршруту, предположив, что она может быть не сильно долгой и мы успеваем прокатиться потом и по красному маршруту.
Поездка по зеленому маршруту дает возможность ознакомиться с сельским хозяйством на Мальте - поля, угодья, заборы из кактусов, прибрежные городки и пляжи, потрясающе обустроенные набережные городков ближе к Валлетте. Также она запомнилась ураганным ветром, так что на втором этаже автобуса чувствовали себя иногда как на американских горках, а также с с тоской думали о расчесывании волос по завершении поездки… Именно ветер и оставил нас без карты маршрутов автобусов, чтобы сейчас сравнить их с тем, что размещено на сайте.
По всему маршруту мы на остановках не сходили, на нескольких из них приходилось довольно долго стоять, они были около отелей, таким образом вернулись в Валлетту около 13.00.
По возвращении выяснилось, что поездка по красному маршруту занимает 2 часа 15 минут, а для того, чтобы посетить Голубой грот нужно закладывать еще час-полтора, следующий автобус будет минут через 20, таким образом можно было бы успеть прокатиться без остановок по красному маршруту и вернуться впритык к времени «все на борт».
Данному плану воспротивилось старшее поколение, так как обеда на маршруте не подразумевалось, а ехать исключительно на голом энтузиазме, переваривая остатки восьмичасового завтрака, никак не хотелось.
Поэтому по совокупности обстоятельств было принято компромиссное решение идти обедать на корабль, а потом идти гулять по Валлетте, что и было успешно реализовано.
Подняться наверх с круизного терминала наверх до центра Валлетты можно несколькими способами - на своих двоих, лошадиных или автомобильных четверых или на лифте, который виднеется издалека, и путь к которому сопровождается соответствующими указателями.
Стоимость поездки составляет 1 евро, при этом платить нужно только за поездку наверх, поездка вниз бесплатна.
По выходе с лифта попадаешь сразу в Upper Barrakka Gardens, из которых открывается потрясающий вид на бухту и форты, а также на выходе в город есть уголок, где судя по вывеске и куче народа, уткнувшегося в смартфоны, есть бесплатный вай-фай.
Прогулка по улочкам Валлетты заняла полтора часа и еще полчаса было заложено на возврат на корабль, так как из-за такой логистики порта по сути нужно было проходить одно и то же расстояние дважды.
Короткий итог по нашему опыту:
- автобусы Hop on - Hop off хороший вариант для осмотра достопримечательностей острова. Как читала в отчетах на форуме некоторые круизеры осматривают остров на городских автобусах, но это требует более тщательного предварительного планирования и подготовки.
- если посетить Голубой грот одна из основных целей поездки, то тогда лучше сразу из порта ехать по красному маршруту, закладывая в бюджет оплату лодки до грота (на сайте указано, что это еще дополнительно 8 евро), общее время на маршруте тогда будет состоять около 3,5-4 часов, а потом, вернувшись в порт, решить по дальнейшим действиям - либо поехать в Мдину или подняться наверх и погулять по Валлетте.
- по автобусам, которые предлагают Hop on - Hop off варианты, я так до конца и не поняла - почему наши билеты стоили 10 евро с носа, если цена на сайте 20 евро? что это были за билеты за 7,5 евро, которые предлагаются на выходе из круизного порта? на остановках автобусов видела людей с разными по цветам билетам, получается, что действует несколько таких линий. жаль, что у нас улетела карта с маршрутом нашего автобуса чтобы сравнить с картой маршрутов, которая на сайте - как-то кажется, что они чуть различаются.