А вот Вы когда-нибудь захлопывали ключи от машины в багажнике своего закрытого авто?
И не так, чтобы потом позвонить жене и она, достав второй ключик из какого-то шкафчика, крутя пальцем у виска, привезла Вам его из дома минут через 20?
А так, чтобы Вы - в Албании, как раз на бережку какой-то горной реки, ренткар от вас в каких-то 300 км, а вы бегаете в одних мокрых плавках вокруг своего железного коня, вся ваша семья тут же сидит на камушках (тоже в одних плавательных костюмах), и телефон у Вас там же, в багажнике остался, рядом с ключиком, и хрен знает, что вообще нужно делать?
Это я так, в качестве предисловия, для затравки.
Дальше расскажу, как победили ситуацию.
И еще расскажу много всего веселого и интересного.
Не переключайтесь!!
А почему вообще Албания?
Да шут его знает.
Никогда не могу объяснить, почему выбрал ту или иную страну, а совсем не другую.
Об Албании у нас были ну весьма скудные представления еще с поездки в Черногорию, когда в городе Улцинь по набережной ходили толпами черноволосые темнокожие люди (непонятно, от немытости или, будучи таковыми с рождения) с босыми, чуть ли не в лохмотья одетыми детьми, и просили у прогуливающихся тут туристов милостыню.
«А, так это же албанцы»,- говорили местные черногорцы.
С того момента у нас отложилось, что албанцы – они, вот да, такие.
Но это оказалось абсолютно неверное и и в корне ошибочное суждение!
К июльской поездке в Албанию я начал готовиться примерно в марте-апреле, когда как раз закончил написание предыдущего отчета.
Информации было немного, и в основном все знания я черпал тут, на форуме, из немногочисленных отчетов.
Впервые за время путешествий я не смог найти книгу русскоязычный путеводитель по стране…
Штудируя интернет, выписывал себе на листочек, где водопад, где крепость, где горная речка, где город какой необычный.
Перечень набрался довольно внушительный.
Отелей пока никаких не бронировал, билетов не покупал.
Учитывая, сами знаете, что, решил билеты прикупить недели за 2 до начала мероприятия.
А то, думаю, или Албанию прикроют, или рейсы отменят – вариантов-то нонче много испортить отдых туристам.
И вот сижу себе, сижу и ежедневно мониторю, как, чем ближе к этому самому отпускному мероприятию, тем билетики мои с 25 тыс. медленно ползут к 40 тыс. и, не останавливая своего победоносного шествия, берут отметку в 40 тыс. и ползут дальше…
А тут, хлоп и Турцию закрыли, половина удобных и условно дешевых рейсов отвалилась, и мои билетики за пару дней взметнулись аж к 50 тыс.
Я тут вообще закручинился.
Отпуск все ближе, а у нас тут полное непонимание происходящего и в какую сторону двигаться - неизвестно.
Начал готовить план «Бэ» (В).
Думаете, в Крым, который наш? Неа, в Крым – это на пенсии!
Долго мучил форумчан вопросами и разработал альтернативный маршрут.
Альтернативный маршрут нужен был по такой стране, чтобы не было виз и чтобы там все было спокойно (хотя в наше непростое время – сегодня спокойно, а завтра, у стойки регистрации выяснится, что уже совсем неспокойно).
В общем, разработал альтернативный маршрут как раз по… Армении.
Даже создал ветку такую в соответствующем разделе, и по ежедневно растущему количеству посещений моего обсуждения маршрута по Армении, понял, что, похоже, свои албанские планы поменял не только я.
А чего такого-то? Планировали в Албанию, а полетели в Армению – такое сейчас сплошь и рядом!
Это я шучу, конечно, потому что страны несравнимые, интересности абсолютно разные.
Да еще изначально супругой мне строго-настрого было велено, чтобы в составе отпуска кроме всего прочего было море.
А какое в Армении море? Красиво, конечно, атмосферно, есть озеро Севан, но моря-то нету…
Но тут уж не до моря.
Выбор стоит: или «в отпуск хоть куда-нето» или «на дачу к теще». А у тещи моря тоже нету…
Потому собрал волю в кулак и за две недели до отпуска купил билеты в Армению Аэрофлотом.
И машинку там забронировал.
Ура. Отпуск будет в Армении!
А тут вдруг, опять бац: Турцию открыли.
Меня-то вроде бы это уже и не касается, я уже вроде бы как лечу в Армению, но одним глазком посматриваю на билеты.
Цены на билеты в Албанию с пересадкой в Турции потихоньку поползли вниз, появились как бы «условно дешевые» - чуть дороже 40 тыс.
