Собственно, Булонь и Канкаль это два города, которые были базовыми на две недели нашей поездки в июле 2018 года. Ну а мидии и устрицы – куда же без них на морском побережье севера Франции.
Поездка получилась для нас во многом необычной и уникальной.
Во-первых, две недели мы жили в палатках.
Во-вторых, природно-созерцательная часть преобладала над культурно-познавательной (а обычно как раз наоборот),
В-третьих, денег за две недели потрачено раза в два меньше, чем обычно.
Ну и в-четвёртых, в самом начале поездки я утопил свой гаджет для фотографий, так что фото будут только с камеры телефона. Позорно конечно, но лучше так, чем никак.
Именно по четвёртой причине я не писал отчет сразу после поездки, а решился только сейчас, находясь на самоизоляции.
Место встречи – Булонь-Сюр-Мер.
Наша компания добиралась до Булони из разных мест. Сергей и Ольга просто сели в свою машину в Гамбурге и через 8 часов и 800 километров были на месте. Мы же с Ириной вышли из дома на час раньше и использовали целых три вида транспорта – такси до Пулково, самолёт до Парижа и поездом до Лилля и далее до Булони. И были на месте всего на полчаса позже наших друзей.
С логистикой перемещения получился интересный нюанс. В самой Булони аэропорта нет, ближайший в Лилле, но если пытаться долететь до Лилля на самолёте, то ЭйрФранс выдаёт составной маршрут: Петербург-Париж на самолёте и Париж-Лилль на поезде, причём стоимость билета выходит дешевле на 20 евро, чем просто до Парижа.
Шарль-де Голль непрост для перемещений, но волшебный значок электрички на указателях всё-таки вывел нас к терминалу, где расположена станция железной дороги. Тут же в зале ожидания офиc SNCF, на стекле вывеска “Service TGV Air”, распечатанные билеты на поезд надо получить там. Билеты получили, смотрим на табло отправлений – поезд до Лилля через три минуты, могли бы и успеть, а наш следующий, через час, но я перестраховался, заложил на пересадку побольше времени, ведь паспортный контроль дело непредсказуемое.
Оставшееся время провёл в битве с кофейным автоматом – упорно пихал в него монетку в два евро, а он с тем же упорством возвращал её обратно и лопотал что-то по- французски. На пятый раз, я наконец посмотрел на монету и убедился, что сам дурак – Рама IX на француза не похож, а за 10 тайских бат даже в Паттайе кофе не выпьешь.
От Парижа до Лилля 200 километров и час езды. В Лилле на вокзале купили в автомате билеты до Булони и пошли смотреть город, пара часов у нас есть.
Галопом пробежали по центру, дошли до цитадели… и обратно на вокзал. Просто отметились, что были.
Saint Maurice Catholic Church, восточный фасад
Она же, западный фасад
Лилльская фондовая биржа
Сегодня Финал!
Поезд до Булони уже больше похож на обычную электричку, да и пейзажи вокруг вполне пасторальные, поля да перелески. Возможно, именно здесь гнал своего коня самый известный герой Александра, сами понимаете, Дюма. Именно об этом я думал, когда электричка проезжала мимо Кале, где в прибрежных дюнах д’Артаньян совершил разбойное нападение на графа де Варда чтобы отнять у него выездную визу в Англию. Но сейчас к дюнам не пробраться, всё загорожено трёхметровыми заборами. А то ведь многочисленные беженцы так и норовят проникнуть в Соединённое королевство пешком через Евротоннель.
Подъезжая к Булони, созвонились с Ольгой, и едва вышли из вокзала, как к нам подкатил пепелац марки BMV X3 доверху набитый пожитками для проживания в кемпингах. Кое-как разместили свои рюкзаки, обнялись-поцеловались с друзьями и поехали… В кемпинг? Как бы не так!.. Ведь именно сейчас, в эту минуту, в Москве проходит финальный матч чемпионата мира по футболу 2018 Франция-Хорватия. Первый тайм Сергей и Ольга смотрели в каком-то баре и как раз в перерыве встретили нас. Центр города буквально в полукилометре от вокзала, через пять минут удалось удачно припарковаться где-то на Rue de la Lampe, добежать до Place Dalton, полную всяких баров и ресторанчиков и проникнуть в один из них. Народу битком, как у нас в церкви на пасху.
