6 день, 24/02/2021, средаДендера: Храм Хатхор, Луксор: Карнакский храмВ этот день встали чуть позже, надо было дать время мужу восстановиться. Благодаря этому, утром за завтраком встретились еще с одной парой путешественников — из Польши. До этой встречи нам казалось, что только Украина и Беларусь (ну и Россия) открыли свои границы для путешествий в некоторые страны. «Костяк» Евросоюза - вся Западная Европа - пока держит своих граждан в строгой изоляции, судя по информации от наших друзей и родственников. Но, вот, из Польши тоже туристы есть. Мило поболтали, обменялись впечатлениями.
После договорились с хозяином (или администратором) нашего хостела оставить за нами номер до 6 часов вечера за доплату в 10$. При этом сперва он нас убеждал, что вещи мы можем оставить совершенно бесплатно, и душ принять после поездки на каком-то там этаже тоже без доплаты. Но мы сказали, что нам просто хочется немного отдохнуть после поездки в
Дендеру. Пожал плечами: «Ну, раз вам так хочется...»:)
Выехали на вчерашней же машине только с другим водителем в 9 часов утра. До
Дендеры примерно 60 км, но ехали мы почти полтора часа. Потому что нас останавливали на всех блокпостах, переписывали данные водителя, телефон, а про нас в толстом журнале просто отмечали: двое русских. Как сказал водитель: он несет ответственность за нас. Сейчас очень бдительно следят за безопасностью туристов, потому что туризм — одна из главных статей дохода страны. Ну и молодцы.
Так что у касс комплекса «
Храм Хатхор» мы были в начале 11-го.
Дендера. Храм Хатхор.Кстати, лекция у
Солкина называется
«Дендера. Золотая богиня и ее храм»С чего начать… А, ну прямо со входа. Входной билет 120 EGP.
А потом большая ухоженная лужайка с пальмами. И дорога к храму, кажущемуся издалека почти игрушечным. Но это впечатление ооооочень обманчиво.
Пока идем, немного истории.
Первый
храм Хатхор, вероятно, был построен в
Дендере во времена Древнего царства (З тыс. лет до н. э.). По невыясненным причинам он был разрушен, возможно, во времена
Эхнатона, борца с многобожием. Второй
храм Хатхор, что стоит над останками первого, появился гораздо позже. Согласно легенде, распоряжение восстановить храм пришло от
Александра Македонского, после покорения
Египта и признания его оракулами сыном
бога Ра. После
Александра храмом занимались правители
Египта из династии
Птолемеев, а завершилось строительство лишь при римском императоре
Тиберии (42 г. до н. э. — 37 г.). То есть его строили более двухсот лет. Так что в нынешнем виде это храм эпохи эллинизма.
Почему
Хатхор? Потому что культ
богини Хатхор был очень широко распространен с додинастических времен (5-3-е тыс. до н. э.), сама богиня почиталась населением
Древнего Египта как одна из главнейших в пантеоне богов. Хатхор — богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев, дочь
бога Ра. В буквальном переводе ее имя означает «
Дом Гора» (
Хат-Хор) и в этой своей ипостаси она считалась божественной кормилицей, матерью
Гора-царя. Но… и тут трудно разобраться, вроде как одновременно и супругой того же
Гора. Кто их разберет, этих египетских богов..! При этом
Хатхор тесно связано с именем
богини Исиды. Мы говорим: «
Исида», подразумеваем «
Хатхор». Не спрашивайте почему. Просто примите, как данность.
Кстати, богиня
Хатхор породила само солнце. И Млечный путь — тоже она. Это просто след молока, пролитого
Хатхор.
Неисповедимыми путями местечко у излучины
Нила стало культовым центром богини
Хатхор, а уже во времена арабского владычества получило название
Дендера.
Храм отлично сохранился с древних времен. Все благодаря тому, что находился в полном забвении до 19 века, наполовину засыпанный песком.
Таким увидел храм
Хатхор шотландский художник
David Roberts в 1838 году:
И хотя внутри устраивали себе жилища арабы, дымом костров закоптив весь потолок, это сыграло на руку всем нам! Жирная копоть защитила от разрушения краски и поэтому мы теперь можем видеть всю эту необыкновенную красоту.
