К полудню я окончательно проснулась, пришла в себя и была готова ехать с командой дальше - обедать и посещать монастырь Сэра.
Самым изматывающим моментом в Лхасе в этой поездке для меня стала жара. В августе 2007 года, в это же самое время, погода была гораздо более умеренной. Чего нельзя сказать о погоде августа 2009. Я уже упоминала ранее, что тибетская жара не похожа ни на какую другую жару - от разреженности воздуха кажется, что на улице не 30 градусов, а все 50.
Поэтому, когда на улице Лхасы встречаешь фонтан, то хочется не просто постоять рядом, а нырнуть в него, как в бассейн.
Picture 331_1.jpg
Пообедав, мы были готовы отправляться в монастырь Сэра.
Вообще, в этой поездке ассортимент ресторанов Лхасы понравился нам значительно больше - может, мы просто ходили в более правильные заведения, а может местные рестораторы расширили ассортимент блюд, но в этот раз нам показалось, что в Лхасе кормят вкусно и дешево. Хит местной кухни - это, конечно, разнообразные момо, я больше всего полюбила вегетарианские жареные, с острым соусом. Меню ресторанов, конечно, несравнимо с меню ресторанов Катманду, но все-таки не всё так печально, как показалось нам два года назад.
На улицах продается множество фруктов, каких угодно, включая арбузы дыни и сливы. Помимо этого, появилось много разных пекарен-кондитерских. Так что, жить можно:)
Итак, монастырь Сэра. Чем он так интересен, чем знаменит?
Сэра находится в северном пригороде Лхасы. Учитывая скромные расстояния города, в Сэру можно прийти пешком - но зачем, если у нас есть джипы?
Монастырь хорошо заметен издали, так как тоже (как и Дрепунг) размещен на горе. Тыл монастыря, как и в случае с Дрепунгом, надежно прикрыт горами. Перед монастырем протекает небольшая речка. Цыбиков писал, что это место славится своими абрикосовыми садами и опасно полчищами скорпионов. В наши дни мы не заметили ни того, ни другого.
Туристов монастырь привлекает прежде всего ежедневным диспутами-дебатами монахов. Для дебатов отведен специальный двор, где все действо и происходит.
Но лично мне Сэра нравится не только дебатами.
Я уже упоминала о том, что это место очень энергетически светлое - да и не только энергетически. Месторасположение монастыря выбрано очень удачно, он не пафосный, как Ташулинпо, а какой-то очень уютный - несмотря на внушительные размеры.
Монастырь был основан другим учеником Цзонкабы - один ученик построил Дрепунг, а второй решил построить Сэру. Таким образом, ревность-противостояние двух амбициозных учеников Цзонкабы подарили нам два замечательных монастыря.
Почему я говорю о противостоянии? Оно в самом названии монастыря. "Сэра" - это удар молнии. Удар молнии способен разрушить Дрепунг ("гору риса" или "блестящую кучу плодов", как угодно).
Изначально монастырь славился тем, что здесь находилось большое количество ритодов - уединенных келий для лам-отшельников.
Некоторые из ритодов сохранились до сих пор и используются монахами по прямому назначению. Например вот этот, высоко в горах над монастырем:
Picture 332_1.jpg
Недавно у меня случился забавный спор в интернете.
На фоне повального увлечения мантрами, один из моих фрэндов выложил в ЖЖ мантру, посвященную Хаягриве. С вопросом что это за мантра и зачем ее использовать.
Я ответила, что Хаягрива - это покровитель детей и лошадей, помогает успокоить непослушных детей, помогает нерадивым ученикам. Поэтому, стоит воспринимать эту мантру - просто как красивую мантру. А для насущных целей взрослого человека есть другие более сильные мантры (хотя, я к моде на мантры отношусь настороженно и мне не нравится бездумное употребление мантр).
