Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Поездки выходного дня. На пару дней на авто, на самолёте, на теплоходах, по железной дороге отзывы Впечатления. ОТЗЫВЫ туристов по самостоятельных турах выходного дня поездки по стране и за город
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
На большие майские выходные у нас были планы проехать с внуком Тимофеем по шоссе Дорога Жизни до поселка Осиновец, посетить музей «Дорога жизни», посмотреть памятники на железнодорожной станции «Ладожское Озеро», а потом съездить и на мыс Кобона. Первая поездка была намечена на 2 мая, но, к сожалению, из-за дождя мы смогли посмотреть только экспозицию музея. Но мы обязательно проедем по всему маршруту, и я дополню отчет в соответствии с планом.
Музей «Дорога жизни» Мемориал на станции Ладожское озеро Шоссе Дорога Жизни, 41К-064 Мыс Кобона
Поселок Осиновец Всеволожского района, железнодорожная станция Ладожское озеро.
Именно отсюда начиналась ледовая Дорога жизни – дорога, по которой в Ленинград везли продовольствие, горючее, боеприпасы и пополнение для фронта, а из города вывозили не только мирное население, но и ракеты для «катюш» с Охтинского порохового, бухты кабеля с завода «Севкабель». Дорога, по которой своим ходом шли на Волховский фронт танки КВ-1 с Кировского завода, волоча за собой на санях собственные башни, снятые для уменьшения веса. Дорога, на которой под обстрелами и бомбёжками гибли сотни людей ради того, чтобы город выстоял, чтобы город не сдался врагу. И город выстоял, город не сдался.
Музей «Дорога жизни»
Музей существовал и раньше – небольшой домик, рядом экспонаты, ржавеющие среди некошенной травы. То, что сделали с музеем в последние годы, выше всяких похвал! И сайт у музея отличный – можно было бы и не рассказвать ничего в дополнение к текстам сайта, но я не удержусь…
8 сентября войска вермахта захватили Петрокрепость (Шлиссельбург) и замкнули южное полукольцо блокады. А финские войска к этому времени, захватив Петрозаводск и дойдя до Свири, и тем самым блокировав Мурманскую железную дорогу и движение по Беломорканалу, замкнули кольцо блокады с севера. Вот только встретится на Неве, как планировали, у союзников не получилось. И эта полоска суши вдоль Невы с выходом к южной Ладоге стала для ленинградцев Дорогой жизни.
Здание основной экспозиции музея, по замыслу авторов, должно напоминать огромную льдину.
Мы решили послушать экскурсию. И на первых же минутах экскурсовод смогла удивить молодых слушателей, рассказывая о блокадном быте и чёрной тарелке репродуктора. Да и саму её слегка озадачил вопрос «Зачем у жителей отобрали приемники?» Всё дальше и дальше от нас война, всё дальше и дальше страшное военное время, время блокады…
В залах музея собраны фотографии и вещи, рассказывающие об истории Ладоги, о тяготах блокады, о трудных и опасных буднях Дороги жизни. Кроме макетов, моделей и фотографий, можно увидеть предметы, сохранившиеся с тех страшных времён, – счетверённый пулемёт Дегтярёва-Шпагина, полковой миномёт ПМ4-120, штурвал тральщика ТЩ-100, скафандр, в котором водолазы укладывали трубы и кабель по дну Ладоги… и многое другое.
Артерией жизни называют трубопровод, проложенный по дну Ладоги весной 1942 года. За 43 дня были построены насосная станция с подъездными путями на мысе Кареджа в Кобоне и наливная станция в Борисовой гриве. А между ними проложили 27км труб по дну озера! Водолазы ЭПРОНа работали сутками.
«Артерия жизни» - документальный фильм, рассказывающий об этих событиях. Есть кадры, снятые в музее «Дорога жизни».
По трубопроводу попеременно качали керосин для самолетов, дизель для танков, бензин и лигроин для автомобилей и катеров. А к ноябрю 42-го по дну Ладоги проложили Кабель жизни – пять ниток высоковольтного кабеля, соединившего участки воздушной ЛЭП идущей от восстановленной Волховской ГЭС до Ленинграда. Телефонно-телеграфные кабели были проложены ещё в первую блокадную осень.
В большом ангаре, который виден за кораблями Ладожской флотилии, собраны крупногабаритные экспонаты – автомашины, торпедные аппараты, мины…
В первую военную зиму на трассе работало порядка 4000 грузовиков. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под бомбежку или артобстрел. Только в первую неделю движения по ледовой трассе ушли под воду более ста (!) машин. И дело было не только во вражеской артиллерии и метелях, но и в физических процессах, возникающих в толще льда при движении машин, и вызывающих внезапные обрушения. Помогли ученые Ленинградского Физтеха, которые, изучив проблему, выработали правила движения машин по ледовой трассе, определив допустимые скорость, расстояние между машинами, вес. И даже изобрели прибор прогибограф, регистрирующий колебания льда.
