Немного длинновато, но по-другому не вышло...
- Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории, - писал Владимир Владимирович.
Не, не тот, который ВВП, а Владимир Владимирович Маяковский.
Думаете, отчет будет про Евпаторию?
А вот и нет, как раз про Аргентину.
Нам жаль тех, которые не бывали в Аргентине.
А почему?
Вот сейчас расскажу.
Выбор пал на эту страну как-то случайно, впрочем, так же, случайно, как падал и на другие страны, ранее нами посещенные.
Сижу себе как-то на работе, перечитываю свой же отчет по Новой Зеландии, ностальгирую понемногу по местам диковинным, да по ходу дела пропущенные запятые по тексту расставляю.
Вдруг взгляд случайно зацепляется за календарь.
Ели-палки! На улице июль месяц, а мы еще про зимний отпускной период даже думать не начали.
Зимний отпуск у нас стандартно в январе – аккурат в мой день рождения.
Люблю так, чтобы на ДР свалить куда-нибудь за тридевять земель, чтобы перелет подольше, чтобы люди на иностранном языке говорили вокруг, чтобы красоты заморские взгляд поражали, чтобы утро начиналось с 06.00 и, проснувшись утром, вообще не понимать «где мы? кто мы?» (потому как накануне проехали пятьсот тыщ километров), чтобы день заканчивался в ночИ в каком-нето отеле в каком-нето городке, который и на карте не сразу отыщешь, чтобы от фотографий неземных не хватало объема карт памяти и чтобы в телефон ничего не лезло, чтобы…, ну чтобы каждый день был бы «ну, просто праздник какой-то»!
Вот так я люблю.
Так вот, нужно срочно придумывать, куда навострить лыжи в этом январе.
Стран-то, понятно, великое множество.
А как выбрать нужную?
Выбираю незамысловато: забиваю в поисковике Гугл название первой попавшейся страны и смотрю картинки, которые при этом вылезают.
Если картинки нравятся и их много всяких разных, если самолеты туда летают, то вот страна-то и выбрана.
В этот раз начал свои изыскания с начала алфавита, с литеры «А».
Алжир и Анголу решил пропустить и оставить на потом (по политическим соображениям), впрочем, так же, как и Крым, который наш (потому, что не на литеру «А» начинается).
А картинки Аргентины заинтересовали: красиво, ледники-водопады-горы-серпантины- лагуны-нацпарки.
Один ледник Перито-Морено чего стОит!
Начал читать-перечитывать Форум Винского.
Ууууу, да тут столько всего, что «мама не горюй!
Тут и Огненная Земля и Патагония в одном флаконе.
А тут еще и танго танцуют. И стейки с вином подают!
Да тут смотреть-не пересмотреть-усмотреться!
Утвердившись с выбором, советуюсь с супругой.
- А, давай, Сашенька, давай в этом году махнем в Аргентину? – спрашиваю я у своей любимой.
А то вот в Чили с Филиппинами мы с тобой были, а до Аргентины пока не добрались.
- Аргентина? Аргентина. Аргентина! Давай! - отвечает любимая, задумавшись лишь на секунду.
Конечно, Аргентина! Классный выбор.
Экий ты у меня выдумщик!
Вот до чего ж у меня супруга молодец, что за чудо-жена мне такая досталась!
Значит, точно, в этом году полетим в Аргентину.
Название красивое, находится далеко, приключений должно быть много – все, как мы любим.
Наш вариант!
Маршрут, впрочем, как и всегда, рождался в муках, в больших муках.
Страна большая, интересностей много, только находятся они в разных частях страны, а отпуск имеет строго очерченные рамки – 14 календарных дней.
Большое спасибо, форумчанам, которые давали очень дельные советы, отвечали на все мои многочисленные вопросы, часто даже по второму кругу,: Latinka, demetriusd, santirex, Kapusta58, Add_Fuel, Vadym.
В результате, отрезав то, что вообще никуда не лезло, как серпом по …мечте, маршрут получился такой:
День 1-й.