Входим.
Большую часть храма занимает колоссальный гипостильный (колонный) зал с 24 колоннами (6 на пилоне храмового фасада и 18 непосредственно в гипостиле, увенчанными изображениями богини
Хатхор. Лицо
Хатхор часто повреждено — постарались копты в экстазе иконоборчества.
Буквально все колонны покрыты текстами гимнов, прославляющих богов, поэтических молитв. Кто разбирается в иероглифах, говорят, что зал весь будто звучит, наполненный музыкой.
Фрески на стенах рассказывают о визите в храм правителя
Египта. В его роли предстает римский император в одеянии египетского фараона, вступающий в храм для молитвы богине
Хатхор.
Потолок схематично изображает небо, символы созвездий и планет
Солнечной системы.
Небо разделено на северную и южную половину рядом летящих грифов и крылатых дисков. Слева — день, справа — ночь.
Не буду подробно рассказывать про всю символику (не благодарите!), но сама надолго зависла, рассматривая, задрав голову, дальние участки потолка, где
богиня Нут рождает солнце на утренней заре (слева)
и проглатывает его на закате (справа).
Богиня Нут традиционно стоит как бы в обратном мостике, ее длинное тело тянется вдоль всей стены, а в ногах с одной стороны рождается жук-скарабей, он же бог восходящего солнца
Хепри, а с другой лучи изливаются на
Хатхор.
По храму можно долго блуждать, переходя из одного помещения в другое, из сокровищницы в
Нильский зал, из одной молельни в другую, из
Зала Явлений в
Зал Даров (здесь обратите внимание на пустые картуши — камнерезы не хотели тратить силы на имена царей, которые часто менялись).
Но мы грешны: нас, как и большинство туристов, привлекали так называемые «
лампы Дендеры». И мы последовали зову смотрителя, который, как они любят, за бакшиш, открыл нам спуск в тайную комнату, крипту с низким потолком под часовней
Пер-Несер. Кстати, по некоторым версиям, комната была действительно тайная: туда не вела каменная лестница, как обычно бывает в такого рода комнатах для ритуальных принадлежностей, комнаты находились под землей и были перекрыты массивными блоками. Барельефы, благодаря этому, прекрасно сохранились.
Вот ожерелье. К нему у альтернативщиков тоже есть вопросы. У меня нет. Похоже на ожерелье с утяжелителями сзади.
А вот «лампа».
Ну, я скептически отношусь к версии электрической лампы (кто сказал, что газоразрядные лампы могут иметь только такую форму? или нынешним изобретателям ламп тоже как-то передалось тайное знание: форма лампы должна быть такой!) Но и насчет цветка лотоса и змеи, рождающейся из него, что-то тоже берут сомнения. Кстати, иероглифы, о которых с уверенным видом говорят египтологи (в том числе и любимый
Солкин), мол, они все четко описывают — нет, их можно трактовать совершенно по-разному.
Больше таких изображений нигде не встречалось. Я думаю, (мне хочется так думать): какая-то тайна все же есть, это было устройство, о котором пока ничего не известно.
Загадки
Дендеры на этом не заканчиваются, но для этого надо подняться на крышу храма.
Сначала же стоит заглянуть в «
Место чистоты», часовню, куда раз в год переносили статуи и священные реликвии, чтобы специальными обрядами очистить их от грязи «профанного мира» перед церемонией воссоединения
Хатхор с солнцем.
Здесь тоже все на потолке, в одном «флаконе»:
богиня Нут проглатывает солнце и рождает его, лучи изливаются на
Хатхор. После обряда очищения статуи несли на крышу храма по длинным лестницам. Лестницы проходят внутри стены храма, (толщина стен, между прочим, 6-8 м.) По стенам — изображения вереницы жрецов в ритуальной процессии.
Киоск, в котором справлялись ритуалы встречи богини
Хатхор с солнечным диском.Здесь, на крыше, обыватели оставались на ночь, чтобы на них снизошла благодать богини, осталось много благодарственных надписей.
И вот - та-дам! В этой часовне
Осириса на потолке тот самый
Дендерский зодиак. К сожалению, всего лишь плохая копия, гипсовый слепок. Подлинник был в свое время выломан вместе с потолочной плитой по заказу одного французского коллекционера и обманом вывезен в
Париж. Сейчас хранится в
Лувре.
