Основной целью поездки был Удан.
Удан знаменит 2 историческими линиями : даоская история и китайские БИ.
Удан и даосы.
Начало строительства в Удане связано с династией Хань, последующие династии постепенно превращали Удан в одно из самых священных даоских мест.Окончательное возвышение Удана же связано с именем императора Юнлэ династии Мин, который сверг с трона своего племянника – сына первого императора Минской династии. Действие это было со всех сторон незаконным, надо было отмазываться. Почему Юнлэ, не будучи даосом, предпочел вложиться в Удан науке (мне то бишь) неизвестно. Сильно во всей истории упирали на имя святого даоса ЧжэньУ, что типа все содеяно с его разрешения и под его покровительством, Хотя, ну если говорить мягко, то в список самых почитаемых даосов он тогда не входил, но первый император династии Мин вроде бы как его (ЧжэньУ) очень ценил и поклонялся .. Одновременно император начал строительство Запретного города в Пекине.
В древности эти горы назывались «Тайхэшань» (Горы Великого покоя). Они были переименованы после того, как монах Сюань У (Чжень У) достиг в этих горах Просветления и средь бела дня вознёсся на Небо. Название «Уданшань» означает «Горы становления У».
Согласно древнему преданию Сюань У (Мистически воинствующий) родился у жены правителя страны Цзинлэго (страна чистой радости) через 14 месяцев после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Однако он не захотел наследовать престол и ушёл в горы постигать истину (ну просто китайский Шакьямуни!) Его желанием было победить всю нечисть на земле. Через 42 года отшельничества Сюань постиг Дао и вознёсся в Небо. Так как он был очень воинственный и храбрый, Небесный царь Юйхуан (Нефритовый император) поручил ему управлять Севером и уничтожать бесов, оборотней и другую нечисть. http://www.epochtimes.com.
При этом, если верить легендам, обиталище ЧжэньУ - это то, что сейчас называется Nanyan Palace (Обитель небожителей в Священных горах) и окружаюшие его храмы. Император же для своего стротительства выбрал другое место - Тяньчжуфэн" ("Пик Небесного столба"), где возвел и Храм высшей гармонии, и Золотой Дворец. Простых верующих за ворота не пускали., издалека молились. В результате возник самый крупный комплекс даоских храмов в Китае. На все стоительство ушло 10 лет.
Если верить литературе, то ни один из китайских императоров их так и не посетил, что не мешало Удану периодически занимать главенствующее положение.
Сначала Удан пострадал во время падения династии Мин, вроде не входил в число любимчиков у Цинской династии, потом вроде бы во времена Мао возле Удана построили дамбу и часть храмов ушла под воду.
Удан и БИ
В Удане по многочисленным легендам оформился один из первых внутренних стилей китайских БИ (тай-чи). Вроде бы.
Китайские БИ условно делят на 2 основных направления: внешние стили (Шаолинь и пр.) и внутренние (тай-чи, багуа, синъи) По большому счету все мастера всех стилей (и китайских, и японских, и вьетнамских и пр.) идут к одной и той же точке, только тропы разные. Считается, что шаолиньские стили уделяют больше внимания развитию ловкости, силы и т.д.. а внутренние – умению управлять своей внутренней энергией (ци) для того, чтобы управлять энергией противника. Кроме того, внешние стили, корни которых уходят к Бодхихарме, построены на философии чань-буддизма. Внутренние имеют ярко выраженную даоскую основу.
В принципе, легенда о возникновении тай-чи (или как мне объяснили правильно произносить тхай-дзи, но у нас почему-то прижились совершенно неправильные траскрипции) сильно запутана. То ли действительно Чжан Сан Фэн, то ли все-таки это было знание семьи Чэнь, то ли даосы + семья Чэнь…. Хрен кто теперь в этом разберется. Я вообще читала одного автора, который считает, что вся история с Уданом - это фальсификация первого популяризатора тай-чи Ян Лучаня. Но мы в Удане, поэтому сейчас история уданских стилей связана с именем даоского монаха Чжань Сан Фэна.
