1 - автобус в Besisahar, ночевка рядом с Jagat 1300
2 - Karte, Nache или на худой конец Dharapani
3 - выход на Bimthang track, ночевка в районе Surki 2700
4 - дойти до Bimthang 3600 и радиалка к Ponker Lake 4100
5 - подъем в сторону Larke La 5106 насколько будут силы, ночь в Bimthang
6 - спуск до Dharapani или чуть дальше (Danaqyu 2200 или Timang 2270)
7 - переход в Upper Pisang 3310 (2 ночи)
8 - Upper Pisang - радиалка в сторону Pisang BC
9 - переход в Ngawal 3680 (2 ночи)
10 - радиалка до Kang La 5320
11 - переход в Manang (1 или 2 ночи)
12 - запасная ночь в Manang - если будет настроение на радиалки
13 - переход в Shree Kharha 4080 (2 ночи)
14 - Tilicho Lake 4,919 туда-обратно одним днем
15 - переход в Thorong Phedi 4450 (или плюс день и ночевка в Letdar 4200)
16 - переход через Thorong La 5416 в Muktinath 3800
17 - Muktinath - Kagbeni 2800
18 - Kagbeni - Marpha 2670
19 - Marpha - Tatopani 1200 (джип или автобус)
20 - Tatopani 1200 - Narchyang 1510 или Paudwar Village (~2000). Если много сил, то сразу на Копру
21 - Khopra Danda 3660 - 2 ночи
22 - радиалка к Khayer Lake 4700
23 - спуск через Chistibung ночевка в Bayeli 3450 или где-то там
24 - спуск к Tadapani 2680 или поворот к Chuile 2200 до Chomprong 2160
25 - Chuile to Bamboo 2310 или Dovan/Doban 2505
26 - Deurali (3200)
27 - MBC 3700 или ABC 4130
28 - спуск из ABC 4130 и выход ниже MBC 3700
29 - Sinuwa 2350
30 - через Landruk 1500 в Forest Camp 2400
31 - High Camp 3540, Mardi Himal BC 4500 с возвратом в High Camp
32 - выбраться в Покхару
То есть в честь потрепанного ковидом туризма даже решил включить ABC: когда если не сейчас? Времени более чем достаточно, запасов жира на боках скоплено много, так что можно походить с рюкзаком (не отдаляясь от лоджей). Медитативное созерцательное одиночество в основном на 2-4К - то что надо.
Визу сделал в консульстве заранее на 3 месяца. Сначала мотивировался необходимостью быть готовым к локдаунам и прочим карантинам, но после решил, что залечь на пару месяцев на дно в Катманду и работать удаленно - интересная идея. В отличие от супер-расслабленного посольства Непала в Москве, консульство в Гонконге шумное и бардачное: десятки тысяч местных непальцев периодически чего-то хотят от своего государства. Но как турист с проблемами не столкнулся.
Думал купить билет в Катманду one-way накануне вылета: если и из Европы сейчас тяжело планировать путешествия, то из восточной Азии, где я живу, так просто кранты! Но тут подвернулся прямой перелет Cathay Pacific, хоть на не самую удобную дату, но по отличному мильному тарифу, по которому я взял сразу бизнес (сливать мили - так сливать). Но недолго длилось счастье: за неделю до вылета все рейсы на месяц в Катманду некогда одна из лучших компаний в мире просто отменила. Я долго бился над возможностью поменять билет просто на бизнес в Дубай, который сначала подтвердили, но позже сказали, что я все-таки должен доплатить, поскольку лететь в два раза дальше (как будто я этого сам хотел). Предложили Бангладеш, но этот вариант не устроил уже меня: из Дубая в Катманду есть 6-8 рейсов в день тремя разными компаниями, из Даки – один, причем нужна виза для самостоятельного транзита. Более того, я бывал в Бангладеше и эта страна и в более спокойные времена не очень подходит для удобных транзитов, хоть и рядом. В общем, после недели переговоров, оформил полный возврат и решил купить стандартный эконом до Дубая Qatar Airways. На этом билетные приключения не закончились потому что уже на этапе покупки в одном из агентств случайно выскочил тариф one-way не 23 тысячи рублей как у всех, а пять (!). Явно ошибочный тариф, но я решил рискнуть и забронировал. Как ни странно, оплата прошла, бронь подтвердили, а через сутки прислали и сам билет (данное OTA их выписывает вручную, хотя обычно делает это гораздо быстрее). Конечно же, такой халявной цены я не видел ни до, ни после покупки. На этой логистической возне я уже потерял неделю и не был уверен, хочу ли остановиться на день-два в Дубае, раз пошла такая пьянка (коротких стыковок без выхода в город все равно не находилось). Мой запланированный декабрьский трек давно стал январским, что в принципе в регионе Аннапурны не должно быть критичным, поэтому еще денек решил урвать. Дубай прекрасно состыкован с Катманду и я даже не знал кем взять последнее звено. За Himalaya Airlines говорило название, относительно удобное время вылета и аж 35 килограмм багажа в экономе, но против - рейтинг 1/5 на скайтрексе. За Nepal Airlines - дешевый билет на мою дату, а за flydubai - относительная надежность, 3 рейса в день и опять же низкие цены (на их сайте). Взял Himalaya поскольку они предлагали доступный рейс с вылетом в 3 ночи и прилетом в 9 утра. Это позволяло провести почти сутки в Дубае без отеля, получить две подряд ночи практически без сна (ирония, но выйти на трек без бессонницы после смены поясов - полезно), а также ограничиться одним днем в Катманду на привычные формальности и закупки. Да и когда еще полетаешь компанией с почти отрицательным рейтингом на скайтрексе?