Легендарная «полуторка» - ГАЗ-АА (произносится ГАЗ два А). Присмотритесь внимательно – одна фара, перед ветровым стеклом полуторки видна пробка бензобака – никаких бензонасосов, топливо поступало в двигатель самотеком. Благодаря низкой степени сжатия, в качестве топлива мог использоваться как бензин, так и лигроин(нафта). Ну и обязательный «кривой стартер» в комплектации. А угловатые крылья из кровельного железа и деревянные подножки делали только во время войны. Прапрадедушка Тимофея, Рыжков Тихон Егорович, не подлежал призыву по возрасту, но был призван в нестроевую часть, где восстанавливал разбитые машины – делал не только новые подножки и борта, но и кабины. По профессии он был столяром-краснодеревщиком, награжден орденом Отечественной войны.
Автобус АТУЛ-АЛ2. АТУЛ - Авторемонтный завод Транспортного Управления Ленинграда, АЛ2 – Автобус Ленинградский второй модификации. Такие автобусы во время войны курсировали от Ленинграда до посёлка Коккорево, где был съезд на ледовую трассу, где теперь стоит памятник «Разорванное кольцо».
Пишут, что руководивший осадой Ленинграда генерал-фельдмаршал Георг Кюхлер весной 1942г заявил, что теперь, когда ледовая трасса растаяла, «даже птица не сможет пролететь сквозь кольцо блокады». Ладожскую флотилию серьёзным противником не считали. И это правда, осенняя навигация 1941г для Ладожской флотилии была чередой неудач и огромных потерь. К тому же флот противника к весне был значительно усилен – на Ладогу через Финляндию были доставлены немецкие самоходные баржи «Зибель» и минные заградители, итальянские торпедные катера типа MAS, финские разъездные и торпедные катера, транспорты. Было увеличено и число самолетов на аэродромах противника, в два раза превышающее число самолетов, которое могли себе позволить защитники Дороги жизни. Но не смотря ни на что, наши конвои по Ладоге шли беспрерывно.
На Ленинград, на Ленинград! Там на два дня осталось хлеба, там матери под темным небом толпой у булочной стоят, и дрогнут, и молчат, и ждут, прислушиваются тревожно: — К заре, сказали, привезут...(Ольга Берггольц)
Баржи вели буксирные пароходы, среди которых был и «Ижорец-8», занявший почётное место на вечной стоянке музея «Дорога жизни». Именно он привел в Осиновец первый караван в сентябре 1941 года. «Ижорец» - потому что построен на экспериментальных верфях в Усть-Ижоре.
Рядом с «Ижорцем» стоят тендер с бортовым номером 113 и сторожевой катер проекта 78 «Ленинград», «катер-миномет». Катер выпущен в Рыбинске в 1942г, участвовал в Свирско-Петрозаводской наступательной операции Карельского фронта. В экспозиции появился сравнительно недавно. А вот тендер здесь со дня основания музея.
На незанятом врагом берегу не было не только причалов и корабельных стоянок, не было и озерного флота, как такового. А Ладога коварна, её неожиданные шторма, туманы, её низкие, но крутые и злые волны, её каменистое дно и мели погубили в первую военную осень большинство речных деревянных барж. После трагического шторма 17 сентября, когда затонули две баржи и погибло около двух тысяч человек, людей перевозили только на самоходных судах, которых было очень мало.
И в голодную холодную первую блокадную зиму инженеры-судостроители и рабочие Охтинских и Адмиралтейских верфей совершили невозможное – взяв за прототип малый десантный плашкоут конструкции Таллиннского судоремонтного завода, максимально упростив его обводы и конструкцию, спроектировали и собрали 118 одно- и двухтрюмных самоходных плашкоутов. Это позднее моряки-ладожцы назовут их тендерами.
Делая по три рейса в день, латая у причалов пробоины, загружая в трюмы по 50 человек вместо 30, моряки флотилии только за навигацию 1942 года эвакуировали на тендерах порядка 250 000 жителей блокадного Ленинграда. И прославились тендера не только на Дороге жизни, но и на Чудском озере, на Висле, в Выборгских шхерах, на Малой земле, под Керчью, на Шпрее... Все 118 тендеров после снятия блокады были доставлены на другие фронта.
Вот так тендер выглядел после предпоследнего ремонта, перед реконструкцией музея. Сейчас на нем не хватает некоторых деталей – на баке нет пулемета, может, не успели поставить.