Скомпилировано из разных источников.
До Сэнфеновский период. Вроде бы есть летопись времен династии Тан (618-907), где рассказывается об отшельнике Шу Шуань Пине, владевшем «37 приемов тай-чи» или «Ченчуань» (длинный кулак). И в это время на горе Удан жил монах Ли Дао Дзы, практиковавший «Первозданный длинный кулак», сильно смахивающий на «37 приемов тай-чи».
Чжан Сан Фэн. По китайским легендам он родился на Горе Дракона и Тигра (Лунхешань) в провинции Цзянси в конце династии Сунь (1247 г.н.э.), умер в возрасте 200 лет. Оставив государеву службу, Чжан посвятил себя изучению шаолиньского гунфу, в частности на горе Баодзи, где собственно изучал 5 животных стилей, он взял себе имя Сан Фэн (Три вершины). Дальше историки расходятся в показаниях. Одни говорят, что Чжан Сан Фэна обучал даоской алхимии отшельник по имени Хо Лун (Огненный дракон), 4 года закончились ничем, и Чжан покинул мастера, взял 2 учеников и ушел медитировать в Удан, где через 9 лет постиг Дао. По другой легенде Чжана проперло в горах Удана, когда он наблюдал за боем змеи и журавля (сороки?), где ни один из них не мог победить соперника, в результате монаху захотелось создать БИ, которое бы объединяло в себе янский стиль движений журавля и иньский змеи. В дальнейшем монах много странствовал по Китаю, императоры пытались его привлечь на государеву службу, тот активно сопротивлялся и притворялся безумным (не мылся, ругался нехорошими словами и т.д.). Поэтому его стали звать «Грязным Чжаном». Хотя в 1459 году тогдашний минский император присвоил ему титул Бессмертный Чжан. В общем, с именем Чжан Сан Фэна связывают появление нового стиля в китайских БИ, где впервые отказались от всевозможных изматывающих физических тренировок, уделяя приоритетное внимание работе с внутренней энергией.
Отвлекаемся от истории и возвращаемся к поездке.
План поездки был разработан еще зимой. Только было неясно удастся ли вырваться на 2 недели….В общем, когда все стало совсем запутанно я спросила у кого-то там наверху: ну ежели мне надо сейчас в Удан, пусть все само собой организуется. А если не организуется, то значит и не надо было…. Все как-то быстро и неожиданно склалось.
В этот раз всю поездку мне будто кто-то ворожил… Правда так и не поняла – ангел или демон. Крайне удачно были выбраны гостиницы в Пекине, билеты в кассах на нужные мне поезда были в продаже, китайцы откликались, помогали и т.д. Местами мне начинало казаться, что если я совсем расслаблюсь и перестану заблаговременно покупать билеты, выбирать нужные отели, то все равно уеду, найду нормальный и недорогой отель и т.д. Видимо мне действительно надо было в Удан.
Дорога в Удан
Ну здесь все просто. Скорый поезд Пекин-Ухань, затем дневной и медленный до станции Уданшань. Станция Уданьшань встретила меня разрухой. Неуспев испугаться увидела китайского телепузика, который возле маленького рейсового автобуса выкрикивал «Уданшань!... Уданшань!» Проезд стоил всего 5 юаней. Против моей посадки в автобус категорически возражали только местные таксисты. В их голове ну никак не укладывалось, как это я решилась ехать в дешевом местном автобусе. Всячески пытались выманить меня из салона, в какой-то момент показалось, сейчас забаррикадируют выезд. Победа осталась за телепузиком! Минут через 15 мы были у ворот чего-то там непонятного, куда мне было водителем автобуса велено идти.
