День 10. Флом (Flåm).Утром надо было идти смотреть проход по фьорду, потому что в иллюминаторе уже были видны скалы. Я сказал только: «Ух-ты!» и побежал на верхнюю палубу. Супруга и большинство пассажиров еще продолжали досматривать сны, палуба была свободна. Солнце хоть и не садилось, но еще было низко. Освещались только верхушки гор, сам фьорд и корабль были в тени. Погода опять радовала чистым небом и спокойной водой.
Городок еще спит
Пассажиры тоже спятПроход по фьорду – тоже достойное зрелище, отдельный аттракцион в дополнению к Флому. Готовясь к круизу я в Ютубе смотрел проход паромов Хуртигруттен по фьордам. Запало в душу, как туристы с палубы могли достать отвесные скалы руками. Но это, конечно, в кино. Реально, они чуть подальше, но это впечатление не портит.
Как мы здесь протиснулись?
За следующим поворотом - Флом. Или за следующим, следующим?
Вот, уже и показался ФломБлиже к завтраку народ стал появляться на палубе, а уже швартовку во Фломе смотрели почти все. Мне опять не терпелось выскочить с корабля первым и успеть на ближайший поезд по железной дороге Flåmsbana до станции Myrdal. Хорошо, что с верхней палубы хорошо просматривается и железнодорожная станция и подход к ней. Корабль стоит метрах в 150-200 от поезда, так что идти не долго.
Хорошо видно где стоят поездаПервый поезд был в 08:35, потом в 09:45, затем в 11:05. Билет на одного человека – 420 NOK.
Мы с женой решили не ждать и поехали на первом поезде, в 8:35. Хоть зашли в вагон одними из последних, место у окна нашли. Это важно, так как во время движения надо окно открыть и фотографировать, на стоянках таких видов уже не будет. В правилах было написано и по телевизору в вагоне показывали, что окна надо закрывать в то время, когда поезд заходит в туннель. Многие так и делали.
Виды из окна поездаГлавный аттракцион – остановка у водопада Kjosfossen. Водная пыль охватывает всех вышедших на площадку из поезда, играет скандинавская музыка и на камнях около водопада начинает танец норвежская красавица в национальном платье. Потом исчезает и появляется на здании и так несколько раз. Завораживает. Особенно, когда весь объектив мокрый, сам тоже, а взгляд не оторвать!
Многие сходили на промежуточных остановках, там можно взять велосипеды на прокат и спуститься вниз на них.
Ближе к конечной станции Myrdal становилось заметно прохладнее в тени, на склонах лежал снег, но на солнце было все равно жарко.

Сама конечная остановка ничем не примечательная. Также есть велопрокат, туалет и возможность пофографировать состав и железнодорожных служащих. Состав не разворачивается, просто два локомотива - в голове и хвосте.

На обратном пути поезд делает еще раз остановку у водопада. Девушки опять повторяют свой танец, так что два представления по одному билету.

Дальше опять умопомрачительные виды за окном.

Мы хотели выйти раньше на станции Harena или Lunden и пройтись пешком, но поезд не остановился и мы в недоумении приехали опять на конечную - Flam. А потом, Саша и Люба нам объяснили, что дорога была закрыта, пройти было нельзя. Так что поезд не зря проехал эти станции без остановки.
Понравилась ли нам эта поездка? Да, очень понравилась. Вот по нашему довольному виду все понятно. Дорого, конечно, но это того стоит.

Как только вернулись - опять пошли в центр продажи за билетами на смотровую площадку Стегастейн (Stegastein). До площадки можно доехать на миктроавтобусе за 200 NOK с человека, но мест мало и нам предложили билет только на 14:00. Решили погулять немного, зайти на корабль пообедать и ехать на смотровую площадку.
neoRomanica у причала
Есть маленький музей железнодорожной линии FlåmsbanaНемного погуляли по городку. Во Фломе живет всего 450 жителей, у нас дачные поселки и то больше. Много оборудованных стоянок для кемперов, маленькие и не очень гостиницы.

Хотели дойти до этого водопада:
Но хорошо встретили Сашу и Любу, они как раз оттуда шли. Сказали, что за полчаса не дойдем, поэтому мы еще прошлись немного и вернулись на корабль пообедать.
Потом пошли искать свой автобус на Стегастейн. Еле нашли, везде стоят большие туристические автобусы, а маленького не видно. Но расспросив водителей, все-таки нашли.
Дорога на площадку тоже очень интересная, всё время вверх, узкая, опять надо уступать встречным, порою скатываясь далеко назад до кармана. Я подумал, хорошо, что нас везет профессионал, тем более после обеда меня так клонило в сон!
Смотровая площадка Stegastein и открывающийся вид
Так площадка выглядит с корабляВремя на площадке пролетело незаметно. Просто поразительно красивый вид! Над нами еще кружили парапланеристы, даже махали нам руками. Жалко с площадки не видно стоянки, очень хотелось сфотографировать neoRomantica с высоты птичьего полета.
Вернулись на борт корабля и стали готовиться к отплытию и проходу по Аурландсфьорду. Было понятно, что теперь никто спать не будет, все будут на верхней палубе. Так и получилось!

Много водопадов и водопадиков. Некоторые уже высохли, наверное, уже растаял снег наверху.
Настроение было замечательное, хотелось хулиганить и пугать пассажиров сценой из "Титаника":
Ближе к морю погода стала портиться, небо заволокли тучи и солнце уже еле пробивалось.
Флом очень понравился. Жаль, что предыдущий круиз не попал. Голова понимала, что Флом - это хорошо поставленный спектакль для туристов, причем за приличные деньги. Я подсчитал, что на Флом мы потратили треть наличных крон, что брали с собой на весь круиз (включая оплату аренды автомобилей, такси, сувениры, свитер).
Но сердце говорило - какая красота, ничего не жалко!