Как это обычно бывает в интернете, мой ответ немедленно прокомментировала проходящая мимо дама, которая в Тибете не была, но которую в Google пока не забанили. "Да вы что! - возмущенно написала она мне, - Как вы можете так о Хаягриве! Это покровитель великого монастыря Сэра!"
К чему это я? Не стоит выдирать первую попавшуюся ссылку из Google и принимать ее как догму.
Сэра и вправду знаменит Хаягривой. Но к Хаягриве водят только маленьких детей:) На память о мероприятии ребенку ставят на лицо отметку из черной сажи. Мы случайно перемазались сажей тоже:) Хаягрива - угрожающего вида божество с конской гривой, страшное, но симпатичное.
К тому же, не стоит забывать, что Сэра - монастырь ученический. Отсюда и традиция монашеских дебатов, отсюда и добрые отношения с Хаягривой.
Но главнейшей святыней этого монастыря является вовсе не Хаягрива.
А статуя одиннадцатиликого Авалокитешвары. Статуя невероятно почиталась всегда. Но сейчас почитается еще сильнее, так как это одна из немногих сохранившихся настоящих статуй, она датируется 15 веком.
В прошлый раз мы эту статую не видели. Зал был закрыт для посещений. В этот раз мы не только увидели знаменитую статую, но и смогли к ней приложиться.
Правда, весьма специфическим образом.
Статуя находится в отдельном зале, довольно скромных размеров. Она надежно спрятана в стеклянную витрину. В витрине этой проделано крохотное оконце. А рядом с витриной дежурит монах. Если ты изъявил желание приложиться к статуе, то монах берет специальный дивайс - длинную трубу, практически как communication tube из фильма "Асса". Одну часть трубы монах через оконце прикладывает к статуе, а вторую - поочередно к твоей голове и к сердцу.
Завораживающий и запоминающийся ритуал.
Это вам не Хаягрива со своей черной сажей:)
Вот за такими стенами и спрятана эта чудесная статуя.
Picture 378_1.jpg
Вообще, на вид - монастырь как монастырь. Разделен каменистой дорогой на две части.
Стандартное на вид помещение главного зала.
Picture 371_1.jpg
Специальное строение для огромной иконы-танка (разворачивается только по большим праздникам, вроде Лосара - тибетского Нового года)
Picture 377_1.jpg
Стандартный рисунок брусчатки:
Picture 369_1.jpg
Огромная монастырская кухня. Вся основная посуда предназначена для сливочного масла - главного пищевого богатства этих краев:
Picture 380_1.jpg
Picture 386_1.jpg
Все, как повсеместно в Тибете:)
Picture 334_1.jpg
Picture 336_1.jpg
Но каждый уважающий себя монастырь просто обязан иметь какое-то свое чудо.
В Сэре есть специальный древний камень, которым успешно лечат боли в спине.
Монах от чистого сердца шарашит этим камнем страждущим по хребту - хочешь-не хочешь, а позвонки на место встанут:)
Picture 335_1.jpg
На улице, разделяющий монастырь пополам, есть скромная статуя Белой Тары - стоит в специальном "домике".
Вокруг этой статуи ходят паломники и бросают к домику камешки, отсчитывая количество проделанных кругов. Такая себе мини-кора. Таши посоветовал нам сделать то же самое - у этой статуи просят удачи перед дальней дорогой. Так как дорога нам предстояла ой какая неблизкая, то мы охотно проделали весь ритуал, бормоча себе под нос каждый свое. Я использовала "Ом мани падме хум" - универсально на все случаи жизни:)
Ну, а эта лестница ведет в "Сад для диспутов" - именно здесь происходит главная туристическая аттракция монастыря Сэра.
Дебаты монахов.
Picture 339_1.jpg
После событий 2008 года монахов в Сэре осталось совсем мало. По сравнению с летом 2007 года - ничтожно мало.
Но дебаты все равно идут, по всем правилам буддийского диспута. Ожесточенные словесные баталии на теологические и философские темы.
