Ну вот. Не прошло и двух лет, как мы снова застегиваем ремни безопасности и переводим спинки кресел в вертикальное положение… Хотя нет, почему – прошло, даже чуть больше. И пока нас не так много куда выпускают, неожиданно для нас нарисовалась манящая перспектива: наконец-то, наконец-то побывать в Стамбуле. В октябре выяснилось, что у жены в университетско-преподавательском расписании на ноябрь в одну из недель будут сразу два свободных дня – четверг и пятница. Что редкость. А тут и Аэрофлот начал стенать (по почте), что наши мили вот-вот сгорят, мы же уже два (два!) года никуда не летали, как же так? О чем мы вообще думаем, никуда не летая?
Но как-то мы настолько привыкли в той, до-коронавирусной жизни, путешествовать (вынужденно) только в конце весны и в конце лета, что как-то не сразу поняли всей ослепительной перспективы, которая открывалась. Четверг, пятница, суббота, воскресенье. А Турция-то впускает со Спутником V… И визу оформлять не нужно, осталось только купить авиабилеты, получить за пять минут HES-код на сайте турецкого Минздрава, И ВСЕ! И мы уже почти там. Там, где мы никогда не были. Там, где упираются в небо минареты Айя-Софии и Голубой мечети, мечетей Сулеймание и Бейязида, где маняще шумит Большой базар, и рыбаки ловят рыбу прямо на Галатском мосту, там, где огромные сухогрузы выплывают из Босфора в Мраморное море, а другие вплывают им навстречу… Где-то там нас уже ждет он – Стамбул. Константинополь? Вряд ли. Византий? Тем более. Но и Стамбул звучит красиво. Стамбул…
Три ноябрьских дня в Стамбуле. Теплых, но местами ветренных. Солнечных, вопреки всем прогнозам – вообще говоря, могли попасть на дожди, как раз сезон. Но мы заранее решили, что дожди нам никак не помешают получить удовольствие, хотя бы просто от новых картинок перед глазами, нового городского рельефа (а в Стамбуле-то рельеф неслабый), нового городского ритма, новых запахов, вкусов и звуков. Неожиданно - но удовольствие, как оказалось, можно получать даже от пробуждения в шесть с небольшим утра от распевов муэдзина с минарета близкой мечети – это необычно, это по-своему красиво, это ненадолго, и можно спать дальше.
Видимо, поняв, что дожди нас не отпугнут, там, наверху, пожали плечами и сказали: «ну и ладно, очень надо было воду на них расходовать».
Три дня (ну, на самом деле, полноценных - увы, даже меньше трех, если выкинуть перемещения туда и обратно) пролетели как вихрь, оставив яркие картинки в памяти, участь которых – постепенно блекнуть и стираться со временем. Можно было бы спросить нас, а стоило ли тратиться на недешевые авиабилеты, только чтобы три дня провести в Стамбуле. Ну, что тут скажешь. Во-первых, очень уж хотелось наконец выбраться куда-то достаточно далеко. Во-вторых, расплачивался я аэрофлотовскими же ваучерами. То есть, в общем, деньги-то я потратил два года назад, еще в прошлой жизни. Ну, а в третьих… В третьих, Стамбул стОит мессы. Определенно, стОит.
Ну и вот он – мой рассказ, по горячим следам и первым впечатлениям. Он и сам – скорее про впечатления, нежели про полезные сведения (ну, кроме, разве что, первой главы). Но вам уже не привыкать, правда? Поехали?
Оглавление:
Глава 1. Туда.
Глава 2. Там. День первый. Вечер. Галатский мост, ночная Галата и Истикляль.
Глава 3. День второй. Галатский мост, Египетский рынок, Айя-София, Голубая мечеть.
Глава 4. День третий. Истикляль, Галатская башня, Большой базар, мечети Бейязида и Сулеймание, парк Гюльхане.
Глава 5. День последний. Утро. Чукурджума.
Глава 1. Туда.
Но вначале - краткое резюме технических подробностей поездки в Стамбул по состоянию на середину ноября 2021 года.
- очевидное: требуется действующий загранпаспорт. Виза не требуется.
- перед вылетом требуется получить так называемый HES-код. Это делается не ранее, чем за три дня (72 часа) до поездки (я оформил за два дня до нее), на сайте турецкого министерства здравоохранения https://register.health.gov.tr/#. Форму, полученную в результате, с QR-кодом и алфавитно-цифровым кодом прямо под ним, я распечатал.
- по идее, требуется сертификат о прививке Спутником-V (или другой признаваемой Турцией вакциной). В случае прививки Спутником-V сертификат скачивается с сайта Госуслуг (скачиваемый pdf содержит сразу оба варианта, на русском и английском). Его я тоже распечатал. В нашем случае сертификатов можно было скачать два разных – о первой двухфазной прививке Спутником-V и о последовавшей через полгода повторной прививке Спутником-Лайт. Но поскольку Спутник-Лайт как таковой Турцией не признается, смысла скачивать второй я не видел, поскольку и первый все еще был действителен.
