Португальские штучки.
Не знаю как начать эту часть своего рассказа. Вроде бы, уже оскомина от штампов, что Португалия - это азулежу, бакаляу, пробка. С другой стороны, как говорит одна юная леди: "Если ты видишь что-нибудь красивое, нужно рассказать об этом людям. Вдруг они не видят". Буду рассказывать.
Азулежу (азулезуш (мн.число) повсеместно применяются в украшении и отделке зданий и помещений, общественных зон, скамеек, фонтанов. Они цветные и сине-белые, огромных размеров и на одной плитке, Азулежуш распространены в Португалии и настолько ассоциируются с ней, что кажется, будто азулежу изобрели португальцы.
На самом деле культура азулежу пришла с маврами. Сначала это были разноцветные рельефные плитки с арабскими мотивами - яркими и многоцветными. На смену им в 16 веке пришли разноцветные азулезуш с гладкой поверхностью. Производства находились за пределами Португалии (Испания, Италия, Голландия), такого рода отделка была дорогой и доступной далеко не всем. Мода на бело-синие азулезуш пришла во второй половине 17 века, и только тогда начали открываться производства в Португалии (Порту, Коимбра, Лиссабон). К середине 18 века португальские азулезуш приобрели собственный характер, квалификация мастеров достигла таких высот, что азулезуш перешли в область искусства.
Как это часто бывает, трагедия провоцирует развитие. После великого лиссабонского землетрясения 1775 года были открыты королевские керамические фабрики, которые удовлетворяли потребности строителей Лиссабона при его восстановлении. И пусть художественная ценность фабричных азулезуш уступала индивидуальному производству, азулезуш стали массовым, доступными по цене и широко применяемым строительным материалом. Именно азулезуш способны сделать самое незатейливое архитектурное решение индивидуальным, ярким, нарядным. Плюс утилитарность - способность сохранять прохладу в жару и защита построек от плесени в холодное время. Азулезуш получили повсеместное распространение - от городов до маленьких деревень, где керамические панно размещались снаружи домов и служили оберегами. Много таких оберегов мы видели в Обидуше. Если будете там, обратите внимание. Вот и мы зависали перед каждой стеной с разноцветными узорами. Масштабные бело-голубые панно общественных зон можно рассматривать бесконечно. Сочетание цвета воды и неба создают настроение юга, лета, праздника. И замечательно, что азулежу повсюду, чтобы ими любоваться не нужно идти в музей.
Красивая и экзотическая для нас традиция сегодня по-прежнему любима как португальцами, так и туристами. В любом туристическом магазинчике горы изделий с темой азулежу. Здесь как массовое производство , так и индивидуально изготовленные вещи. В подземном переходе Кашкайша мы не смогли пройти мимо современного прочтения искусства азулежу. Эти панно во всю высоту перехода. Разве не здорово?
Калсада португеза (calçada portuguesa) способ мощения тротуаров натуральными минеральными породами преимущественно белого и черного цвета (базальт и известняк), которые укладываются в рисунок. Иногда этот рисунок прост, например, в виде полос. Иногда это масштабные сюжеты. Старые мощения настолько отполированы миллионами ног, что бликуют от солнечного света днем и электрического ночью. Кажется, что тротуар только что помыли. Это придает нарядности улицам.
Утверждается, что впервые улицу Лиссабона замостили, чтобы провести по ней носорага - подарок на день рождения королю Мануэлю I, чтобы не испачкать его грязью, летящей из-под тяжелого животного. Мощение было дорогим удовольствием, гранит привозили с месторождений близ Порту. При восстановлении Лиссабона после великого землетрясения калсада широко не применялась ввиду дороговизны. И лишь в 1842 году началось массовое мощение улиц столицы, в том числе и площади Россиу (более 8700 м.кв). Дороговизна португальских мостовых оправдана их утилитарностью. При необходимости ремонта коммуникаций, проходящих под тротуарами, камни вынимаются, складируются поблизости, а после окончания ремонта - возвращаются на место. Вечная история. Калсада широко распространена не только в Лиссабоне, но и по всей Португалии. Поэтому девушкам не стоит надевать каблуки для прогулок. Главное, в туристической суете не забыть смотреть под ноги. Там могут быть и цветы, и волны, и целые картины. Калсада - это очень по-португальски.
Не знаю, есть ли специальные названия и традиции у дверей, ручек, колокольчиков, балкончиков Португалии. Но они потрясающие. Иногда рельеф дверного полотна привлекает. Иногда цвет настолько сочен и ярок, что невозможно пройти мимо. А эти дверные ручки.
Человек устроен так, что ему хочется созерцать и запоминать красивое. Португалия очень фотогенична. Действительность же вносит свои коррективы. То, что на фото выглядит налетом старины глубокой, на месте может оказаться разрухой. Обшарпе старых кварталов уже не кажутся столь очаровательными, когда понимаешь, что в этих домах живут люди. И так живописно трепещущееся над головой белье вывешено хозяйками вовсе не для того, чтобы мы делали атмосферные фото, а потому что оно просто не сохнет в доме без отопления. Шикарные затейливые фасады отреставрированных зданий часто соседствуют с черными глазницами окон покинутых домов. Здесь намешано блеска и нищеты. Если при подготовке к поездке не будет иллюзий, не случится и разочарований.