Picture 345_1.jpg
Тот, кто стоит, задает вопрос - задав вопрос, хлопает в ладоши: "Время на обдумывание пошло!"
"Ну чё, совсем тупой, вопрос был простой, чего молчишь?"
Picture 350_1.jpg
Кто-то задает вопросы весело
Picture 354_1.jpg
А кто-то с таким запалом, как будто корову проигрывает:
Picture 353_1.jpg
Отвечающие тоже реагируют по разному.
"Ой, блин, ну помнил же ответ, помнил!...и забыл!"
Picture 363_1.jpg
Но, в общем и целом, атмосфера на дебатах хорошая.
Провел год в дебатах - можешь сдавать экзамен. Если не уверен в своих знаниях, то можешь попроситься еще на один год дебатов.
Пока мы наблюдали за монахами, наш Таши отловил американского туриста и тоже устроил с ним философский диспут. Потом сказал, что тема диспута была "Что было первым - яйцо или курица?"
Вечная тема, да:)
Picture 368_1.jpg
Просто безмятежная собака. Собак в Тибете много, а вот коты - большая редкость.
Picture 389_1.jpg
Вдоль дорожки, ведущей к стоянке, расположен базарчик. Торговцы не слишком наглые (не такие, как на Баркоре). Можно купить всякую мелочь - колечки, браслетики.
Я с прошлой поездки в Тибет бредила вот таким сундуком. Твердо решила, что куплю - еще дома решила. Это стало головной болью для Андрея - как его везти домой?
Но Таши на корню обрубил мою мечту о сундуке. К огромной радости Андрея он сказал, что покупать сундук не стоит - запрещено вывозить из Тибета, китайская таможня отберет обязательно (к слову сказать, у нас все-таки произошла стычка с китайской таможней, из-за керамического горшочка, кровопролитная битва просто, но все по порядку, расскажу потом).
Picture 392_1.jpg
Впереди бы последний вечер в Лхасе.
На этот вечер у нас был запланирован поход в национальный ресторан с народными танцами.
Вууу-хуууу!
Итак, мы посмотрели в Лхасе все, что планировали.
Очень жаль, что у нас не было дополнительного свободного дня - я бы с удовольствием свозила своих друзей в монастырь Гандэн (именно на Гандэн мы потратили свободный день в прошлый раз).
Лхаса - прекрасный город. Несмотря на свои скромные размеры, он предлагает множество вариантов для неспешного и приятного досуга.
В этот раз мне не хватило времени на то, чтобы просто побродить по лавочкам и магазинчикам Баркора. Нет, мы их посетили, но бегом-бегом, наскоком, покупая необходимые мелочи для дальнейшего путешествия.
Например, мы купили маленькие колонки для плейера - чтобы быть с музыкой. Местные магазины электроники поразили до глубины души. Китай есть Китай - здесь кажется, что даже в самом завалящем магазинчике можно купить все, что угодно, вплоть до деталей к космическому кораблю. Все "фирмы" местные, дизайн тоже местный, цены - копеечные, но купленные нами колонки дивного зеленого цвета и дивного футуристического дизайна благополучно перенесли все тяготы пути, сейчас проживают у меня на работе и с нетерпением ждут следующей поездки.
Продается много местных украшений с бирюзой, разная приятная мелочь - обидно покупать такие штучки на бегу.
Финальным аккордом нашей программы был ужин в ресторане с народными танцами.
Лично я "танцы народностей" люблю. Мои спутники тоже были не против.
Цена мероприятия была пустяковой - 10 долларов входной билет (программа + ужин с неограниченным количеством подходов к шведскому столу).
Маленький ресторанчик, интерьер в тибетском стиле. Еда была вкусной и разнообразной. В основном - европейские блюда, но была возможность попробовать и цампу, и местное домашнее пиво чанг. Попробовали и то, и другое. Цампа - безвкусная замазка, а чанг - что-то вроде кваса, только с легким градусом.