Столики, конечно, все заняты, Кое-как удалось протиснуться и пристроиться у стеночки в нескольких метрах от телевизора. Все болельщики с шарфами, с флагами и в боевой раскраске, одни мы как не местные, по-французски не кричим. Да и физиономия у меня восточно-европейская, почти хорватская, не спалиться бы!!!
Начался второй тайм. Французы ведут 2:1. В первом тайме Манджукич срезал в свои ворота, потом Перишич сравнял счет, но Гризманн с пенальти вывел французов вперёд. Хорваты с начала второго тайма давят, пытаются отыграться. На каждое удачное действие хорватов в зале раздаются стоны и вздохи, каждое касание мяча французами сопровождается криками и вскакиванием с места. В момент паузы в игре удалось пробраться к стойке и взять бокал пива. В этот момент какой-то смуглый француз (это был Н’Зонзи) прорвался по правому краю и прострелил вдоль ворот. После суматохи в штрафной мяч отскочил к другому темнокожему французу (а это был Погба). Удар! В защитника! Ещё удар! Гооооол!!! Весь бар вскочил со своих мест, замахали флагами, стали прыгать, обниматься, целоваться! Меня не целовали, но пиво расплескали. А потом весь бар запел Марсельезу! Чтобы не выделяться пришлось подпевать, по-русски, разумеется:
“Отречёмся от старого мира …”
Через несколько минут, когда все немного успокоились и игра продолжилась, подваливает ко мне пара местных с кривой улыбкой и предъявой на чистом французском:
- Не местный ты! С какого раёна!
- В телевизор посмотри, я оттуда! – отвечаю по-русски.
- Футболист, что-ли !?
- Россия! Водка! Матрёшка!
Смотрят недоверчиво, и тут я вспоминаю, что у меня в кармане бандана в цветах российского (и, как удачно, французского) флага. Достаю, предъявляю. Заулыбались, басурмане!
А тут как раз французы четвёртый гол забили. Опять всеобщее ликование, пляски – песни до самого конца матча.
После окончания весь народ из баров вывалил на площадь. Крики, пляски, фейерверки, снова вся площадь Марсельезу запела, на ступенях церкви Saint-Nicolas люди флагами дирижируют. Откуда-то тащат колонки, видимо на площади будет концерт в честь Победы!
Ну а мы немного лишние на этом празднике, поэтому выбираемся из толпы, находим оставленную машину и, раздвигая бампером толпу с флагами, потихоньку выбираемся из центра в сторону нашего кемпинга.
Camping La Falaise
Если не изменяет память, то в последний раз ночевать в палатке нам с женой довелось в 1986 году на Карельском перешейке недалеко от Заходского. Да и то – это был всего лишь трёхдневный выезд в лес. Там ещё недалеко полигон танковый и иногда бухали пушки, но зато грибов много, да и компания весёлая подобралась. 32 года перерыва это солидный срок и было немного боязно. Поэтому я даже присмотрел несколько недорогих гостиниц в округе на всякий случай. Вообще-то, мы на отдыхе с комфортом не заморачиваемся, 2*-3* от гостиницы вполне достаточно, один раз на озере Комо довелось жить даже в 1* пансионе и это было замечательно.
Но жить в палатке и обходиться без утреннего кофе…? Короче, колбасило по-полной. Успокаивали только наши друзья, который практикуют такой отдых уже несколько лет и обеспечили нас всем необходимым – палатка, матрасы, спальники и все прочие атрибуты, вплоть до шаров для петанка.
И действительно, всё оказалось замечательно – крыша над головой, мягкие матрасы, тёплые спальники и отличная компания. Да, утренний кофе, и даже с круассанами, пили каждый день, не отходя от палатки.
Итак, по порядку. Кемпинг La Falaise находится в паре километров от Булонь-Сюр-Мер, а точнее на окраине прибрежного поселка Équihen-Plage, именно отсюда начинается 8-километровый пляж Equihen.
Кемпинг довольно большой, более чем 300 участков для размещения. Основную территорию занимают мобильные домики на 2-3 спальни выполненные в архитектурном стиле строительной бытовки, которые можно взять в аренду на любой срок или даже купить.