Смотрю я на свою супругу, которая в море хочет, смотрю, и, видя такую боль и печаль в ее взоре, и легким движением руки (парой щелчков клавиатуры) отменяю бронь на билеты в Армению (потерял, правда, я на этой супер сделке века, но немного), отменяю машину в Ереване и приобретаю билеты и арендую машину, но уже в Албании.
Как вам такое развитие событий?
Экстренно-обморочно за пару дней до вылета добиваю албанский маршрут, бронирую отели и жду-не дождусь этого самого дня вылета.
Вот так!
Вуаля!!!
Меня на работе спрашивают: «Куда поедете в этом году?».
А я уж и не знаю, что коллегам сказать.
Откуда я знаю, куда я поеду, раз тут такое творится, может, будет еще план «С (Цэ)»…
О нас.
Наша малая туристическая группа по совместительству является семьей:
Александра – верная супруга, комсомолка, спортсменка, красавица, хранительница домашнего очага по жизни и штурман по маршруту. Любит посещать новые места, а в конце, чтобы обязательно было чуть-чуть моря.
Лена – студентка, красавица, фанат фотографирования на свои 3 (Три) фотоаппарата, любитель рисовать.
Егор – ученик средней общеобразовательной школы, спортсмен, любитель совместных семейных игр, собак и шахмат.
И я – фанат и ярый пропагандист активного отпуска, для которого ничего не стоит не только перебуторить маршрут, но и поменять страну пребывания.
Главное, чтобы была постоянная движуха и смена картинки!
Время путешествия.
С 02 по 17 июля 2021 года.
Визы, ПЦРы и QR-коды, прививки, страховки.
Албания каждый год, обычно, начиная с мая-июня и до конца года, объявляет для россиян безвизовый режим въезда в Албанию сроком на 90 дней.
Нужен только загранпаспорт.
Для въезда в Албанию (на дату июль 2021) никакие ПЦРы, QR-коды не требуются.
НО.
Если вы летите с пересадкой и не в рамках одного билета, то нужно узнавать, какие требования есть в стране пересадки.
Например, если лететь Победой до Стамбула (из Стамбула до Албании она не летит), а потом, например, Албанскими авиалиниями лететь из Стамбула до Тираны (то есть будет 2 самостоятельных билета), то при регистрации на Победу с вас попросят ПЦРы и QR-коды для Турции.
Поскольку у нас был транзит в рамках одного билета, то ничего не было нужно.
Но мы подстраховались (а вдруг чего???) сделали накануне вылета всей семьей срочные ПЦРы.
При этом предварительно взрослые члены семьи прополоскали горло и окропили слизистую оболочку носовой полости 40% раствором коньяка (а чтобы наверняка!!!).
Сделанные ПЦРы не понадобились.
Прививки для посещения Албании так же не нужны.
Пока писал свой опус, Албания ввела новые правила въезда:
1. Или отрицательный ПЦР за 72 часа,
2. Или справка на английском языке с внесенными данными паспорта о перенесенном заболевании (не более 6 мес.),
3. Или сертификат о вакцинации на английском языке с внесенными данными паспорта.
Страховка не требуется, но предварительно мы все равно ее сделали (а вдруг чего?).
Билеты.
5 раз проверив требования всех авиакомпаний, 8 раз, созвонившись с ними (меня уже начали узнавать по голосу) приобрел билеты непосредственно на сайтах авиакомпаний.
Туда - Pegasus Airlines (не путать с PEGAS FLY (ООО "Авиакомпания "Икар")
Обратно - Turkish Airlines.
И там и там с пересадкой в Стамбуле.
Цена одного билета получилась, как писал выше – около 42 тыс. российских рублей.
Ближе к моменту вылета начали летать беспересадочно из Москвы до Тираны Уральские авиалинии за 55 тыс. Не, такой хоккей нам не нужен!
Можно было комбинировать с греческими Aegean Airlines и/или сербскими Air Serbia.
Но получалось или дороже или с неудобными стыковками.
ПДД, дороги Албании.
ПДД и знаки ясные и понятные.
Скорости: в населенном пункте - 40 км/ч
вне населенного пункта - 80 км/ч
на автомобильной дороге - 90 км/ч
на автомагистрали - 110 км/ч
Очень удивили дороги!
В Албании хорошие, классные асфальтированные дороги, без выбоин и ям.
Многие дороги узкие, на которых приходится разъезжаться «впритирочку», но все равно хорошие асфальтированные.