Больше года без самолетов: волнительно. Подготовка очень странная. Вещи и прочая экипировка - все продумано, куплено и собрано в голове уже минимум год как. Зато много неопределенности из серии как будто только начал путешествовать и собираюсь в одну из первых поездок: «оформлю ли я пермиты, работает ли это, работает ли то»? Тут ужу попробовал расслабиться, хотя на непальском форуме на TripAdvisor и в англоязычных группах в фейсбуке какую-то информацию (а главное - свежие свидетельства живых иностранцев) найти было можно. Хотел сделать страховку worldnomads, но она на месяц трека получалась под 400 долларов. Охереть. Решил, что обойдусь включенной страховкой American Express The Platinum. Никого не призываю рассчитывать на карточные страховки на треках, но если уж игнорировать страховку к этой карте, то не знаю каким вообще доверять. Сейчас кстати в процессе возврата по этой страховке денег за разбитый не то дубайцами не то непальцами чемодан.
За двое суток до вылета, как раз когда укладывал чемодан, прочитал свежее сообщение Боба в соседней ветке, что ещё 2 недели назад пассажирам из стремных южно-африканских стран, а также Гонконга, запрещено прилетать в Непал из-за очередного штамма ковида. Непал (и Россия), забанившие одно из самых жестких в плане борьбы с вирусом мест в мире, - это глубокая ирония, но не в моей ситуации. Выпал в осадок, но наконец понял почему все предыдущие рейсы так посыпались (Катай, с которыми я неделю был на постоянной связи, естественно не сказали про запрет). После 10 секунд размышлений выдал себе моральный мандат прорываться с боем через этот абсурд. Билеты отдельные разными компаниями - пустить на рейс в Дубай должны. В Дубае у меня полный день чтобы получить местный тест (Олег, спасибо еще раз за консультацию и точные ориентировки!) и прикинуться нормальным русским. Тонкие места: регистрация на рейс в Катманду и уже граница там. В крайнем случае, или не посадят на рейс в Дубае (при большом желании можно попробовать другую компанию) или уже из Непала отправят обратно в Дубай (что само по себе приключение). Заполнил новую анкету CCMC на другой паспорт (первую отправил накануне и второй раз на правильный паспорт сайт заполнить не давал). Сертификат вакцинации и виза выданы в Гонконге, но это было несколько месяцев назад. Ставил на то, что прикинувшись ветошью, как-нибудь проскочу дубайский персонал на земле, а в Катманду про эти бумажки и предписания люди могут быть и не в курсе, особенно если внимание уважаемых людей не заострять. Несколько лет назад меня не пустили в Американское Самоа, и то я уболтал сотрудников аэропорта пустить по-тихому погулять по стране без паспорта пока прилетит рейс и будут готовы документы на депортацию. Здесь уж как-нибудь прорвусь.
Если кому-то кажется что я включил паранойю, то отнюдь: очень хорошо знал с кем имею дело. На регистрации в Гонконге катарцы устроили детальный разбор всех документов включая даже блин страховку (как ни странно, я распечатал ее для Непала) и заставили установить дубайское ковидное приложение (больше в жизни с ним не сталкивался). На каждого пассажира минут по 20 индивидуального времени. Про Непал молчал, естественно, показав только что забронированный билет Дубай-Азербайджан на русском языке. Медленно, но дали зеленый свет. Даже поужинать перед вылетом не успел. Кстати, в Гонконге было несколько случаев когда прилетевшие обманывали относительно истории поездок (экономя, например, одну из трех недель в отельном карантине) и в итоге получали несколько месяцев тюрьмы плюс очень серьезные штрафы. В обратную сторону я бы в жизни не стал делать ничего подобного. В Непал - можно.