Цены примерно такие: день/неделя/сезон/купить – 95/450/3300/18000. Это чисто для ориентировки, домики разные, да и по сезону цена гуляет.
Тех же, кто приехал на своём кемпере или просто на машине с палаткой, размещают в самом дальнем углу, пешком от входа идти примерно 400 метров. Участок для размещения примерно 10х10 метров, от соседних отделяется живой изгородью. На участке имеется столбик с водозащищённой электрической розеткой (нужен переходник, его можно взять в администрации)
Состав “палаточников” самый разнообразный – от молодёжи на различных таратайках, до солидных буржуа на дорогих кемперах. А на соседнем участке пару дней стояла Tesla Model S с какими-то хипстерами на борту. Мы были в самый разгар сезона, в середине июля, и свободных площадок практически не было, если утром кто-то уезжал, то к вечеру участок снова был занят.
Блок мест общественного пользования находится в 50 метрах от нашего участка.
Туалеты, мойки, душевые… Горячая вода в душе по предоплаченной карточке (0,15€ за 20 секунд), так что петь в душе приходится за свои же деньги. Уборка производится два раза в день, так что всегда чисто и, несмотря на большое количество народа, очередей не было ни разу.
На территории имеется бассейн, но в нём плескаются в основном только дети. Интернет есть в здании администрации, но ме-е-е-дленный! В прилегающем посёлке парочка кафе, магазинчиков и булочная!!!
Чуткий утренний сон обычно сопровождает лишь шелест кустарника за стенкой палатки да щебетание мелких птах. Но постепенно начинают появляться посторонние звуки – звон посуды, людские голоса и отдалённый звук мотора… Значит пора вставать, ставить чайник и заваривать кофе. К тому моменту, когда кофе заварился и настоялся в термосе, к палатке как раз подъезжает Антуан из булочной на своём фургончике:
- Доброе утро, что сегодня будешь брать?
- Четыре круасcана и два багета!
- А не маловато будет?
- Это тебе маловато, а мы ведём здоровый образ жизни и должны сбросить к концу отпуска пару килограммов.
- Ну, тогда пятёрка с тебя.
Ну и, наконец, самое удивительное про кемпинг La Falaise.
Именно на его территории находится уникальный “Quartier des quilles en l’air” – квартал повисших в воздухе килей.
Вкратце история его происхождения.
Традиция использовать в качестве крыши над головой отслужившие своё деревянные лодочные корпуса существует у местных рыбаков более ста лет. Первые такие дома здесь появились ещё в XIX веке. В те времена на месте будущего поселка располагался сухой порт для рыбацких лодок, специализировавшихся преимущественно на ловле сельди.
Удобной бухты здесь нет, поэтому лодки приходилось часто вытаскивать на берег и стаскивать обратно. Для этого использовались бревна или груды водорослей, которые подкладывали под днище. Из-за этого деревянные корпуса лодок быстро изнашивались.
Пришедшие в негодность лодки бросали здесь же, на берегу. Обычно лодки растаскивали на дрова. Но однажды, кому-то пришло в голову сделать из перевернутой лодки жилище. Подобранные на морском берегу лодки сначала пропитывались смолой, чтобы стать непроницаемыми для влаги. Затем строители переворачивали просмолённые лодки вверх дном и использовали в качестве крыши, при этом основания домов сооружались из дерева или камня. Жили в них исключительно бедняки, кому не в силах было построить нормальное жилище.
Во время Второй мировой войны результате многочисленных бомбардировок квартал повисших в воздухе килей был фактически уничтожен. В единственном уцелевшем лодочном доме долгое время размещалась мастерская художника Поля Кристоля, который и дал утраченному кварталу поэтическое название.
Единственная найденная мной картина этого художника с домом-лодкой.
Оригинальные домики стали одним из важных символов истории региона, поэтому в девяностые годы XX века местные власти решили возродить необычный квартал «Quilles en l’air», построив на территории муниципального кемпинга серию современных «рыбацких» домиков улучшенной планировки (8 штук) почти на том же самом месте, где когда-то находился квартал бедных рыбаков. Домики сдаются в аренду по информации из сети, но на сайте самого кемпинга их нет, возможно проданы в аренду на длительные сроки.