Дальше началось что-то невообразимое, мой материалистически настроенный атеистический мозг не может объяснить до сих пор . У меня началась трясучка, сродни тому, что испытывают бесноватые при входе в храм. Я категорически не хотела входить в эти ворота! Открыв ЛП на нужной станице словаря побрела к полицейским, которых в тот день было более чем. А надо сказать, что там все просто с ориентацией. Сразу после проезда через ворота хайвея дорога раздваивается: налево – к входу в Удан, направо – в город . Даже с моим топографическим кретинизмом нестрашно. Трепавшийся с полицейскими водитель Тойоты подхватил меня и за 10 ю отвез в небольшой отельчик (видимо своего друга) на центральной улице города. Мне показали замечательный номер, на русско-китайском языке жестов мы договорились о цене за номер в 150 ю. А дальше владелец гостиницы начал дико психовать, потому как он что-то пытался мне объяснить на своем чисто китайском языке. А я в силу своей блондинистой непроходимой глупости не могла понять. Меня куда-то повели по коридору, как оказалось в номер к жильцу, который говорил по- английски (!). Жилец оказался мастером удансокого ушу. Вау, радостно вскричала я, а можно я зайду к вам через 5 минут проконсультироваться? Молодой человек был добр ко мне и не отказал в консультации. Очень сильно удивился, узнав что я из России и могу говорит по-английски. Нда, сомнительный комплимент от китайца…. Оказалось, что сегодня какие-то внутренние соревнования по уданскому стилю, куда вообще-то нельзя никого приглашать (он даже своих учеников не позвал), но если я тихонечко войду в зал и сяду, то меня никто не выгонит…Ах, да, этот зал в 2-х шагах от гостиницы….на крайний случай села в самом крайнем ряду тихой мышкой и не отсвечивала. Я там действительно долгое время была единственным зрителем.
Следующее утро было уже посвящено тому городку, в который я намедни отказалась входить. Ну.. это такой мармеладно-карамельный набор гостиниц и магазинов, потемкинаская деревня какая-то…. Потом наблюдала поток китайцев, которые в вечеру массово убегал в Наньян поесть и развлечься. Делать там абсолютно нечего, еда отвратная и дорогая. Мое мнение (ИМХО) жить надо либо в самом Наньяне, либо на горе. Только не здесь!
Спасибо Волге-Волге, что перед отъездом напомнила мне про годовой билет! Дневной билет стоит 140 ю, если планируете жить наверху, то хватит и дневного. Если внизу – годовой дешевле- 220 ю. Плюс карта на английском за 10 ю. Плюс вход в Храм Пурпурных облаков 15 ю. Плюс вход в комплекс на верху горы 20 ю. Автобус до стоянки на вершине идет не менее 40 минут. По маршруту делает следующие остановки: Prince Slope, The Pure Pleasure Valley, Purple Heaven Palace, конечная. Голосующих на дороге не подбирает. Это первый автобусный маршрут. Второй вроде бы идет к чайной ферме и Храму 8 бессмертных и совсем наверх к 3м даоским храмам.
Prince Slope Temple и Ботанический сад. Если я правильно перевела китайско-английский на русский, то в этом месте ЧжэньУ постигал даоскую алхимию. Сам же храм построен в 1412 году, симпатичная, традиционная архитектура эпохи Мин. если повезет, то поутру увидите тренировку одной из уданских школ.