В Дубае все прошло быстро, хоть и немного бардачно. Там тестировали по прилету почти всех, даже уже имеющих свои ковидные тесты, еще раз перед выходом в город. Я являлся редким формальным исключением из этой необходимости, но бесплатный тест мне был очень на руку, поэтому дал себя поставить в очередь, благо с красным российским паспортом в руках вопросов я не вызывал. По прилету я планировал погулять день по городу, оставив багаж в аэропорту, но за два места на 24 часа мне насчитали 160 дирхамов (да еще и только налом) и послать такое предложение по далеким адресам было делом принципа. В 6 утра уже ходило метро, цена за пойнты на самый ближайший дешманский Хаятт была более чем адекватная (всего-то раза в два выше чем за камеру хранения), поэтому через полчаса я уже проехал 3 остановки и чекинился на сонном солнечном ресепшене. Номеров свободных не было, но мне нашли один резервный. На какие-то там апгрейды в такой ситуации было вообще все равно, но заселить в 7 утра и сразу покормить – это уже очень достойно! Приняв душ, немного проснулся после бессонной ночи и на адреналине побежал завтракать. Я не любитель этого города, но зимой в Дубае нормально, а отель за свои деньги так совсем неплох. Нагулялся по районам вокруг и по старому городу. Поздно вечером выписался, попросив до утра не убирать мой номер: если не посадят на рейс, то приеду досыпать ближе к завтраку.
Вылет из второго терминала, до которого пришлось добираться на двух автобусах. Терминал адовый: рейсы до Карачи, Ченная, Кабула и городов западной Африки. Регистрация на мой рейс на всех стойках сразу. Я чувствовал себя странно, будучи наверное единственным пассажиром без телевизора в багаже, одновременно и нервничая, и засыпая на ходу. Ответственный сотрудник проверял документы совершенно безответственно и был удовлетворен моей внушительной стопкой макулатуры. Даже успел выпить невкусного кофе в контрактном лаундже. По комфорту этот перелет - жесткий лоукост без места для ног, но сегодня это было не самым важным. Пунктуальность зато гораздо выше, чем можно ожидать от компании с названием Himalaya Airlines.
Пакуя рюкзак уже на трек, задумался, что слишком много наименований описываются как «куплено 1/2/3 года назад для трека; девственно-новое». Почти как у Хемингуэя «For sale: baby shoes, never worn». Но здесь хоть какая-то надежда есть… Хотя выходить слегка некомфортно в далекую прогулку в таком количестве обновок. Если быть точнее, то без малейшей обкатки у меня были ботинки Salomon X Ultra 4 Mid GTX, куртка гортекс расового-верного новозеландского бренда Kathmandu, купленная в Веллингтоне на рождественском сейле еще перед ковидными временами, рюкзак North Face Prophet 52 и куча мелочевки. Но зато весь декатлоновский дешевый флис и прочий термик юникло катается из трека на трек уже лет пять. Я планировал длительный переезд из Гонконга в Амстердам с Непалом по пути, поэтом вообще собрал с собой рекордно большой чемодан с вещами, которые в теории мог взять и на трек, но делать этого не планировал. Палатка или зимний надувной коврик, например. Хотя небольшой соблазн конечно был. Более того, забегая вперед, в данном случае это бы было нелишне, но тогда про это я еще не знал... Ну и также набрал что-то много спортивки для суставов и восстановления мышц, а также протеина, витаминов, изотоников, кофеина в таблетках, сушеного мяса и чая. Обычно я бы не стал тащить столько всего на себе, но трек несложный, длинный, много остановок на две ночи. Плюс, опять это «отвык, кто его знает как там сейчас поведет себя организм?». На еде на тихаусных треках не экономлю (хоть и питаюсь скромно и без алкоголя), но это уже скорее вопрос более разнообразного и сбалансированного питания. Остальное все типично.
Что касается экономии, то disclaimer: в этой поездке я собрал бинго непальской дороговизны и не уверен в обоснованности включения в отчет этого выпендрежа. С другой стороны, лично мне бы очень пригодилось то, что я планирую написать дальше про отели, а при отсутствии интереса эти куски можно будет спокойно пропустить. Раз уже начал рассказывать про трек, то в следующем сообщении перейду к нему, а после, не нарушая логики повествования, вернусь к Катманду, про который на этот раз много интересного...