Буэнос-Айрес
День 2-й.
Буэнос-Айрес.
Перелет в Пуэрто-Игуасу.
День 3-й.
Осмотр водопадов в Parque Nacional Iguazu.
Посещение границы трех государств Las Tres Fronteras.
День 4-й.
Перелет в Сальту.
Посещение города с забавным названием Хухуй (San Salvador de Jujuy).
Любование на закате 14-цветными холмами (Hornocal o Cerro de 14 Colores).
Ночевка в Пурмамарке.
День 5-й.
Осмотр 7-цветных холмов (Cerro de los Siete Colores) в Пурмамарке.
Солончак Салинас Грандес (Salinas Grandes).
Должно было быть, но не сложилось: осмотр моста Viaducto La Polvorilla - Абра дель Акай – Качи. На следующий день так же благополучно не сложилось: Качи – Кафайяте – Сальта.
Ночевка в Сальте.
День 6-й.
Небольшой радиальный выезд из Сальты в сторону Качи.
Ночевка в Сальте.
День 7-й.
Перелет Сальта – Сан-Карлос де Барилоче (Барилоче).
День 8-й.
Поездка из Барилоче к вулкану Тронадор.
День 9-й.
Перелет из Сальты в Эль-Калафате.
Переезд в Эль-Чальтен.
Осмотр водопада Chorrillo del Salto.
Ночевка в Эль-Чальтен.
День 10-й.
Трек к Лагуна Капри (Laguna Capri).
Переезд и ночевка в Эль-Калафате.
День 11-й.
Трек на ледник Перито-Морено (Minitrekking).
День 12-й.
Перелет из Эль-Калафате в Ушуайя.
Осмотр Национального Парка Огненная Земля (Parque Nacional Tierra del Fuego).
День 13-й.
Экскурсия к пингвинам на остров Мартильо.
День 14-й.
Вылет на Родину.
Причем маршрут получился настолько жестким, что иногда был расписан чуть ли не по часам.
- Зачем так? - спросите Вы.
А помните, как в Паровозике из Ромашково?:
— Ехать пора. Ведь мы опоздаем.
— Да. Но если мы не увидим рассвет, мы можем опоздать на всю жизнь!
Вот и тут так же: если мы не увидим вот это городок или не сходим вот в это кафе, то, считай, и в Аргентине-то не были!
В двух местах маршрута все пошло не по сценарию и, в итоге мы пролетели мимо нескольких частей маршрута.
Обидно до слез!
Дальше расскажу.
Билеты.
Самые дешевые билеты (как бы, условно «дешевые» - дешевые из того, что было) на «длинные рейсы», которые подходили нам по всем параметрам, были у Alitalia (около 75 000 руб.), но чего-то, где-то прочитав, что они собираются банкротиться (слухи гуляют давно, но при этом ничего не происходит), я все же не рискнул с ними связываться.
Следующими по возрастанию цены были билеты у Air France.
С ними же мы год назад летали в Чили. Нареканий тогда не было, поэтому, «а почему бы и нет?»
Выбрав на Момондо нужный вариант по времени вылета-прилета, стыковкам и т.д., сами билеты покупал на сайте Air France (любимый мной Момондо не выдавал вариантов с багажом).
А поскольку, багажа должно было бы быть не мало (от летней одежды и обуви до зимней, в совокупности со всякими треккинговыми ботинками), то без багажа ну никак не получалось.
Стоимость одного билета (включен багаж 23 кг. на человека) – 115 000 руб.
Совсем небюджетно. А что делать?
Туда Москва – Буэнос-Айрес. Назад Ушуайя – Москва.
По всему маршруту следования внутренних перелетов набралось 5 (пять…).
Я же говорю, что хотелось объять необъятное.
На внутренние рейсы билеты покупал на сайтах LATAM Argentina (https://www.latam.com/es_ar/) и
Aerolíneas Argentinas (https://www.aerolineas.com.ar/) – Гугл-переводчик с испанского Вам в помощь.