По факту: на границе не спросили ни сертификат, ни HES-код. Ни при посадке на рейс, ни в Турции при въезде. Единственное место, где неожиданно этот HES-код таки спросили – вход в Галатскую башню. Я предъявил свой, и нас женой – обоих - тут же пропустили. Ну, в целом логично: вряд ли один HES код получил, а его половина – нет, так чего время тратить. Наверное, логика такая.
- перед возвращением на Родину требуется заполнить форму для въезжающих на сайте Госуслуг https://www.gosuslugi.ru/600340/1/form. Я заполнял в приложении Госуслуг на телефоне – весьма удобно, почти все поля заполняются автоматически из данных, имеющихся в аккаунте, только страну, откуда въезжаете, выбираете сами, и номер рейса указываете вручную. В результате генерируется QR-код, его нужно будет показать при въезде в Россию - после прохождения погранконтроля есть специальная зона, где их проверяют. Если вы не заполнили эту форму online, можно (нужно) заполнить в самолете бумажную – бортпроводники проходят и раздают. Но это гораздо менее удобно.
Что еще... Если вы планируете перемещаться по Стамбулу на общественном транспорте (трамвае, метро, фуникулерах, паромах), вас, скорее всего, заинтересует пополняемая проездная карта Istanbulkart (информацию легко найти на форуме, да и просто в интернете). Ваш HES-код должен быть к ней привязан; это можно сделать самостоятельно на сайте https://kisisellestirme.istanbulkart.istanbul/). Страница откроется, скорее всего, уже в Турции. Карты Istanbulkart, в теории, можно купить прямо в аэропорту; для главного аэропорта Стамбула IST это делается на уровне «-2» – там, где останавливаются автобусы (и не-официальные такси) – пара автоматов по выдаче таких карт стоит у перрона номер 3 (выйдя из здания, поворачиваете налево; вот тут можно пройтись виртуально по главному Стамбульскому аэропорту). Но нам не повезло – оба автомата сообщили, что карт у них для нас уже нет. А в дальнейшем мы предпочли везде ходить пешком - мы это любим, так что случая купить карту в городе и воспользоваться ей так и не представилось.
Из аэропорта я планировал уехать, как «умная Маша», вызвав такси из приложения Bitaksi, как рекомендуется во многих источниках, включая даже письмо от администрации нашей гостиницы. Установил Bitaksi заранее, но в России в него войти невозможно. Поэтому зарегистрировался в нем я уже в стамбульском аэропорту, когда подключился мобильный интернет. В Bitaksi все очень похоже на Yandex Go, и я быстро и изящно заказал машину прямо до нужной гостиницы. Но «Маша» оказалась не так умна, как хотелось бы. Первый мой прокол заключался в том, что я ждал такси на том же нулевом уровне, где стоит очередь «официальных» такси. А эти «такси», что работают по Bitaksi, таковыми, судя по всему, не являются и приезжают, наравне с другими встречающими машинами, не на уровень «0», а на уровень «-2», куда нужно спуститься на специальном лифте у выхода из аэропорта. Пока я осознал ошибку и пока спустился, машина уже приехала и уехала - судя по карте, где видно ее положение. И назад она как-то возвращаться не собиралась, удаляясь все дальше и дальше. И в связь со мной водитель не вступил.
Ну ок, сказал я себе - сам виноват. И вызвал снова. Снова обещано ожидание примерно 5 минут, через какое-то время заказ вдруг неожиданно отменяется (предполагаю, что самим водителем). Ладно.
Снова заказываю, жду еще 10 минут, вижу, что машина подъезжает, пытаюсь ее разглядеть в потоке машин, которые идут довольно плотно и быстро, да еще по двум полосам, не вижу (еще и зрение неидеальное, даже в очках – номера расплываются); машина (вероятно) проезжает мимо и снова, судя по карте, уезжает прочь, и снова - ни ответа, ни привета.
Ну тут уж я плюнул, признал временное поражение в борьбе с Bitaksi; мы снова поднялись на уровень 0, встали в очередь на желтое такси и практически через несколько секунд сели в очередную подъехавшую машину; я показал водителю с экрана телефона адрес нашей гостиницы, он продиктовал его навигатору, тот построил маршрут, водитель включил счетчик (я бдил за этим, начитавшись о хитростях стамбульских водителей), и мы поехали. Я все подозрительно поглядывал, не отклоняется ли он от маршрута, чтобы срубить с нас побольше, но нет - все прошло гладко, и сумма получилась примерно такая же, что предсказывал Bitaksi, когда я пытался вызвать такси через него – что-то около 170 лир. Так что я оставил сверху немного чаевых (в машине заботливо висела таблица вычисления чаевых, в зависимости от общей суммы за поездку; на такой дистанции, как наша - около 5%).
Когда через три дня мы отправлялись обратно в аэропорт, я решил не искушать судьбу и попросил клерка на ресепшене (это, конечно, слишком громкое слово для нашей маленькой уютной гостинички) заказать такси для нас. У него имелся «прикормленный» водитель, который ровно в назначенное время и подъехал. Я как-то заранее не оговорил сумму (что в корне неправильно, конечно), но помнил, что на сайте гостиницы услуга трансфера была довольно дорогой, и был морально готов к тратам. Но в аэропорту водитель сказал, что сумма в 140-150 лир его вполне бы устроила. Я был приятно удивлен, обрадован и сгоряча отдал, кажется, все 180.