Да, обидно, конечно ужасно.(
Меня обуревает даже не обида, а авто-возмущение, что я сама себя своими ручками)))
И, собственно, про Брюссель.
Сперва про Атомиум. Готовясь к поездке, я колебалась: идти вовнутрь? не идти? Стоило мне приехать и увидеть эту громадину с королевским величием 58-года выпуска, как все мои колебания будто ветром сдуло.
Атомиум прекрасен!!! Одно из самых сильных брюссельских впечатлений. После посещения год назад ЭКСПО-2020 в Дубае меня сильно зацепила тема ЭКСПО - да что там, она меня притягивает так магически, как дудочка Нильса - крыс. Считаю, что Атомиум - не просто объект "Посмотрите налево, посмотрите направо...", а важное звено в истории развития человеческих научно-технических мозгов, индикатор НТП: было вот так, немного неоковырно (хотя идея изобразить атом железа в энном увеличении прекрасна, согласитесь) - люди потрясли мозгами, и вот в Дубае на ЭКСПО мы видим уже так.
И это какая-то, черт подери, машина времени - стоило ступить на эскалатор, как мигом перенесло в 58-й год. И прочувствовать динамику НТП, не утруждая себя рождением в 58-м!
А еще я очень люблю обзорные площадки. В общем, вы уже поняли, что в Атомиуме мне было прекрасно, я там застряла на несколько часов, чтобы облизать все экспозиции и заглянуть во все закутки (во время брюссельской пересадки не смогла бы позволить себе такую роскошь), еле выпинала себя и, естественно, с опозданием выдвинулась в Левен, потому что вопрос приоритетов)
Забегая наперед, сообщу уважаемому сообществу, которое в курсе моих последних перемещений, что во Франции я тоже променяла пару маленьких городков рождественского Эльзаса на посещение Европарламента в Страсбурге - и упивалась им, аналогичные ощущения у меня были при посещении Атомиума.
Выглянув из окна Атомиума, развеяла сомнения по поводу посещения Мини-Европы, которая буквально у подножия - не пошла, не вытягивает она, если уже побывать в похожих локациях. А у меня еще свежие впечатления от «Вандерленда» в Гамбурге, Мини-Европа просто буксует в сравнении.
Дальше. Мальчик в Брюсселе прекрасен! Я читала про недоумения туристов по поводу размеров (в гугл-отзывах - вообще низкая оценка и сплошные разочарования, аж жалко тех людей) - возможно, благодаря этому я была подготовлена, ожидания соответствовали реалиям. Но моя позиция непоколебима: размер не имеет значения)))
Все брюссельские дни меня тянуло к мальчику, как вора тянет украсть))) я там была раза четыре, видела его без ничего и в парочке костюмов, и в том месте вообще очень комфортно находиться, бывают такие необъяснимые места. За туристами, которые там толпятся, рассматривают, «моют» яблоко в струе, «ловят» струю ртами, да и вообще генерируют немыслимые идеи с фото, можно наблюдать бесконечно. И вообще та часть центра от Ратуши до мальчика - какое-то невообразимо уютное место, благодаря то ли архитектуре, то ли атмосфере беззаботности и расслабленности, которую создают радующиеся туристы. Пока писала, думала: кто - Атомиум или мальчик? Мальчик убер алес))
Первый музей, который я посетила - музей города Брюсселя. Рекомендую однозначно. Казалось, насмотрелась уже в путешествиях на тарелки и картины - но коллекции фарфора, гобеленов и деревянных алтарей это нечто. И очень красиво само по себе помещение.
Отдельная экспозиция посвящена писающему мальчику - очень интересно было узнать, откуда все это взялось. По возрасту мальчик, оказывается, уже старичок! Что касается одежек - на экспозиции выставлены только четыре, остальные можно увидеть в специально отведенной филии музея, она начала работу недавно, с весны 2022-го. Находится недалеко, посещение бесплатное по тому же билету, что и посещение музея Брюсселя, и вам дадут буклет с картой. Если стоять перед писающим мальчиком, спиной к нему, то к филии идти по улице, которая идет налево и слегка вверх, от мальчика там пару десятков метров.