The Pure Pleasure Valley. Шоу, со среды по субботу, 10.30-11.00 и 15.30-16.00 (кроме дожливых дней). Плюс еще прогулка к макакам
Purple Heaven Palace. Это теперь №1 в моем китайском рейтинге. . Впервые за мои путешествия по Китаю храм вызвал сильный восторг. Полное ощущение, что крыши парят в облаках…. Это непередаваемо…. Один минус – дикое количество китайских экскурсий с матюгальниками. Храм был первоначально построен во времена династии Северная Сон (?), потому как императору Huizong приснился сон про Бога огня, который путешествуя с юга страны, нуждался в месте для молитв. Что-то типа того…. реконструирован Юнлэ. Полное название Taihuan Purple Heaven Palace, что опять же являлось отсылом к ЧженьУ, одно из имен которого было Taihuan Marshal. Храм был построен в соответствии с китайскими законами фэн-щуй: горы сзади, вода спереди, слева и с права пики-бодигарды (Белый Тигр и Черный Дракон) ну и т.д.. Кстати, в храме статуя Чжан Сан Фэна (справа от ЧжэньУ)
Ну и конечная. Если внизу я еще иногда жалела, что проплатила сразу за 2 ночи в Наньяне, то наверху мои сомнения испарились. Мне показалось, что большинство отелей на горе ближе к разбитым китайским общагам, а то, что поприличнее, стоит скорее всего сильно дороже. По привычке, прилипнув к китайскому потоку, я сделала небольшую ошибку. Мои со-автобусники свернули на левую тропу, ступеньки вели вверх. Там 2 самых ярких впечатления – это крохотная пещера Бога Грома и Наньян палас. Все остальное не помню. Фотографировать было бессмысленно, потому как фотка не передаст ауру этих мест. Это что-то на чувственном уровне скорее. В Наьян Паласе есть маленький чайный магазинчик с чайной церемонией, чай, конечно, безумно дорогой, но если нужен сувенир именно с горы, то это самое лучшее. Предлагают 2 сорта, один (не помню названия) после которого обычная питьевая вода становится сладкой, а второй похож по вкусу на улун, но сказали, что не улун это, Дао называется. Дальше началась чертовщина в духе Гоголя. Судя по схеме, которая там висела, и по моей англоязычной карте все нормально – тропинка от Наньян паласа плавно уходила к вершине…. Только фиг вам, а не Золотой Дворец! Все тропинки заканчивались обрывом либо закрытыми калитками. Я тихо начала сходить с ума, пока не поймала какую-то добрую китайскую девушку, которая вывела меня обратно к площадке с гостиницами и автобусами. Тропинка к вершине Удана была прямо и вниз.
Подъем на Удан
«Мы живем, чтобы завтра сдохнуть!» (группа Крематорий). Завтра начиналось сегодня, но я еще об этом не знала, когда бодренько начала спускаться по ступенькам, чтобы подняться на вершину. Навстречу мне шли бледные изможденные люди, троица молодых европейцев дернулись от моего радостного «хай» как будто увидели призрак…. Но что нам татарам до чужих проблем?!
Где-то через час стали появляться какие-то знаковые места, обозначенные на карте. Я добрела до Facing Heaven Palace, точки, где заканчивается земля и начинается дорога в небо…. Видимо я уже была в полубессознательном состоянии, потому как не поняла, что указатели вправо и влево имели в виду то, что дорога в этом месте раздваивается на старую минскую и более современную цинскую. Я-то побрела вслед за китайцами по цинской, которая оказалась совершенно пустой… а все храмы, первые, вторые и третьи в ворота в небо были на минской дороге… блин….. Представляете, бреду по дороге уже час, а все точки, которые вроде бы как указаны на карте, так и не появляются…. Носильщики на одной из остановок мирно играли в карты и даже не среагировали на меня…. Что, все так плохо?.. а как же «всего за 50 юаней со свистом наверх?»…. Добрая китайская девушка сказала, что до вершины всего полчаса… На самом деле оказалось меньше, но последние метры перед воротами мне хотелось встать на четвереньки, кажется там наконец у лестницы появились перила…. Не помню… В Храме Высшей гармонии меня радостно приветствовали мои китайские давешние спутники и велели покупать билет (20 юаней). Кстати, почему я вызываю такое изумление у монахов на вершинах священных гор? Я явно была не первой блондинкой ступившей на вершину Удана. Лестницы на этом не кончились…. Дальше был еще более крутой подъем. Ученики Сюй Минтана пишут, что после подъема цвет ауры меняется… Интересно, а стразики туда можно добавить?
Далее цитирую официальные китайские источники, в смысле агентство Сиьхуа
Император Юнлэ приказал возвести на главной вершине гор Уданшань позолоченный бронзовый дворец площадью 160 кв. м. и назвал его "Цзиньдянь" -- "Золотой дворец". Убранство "Золотого дворца" соответствовало наивысшим стандартам императорского двора. Внутри дворца водрузили бронзовую статую Чжэньу высотой в 1,86 м, о которой в народе говорили: "Дух Чжэньу, лик Юнлэ". Смысл фразы ясен без лишних слов.