Круглый
Дендерский зодиак — тема многих споров в среде ученых и любителей мистики и эзотерики, склонных видеть на нем зашифрованную дату то ли случившегося, то ли грядущего
Апокалипсиса.
Зодиак Осириса - древняя астрономическая карта, созданная с идеальной точностью, на которой древние жрецы зафиксировали звёздное небо до планетарной катастрофы,
произошедшей на Земле более 11 тыс. лет назад!
«На сегодняшний день существует несколько сотен версий даты, зафиксированной на круглом Дендерском зодиаке. Расшифровка осложняется тем, что в наши дни ученые не могут со значительной степенью достоверности отождествить все египетские символы Дендерского зодиака с конкретными звездами, что и порождает множество версий» Источник:
http://asonov.com/goroda-i-strany/dende ... athor.htmlГоворят, что с крыши
храма Хатхор восхитительные виды на весь комплекс в целом. Но сейчас почему-то выход на смотровую площадку закрыт и это фото из интернета.
Спускаемся вниз с крыши уже по противоположной стороне.
Выходим из храма и обходим его.
На стенах
храма Хатхор сохранились многочисленные надписи, свидетельствующие о покровительстве римских императоров строительству храма в Египте: сохранились имена и изображения императоров
Августа, Нерона, Тиберия, Калигулы, а на задней стене - рельеф с изображением
Клеопатры,
Юлия Цезаря и их сына
Цезариона.
Клеопатру здесь не сразу признаешь: крайняя слева.
Здесь же руины храма
Исиды, санаториума, давно высохшее священное озеро, где теперь растут высоченные пальмы.
Рядом со
Священным озером «врата», где в древности находиось святилище сына
Хатхор —
Ихи. Мы сфотографировали врата, но не подошли к ним. А уже позже я прочла, что есть легенда, что эти «врата» исполняют желания. Если верить преданиям, через эти «врата» не раз проходила
Клеопатра, искавшая любовь великого
Цезаря, а после его трагической гибели просившая подарить ей любовь
Марка Антония. О, как! Так что не упустите своего шанса, если что. По крайней мере, на секунду можете вообразить себя
Клеопатрой.
Ну и в конце нашего визита мы заглянули в
Дом рождения римского периода,
«Маммиси», в котором царь почитался как
Хор (Гор) – божественный владыка.
В нем тоже есть интересные фрески (ряд изображений богини, вскармливающей младенца Гора, который растет на глазах),
а капители колонн украшены фигурками
Бэса (карликового божества, защитника от злых духов, а не того, что вы подумали).
На выход пошли по указателю, по-русски же написано:
В Дендере мы провели около двух часов.
А еще через полтора часа водитель высадил нас у
Карнакского храма. Это последний пункт нашего трипа по древностям
Египта.
Карнакский храм.Ну, его в
Луксоре еще ни один путешественник не пропустил. Поэтому много писать не буду. У
Виктора Солкина во многих лекциях он упоминается, много рассказывается в «
Супруга бога: великие жрецы в святыне Карнака».
Карнакский храм это центр древней столицы - города
Фивы. Правда, это название городу дали уже греки.
О первом здании комплекса, построенном еще в 20 веке до н.э. чуть позже.
Зачинателем же большого строительства в
Карнаке был тот самый
Тутмос I, что начал строительство гробниц в
Долине царей. Дело отца продолжила женщина-фараон
Хатшепсут. Большой гипостильный зал достраивал
Рамсес II. Всего же храмовый комплекс строили 30 фараонов два тысячелетия.
Перед входом аллея сфинксов с бараньими головами. Баран — одно из воплощений бога
Амона, которому и посвящен храм.
Вообще, храмовый комплекс посвящен 15 богам.
Карнак включал в себя священные озера, священные сады, жилища жрецов и жриц.
Персидские и сирийские завоеватели уничтожили Фивы, но пощадили храмы.
Вход в первый двор. Слева —
Рамсес Великий (13 в. до н.э.), справа
Тутмос III. Перед ними была колоннада, все было разрушено, в 19 веке одну колонну восстановил французский архитектор. Сфинкс 14 в. до н.э.
