С учётом того, что я на юге уже смотрела одни места, а Аня другие, то из недосмотренного для нас обеих осталось не так много. Решили акцент сделать на посещении парка ¬с длинным названием Parque Natural Sierras de Cazorla, Segura y las Villas, а по дороге посмотреть небольшой городок Xàtiva и еще что-нибудь на обратном пути. Формат поездки – автомобильный, с ночевками в палатке.
Итак, двинулись.
28 апреля (1 день поездки)
К сожалению, в связи с моей изрядной загрузкой перед поездкой и Аниным поздним приездом, мы оказались не очень собраны. Вечерне-ночная суета со сборами и подготовкой маршрута была продолжена утренними походами в кладовку и тасканием вещей в машину в гараж. Выехали мы позже желаемого, к тому же нам предстояло ещё заправиться, заехать в Декатлон за недостающим снаряжением и газом для горелки и в продуктовый магазин. В общем, было понятно, что при такой дальней дороге, которая нам предстояла до Шативы (это валенсианское произношение, а в испанском произношении – Хатива), и всех этих дополнениях сегодня нам не светит гулять по замку, поэтому мы расслабились и даже решили поставить эксперимент: поехать в Валенсию по бесплатной трассе. Хм. Ну, конечно, это было не самым правильным решением, хотя и сэкономило нам около 33 евро.
Близ Таррагоны заехали в магазинную зону, провели там часа 3 (в Декатлоне нам для дома нужно было много всего по мелочам), заодно и пообедали. Под вечер, проехав Валенсию, заехали в «лесную зону» близ Валенсии в надежде найти там ночлег. «Лес» оказался не очень высокими тонкими деревцами, холмы и камни мешали найти ровное место, но после некоторого времени исследования территории нам удалось найти более-менее подходящее для палатки место. Вечер у нас прошёл в стиле похождений героев книги «Трое в лодке не считая собаки», вот только собаки у нас не было, а лодку заменяла машина.
Когда мы путешествуем в походном режиме вдвоём с мужем, обязанности наши распределяются таким образом, что я занимаюсь готовкой на горелке, а он оборудует нам палатку. Т.к. Аня с конструкцией нашей палатки была не знакома, палатку вызвалась ставить я, а Аня была отправлена «на кухню». Я стала доставать нашу маленькую палатку-двушку из багажника и не обнаружила стоек от неё. Странно. Вроде бы я держала их в руках в кладовке. Куда они делись потом? Обыскав вроде бы весь багажник (заваленный едой и покупками из «Декатлона»), стоек мы не нашли. Я вздохнула. Да, надо больше спать (накануне мы спали часа 2-3)… У Ани был с собой на всякий случай тент (мы не были уверены, что мы нормально разместимся втроем в «двушке»), но оказалось, что наше «единственное ровное место» совершенно не было окружено высокими деревьями, к которым тент можно было привязать. Возле ровного места стояли лишь пара хлипких кустиков, и не было ни одной палки, способной сыграть роль кола для растяжки. Приспособить тент к машине у нас тоже не получилось. Аня предложила сложить задние сидения и проверить, нельзя ли лечь спать в машине. Оказалось, что современный автопром совершенно не думает о таких непутёвых автопутешественниках, и сложенные кресла крутым горбом перетекали в обширный багажник. Спать так было не возможно. Мы вытаскивали и затаскивали вещи, мастерили «ложе» из подручных средств (пытаясь сгладить окрестности «горба») и ломали голову над конструкцией, пока Лиза, наконец, не внесла свою лепту. Ребёнок заявил во всеуслышание о своём голоде. И тут же мы поняли, что сами голодны, как звери.
Отложив «гнездование» мы вспомнили, что горелка так и не собрана, и рагу с мясом (которое значилось в нашем меню на ужин) совсем не тушится, и перекинули все силы на кухонное дело. Странное дело, но что-то сегодня явно не ладилось – горелка, которая верой и правдой служила нам несколько лет, и даже месяц назад использовалась в другой поездке, вдруг взбунтовалась: то напрочь отказывалась зажигаться, то вспыхивала пламенем по всей своей поверхности. Провозившись с ней около 20 минут, прочищая форсунку и перекручивая баллоны по несколько раз, мы поняли, что наши очумевшие от недосыпа мозги и слипающиеся глаза сегодня нам уже не помогут. Утро вечера мудренее. Решили поужинать готовыми продуктами (благо, с собой были йогурты, сыр и хлебобулочные изделия).
Пока мы извлекали из багажника продукты, внезапно обнаружились стойки от палатки! О, чудо! Мы спасены! И вот мы едим бутерброды и йогурты под звёздным небом, размышляя о том, что всё не так плохо: желудки наши наполняются, палатку мы сейчас соорудим, Лиза уже почти засыпает… И вдруг издали приносится непонятный вой. Кхм. Мы чуть не подавились. Волки! Воспалённый мозг рисует страшные картины. Но, пораскинув оставшимися в годности извилинами, мы понимаем, что населёнка ну прямо очень недалеко отсюда, что крупных лесных массивов поблизости нет. В общем, откуда взяться волкам? Но они воют и воют. Чёрт с ними! Главное, не думать про это Ставим палатку и, наконец, погружаемся в так необходимый нам сон. За бортом около +15 С.
Проехали за день 336 км.
29 апреля (2 день поездки)
Надо заметить, что вой нам не сильно мешал заснуть, мы просто отрубились. Спать было тесновато, но в целом возможно. Утренний взгляд на горелку, к сожалению, не принёс ничего нового. Кажется, она нуждается в ремонте Завтрак приготовить на ней мы тоже не смогли. Благодаря Аниному интернету, нашли поблизости ещё один «Декатлон» и после утреннего перекуса всухомятку отправились туда покупать новую горелку. Ну а что? Без горелки концепция нашего автопутешествия должна сильно измениться, а мы не хотим.