Перед началом программы, Таши предупредил, что один из танцев будет "Танец с яком", як по сценарию очень непослушный, поэтому будет бегать по залу и бодать зрителей. Некоторые участники нашей экспедиции на полном серьезе поверили в то, что як будет живой:) И очень удивились, когда вместо живого яка на сцену выскочил переодетый танцор.
Что касается самой программы, то все выглядело довольно наивно, но душевно. Артисты работали от чистого сердца, с огоньком. Особенно нам понравился местный "первый парень". Он выступал так, как будто это не сцена крохотного ресторана, а по крайней мере - Кремлевский Дворец Съездов.
Нам всем раздали программки, в которых подробно рассказывалось, о чем каждый танец и каждая песня, из какого района Тибета пришла.
Picture 411_1.jpg
Picture 413_1.jpg
Вот этот первый парень:) Исполняет одну из самых любимых в Тибете народных песен, которая пришла из района Эвереста. Припев там звучит так :"Выпьем, няня, где же кружка?" Ну, это мой вольный перевод с тибетского:) В оригинале припев звучит: "Так не хлопнуть ли нам по рюмашке?" - и после каждого припева опрокидывается по чашечке самогона.
Picture 415_1.jpg
А этот танец (и песню к нему) придумал пятый далай-лама - специально для рабочих, которые строили-перестраивали-ремонтировали Поталу. Песню эту поют в Потале до сих пор - мы сами видели, как это делают современные маляры.
Picture 416_1.jpg
И гвоздь программы - выход яка!
Picture 421_1.jpg
Побежал в зал бодать зрителей
Picture 423_1.jpg
После концерта мы, как и положено восторженным поклонникам, побежали на служебный вход - фотографироваться с исполнителями.
Picture 426_1.jpg
Они были польщены и даже дали Андрею примерить голову непослушного яка.
Ну, собственно, вот и все об этом городе.
Последний вечер в Лхасе.
Picture 429_1.jpg
Немного грустно.
И вместе с тем - волнительно.
Завтра начинается вторая серия нашего Большого Тибетского Приключения - мы покидаем столицу Тибета и едем дальше, дальше, к Эвересту и к цели нашего пути - к Кайлашу.
У нас три ящика продовольствия.
Помимо этого, заходим в супермаркет и покупаем несколько упаковок воды - чем дальше от Лхасы, тем дороже вода. Покупаем ящик RedBull - нам посоветовали взять с собой по пару баночек на обход Кайлаша (забегая наперед скажу - пригодился). Покупаем еще разные бытовые мелочи.
А утром следующего дня - на старт!
Проверка раций. "Первый, первый, я второй..."
Picture 436_1.jpg
Заправлены в планшеты космические карты! К старту - готовы!
(особо доставляет количество туалетной бумаги, конечно )
Picture 435_1.jpg
Когда я уезжала из Лхасы, то в тот момент думала: "Ну все, прощай, Лхаса! Больше я сюда не приеду! Мало кто может похвастаться тем, что побывал здесь хоть однажды. Мы были уже два раза. Вряд ли получится еще."
А вот сейчас пишу этот отчет и понимаю, что вернусь в Лхасу обязательно. Во всяком случае, очень хочется вернуться и очень надеюсь на то, что это произойдет.
Это странный маленький город, пыльный - и вместе с тем полный цветов, убогий и нарядный одновременно, уродливый и вместе с тем - фантастически красивый, здесь полно военных и монахов, туристов и паломников. Это не город-праздник, не город-феерия, не город-роскошь, не город-музей. Это маленькая потайная шкатулочка в дальнем уголке моего сердца - Лхаса, затерянная in the middle of nowhere столица Страны Снегов.
До свидания, Лхаса. А у нас впереди - новые подвиги.
(продолжение следует)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.