Гипостильный зал бога Амона, всего 134 колонны. Капитолий выполнен в виде цветов и бутонов папируса. Крыша обвалилась в 27 году до н.э. во время землетрясения.
В 1899 году упало цепной реакцией 11 колонн из-за размыва их основания грунтовыми водами. Три года ушло на восстановление.
Большой гипостильный зал считается шедевром мировой архитектуры, самым большим в мире залом с каменным перекрытием. Сюда раньше допускались только высокие должностные лица, военачальники, писцы. А вот теперь и мы с вами.
Колонный зал просто потрясающий! Колонны невероятных размеров, чувствуешь себя пылинкой рядом с ними. Но свет льется отовсюду, поэтому нет того ощущения подавленности.
Огромная статуя фараона
Рамзеса II с его дочерью
Нефертари(Мерит-Амон):
Хатшепсут установила в
Карнаке четыре гигантских обелиска из красного гранита, два из которых стоят по сей день. Они изготовлены в
Асуанских каменоломнях и доставлены вниз по течению Нила на расстояние в 200 километров. Историки считают, что
незаконченный асуанский обелиск готовился тоже по её заказу.
Не могу не поделиться статуей самой
Хатшепсут:
В
Карнаке, как и вообще в
Египте, постоянно повторялась одна и та же история. Следующие фараоны переделывали или уничтожали свершения их предков: уничтожали храмы, используя их как строительный материал для своего строительства, перебивали лица на барельефах, портили скульптуры и фрески. Так и
Тутмос III поспешил заложить оба обелиска кирпичами, разобрал храмы, построенные мачехой на стройматериалы.
Вскоре мы дошли до священного озера (времен
Тутмоса III), здесь совершали омовения жрецы, выходили на берег священные гуси
бога Амона.
Здесь же, на берегу нашли мы статую большого каменного
жука-скарабея. Он считался священным жуком, а его движение с шариком навоза символизировало рождение и движение Солнца на небосводе.
Теперь по плану нам нужно было найти несколько сайтов, заранее отмеченных мною на maps.me.
Битва при Кадеше (25.718204, 32.657465). Правда, сохранность барельефов аховая:
А вот на седьмом пилоне гигантский барельеф
Тутмоса III (25.717525, 327657487): в левой руке он держит кучку связанных пленников, а в правой палицу, которой собирается размозжить им головы во славу и в жертву
Амону. А рядом хвастливая надпись: «Из неведомых стран, простирающихся до пределов Азии… его величество привел пленников, дабы убить их. Никогда еще ни один фараон, кроме его величества, не попирал их своей стопой, и слава о его подвигах никогда не умрет на земле»
Opet Temple (25.716728, 32.65533), где по отзывам с форума Винского, великолепные фрески. Здесь, по инструкции, надо было, чтобы нас поймал смотритель и за бакшиш открыл дверь в храм. Но никого вокруг, как назло, не было видно. Тогда я просто встала и закричала: "Help me!" Через десять секунд, как черт из табакерки, появились двое. Один открыл входную дверь. Впечатляет, особенно многочисленные кобры, почитать бы, что конкретно здесь это означает:
Получил свое. А второй предложил пройти за ним в другой храм, как указано на карте
"Temple of Khonsu" (25.716807, 327655896), там тоже открыл какую-то тайную комнату и вот, полюбуйтесь:
Столько мы видели уже этих фресок, а все равно, сердце замирает!
Храм Хонсю (построен
Рамсесом III), рядом с воротами Птолемея III. Вот так здесь соседствовали храмы и другие постройки, разделенные столетиями, а то и тысячелетиями. Тоже стоит посмотреть, колоннада, дворик:
Походили еще немного по храмовому комплексу, уже не особенно вникая где что - усталость сказывалась.
Добрели до самой древней постройки: Белой часовни, построенной при Сенусерте I. Разочаровались. Уж очень новодельная, от первоначального храма только следы:
Рядом
Красная часовня Хатшепсут, такое же впечатление:
Ну, вот и все, прощальный взгляд на
Карнак.
На площадь и западный берег - там, вдалеке...
Через два часа нам нужно в аэропорт, возвращаемся в
Каир.