Если с Латамом я справился быстро, то Аргентинские авиалинии меня чуть не добили.
Постоянно вылезали какие-то косяки и проблемы: то при повторной покупке билетов сайту не нравилась моя пластиковая карта (не проводилась оплата и все), то, заполнив кучу-кучу всего, и, дойдя до даты рождения, сайту она не нравилась (вот все другие даты он проглатывал, а дату моего рождения никак не хотел) – вся система зависала и не давала двигаться дальше.
Еще у Aerolíneas Argentinas своеобразный подход к разным системам пластиковых карт.
Если Вы платите их местными картами (у меня вот таковых чего-то не оказалось), то цена одна, а если MasterCard или Visa, то могут начислить дополнительный процент к цене билета.
Либо при повторной покупке билетов (повторюсь, у меня их было 5 штук), система просто не принимала карту, которой оплачивал предыдущий билет, и приходилось проводить платеж с другой карты (благо у меня их несколько).
Причем все проблемы начинают выясняться на самом последнем этапе покупки билета, когда ты заполнил все паспортные данные (перепроверив их 397 раз), ввел все данные пластиковой карты, уже нажимаешь «оплатить», и тут возникает глюк.
В какой-то момент я психанул и купил несколько билетов через какой-то агрегатор.
Получилось дороже, чем на сайте авиакомпаний, но получилось.
При покупке билетов обязательно обращайте внимание на нормы провоза багажа: первоначально показанная цена включает в себя только ручную кладь.
Дальше нужно выбирать между разными видами тарифов (принципиальные различия: масса сдаваемого багажа, возвратный билет или нет).
На Аргентинских авиалиниях норма провоза багажа была 15 кг.
В итоге каждый раз мы, предварительно взвесив чемоданы, доставали все теплое и тяжелое, одевали это на себя поверх шорт и маек и в таком виде проходили на борт.
Здравствуйте, это мы!
И даже при таком раскладе у нас всегда был перевес около 2 кг., правда, который нам всегда прощали.
В общем, удачных вам покупок их местных билетов!
Отели.
Все отели бронировал на букинге, ставя во главу угла рейтинг по отзывам (не ниже 9) и, по возможности, по наличию красивого вида из окна (как говорится, красиво жить не запретишь).
Аренда авто.
Все машины бронировал через Rеntalcаrs.
А аренд было 4 штуки.
При бронировании обязательно нужно смотреть на время работы пункта проката и время прилета или вылета, и в случае несоответствий по времени, все проговаривать и списываться.
Так в Ушуайе по всем параметрам мне понравились условия, предлагаемые SIXT.
Все бы хорошо, только мне возвращать машину нужно не позже 07.00 (у меня самолет улетает на Родину в 08.00), а система выдает, что прокатчик начинает работать только с 09.00.
Оказалось, что у SIXT в аэропорту нет своего офиса, и сотрудник фирмы будет нас встречать по прилету с ключами и с машиной, которую он пригонит в аэропорт.
А вот на возврат машины сотрудник прокатчика может приехать в аэропорт самое раннее только в 07.00 утра (и то, только после многочисленных уговоров по электронке).
По времени как-то жестко и боязно.
-А можно машину оставить прямо перед входом и ключи положить в бардачок, если не будем успевать?
- Нет нельзя. И машину, и ключи нужно сдать лично мне в руки и расписаться в бумагах…
Короче говоря, понервничали, но все успели.
В Эль-Калафате машину нужно было возвращать рано утром (еще до момента открытия офиса в аэропорту).
В переписке Rеntalcаrs успокоил, что ключи можно будет бросить коробку для ключей (дроп-бокс) на двери прокатчика в аэропорту.
Франшиза при всех бронированиях была разная (от 400 Аргентинских песо до 50 000). Так что готовьте денежки.
Нигде на месте полную страховку не покупал - жаба задушила.
В Ушуае плохо припарковался на набережной – мест не было (10 см. моей машины встало на пешеходном переходе) – получил листок со штрафом под дворник.
