БрачНесмотря на то, что Хорватия является таким популярным направлением и информации на форуме и просторах Интернета я перелопатила достаточно, проколы и белые пятна были.
Всем известно, что Jadrolinija – это паромная компания, выполняющая грузо-пассажирские перевозки с материка на острова и обратно, а также между островами. В зависимости от типа водного судна, вы сможете плыть либо как пассажир только, либо с машиной. Билеты покупать заранее особой необходимости нет, потому что компания (барабанная дробь…) не гарантирует времени отплытия, вы бронируете только дату, а дальше первый приехал – первый загрузился. То есть теоретически, если вы с билетом стоите после человека, который его пошел покупать, он может попасть, а вы нет. Изучая расписания паромов в сезон, обязательно учитывайте этот момент – шансы не попасть на паром даже если вы приедете за полтора часа, вполне реальны. За сорок минут вы там быть просто обязаны.
Но ближе к делу. По моему плану мы должны были уехать из Брелы утром, чтобы уплыть из Макарска на Брач (Сумартин) на пароме в 8 утра. Так выходило быстрее, чем ехать в Сплит. В 7 часов тетенька в кабинке порта Макарска развела руками и сказала, что место на пароме мы должны были зарезервировать! То есть не просто выкупить заранее через интернет, но и позвонить им! Таким образом, имея на руках заранее купленный без телефонной брони билет, мы вынуждены были бы торчать в Макарска до 17 часов – именно тогда отплывал следующий паром. Видя наши печальные лица, тетенька послала нас в Сплит, там своя система – никакой брони по телефону, кто первый встал, того и тапки. Да и рейсов поболее будет. Ну что, сэкономили время! По интернету следующий паром на Брач оттуда был в 11 утра. Ну хоть не в 17 часов. Поедем занимать очередь, чтобы наверняка. Купив на причале Сплита билет, мы сели в авто и поехали высматривать указатель на Супетар (из Сплита плавают именно в этот порт острова Брач), вроде нашли, уже и машины есть, и они почему-то двигаются, то есть куда-то загружаются. На часах 8:20. Мужик (работник порта), настойчиво провожал нас на загрузку. Падчерица тихо отметила, что на пароме написано «Риека». Но билет отсканирован, мы едем внутрь. Ну, загружают пораньше, говорит муж. За два часа? Ну может. Купили кофе, сэндвичи, только уселись – паром дернулся и отплыл. Что за чертовщина? Куда мы плывем? Нам не надо в Риеку сейчас, нам туда только через 5 дней. Нервно берем в руки телефоны и начинаем следить за траекторией движения. Наконец муж не выдержал и пошел спрашивать. И тут выяснилось, что из Сплита в сезон бывают стихийные рейсы, которых нет ни на табло в порту, ни в интернете. Фухх, выдохнули. Вот так судьба нам немного скомпенсировала мой промах.
Паромы Ядролинии довольно большие. Машины паркуются на нижнем уровне, можно остаться сидеть в ней, на средней закрытой палубе можно устроить испытание «пассажир против кондиционера», ну либо любоваться морскими пейзажами и потеть на верхней открытой. И тут мы впервые вспомнили, что путешествуем в эпоху пандемии, каждые пять минут шли объявления о необходимости надеть маску и соблюдать дистанцию. Как видно по фото, все глубоко прониклись этой просьбой.
Ну, здавствуй, Брач. Окинув взором очередь ожидающих отплыть обратно, я уже представила, что нас ждет завтра. Ладно, я не буду думать об этом сегодня. Начнем осмотр с музея оливкового масла. Этот музей был просто бальзамом на душу после толп людей повсюду. Тишина, покой, гид неспешно и интересно рассказал только нам об истории этой старой семейной фабрики, дал попробовать покрутить жернова, ответил на все вопросы и проводил на дегустацию. Есть три вида дегустации: 1) только масло и хлеб, 2) масло, хлеб и джемы, 3) масло, хлеб, джемы, помидоры и вино. С разными ценами конечно. Так как я была единственным «пьющим» туристом в нашей группе, мы взяли вторую. Это просто божественно и совсем недорого, в отличие от магазина при музее. Я купила только вяленые оливки, но, Боже, какие они были восхитительные!
Следующая остановка – Видова Гора – точка, с которой виден тот самый знаменитый пляж – Золотой рог.