Много серпантинов, со слепыми поворотами, подъемом в гору. Но ничего смертельного.
Каюсь, в городах ездил около 60 км/ч, вне городов машина сама разгоняется больше 120-130 км/ч
Плохая разбитая и частично гравийная дорога была только из Шкодера на озеро Комани и последняя часть дороги гравийная из Шкодера в Тет.
Нашего Хюндая вполне хватало, и он везде справился с поставленной задачей.
Если вы не собираетесь лазить по каким-то косогорам, то джип точно не нужен.
Албанцы на дорогах. Поведение.
Этот пункт выделил отдельно.
Албанские водители - это нЕчто!
Основное средство передвижения албанцев – Мерседес, от современных до старых и разбитых, количество которых, по-моему, превосходит количество самих албанцев.
Сплошные Мерседесы! В 99% - черные Мерседесы.
Стиль вождения албанцев ни с чем не сравним.
Они несутся за тобой по трассе, зависая на хвосте, иногда фафакая в спину.
Лучше сразу уступить, чтобы не нервировать.
Если перед тобой едет машина с албанскими номерами и едет медленно, значит албанский водитель просто о чем-то задумался.
Часто албанец едет с сигаретой в одной руке и телефоном у уха в другой.
А иногда у него на руках сидит ребенок.
Чем он там рулит – вообще непонятно.
На узких дорогах албанец несется навстречу тебе прямо в лоб и, если не прижаться к обочине (я периодически просто останавливался на обочине), то неизвестно, чем это вообще все может закончится.
На обочинах поразвешено ну оооочень много искусственных букетиков – кто-то не успел отскочить…
А как водители Мерседесов останавливаются! Это вообще песня.
Едешь ты, например, себе по городу, едешь за каким-то Мерседесом.
А дороги в городах узкие и обогнать (если вдруг и представится такая возможность) бывает довольно проблематично.
И вдруг, ни слова не говоря, никакими фонарями не моргая, аварийку не включая, едущий пред тобой Мерседес резко останавливается, заторивая все вообще к чертям собачьим.
А что случилось?
А ничего такого и не случилось!
А это он, оказывается, друга увидел. Друга, или идущего пешочком по тротуару или сидящего в припаркованной машине.
Албанец даже может не выйти из-за руля.
А может и выйти, просто бросив машину посередь дороги.
Друзья поговорят, перетрут все дела, посмеются, выкурят вместе по сигарете, у кого-то даже может зазвонить телефон, и он ответит и решит по ходу дружеской беседы какой-то вопрос.
И пусть весь мир подождет!
В итоге, все те, кто ехал за этим Мерседесом, собираются в небольшую пробку.
А вот тут уже начинает действовать другое албанское правило.
Стоит и пропускает всех не тот, у кого образовалась помеха на дороге, а тот, кто ушами прохлопал и не сориентировался вовремя.
Поэтому, если перед Вами на дороге в потоке машин вдруг разыгрывается картина, описываемая мной выше, то вообще даже не надо тушеваться, а нужно смело выезжать на встречку и объезжать преграду. И пусть теперь уже встречка нервничает и ждет Вас!
Это нормально, это в порядке вещей.
В Шкодере бойтесь велосипедистов!
Эти еще хуже, чем водители Мерседесов.
Они, как клопы лезут ото всюду.
И им вообще неважно, в каком направлении движется основной поток.
Велосипедист может от тротуара резко ринуться к центру дороги, даже не посмотрев, куда он движется, на круге они въезжают в круг и движутся против движения и так же неожиданно съезжают с него, двигаясь от центра круга к краю тебе наперерез.
Местные переходят дорогу неожиданно.
Иногда в городах встречка отделена от твоего потока газоном с кустам.
Вот как раз из-за этих кустов прямо под колеса может выскочить албанец, смотря не на надвигающуюся на него машину, а как раз куда-то в противоположном направлении.
А еще у них там в Албании отменили поворотники, и местные, если ими и пользуются, то очень эпизодически.
Вернувшись на Родину, я по албанской привычке, чего-то замешкавшись где-то, остановился, сдал задним ходом, развернулся посередь дороги под удивленные взоры других участников дорожного движения.
Карты, навигация.
Пользовался многократно проверенными картами maps.mee, предварительно закачанными к себе в телефон.
Проколов практически не было.
Один раз только заблудились в Круе, но не страшно.
Отели.
Все отели бронировал на bоокingе.
Отели были с оплатой на месте.
Отелей было всего 8 штук.
Я ж говорю, что люблю движуху.
Аренда авто.
Я умею путешествовать только на авто.