На третий год после завершения строительства "Золотого дворца" Юнлэ приказал возвести вокруг дворца стену из камней строгопрямоугольной формы весом полтонны каждый. Таким образом, был построен новый грандиозный храмовой ансамбль "Цзыцзиньчэн" /"Пурпурно-золотой город"/, который император Юнлэ по образу и подобию своей резиденции возвел на Земле для небожителя Чжэньу. С тех пор стали говорить: "На севере -- Цзыцзинчэн /императорский "Пурпурный запретный город" в Пекине/, на юге -- Цзыцзиньчэн".
Ярусом ниже ансамбля "Цзыцзиньчэн" расположен храмовой комплекс "Тайхэгун" /"Дворец Высшей гармонии"/. Высшая гармония -- конечная цель последователей даосизма. В период династии Мин "Тайхэгун" был пределом, который разрешалось достигать простым верующим, приходившим в горы Уданшань молиться. Лишь издали им удавалось взглянуть на "Золотой дворец", а затем, обуреваемые чувством надежды, удовлетворения или сожаления, они отправлялись в обратный путь.
На самом деле все очень небольшого размера и сильно устремлено вверх, потому как храмы как будто прилеплены к горе.
Не знаю откуда взялась эта традиция и связана она только с Уданом, но влюбленные пары, поднявшись на гору, покупают там навесные замки, которые там же, же прикрепляя к поручням, закрывают на ключ, а ключ выкидывают в пропасть.
А это тот самый замечательный вид сверху, откуда видны все остальные пики
Дорога вниз была значительно проще. Сначала навевала приятные воспоминания: вот здесь я хотела ползти, вот здесь умоляла чему-нибудь появиться в конце-концов, вот здесь сильно хотелось сдохнуть… В какой-то момент ноги меня начали уверять, что они совершенно плюшевые, в том смысле, что костей внутри ну никаких нет и они просто вынуждены сложиться пополам! Успокаивали я их чем-то грустным из Гейне – «подожди немного, отдохнешь и ты». Тот веселенький спуск в начале дороги в конце превращается в большой подлый подъем – карабкаться вверх уже нет никаких сил, какие там нах 40 ступенек одним махом….
А на следующий день полил дождь….и все планы разведать 2-ую дорогу были смыты. Честно говоря, не сильно расстроилась – было полное ощущение, что моя программа в Удане выполнена. К своему удивлению обнаружила в ЛП, что 9-е сентября - это даоский праздник. Везет мне на праздники в священных горах! Не очень поняла, что это за праздник, но крайний случай решила вернуться в Храм Пурпурных облаков, в надежде, что китайцы будут пережидать ливень и я смогу посидеть там в тишине.
Ну а потом мы с группой китайских товарищей пошли в Долине кормить макак (шоу же все равно накрылось). Макаки оказались явно умнее своих эволюционных потомков и отказались выходить в такой ливень из пещеры. Пришлось мне самой есть купленный арахис.
Обратная дорога лежала через Шиян, так как поезда в Ухань все были ночными, последний автобус на станцию Уданшань уходил в 17.40, и вообще ждать лучше в здании нормального вокзала. Чтобы сесть в автобус до Шияна достаточно встать с вещами на центральной улице , рядом с вами обязательно затормозит большой белый автобус. Проезд стоит 8 ю, время в пути – час-полтора, от пробок зависит. Можно еще добраться на такси, 17 ю с человека, таксисты ждут, когда наберутся 4 пассажира. Такси пасутся возле конечной остановки автобусов. В Шияне нужно нужно вернуться метров на 200 назад и упретесь в большую площадь перед белым зданием. Это и есть жд вокзал. Учтите, направление Шиян – Ханкоу ( это и есть Ухань) является очень популярным среди местных жителей, билетов может и не быть.