С такой высоты масштаб катастрофы на месте невозможно оценить. Но когда спускаешься, это просто жесть. Платишь за парковку больше 10 евро, душ 2 евро, туалет 1 евро. Еда столько же дорогая, сколько невкусная. Надо что-то делать с желанием посетить знаковые места для галочки. Да, вода красивая и галечка такая мелкая, как будто песок, но народа… просто Евпатория образца 1997 года.
После обеда поднимается сильный ветер, который начинает уносить зонты и покрывала. Мы пробыли там часа 4. Наплавались и нанырялись, но второй раз не поеду.
Апартаменты у нас на одну ночь были забронированы у города Сумартин, куда мы и подались на вечернюю прогулку. По дороге заметили несколько восхитительных малолюдных пляжиков и сразу захотелось тут задержаться. С парковкой в городе будьте внимательны. Если заедете на променад до того, как поднимут металлические столбы, назад вы не уедете. Парковаться надо там, где набережная только начинается. Но в этом есть и свой плюс. Нет лишнего шума и выхлопных газов. Даже туристов почему-то не было особо. Можно прогуливаться и рассматривать яхты, а потом взять столик прямо у моря и съесть салат из осьминога, который в Хорватии практически везде готовят на отлично.
Утром, к сожалению, пришлось уезжать с этого райского острова и порт Супетара ожидаемо встретил нас огромной очередью. Приехав за час, мы не смогли попасть не только на планируемый паром, но даже на следующий. Прождали больше двух с половиной часов, обошли кафешки вокруг, поглазели на набережную и паром Ядролинии, уплывший без нас.
Засада Супетара состоит в том, что там организовано две отдельных очереди: легковые автомобили и грузовые. Последние имеют приоритет при посадке. Справедливости ради надо отметить, что при таком ажиотаже и в этот день был организован дополнительный рейс, на котором мы благополучно и отчалили в Сплит.
Сплит-КркаНа сам Сплит оставалось уже не так и много времени. Хотя при жаре в +38 оно было и к лучшему. Мы побродили по рынкам вокруг дворца Диоклетиана, прошлись по самим древним развалинам. В лучах летнего солнца они выглядят душевнее, чем зимой.
Но в окружении тысяч фанатов Игр престолов насладиться по полной ну никак не получается. Индекс мороженого (по типу итальянского джелато) в старом городе просто зашкаливал. Он обогнал даже Хвар. Оно растаяло практически сразу же под лучами палящего солнца, ибо ни одной лавочки в тени мы не нашли.
Голова начала гудеть, и мы без сожаления оставили позади этот раскаленный каменный мешок и отправились в национальный парк Крка. Все-таки из всех крупных материковых городов Хорватии едва ли кто-то сможет приблизиться к Дубровнику. Да, есть приятные маленькие городки, но крупных нет.
Какое счастье, что я оставила Крка в плане нашего путешествия. Я уже была в нем зимой, в отличие от Плитвицких озер и искушение оставить его за бортом было велико. Приехали мы в Лозовац уже после 16 часов. Парковки у парка две: Лозовац и Скрадин. В последний стоит заезжать, если хотите плыть до основной части на кораблике. Мы же планировали еще и кораблик до Висоваца, поэтому решили сэкономить время. Вход в парк недешев: 200 кун на брата, плюс еще до Висоваца 100 кун. На стадии планирования я упорно не находила фото с этой самой водной экскурсии, только восторженные отзывы. И так как на программке с зимнего посещения остров выглядел весьма и весьма (еще бы – фото с дрона), то решено было проверить на себе. Лодки до Висоваца ходят лишь до 17 часов. Пробежав бегом с километр, мы были в числе последних загрузившихся. А козырные места все на верхней палубе, на нижней не видно ничего, от слова вообще. На обратном пути мы подсуетились и попали наверх, но никаких сногшибающих видов там нет. Вода, камыши, камыши, вода. Скучные 30 минут туда, 30 минут там и 30 минут обратно. Это Висовац не с дрона ближе к вечеру.
Маркетинговое чудо. Если вы не религиозны, не рекомендую.
По прибытии у нас оставалось примерно полтора часа на осмотр самих водопадов. Основной народ схлынул, снималось легко и без очередей. Тогда мы еще не понимали своего счастья.
По сравнению с февралем, когда водопады гудели и ревели, а уровень воды был практически под самые дорожки, в августе масштаб был не тот, но все равно красиво, а главное тепло. Зимой зуб на зуб не попадал. Немного зимних видов.
И да, в Скрадинском буке, купаться более нельзя – антиковидная мера.