В ангаре справа от буксира «Ижорец» стоит ждущий реставрации малый охотник за подлодками МО-4 с бортовым номером 215. В этот раз ангар был закрыт, сделала пару фото через стекло.
А так МО-4 выглядел лет семь назад, до реконструкции музея.
На территории музея есть несколько памятников. Один из них – сторожевому кораблю «Пурга». От попадания вражеской бомбы корабль раскололся пополам и затонул на рейде Осиновца. Погибли 14 членов экипажа, выживших подобрала канонерская лодка «Нора». С помощью водолазов сумели поднять корму корабля, и все уцелевшие части передали на однотипный корабль «Вихрь», который входил в состав «дивизиона плохой погоды» - так моряки прозвали дивизион кораблей «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь».
Сторожевой корабль «Пурга» был единственным современным боевым кораблем специальной постройки в Ладожской флотилии. Грунтовозные шаланды «Вира», «Бурея», «Нора», «Олекма» и «Селемджа», построенные в 1939г, стали канонерскими лодками после установки на них зениток и пулеметов. В канонерские лодки превратились и грунтовозные шаланды дореволюционной постройки «Лахта» и «Сестрорецк», а бывший финский ледокол «Ааллакс» стал канонерской лодкой «Шексна».
А этот памятник - якорь Холла с фрагментом якорной цепи и черпаки с земснаряда «Рыженькая», посвящается Балттехфлоту. Земснарядам, прокладывающим подходные каналы к пирсам и углубляющим каботажные гавани в Осиновце, Кобоне, в бухте Гольсмана и на баре реки Волхов, буксирным пароходам, пробивающим каналы в тяжелом ладожском льду, несамоходным шаландам, их героическим экипажам, береговым службам и судоремонтникам, сделавшим все возможное для защиты Ленинграда, посвящается этот памятник.
О том как жила и сражалась Ладожская флотилия в годы войны живо и подробно пишет в своих мемуарах вице-адмирал Виктор Сергеевич Чероков, командующий флотилией в годы блокады Ленинграда - В. С. Чероков. Для тебя, Ленинград! М., Воениздат, 1975г. Мемуары опубликованы в сокращённом виде без иллюстраций на сайте «Милитера» - http://militera.lib.ru/memo/russian/che ... index.html
На одной из площадок установлены армейские полковые и зенитные пушки, гаубица. Эти орудия прикрывали с берега Дорогу жизни. Для защиты от нападения противника по льду Ладоги были установлены орудия на островах Зеленцы.
На площадках вдоль набережной установлены бортовые орудия. На фото виден Осиновецкий маяк, самый высокий из маяков Ладожского озера — 73 метра.
Башня танка Т-34 с 76-мм орудием Ф-34 стояла на одном из бронекатеров Ладожской флотилии.
Это самая оживленная часть экспозиции, потому как можно всё потрогать руками, залезть по лесенке на лафет, покрутить поворотный штурвал системы наведения, обсудить куда снаряд заряжается и откуда выбрасывается стрелянная гильза... Короче – «Зенитка, к бою!» :))
Ли-2Т – транспортно-пассажирский самолет. С первых дней блокады 64 таких самолета доставляли в Ленинград продукты, а из города вывозили мирных жителей. Самолеты срочно доработали — сверху на фюзеляже установили турель с крупнокалиберным пулемётом, а снизу – устройство для сброса бомб.
В октябре 1941г самолет Ли-2 (ПС-84) с грузом продовольствия был встречен четырьмя «мессерами» на подлете к Ленинграду. Во время первой же атаки немецкие истребители неожиданно попали под огонь пулемёта – один «мессершмитт» сразу рухнул в воду, второй загорелся, а два оставшихся повернули назад. История сохранила имя командира отважного экипажа - летчик Московской авиагруппы Алексей Антонович Пантелли.
Памятник Героям Дороги жизни
Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле страшней и радостней дороги.(Ольга Берггольц)
Мемориальная часовня в честь Александра Невского и Димитрия Донского и в память обо всех погибших на Дороге жизни. Освятили часовню в 4 часа утра 22 июня 2018 года.
В конце прогулки зашли в административный блок – заинтересовал интерактивный симулятор «Полуторка», описанный на сайте музея. Но оказалось, что порулить на симуляторе можно только, если тебе уже 12 лет. На этом наша экскурсия по музею закончилась.
2 мая 2021 года
***
Последний раз редактировалось В.А. 23 окт 2022, 22:54, всего редактировалось 2 раз(а).
Вера, спасибо, что знакомишь нас с такими музеями. Я ,признаться, и не знала,что на Дороге жизни сейчас такое масштабное устроили. В школе давным давно возили куда -то далеко к " Ромашке" и к Разорванному кольцу, но все было так по советско- пионерски просто,да и места совсем неустроенные, помню лес и Ладогу, и простые бетонные сооружения,которые не очень впечатляли. Беру на заметку, и жду продолжения твоих поездок с Тимошей и рассказов.