Итак, потратив час на заезд в «Декатлон» близ Валенсии и позавтракав уже по-нормальному, в 11-30 мы продолжили наш путь в Шативу (оставалось уже совсем ничего). Потеплело до +17 С.
Xàtiva
Шатива – город с длинной историей. Известны сведения о проживании на его территории иберийских племён ещё до нашей эры; затем Шатива (тогда Саитаби) была одним из центров Римской империи (особенно ценился производимый здесь лён), ну а когда полуостров захватили мавры, то и Шатива перешла под их власть вплоть до 13-го века. Кстати, это были не худшие годы в истории города. Многие сохранившиеся интересные городские постройки в центре относятся именно к этой эпохе (часть замковых построек – тоже). Кроме того, именно Шатива становится первым европейским центром, в который дошло китайское искусство бумагоделания (через арабов) и появилась первая в Европе бумажная мельница. После реконкисты Шатива становится одним из важных центров королевства Арагон (а ее замок служил главной тюрьмой королевства); здесь родились два римских папы и известный испанский художник Хосе де Рибера. Город сильно пострадал во время войны за испанское наследство в начале 18 века, а в 1748 году – от землетрясения. Затем было, как это обычно, несколько сражений с Наполеоном, а также бомбардировка во время гражданской войны, после чего город начинает своё восстановление.
Для начала мы решили осмотреть главное – замок, а потом уже интересные здания в центре. Мы припарковались на бесплатной «замковой» парковке, откуда решили прогуляться пешком не самой короткой тропой (перед выходом основательно подкрепились). В частности, зашли к церквушке Св.Иосифа, на руины исламского дворца и к «холодильнику».
La nevera («холодильник») – это одно из мест, где в былые времена хранили снег (да, зимой он периодически выпадал на хребтах); такие снегохранилища разбросаны по отдельным хребтам Испании (как материковой, так и островной). В частности, эта «невера» была сооружена в 18-м веке, её диаметр (как и глубина) – около 10 м; снег сюда свозили со Sierra de Mariola (транспортировка осуществлялась в тёмное, наиболее холодное время суток). Между прочим, торговля снегом в те времена была очень выгодной. Снег (скорее даже лёд) использовался для хозяйственных нужд, в качестве источника питьевой воды и даже в медицине (для облегчения лихорадки).
Основная достопримечательность города называется «замок», но по факту состоит из двух замков: «менор» и «майор» (маленький и большой). Также на территории есть небольшой музей средневекового оружия и доспехов; своя часовня, сад, площадка для пикника... Самое прекрасное в замке – это виды. Виды как на сам замок (с «малого» на «большой» и наоборот), так и на окрестности. Кстати, вход в замок стоит каких-то смешных денег.
На обратном пути к машине мы зашли в церквушку Sant Feliu. Она была закрыта как по пути туда, так и по пути обратно, но табличка на двери гласила, что надо постучать в соседнюю дверь. Действительно, оттуда выбралась недовольная тётя, открыла нам собор на минуточку и убежала по своим делам. Вернувшись к машине (через 2,5 ч после выхода), мы обнаружили себя голодными и снова занялись чревоугодием.
Затем мы съехали в центр города (и нам даже удалось пристроить машину в центре на узкой улочке) и отправились осматривать центр. В городе есть вроде бы неплохой музей истории искусства Almodí, но было время сиесты, а ждать два часа его открытия совершенно не хотелось. Такая же картина оказалась и с кафедральным собором. Так что мы довольствовались их видами снаружи, нам понравилось. Все постройки (дворец с музеем, кафедральный собор, старинный госпиталь) – 15-16 вв, но с более поздней реконструкцией.
Кафедральный собор:
Antiguo Hospital Real
В городе:
Около 16 ч мы окончательно уехали из города и направили свои 4 колеса в природное лоно, а именно в сторону парка Сьерра де Касорла. Ехать было далеко (только до начала парка больше 2.5 ч чистой езды!), поэтому часа через 1,5-2 дороги мы сделали остановку, как только увидели долгожданное поле маков. Однако солнце, как назло, ушло за облака, да и поле при ближайшем рассмотрении оказалось на таким уж крутым на виды.
Самое же печальное было то, что после получаса лазанья по придорожным кустам и густой траве мы сняли с себя нескольких малюсеньких клещей. К счастью, те только ползали, не найдя себя окончательного пристанища на теле. Но, как говорится, «осадочек остался». Это моё первое знакомство с клещами в Испании.
Parque Natural de Los Calares del Mundo y de la Sima
Солнце клонилось к закату, когда мы въехали в лесную зону парков (более северный относительно Касорлы парк – Парк Натураль де лос Каларес дель Мундо и де ла Сима). Нам уже дико хотелось есть и спать, и, проехав по недлинному, но к вечеру уже утомляющему серпантину, к счастью, мы довольно быстро удачно съехали к тупиковой грунтовой дорожке со столиками для пикника. Нас это место под сенью раскидистых сосен и вдали от проезжающих машин (да и тех, редких) очень даже устроило. Сегодня всё пошло намного лучше, чем вчера: палатка собралась за считанные минуты, новая горелка горела исправно, еда готовилась, ребёнок играл с шишками. Единственное, как-то тут прохладно (+9,5С – это бортовой компьютер в машине так показывает). Мы же немного набрали высоту. Пришлось нацепить на себя шапку и перчатки. Но в целом впечатления от ночёвки самые лучшие.
За день проехали 330 км.