Билеты
Гонконг - Катманду прямой Cathay Dragon взял бизнес за мили (авиосы), обратно - та же компания, но эконом. Никакого смысла брать бизнес из Катманду не увидел ввиду отсутствия хороших лаунджей. Arrival Cathay в Гонконге тоже закрылся. Все вместе получилось 34.500 Avios + 73.84 USD сборы. Брал в сентябре и удивился доступности вылета за мили в канун рождества (24 декабря то есть) - в Гонконге в эти даты улетают из города все кто могут.
Катманду - Паро в оба конца взял за 374.60 USD у DrukAir. У компании плоское ценообразование и на все даты что я смотрел былеты стояли одинаково. Этот билет тоже брал в сентябре. Можно было не торопиться, но хотелось быть уверенным в своих датах. Ну и также лишний день в Бутане - это больше 200 USD, так что лучше уж без неожиданностей.
Непал
Прилетел в Катманду в 21 с чем-то, одновременно с двумя другими большими бортами. Итого: бардак и толпа в трёх очередях по очереди (извините за каламбур) на почти 3 часа. Или непальская классика. Сразу выяснил что все визы (от 15 дней) - многократные, что бы не писали бредовые англоязычные источники. У меня первая часть 16 календарных дней и дальше я возвращаюсь в Катманду меньше чем на сутки. Были варианты: 1) взять 15 дней, оверстеить на 1 день и потом взять транзитку на 24 часа, 2) потусоваться пару часов в чистой зоне, получить визу после 12 ночи - и как в первом варианте, но не оверстеить, 3) взять обычную визу на 30 дней на все разом. Было очень лень и я выбрал самый простой (третий) вариант. За 400 рупий был довезен на такси почти до Тамеля, но минут 10 шёл через Durbar Marg с кучей дэнс-баров со всех сторон. В час ночи там довольно активная жизнь и на удивление много пьяных непальцев. В Тамеле отбился от трансов, не без труда разбудил охранника в отеле (причем два раза, так как мне приспичило ещё погулять по Тамелю) и лёг спать. Тамель в час ночи был совершенно мертв.
На обычном автобусе за 400 рупий доехал до Бесисахара. Там нашёлся джип, который обещал довезти почти до Chamje, но скорее это был его знакомый лодж сразу за Джадатом. Заплатил за это 800 рупий.
Далее по дням было так:
(1) - Jagat - Danaqyu
(2) - Danaqyu - Dhukur Pokhari
(3) - Dhukur Pokhari - Ngawal
(4) - Ngawal - Manang
(5) - Manang - Yak Kharka (дошел до Letdar и спустился)
(6) - Yak Kharka - Thorang Phedi (дошел до High Camp и спустился)
(7) - Thorang Phedi - Muktinath
(8) - Muktinath - Kagbeni
(9) - Kagbeni - Jomsom
Не хочется расписывать каждый день отдельно - это сделано многократно и гораздо лучше предыдущими ораторами. Чаще всего из пункта A в пункт B я шёл самой высокой из имеющихся дорог. Иногда делал мини-радиалки: поднимался до смотровой на 3800 из Верхнего Писанга, шёл мимо верхних монастырей после Нгавала, немного не дошёл до Айс Лейк. Развлекался как мог. Чаще всего моему счастью не было предела так как примерно в половину дней я встречал максимум пару трекеров и наслаждался видами и природой в одиночестве. Также я сначала старался проходить большие населенные пункты чтобы заночевать в тихом лодже (раза 4 я был единственным гостем), но ближе к Манангу достаточно одичал и уже был рад общению. Два дня, от Муктинатха до Джомсона я брёл совсем альтернативными тропами (точнее, обычно мимо троп вообще), поэтому относительно небольшие расстояния занимали целый день. Но эти два дня - одна из самых ярких страниц трека.