Патриотическое воспитание - это, конечно, замечательно. Но хотелось бы побольше исторической правды доводить до людей, а не однобокую патриотическую пропаганду. Я была в совершенном шоке, когда слушала Марка Солонина про реальные документы блокадного времени и причины участия финнов в блокаде.
"Если ты, возвращаясь из поездки, не планируешь следующую - ты заболела, наверное..."
В.А. писал(а) 29 май 2021, 08:25:Но мы обязательно проедем по всему маршруту, и я дополню отчет в соответствии с планом
Вера, с интересом и удовольствием читаю, вспоминаю наш с Алиной маршрут - и дождик у Разорванного кольца, и как мы топали пешком от братских могил (возле Ириновки) аж до Рахьи, и слезы, и гордость... Буду ждать новые этапы!
Небольшой рыбацкий поселок Осиновец в годы блокады стал важным транспортным узлом – в бухте базировалась Ладожская флотилия, по суше к нему подходили автомобильная и железная дороги. Железнодорожная станция называется «Ладожское озеро», в просторечье – Ладозеро. В семидесятые годы на станции был открыт мемориал, посвященный страшным и тяжелым годам блокады, Дороге Жизни и самоотверженным людям, железнодорожникам, работавшим на дороге в эти годы.
Мемориал на станции Ладожское озеро
Доминантой мемориала должно было стать здание вокзала, напоминающее, по задумке архитекторов, противотанковую надолбу.
«В основном здании на первом этаже размещаются операционный зал и билетные кассы. На других этажах вокзала размещен мемориальный музей «Дорога жизни», где рассказывается о доставке грузов в осажденный Ленинград по железным дорогам. На втором этаже демонстрируется работа дороги в 1941–1943 годы, 3-ий этаж посвящен периоду с момента прорыва блокады до полного ее снятия».
Ни разу не была в здании вокзала, и в этот раз оно тоже было закрыто, без объявлений. Мемориал является филиалом музея Октябрьской железной дороги, из информации на сайте был только телефон - 457-20-87.
Рядом с вокзалом стоит Памятник кораблям Дороги Жизни, созданный из останков судов, поднятых со дна Ладожского озера. На постаменте табличка со словами: «Сталь можно согнуть, человеческую волю никогда»
С другой стороны вокзала, у памятного километрового столба, стоит товарный паровоз ЭШ-4375. На этом самом паровозе, в самый тяжёлый период блокады Ленинграда, под непрерывными бомбежками и обстрелами, бригада Василия Михайловича Елисеева (1915—1977) провела сотни железнодорожных составов с торфом.
Город, отрезанный от большой земли, чувствовал острую нехватку угля. Но ещё в 1922г, в рамках плана ГОЭЛРО, в Уткиной заводи (Октябрьская наб.,108) была построена электростанция, работающая на торфе - ГРЭС «Красный Октябрь», ТЭЦ-5. Это была единственная станция, снабжавшая электроэнергией город в первую блокадную зиму. Паровоз ЭШ-4375 доставлял торф на ТЭЦ-5 с торфоразработок в посёлках Рахья, Дунай и Кирпичный завод.
Из-за нехватки угля и котлы паровозов приходилось топить дровами. Рядом с паровозом, как памятник, стоит механическая дровоколка. А позади его тендера, на фрагменте рельсового пути, установлена колёсная тележка грузового вагона. А рядом – поклонный крест.
По железной лесенке можно залезть на тендер паровоза, что ребята и делают.
Братское кладбище «Ладожский курган» находится между музеем «Дорога жизни» и железнодорожной станцией Ладожское озеро. В центре установлена плита с посвящением: «Военным морякам, водителям автомашин и другим героям Ладоги, погибшим в дни Блокады Ленинграда на «Дороге Жизни» в 1941-1943 годах». По кругу – плиты с именами погибших.
Светлая память всем, на чью долю выпали тяжёлые испытания тех лет.
Вера, спасибо огромное за память, за рассказ об этой станции. У Ленинграда сегодня праздник, мы все помним, и мы все вместе с вами, ленинградцами. Я представляю, как радуется каждый житель города за своих предков, что выстояли, не отдали и не пустили варваров.
Я против войны! Август 22- лотосы Астрахань и Баскунчак, Сентябрь 22- Узбекистан, Январь 23- Иран, Март 23-Красная Поляна, Май 23 - Грузия, Июнь 23 - Киргизия, Ноябрь 23 - Япония, Катар. Январь 2024-Азербайджан, Март 2024-круиз из Дубая, Май 24- Сейшелы.