Уже по прилету на Родину списали с карты около 15 000 руб.
Теперь всегда паркуюсь строго по правилам и с рулеткой в кармане…
Деньги. Обмен валюты. Общая безопасность.
Вопросы обмена денег и безопасности меня очень волновали, т.к. к моменту нашей планируемой поездки, в Аргентине приключились выборы, стране грозил очередной дефолт, у соседей в Боливии сместили президента Эво Моралеса, у других соседей в Чили начались беспорядки.
Все вместе это совсем не радовало, и воображение рисовало нерадостную картину беспорядков и в Аргентине.
На деле все оказалось совсем не плохо.
Везде, где бы мы ни были, все было абсолютно спокойно.
При нас на других туристов и на нас никто не напал, ничего не украли, не вырвали из рук ни телефоны, ни фотоаппараты, не обманули, не подсунули фальшивых денег (а если и подсунули, то мы этого не заметили).
Кошелек и сотовый телефон носил в кармане шорт.
Рюкзак носил, как обычно, сзади (не спереди, как рекомендовали некоторые).
Вычитав на этом форуме чей-то совет сшить пакетик для денег и разместить его на внутренней поверхности бедра – совсем приуныл: такой расклад по безопасности вообще никуда не вписывался в мои представления об отпускном периоде.
Да и шорты у меня короткие. Какая уж тут внутренняя сторона бедра?!))
Немного неприятным показался самый центр Барилоче (площадь и вокруг).
Это не значит, что ничего плохого в Аргентине нет, просто у нас все было хорошо.
Вопрос обмена денег я оставил на самый последний момент, и к началу поездки я не подготовился, где, как и сколько я буду менять: буду ли менять в каждом городе по-немногу или нужно обменяю сразу большую сумму.
По официальному курсу деньги менять менее выгодно, поэтому меняли в «меняльне».
«Меняльня» приключилась» в районе Ла-Бока.
Официальный курс на тот момент был около 52 Аргентинских песо за 1 американский доллар.
Я сразу поменял сумму на всю поездку по курсу 69 (немного торговался, повысив курс с изначального 68).
Потом дополнительно по ходу маршрута обменял небольшую сумму в магазинчике в Барилоче по курсу 72.
Обменяв деньги, я немного успокоился.
Правда, потом встала другая забавная проблема: одно дело, когда у тебя в кошельке небольшой объем наличности в виде американских долларов.
И совсем другое дело, когда ты являешься счастливым обладателем нехилой пачки местных денег, разделенных на пачечки и перетянутых разноцветными резиночками.
В итоге всю последующую поездку таскал эту пачку на дне рюкзака, потому что сейфам в отеле я чего-то решил доверить только хранение паспортов.
Пару раз расплачивался карточкой. Было невыгодно по официальному курсу.
В некоторых кафе и магазинах стоят таблички, что покупку можно сделать, заплатив в американских долларах или в Евро.
Указан курс (близок к официальному – невыгодно).
На полезном сайте можно посмотреть курсы обмена доллара на аргентинский песо https://www.ambito.com/contenidos/dolar.html
Официальный курс (в окошке official – compra) и неофициальный, к которому нужно стремиться при обмене где-либо (blue – compra).
ПДД. Дороги. Топливо
Правила и знаки вся ясные и понятные.
Ограничение скорости в городе – 60 км/ч, за городом – 80-100 км/ч.
Но на эти ограничения скорости все плевать хотели, что в городе, что за городом.
Когда была возможность, я ехал за городом 140 км/ч.
Про наличие камер и отразится ли на мне нарушение скоростного режима как-то в виде штрафов– пока не знаю.
Очень много перекрестков без светофоров, где не установлены знаки «главная дорога».
Поэтому все едут по принципу «кто первый выехал на перекресток и фафакнул погромче, тот первым его и проезжает». Не очень приятно.
Светофоры установлены интересно: не перед перекрестком, а после него.
Поэтому по первости, когда я понимал, что мне красный, а я уже почти выскочил на перекресток, не успевая сориентироваться, резко бил по тормозам.