Экспозиция занимает один небольшой зал, выставлены 150 костюмов (надетые на клонах мальчика), многие реально роскошны - особенно постарались творцы из Африки и Латинской Америки, я рассматривала одежки с раскрытым ртом. И еще бельгийские костюмы впечатляют, начинаешь понимать, что Бельгия - это королевство, а не абы шо. Оказывается, специально приставлен человек, который только и занимается гардеробом мальчика, процессом переодевания и прочим сопутствующим. Интересно, что у его написано в трудовой)))
Чуть не забыла. В музее Брюсселя есть локеры, чтобы оставить сумки, но нужно вставить 1-евровую монетку, без нее локер не закроется, до сих пор эта система мне непонятна. Забирая багаж, монетку тоже забираете. Видела бедных туристов, которые на пузе таскали рюкзаки по всему музею, потому что не имели монеты для локера.
Однозначно must visit королевские музеи утонченных искусств. Только зайдя, я уже поняла, что мне там неделю нужно))) А когда потом начались эти -6, -7 и -8 этажи вглубь, я чуть на попу не села))) У меня было 2,5-3 часа, выбрала комби-тикет на Магритта и коллекции. На тот момент была еще выставка Пикассо, но я уже видела его в венской «Альбертине».
Я совершенно не эксперт в искусстве, обычный потребитель красивого, причем классического, но Магритт неподражаем, зашел, как ключик в замок, очень довольна, что посетила, спасибо форуму за подсказку. Посмотрела в нормальном темпе, а коллекции смотрела уже по остаточному принципу, они разбросаны по этажам, не досмотрела - конец рабочего дня, гоу хоум, янки)))
Также рекомендую музей Бельвью (рядом с Королевским дворцом). Не знала про него, заглянула случайно, а на следующий день было бесплатное посещение, воспользовалась. Имея ограниченное время, можно здорово просветиться в истории Бельгии - все компактно и ясно. Я люблю такое, мне в каждой стране важно узнать, где я, какие основные вехи, чем тут жили и живут.
Если хотите на мастер-класс в музей шоколада, надо записываться заранее, и слоты разбирают быстро. Но в течение дня есть регулярные кратенькие мастер-классы шоколатье, за глаза. Благодаря музею бюджетные туристы не уедут, не попробовав дорогого бельгийского шоколада. Им можно угоститься в нескольких местах - у кассы, прям немедленно (вот это забота о туристах!))), в одном из экспозиционных залов, на мастер-классе шоколатье, при сдаче аудиогида и на прощанье полирнуть опять у кассы))) Какой-то он необычный - я всюду пробовала по чуть, но наелась, насыщает хорошо, не было чувства голода по сладкому, которое вечно меня одолевает))) Музей шоколада рекомендую - интересные штуки, экспозиции продуманы креативными умами, много интерактивов.
Гран Пляс - самая красивая площадь в мире, что я когда-либо видела. Я не могла себя оттуда вытолкать! Я не знаю, как сказать небанально, но появляется ощущение бесконечного счастья, все ненужное, обременяющее вмиг улетучивается из головы. Вечерняя подсветка - не постоянно, как-то шла вечером, и основная подсветка была уже выключена.
Транспортная забастовка. Ни слухом ни духом, что нарвусь, первый такой опыт в жизни. Причем, в мой последний брюссельский день (и вообще бельгийский). А я в этот день запланировала посещение Европарламента и парламентской сессии. Моя, конечно, в панике))) В хостеле сказали, что отдельный транспорт будет ходить, но непонятно как, и я не рисковала. Пошла пешком, час - и вуаля, я в Европарламенте. Обратно тоже час пешком в хостел, чтобы забрать багаж, и опять пешком на вокзал. Причем вроде рассчитала время до вокзала, но не учла отдыха по маршруту, пришлось припустить с чемоданом и сумкой. Спасибо забастовщикам за накачанные руки и ноги))) Опыт не негативный, скорее интересный - было любопытно созерцать толпы снующих по городу людей. А на велосипедных дорожках так вообще было не протолкаться, прям пробки))) я такого еще не видела! В мемориз - «Пережила забастовку»)))
Запланировала в последний день штаб-квартиру НАТО - но пешком реально далеко, отложила. И еще не попала в район красных фонарей. А потому, что другое вытесняло, каждый вечер думала «Пойду к проституткам завтра», простимягосподи. И дозавтракалась. Но многие мои предполагаемые автобусные маршруты в Европу можно организовать через Брюссель, так что НАТО и район красных фонарей я обязательно наверстаю.
