Ну, и я теперь вставлю свои пять копеек, т.к. круизами занимаюсь с 2006 года:
1. Давайте разберемся, кто такие агенты. Надо сразу же разделить понятия - агент как юрлицо и агент как менеджер работающий в этом юрлице.
а) Если мы говорим об агенте, как о юридическом лице, то это прежде всего уполномоченная договором фирма, которая взяла на себя обязательства перед круизной компанией (или ее генеральным агентом в регионе) по оформлению круизов для клиентов, проживающих в зоне действия этой фирмы. Например, у Роял Карибеан генеральным агентом по СНГ долго время была, царство ей небесное, Ланта-Тур. У Ланты был прямой договор с главным офисом Роял Карибеан и 25% комиссия от круизного тарифа. Далее, поскольку Ланта не имела собственных офисов по всему СНГ, то она делегировала местным агентствам право продавать круизы в регионах и предоставляля им по агентскому договору комиссию 10%-13%-17% от круизного тарифа. Таким образом, агент как юрлицо получал от продажи вам круиза всего лишь 10% от тарифа (в среднем это 30-50 долларов с клиента во внутренней каюте, 50-100 долл в каюте с окном, 100-250 с балконом). И на эти деньги они должны арендовать офис, оплачивать страховки, платить налоги, отчисления, зарплату менеджерам. Теперь к менеджерам...
б) Если мы говорим об агенте как о конкретном менеджере, который специализируется на круизах, то прежде всего надо посмотреть - бывал ли этот агент сам хотя бы раз в круизе! В 90% случаев менеджеры круизных отделов - девочки, которые дальше "турции по горящей" не ездили, тем более в круизы. И вот возникает вопрос, можно ли доверить выбор своего круиза человеку, который видел круизный лайнер только в рекламном буклете. Несколько лет назад я зашел прямо в кабинет к директору одного из региональных офисов Ланты и потребовал, чтобы девочку, которая продает нам круизы отправили саму хоть раз в круиз. Поскольку я покупаю круизы часто, то к моей просьбе прислушались. Уровень знаний этого менеджера возрос в разы, по сравнению с теми теоретическими знаниями, которые были до этого. Т.е. вывод один - первый вопрос к круизному агенту - А вы сами были в круизе? В противном случае не рассчитывайте на рекомендации и не надейтесь на их выбор - воспринимайте агента как кассу на ж.д. вокзале, которая просто выписывает билет и по всем вопросам посылает в справочную )))
2. А теперь давайте подумаем, при такой малой комиссии, может ли каждое агентство отправить менеджера в круиз для получения практического опыта? Ответ напрашивается сам собой - нет, далеко не каждое.
3. Еще один вопрос - скидки! Прочитав все приведенные выше % агентской комиссии, подумайте, на какого размера скидку вы можете рассчитывать от агента? Он же не бронирует вам круиз в волшебной сказке, а в вполне реальной системе бронирования. Он вам сообщает цену, которую видит у себя на экране, при этом максимум, что он может вам скинуть - это часть собственной комиссии, что, кстати, запрещается агентскими договорами, т.к. по сути - демпинг и разрушает агентскую сеть. Откуда же берется разница в ценах на один и тот же круиз? Иногда, для разных стран и территорий круизная компания устанавливает разные тарифы, имея собственную мотивацию, в том числе основываясь на собственной статистике "прибыльности" туристов из тех или иных стран. Если они знают, что какие-то национальности склонны "бухать" в корабельном баре, то для той страны на сам круиз установят более привлекательную цену, т.к. они получат возможность нагнать прибыль в баре на борту. (Это для примера)
И ГЛАВНОЕ: мой личный опыт показал, что обращаться к агенту нужно тогда, когда по маршруту геморные визы. У агентов обычно отработаны каналы получения таких виз более простыми способами, чем при обращении напрямую в консульство. Особенно это удобно для жителей регионов, чтобы не ездить по посольствам.
И ЕЩЕ ГЛАВНЕЕ: как выбрать агента для бронирования круиза - посмотрите на сайте круизной компании кто является генеральным агентом в вашей стране - туда и обращайтесь. Чем прямее будет ваш путь в круизной компании, тем быстрее будут решаться ваши вопросы и тем квалифицированней будет помощь и советы. Лично я для себя покупаю круизы через генерального представителя круизной компании, которая все вопросы и запросы решает напрямую с главным офисом через своего регионального куратора, а не через колл-центры для мелких агентов. Всякие посредники и помогайки по сути делают то, что вы могли бы сделать сами, имея при этом мизерный процент, поэтому не рассчитывайте, что они вам дадут бешеные скидки, ибо доступа к спец.тарифам зачастую не имеют.
P.S.: И совет о том, как писать письмо агенту, чтобы не нахамили в ответ: пишите лаконично, нумеруйте пункты и делайте абзацы, оставьте эмоции при себе. Дайте человеку шанс понять суть вашего запроса, не превращая его в свалку второстепенных вопросов. Вот скажите. какой смысл спрашивать агента о возможности апгрейда если вдруг цена упадет, если еще круиз не купили? Сначала выберите круиз, купите, а потом уже задавайте вопросы, ответить на которые можно только имея конкретную бронировку. Также, оставьте вопросы типа "а не будет поддувать из-под сидения в театре ближе к полуночи?" на потом. Просто разделите вопросы на главные, которые важно узнать до покупки, и на второстепенные, которые не касаются покупки круиза и возникнут вне зависимости от того, какой круиз вы купите. И помните, агент - это не бесплатная справочная, а коммерческое предприятие. Чтобы получить услугу - надо сначала купить ее. У многих агентов не выдерживают нервы, потому что сейчас очень много хитреньких клиентов, которые ходят по агентствам консультируются, отнимают время, при этом ничего не платят, а потом покупают в интернете на доллар дешевле. Был случай, когда одна такая хитрованка морочила голову поездкой в Японию пару месяцев, узнала всё что только можно, осталась очень довольна консультациями.... а потом купила авиабилет на распродаже Эмирейтс, гостиницу выцепила демпинговую на букинге, и в финале приходит в агентство и говорит - а мне теперь только виза нужна. Нюансы туристических виз в Японию все знают - нужен гарант. Естественно, что была озвучена цена, которая ее возмутила и она удалилась вся в расстройствах. Так вот скажите, нужен такой клиент агентству???