Саша сильно ругалась.
В городах много лежачих полицейских, очень часто без предупреждающего знака перед ними.
А иногда этот полицейский такой огромный, что если разогнаться, как следует, то потом при жестком приземлении мало не покажется.
Еще есть вот такие знаки.
Тут вообще можно ждать всего, чего угодно.
Сам по себе этот знак обозначает, что сейчас в трассе будет поперечное углубление в дорожном полотне, и нужно резко сбавлять скорость.
Ну, углубление и углубление – мало ли.
Эти углубления делают в дорожном полотне, чтобы по нему могла течь вода с гор или при дождях.
Может быть только сухое углубление.
А, может по нему может протекать ручеек, а может целая река, а может и неслабый грязевой поток с гор.
И дорога тут может быть просто размыта.
И ты едешь себе так едешь, песенку себе под нос мурлычишь и вдруг хлоп, а перед тобой настоящая река. Ага, прям на трассе.
У нас часто было так: сначала знак, потом речка, с боков от которой куча принесенной ей земли, камней (нормальных таких по размеру булыжников) и прочей грязи, а потом до кучи сразу трасса заканчивается и начинается гравийка.
Глубок ли этот поперечно-дорожный водоем, на сколько ровное там дно, да и что там на дне – шут его знает.
Объехать это безобразие не представляется возможным, и спросить не у кого, поскольку дороги и трассы очень часто абсолютные пустые, что не добавляет оптимизма.
На трассе из Сан-Антонио-де-лос-Кобрес в Сальту мы чуть не поседели.
Трасса сначала выглядела, как супер-скоростная асфальтированная трасса, со всеми отбойниками, прекрасной разметкой и прочими атрибутами трассы.
Но практически с самого начала начались сюрпризы.
Вечерело. Несусь себе на приличной такой скорости, никому не мешаю.
Смотрю вдаль, а там что-то коричневеет на дорожном полотне.
Ну коричневеет и коричневеет.
На всякий случай сбавил скорость.
И очень даже вовремя сбавил, потому как это оказалась землица, перемешанная с камнями, вынесенная на асфальт с гор, перегородившая на половину всю трассу и образовавшая насыпь сантиметров 60 высотой и метра два в длину.
- Вот это нормально, вот это у вас тут скоростные трассы, - переглянулись мы с Сашей.
Потом такие безобразия многократно повторялись и множились, по дороге разливались поперечные речки, дорога переходила в гравийку с большими и малыми камнями, с речками и земляными наносами.
Я выходил из машины измерять глубину брода и возможность проезда тут как таковую.
Короче говоря, держите ухо востро!
Учитывая изложенное выше, очень советую брать в аренду полноприводного коня, по крайней мере, в районе и вокруг Сальты.
Гравийных дорог много и они разные: от хороших гравиек, до жестких.
Дорога от Сан-Антонио-де-лос-Кобрес до виадука Polvorilla – скорость была не более 10 км/час.
Большая часть из 100 км. пути от солончака Salinas Grandes в Сан-Антонио-де-лос-Кобрес– довольно жесткая гравийка с поперечными речками, где на отдельных участках ехали не более 40 км/час (это быстро), а на отдельных – не быстрее чем 20 – 30 км/час.
Расстояние от отеля в Барилоче до смотровой площадки на вулкан Tronador – всего 80 км.
Большая часть пути – гравийка со скоростью перемещения не более 30 км/час.
Как меня предостерегали «бывалые», что в Аргентине нужно смотреть не на расстояние, а на качество дорог (скорость перемещения по ним).
Пренебрег я предостережением, чем и поплатился…
Периодически на гравийках видели туристов, менявших пробитые колеса.
Нужно быть готовым к замене колеса (в Чили менял пробитое колесо в парке Torres del Paine), в Аргентине сия участь минула.
С заправками нет проблем в крупных городах.
На заправках можно расплачиваться карточкой, можно наличными.