Кастрюлька с мидиями была! И руками! Подсмотрела в «ОиР» местечко в центре, чуть отойдя от Гран Пляс (называлось «Friture Leon», сейчас - «Chez Leon»), там сет из кастрюли, картошки фри и пива - 17,5 евро. Прихожу - «Мадам, все занято» - но мадам опытная, г’рю, один человек, мусье, сильвупле - сработало, как и всякий раз, я знала, что без кастрюльки не уеду. Прелести соло-путешествий - всегда всюду можно втиснуться, когда, казалось, и надежды нет. Место рекомендую: интерьер интересный, обстановка расслабленная, только зашла - а там приятный гвалт, как и ожидается в пивнушках, все довольные сидят))) Не просто погурманничала, а реально наелась - это чуть ли не первый раз в жизни, когда я вернулась из ресторана и уже до самого сна не искала, чего бы еще перехватить.
Собственно, все остальное, как туристы и описывают - только у меня не было напряга по поводу каких-то там двух с половиной бумажек на мостовой (хоть и стращают горами мусора - мусор есть, конечно, но никаких гор, а то прям гипертрофированное представление о Брюсселе как об одной сплошной мусорке), и разноцветности людей на улицах. Иные африканцы опрятнее и культурнее неафриканцев).
С безопасностью да, нужно бдеть - но вечером, а днем все спокойно, без напряга, мигранты ходят, озабоченные рутиной, никого не трогают. Короче. Я вечером, часов в 9, хотела подойти к церкви, рассмотреть вблизи, но вижу, что возле витрины магазина отирается человек и как-то неестественно ведет себя - делает вид, что рассматривает. Неосвещенную витрину-то, ага. А до выносных столиков у ближайшего кафе - ну, метров 50 от силы, куча народа, свет, шум, гам - вот дурик-то, и на что рассчитывал? Наивности иных разбойников порой нет предела.
Был опыт, когда задержалась и в хостел возвращалась по брюссельским меркам поздно - около 11 часов вечера. Из центра мне было близко, 20 минут пехом, хостел у канала. Так вот, картинка на улицах полностью поменялась - туристы куда-то испарились (хотя днем их куча ходила), появилось множество цветнокожих. Я с безопасностью, конечно, не шучу, но если так получается, то веду себя непринужденно, не суетюсь, взгляд царицы подворотни, ну, и, расчет на то, что никому в голову не стрельнет, будто туристка будет так свободно ошиваться вечером сама на улице. Но это порочная практика, лучше так не делать.
И еще было, когда чуть откровенно не дала маху. Я насмотрелась красивых картинок подсвеченного Атомиума, решила съездить. Перехожу уже на другую ветку метро, и тут до меня доходит, что я еду туда в 10 часов вечера - кто был у Атомиума, тот знает, какая там незавидная, полуглухая локация без инфраструктуры, а я, значит, с «зеркалкой» и банковскими карточками сознательно направляюсь туда. Допредставив себе сию картину, мысленно взяла себя аккуратно за шиворот и повела в обратном направлении. Самое интересное, что подсвеченный Атомиум я все же увидела из автобуса, уезжая из Брюсселя.
Несостоятельных просящих людей хватает, но я показывала на свои ленточки и говорила: «Ребята, я из Украины, извините, не могу сейчас инвестировать в ваш сектор». Все поголовно относились с пониманием, извинялись и ретировались.
А теперь тадаммм! Конкурс на угадывание наиболее понравившегося мне бельгийского города выиграла уважаемая
Паспарту - Брюссель! И дело не только в музеях - мне нужна движуха городов, динамика, я люблю меняющуюся картинку перед глазами. Честно говоря, я не ожидала от Брюсселя чего-то ахового, кроме отдельных локаций - но город мне зашел, чувствовала себя, как дома, освоилась моментально. Там даже хватит впечатлений, если просто по улочкам походить. Идешь - оп! а тут красивые витрины. Дальше идешь - а тут неожиданная инсталляция! Вот все таки города выигрывают, там есть много всего, не надо думать, чем себя занять, просто идешь - и берешь, что дают.
Про Европарламент и истории с его посещением напишу отдельно. И, если не поленюсь, основные траты по маршруту.