Температура и высота
Начиная где-то с 3000 минусовые температуры были и ночью и днём. У меня был пуховый спальник на -12/-18, в котором я чувствовал себя комфортно ночью. Высыпался прекрасно, часов по 10-12 в сутки и видел очень яркие сны. Сложнее было утром и вечером. Первые два дня я имел отдельные комплекты термобелья для сна и дневных активностей, но потом забил на эти глупости. Переодеваться на морозе никакого удовольствия. По пути я встретил девочку, у которой был синтетический спальник на +10, но она почти нормально продержалась до перевала так как спала в спальнике и под 2-3 одеялами. Также встретил пару из Сингапура, которые насмотрелись какого-то глупого ютуб-канала и не поняли что летом и зимой в Непале могут быть слегка разные температуры. Они не пошли дальше Мананга так как спальника не имели, а толстовки Superdry грели плохо. Выше 3500 по ночам по ощущениям было что-то вроде -15 и нередко пронизывающий ветер, особенно в районе Нгавала. Что бы не говорили летние отчеты, хороший спальник зимой - это маст. Пару дней на больших перепадах принимал Диамакс для профилактики (куплен в Катманду по 100 рупий за пластинку). Еще мой врач порекомендовал умеренно заниматься горной фитотерапией (i.e. курить не сигареты). В общем, никаких симптомов горняшки не было. Но низкие температуры доставляли неудобства: как-никак, это был первый снег у меня за 4 или 5 лет. Снега кстати было мало, но много льда. Один раз я где-то над Писангами очень больно улетел на спину и локти по слегка присыпанном пылью катку. Дальше ходил осторожно. Но в целом, было достаточно комфортно. Помимо термобелья, у меня с собой было 4 слоя флиса на верх, флисовые теплые штаны для сна, легкая пуховая жилетка и легкая пуховая куртка. Также очень пригодились шерстяные носки и тапочки из Катманду.
Физически сложностей я не испытывал и специально делал маршруты поизвилистее, чтобы занять световые дни. Два дня перед перевалом проходил до следующих населенных пунктов и возвращался спать ниже. Чаще всего выходил ближе к 10 - раньше был совсем дубак и время девать вечером тоже особо некуда. В день перевала вышел в 6 с чем-то (наслушался тех, кто выходил в 4 и даже 3). Продрог, добрался до перевала в районе 9 и не знал чем заняться на спуске: чилил по часу в двух тихаусах, встречая обойдённых товарищей. Вполне можно бы было выйти в 8. Перевал в этот день прошло человек 20, так что не сказать чтобы трек был полностью безлюдным.
Самая холодная ночь (наверное, на одном уровне с ночью перед перевалом) была ночь в Нгавале. Я пришёл на закате замученный сильными ветрами, потусовался с хозяевами перед очагом и запрыгнул в спальник смотреть сериалы. Утром за тем же очагом хозяева спросили как мне спалось. Под свист ветров отлично мне спалось. А вот они спали плохо: улетел большой кусок крыши и они боялись как бы ещё что-то не разломалось. Блаженное неведение.
Быт и экипировка
За жильё платил три раза - в Мананге и Кагбени по 200 рупий, и в Джомсоне 400. Розетки в комнате не было один раз за все время и ещё один раз не было света. Примерно в половине случаев я был единственным гостем в лодже. Примерно половина (+/-) лоджей по пути была закрыта. В некоторых деревнях работал только один лодж. Я хотел заночевать в Bhratang, но там мне предложили какой-то номер за 50 USD (три раза переспросил, не мог поверить) или койку в хостеле за 500 рупий. Из принципа счел нужным послать их лесом и прошел дальше (в темноте) до Dhukur Pokhari. Wi-fi не было пару раз совсем, один раз он не работал и ещё один раз был за деньги (200 рупий). В общем, бытовые условия приятно удивили. Опасаясь снега и льда, купил палки в Тамеле. Это был мой первый трек с палками. Они реально пригодились на спуске и ещё больше - когда я бродил непонятными тропами и перелезал через чьи-то огороды и перепрыгивал раз 10 русло реки на участке Муктинатх-Джомсон.