От точки А до точки В. И так дальше.
Там всякие автобусы, автостопы и прочее – так не умею и не знаню.
Сначала, как обычно пытался забронировать авто на r е n t а l с а r s.
Цифра за 2 недели выходила страшная – около 70-80 тыс. руб.
Покопавшись в интернете, нашел местный албанский ренткар: a u t o r e n t a l a l b a n i a.
Отвечают по электронке (info@ara.al) и по WhatsApp (+355 69 964 777). Отвечают медленно, неторопливо, но отвечают.
Бронь подтвердили по электронной почте.
Работают в аэропорту Тираны круглосуточно.
Бронируется конкретное авто, а не класс (правда на мне этот пункт дал сбой: бронировал VW Jetta, а дали Hyundai Elantra, но ничуть не жалею).
Машинка 2019 года, с небольшим пробегом, немного помятая.
Механическая коробка, бензин, безлимит по пробегу.
Дали с полу-пустым баком, сказав, что можно вернуть так же.
Аренда на 15 дней стоила 589 € (но это дешевле, чем на других агрегаторах).
Никаких залогов не брали и на карте деньги не морозили
Расплачивался с карты (можно наличкой).
За все время наездили 1500 км.
С заправками проблем не встречали.
Только при поездке на озеро Комани и в Тет лучше все-таки заправиться предварительно.
Я всегда расплачивался наличными деньгами (берут и леки и Евро).
Цены на бензин-дизель приблизительно плюс-минус одинаковые (дизель чуть подешевле).
На фото - цена в леках.
Деньги. Валюта.
С собой нужно брать ЕВРО.
Валюта Албании – лек.
В городах есть обменные пункты (только в Тет не видел).
В основном имеют хождение наличные деньги.
Если леков не оказалось под рукой (не успели обменять), то практически везде приму и ЕВРО.
Но получается выгоднее, если предварительно в обменнике обменять ЕВРО на леки, и потом уже расплачиваться леками.
Курс на момент нашего отпуска был примерно: 1 Евро – 120-125 лека.
1 лек примерно 70 копеек.
То есть, если, например, в кафе вкуснющаяя рыба гриль с овощами стоит 600 лек, значит это примерно 420 руб. Надо брать!
При прилете в аэропорту сразу обменял 300 ЕВРО, а дальше менял уже по мере необходимости.
Картами расплачиваются значительно реже (в крупных отелях, магазинах).
Во многих местах их просто не принимают.
В городах есть банкоматы, где можно с карточки снять наличные деньги.
В некоторых банкоматах есть комиссия (небольшая), в некоторых комиссии нет.
Я не пользовался.
Религия.
Албания – светское государство, где религия отделена от государства.
Больше половины населения - мусульмане.
Но нигде это не ощущается.
Вот зимой нам посчастливилось посетить мусульманские Мальдивы – вот там все совсем жестко.
В Албании алкоголь везде и всюду (в кафе, в магазинах, в отелях), в каких угодно количествах.
Народ одевается по-светски.
Молодежь ходит в шортах, майках.
Женщин в хиджабах практически не видели.
Мечети есть, но не скажу, что их много.
Православных храмов, по-моему, ничуть не меньше.
Изредка слышали зычный голос муэдзина, но как-то нерегулярно и не по расписанию.
Около трети населения - христиане.
Безопасность.
Албанцы – очень дружелюбные люди.
Ни разу не возникло каких-то неприятных ситуаций.
По виду – иногда настороженные, бородатые и с массой татуировок (это я про мужчин).
Но при начале общения, улыбке в их сторону, а потом еще и благодарности (труднопроизносимое албанское фалиминдЭрит – «спасибо») – расплываются в улыбке, и лед напряженности моментально тает на глазах.
Ни разу нас не пытались обмануть, ни разу никто не клянчил денег, мы ни разу не почувствовали опасности.
Но разумная осторожность, конечно, не повредит.
Население Албании – около 3 млн. человек (как пишет Википедия).
Еще около 1 млн. албанцев проживают за границей (опять по Википедии).
История современной Албании связана с Энвером Ходжей - албанским революционером политическим деятелем, противоречивой фигурой, который был приверженцем идей Сталина, с которым его часто и сравнивают.
Советский Союз был союзником Албании, и старшее поколение вспоминают с теплотой те годы, коммунизм, социализм.
Старые албанцы, которых мы встречали, в процессе разговора, узнав, что мы из России, расплывались в улыбке, говорили, что очень хорошо относятся к русским и рассказывали, что в школьные годы учили русский язык.