Поскольку у меня наличность была распихана по всем карманам на весь отпускной период, то расплачивался ею.
Выезжая куда-либо из города, нужно всегда заправляться.
Так по пути из Эль-Калафате в Эль-Чальтен (около 220 км) заправок мы не видели.
Да и в самом Эль-Чальтене заправка всего одна, к которой всегда очередь (при выезде простояли больше часа).
За все время путешествия мы наездили около 2000 км., израсходовав 200 л. бензина
Навигация.
Пользовался программой Maps.me и картами Аргентины, предварительно скачанными в телефон.
А вот с навигацией случился большой прокол.
Причем прокол, стоивший нам непосещения нескольких запланированных мест в середине нашего приключения.
За все время самостоятельных путешествий такое случилось с нами впервые.
Первый раз программа забарахлила в части поездки вокруг Сальты.
Да не просто забарахлила, а перестала прокладывать маршрут.
Я заношу в строку поиска координаты следующей точки, а навигатор выдает, что «маршрут не найден».
Повторяю, а ничего не меняется.
Вечереет.
Мы находимся с другой стороны земного шара, в чужой стране, стоим на дороге чёрте где, спросить не у кого (да и что спрашивать?), а навигатор не знает, как проехать дальше, а у нас тут еще туева куча объектов, которые необходимо посетить.
Я уж и так и по-другому, проверяю-перепроверяю координаты, пробую завести необходимое место словами, и по-русски, и по-испански, а результат тот же самый – «маршрут не найден».
Перезагружал телефон 3 раза, тряс его, уговаривал, но все безрезультатно, «маршрут не найден».
Как не найден? Дома по компьютеру в гугл-мэпс все находил, а тут не найден?!
Пот прошиб разом: этак дальше можно вообще никуда и не ехать, а то и не выедешь…
Попробовали все то же самое сделать с Сашиного телефона (на всякий страховой случай установили карты и на ее телефон за неделю до поездки).
И, о чудо, все получилось.
Ерунда какая-то!
Потом еще в нескольких местах мой телефон терялся, а Сашин спасал ситуацию.
Вечером, приехав в отель, пару раз удалив программу и повторно установив ее, 5 раз перезагрузив телефон, пробую протестировать сегодняшний маршрут еще раз, получаю тот же неутешительный результат.
Выругался очень нелитературно (3 раза), а потом еще повторно.
Давай строчить письмо в службу поддержки Maps.me. Уже более литературно.
Все им расписал на несколько страниц, приложил координаты и жду ответ.
Дальнейшая переписка с ними продолжалась в течение нескольких дней: я им вечером развернутый вопрос, они мне следующим вечером – развернутый ответ.
И вот эти товарищи отвечают мне, что, «мол, да, есть такая беда».
В последней версии карт Аргентины, которые я и установил на мой телефон, они ввели такое понятие как «брод».
И если где-то по маршруту следования встречаются броды, то навигатор просто не строит маршрут, чтобы не получилось, что путник проехал 500 км, уперся в брод, не смог его преодолеть и злой поперся назад 500 км, всячески костеря и матеря разработчиков.
Они протестировали мой маршрут и выявили, что как раз в нескольких частях моего маршрута есть непроезжабельные места с этими самыми бродами».
А на Сашин телефон я закачал программу ранее, еще до внесения ими обновлений, поэтому там и бродов нет.
Это нас и спасло.
Вот обнови мы карты на Сашином телефоне, то и он не построил бы маршрут.
В понятие «брод», скорее всего, были включены речки, которые растекались на дорогах в летний Аргентинский период (январь) и, скорее всего, становились действительно непролазными, когда в Аргентине приключалась весна или осень.
В плане совета по навигации.
Лучше для страховки пользоваться разными навигационными программами.
И дома очень тщательно спланировать прокладывание маршрута в местности с грунтовыми дорогами, вплоть до распечатки скриншотов.
В общем, дороги Аргентины совместно с навигацией по ним оставили не очень приятное впечатление.
Жесткие дороги!
Хватит все вокруг да около. В путь!