Рюкзак был Deuter ACT Trail на 30 литров и он проехал со мной стран 50 точно. Кроссовки взял North Face Storm III (отдельное спасибо Oks123 за то, что отговорила от более серьезной обуви). Хватило за глаза. На алиэкспрессе купил котята, гамаши и самый спорный гаджет - защитная резинка и липучка поверх ботинок. С одной стороны, эта хрень действительно защищала от камней и пыли в носках, с другой - стагивала и слегка натирала ноги. После перевала я устал от них и выкинул. Котята и гамаши не пригодились, но добавили спокойного сна (еще по часу к обычным 12 часам ).
Спальник Naturehike DK1000L купил специально для трека и остался очень доволен алиэкспрессовским вариантом, особенно учитывая цену в 169 USD. Прямо рекомендую. Вообще-то, мне не свойственно экономить на ключевых элементах экипировки, но когда я занялся выбором (рассматривал в первую очередь Mammut), в Штатах вовсю были распродажи и я рисковал не получить посылку с Амазона в нужные мне сроки. Алиэкспресс иногда отсылает посылки службой SF Express, которые гарантированно доходят до Гонконга за неделю. Фототехнику не тащил - снимал или на айфоны или на подаренный мне очень вовремя DJI Osmo Pocket.
Маленький термос я старался держать все время полным, доливая кипяток в свои (вкусные китайские) чаи. Непальский чай мне не нравится совсем, при том что стоит он по сравнению с кипятком просто элитно. Иногда на месте покупал только имбирный, масала и мятный. Чтобы поддерживать достаточное количество протеина, привёз с собой много сушеного мяса (jerky beef) и тунец в банках. Тунец мог бы и не тащить: его навалом везде, в том числе и по маршруту вплоть до Мананга. В этих же лавках затаривался киткатами и прочими марсами. С горячим чаем самое лучшее питание на привалах.
После Джомсона я решил выбираться в Покхару и купил билет на автобус. Это, конечно, была ошибка. За 1100 рупий я получил чудовищные 12 часов. Конечно, я читал про ужасы этой дороги, но самоуверенно думал, что люди преувеличивают (я проехал всю Центральную Америку на чикен-басах и много-много чего ещё). Пожалуй, этот автобус не был хуже моего самого кошмарного ночного боливийского, но все равно это была полная жесть. Учитывая, что к середине маршрута от автобуса отлетела приваренная конструкция прямо посреди пола размером в квадратный метр, а ближе к концу ещё и одно кресло летало по всему салону, я не знаю как там транспорт вообще выдерживает хоть сколько-то переездов. Из плюсов: количество пассажиров четко равнялось количеству посадочных мест. Я думал, местные должны быть привычны к таким переездам, но блевали они в открытые окна только в путь. Не повторяйте моих ошибок: только самолёт или хотя бы разбивать эту дорогу на несколько дней.
Покхара (лейксайд) мне не зашла. Ну то есть первым вечером я стоял счастливый минут 30 под горячим душем, а потом удивлялся многообразию кухонь после аскетичной и однообразной трековой кормёжки. В 7-8 утра тоже с удовольствием прогулялся по берегу озера пока город спал, но уже в обед понял что надо уезжать следующим утром из этого туристического бедлама. Когда все торговцы вышли на работу, а туристы проснулись, никакого удовольствия находиться в этой Паттайе (только без моря и go-go) я не почувствовал. Думал взять мотоцикл и покататься по окрестным холмам, но потом вспомнил как в дикой тряске ехал по ним же накануне, вкус пыли на зубах, и решил что это лишнее. В общем, купил самый дешевый билет на туристический автобус на утренний рейс и уехал в любимый Катманду, где лично мне находиться гораздо интереснее. На обратном пути я прилетал в Катманду рано утром, а улетал поздно вечером. Такое чудо как камера хранения в аэропорту отсутствует, поэтому вста вопрос куда скинить рюкзак. Дошел пушком до ближайших отелей и закинул рюкзак до вечера в каком-то кафе. Денег с меня за это не взяли, просто позавтракал за какие-то смешные 150 что ли рупий. Вечером это тихое мирное кафе превратилось богемную шишарню, с музыкой и алкоголем - не сразу узнал
Ну и фотографии (вроде снимал немного, но за столько дней получилось дофига):
Более подробный Бутан будет чуть позже :-)