Многие из них довольно неплохо говорят по-русски или обменивались с нами простыми фразами на русском.
Так в Гирокастре один немолодой мужчина в каком-то магазинчике после общения «о природе-о погоде» выдал нам на русском языке с небольшим акцентом такой огромный кусок из Мцыри, что мы слушали, разинув рты.
Представляете, помнить литературное произведение на чужом языке с тех пор?
Другой албанец в Берате спел нам на улице по-русски отрывок «Очи черные, очи жгучие, очи страстные и прекрасные».
Чудеса.
После разрыва отношений с нами, Албания стала тесно общаться с Китаем.
До сих пор в албанских антикварных магазинчиках мы встречали старые китайский товары того времени – старые швейные машинки, старую технику.
А потом и порвала с Китаем.
При Энвере Ходже Албания на долгие годы стала закрытым государством, наверное, поэтому, и сейчас про эту страну как-то немного информации.
Могу сказать точно, что Албания – не часть бывшей Югославии, как думают многие.
Как обычно, затянул я предисловия, а вы от меня уж, наверное, ждете основного действа и фотографий.
Прошу не ругать: писать я буду долго и подробно…
Ну, значит, полетели!
Маршрут получился такой:
День 1-й.
Ночной прилет в Тирану. Переезд в «технический отель» и глубокий сон.
День 1-й. Собственно день.
Переезд Тирана - термы в Permet (Permet) (Benja Thermal Baths) - Гирокастра (Gjirokastёr).
День 2-й.
Гирокастра.
Выезд на рафтинг по реке Вьоса (+ небольшой инцидент с ключами, закрытыми в багажнике).
День 3-й.
Переезд Гирокастра – источник Голубой глаз (Syri i Kalter) - Ксамил (на море, которое я обещал супруге).
День 4-й – 5-й – 6-й.
Ксамил. Солнце, воздух и вода (а так же лучший пляж Ксамила) – наши лучшие друзья.
Посещение развалин Бутринт (Butrint National Park).
День 7-й.
Переезд Ксамил – перевал Ллогара Llogara – Берат (Berat).
День 8-й.
Берат. Поездка на джипах на гору Томорр (Tomori) с последующим восхождением на оную с использованием мулов и албанских проводников.
День 9-й.
Берат. Свободный день.
Посещение Замка Берат (Berat Castle)
Отдых от отдыха.
День 10-й.
Переезд Берат – винодельня Kantina Çobo – Круя.
Отмечание ДР любимой супруги.
День 11-й.
Переезд Круя – мастерская венецианских масок – Шкодер.
День 12-й.
Переезд Шкодер – озеро Комани (Lake Komani) – Тет (Theth)
День 13-й.
Поездка на джипе к Голубому глазу в Тет (Syri i Kalter, Blue Eye Theth).
Пешеходная прогулка к водопаду Грунас (Grunas).
Наслаждение природой в Тет.
День 14-й.
Переезд Тет – Круя.
Покупка сувениров, попытки вспомнить все увиденное, прощальный ужин.
День 15-й.
Переезд Круя – аэропорт Тираны – отбытие домой.
Ниже - основные точки нашего маршрута (не учтены радиальные выезды из городов):
Вылетали из Домодедова.
Аэропорт встретил нас каким-то отсутствием обычной суеты и казался полу-пустым.
На табло вылетов международного аэропорта – в основном российские, а не зарубежные города.
По громкоговорителю – всякие пугалки про маски, социальную дистанцию.
Прямо грусть и печаль какая-то!
Народ зашуганный и нерадостный, поголовно в масках.
Все сжимают в руках бумажки с ПЦРами, нервно поглядывают на экраны смартфонов: не исчез ли оттуда QR-код, присвоенный им ранее.
При подходе к стойке регистрации мы сильно нервничали: а вдруг, пока мы добирались до Москвы, где-там, в верхах, придумали какую-то новую гадость, и сейчас весь наш отпуск полетит к чертям собачьим?!
Тогда, думаю, настанет черед плана «С» (Цэ) – сдавать билеты в Албанию и лететь в Усть-Хрен-Знает-Куда. Не пропадать же отпуску…
Но нет, Там ничего не придумали.
На стойке попросили только паспорта. И все!
Как обычно, посетили кафетерию по карточке Priority Pass.
Алкоголя нет – незачет!
И вот, когда, уже пройдя все паспортные, таможенные и прочие контроли, мы оказались на своих местах в самолете, вот тут мы все окончательно поверили: вот это победа, вот это уже начало отпускного периода! Всё, отпуск начался!!!
Летим в Албанию!!