Возможно, ситуация постоянно меняется, тем не менее постараюсь восполнить этот пробел и надеюсь, что мои наблюдения помогу кому-то сэкономить деньги, время и нервы.
Сразу предупрежу, что в моем отзыве не будет информации про общественный транспорт (покатались только на метро, потом взяли авто в прокат), а также о покупке ковров и других традиционных сувениров (накупили только специй, сладостей и фиников, но об этом отдельно).
Поездка была с 26/08 по 09/09. Но думаю, правильнее структурировать рассказ не по дням, как все делают, а по темам, чтоб было удобнее найти кому что интересно…
1. Прибытие.
Стоимость визы оказалась на 3$ выше – берут какую-то комиссию. Страховку можно сделать тут же перед получение визы в соседнем окне.
Международный аэропорт не тот, что виден в центре Тегерана на карте, а в 40 км южнее, поэтому по прилету нужно быть готовым к тому, что до города будете добираться еще час-полтора. И не важно – такси или метро. Кстати, про метро мы узнали уже на обратном пути, но из-за тяжелого багажа выбрали такси, тем более, что утром оно стоило всего 90™ (т.е. томанов, что около 3€). Про валюту отдельно пояснять не буду – много другими рассказано. А вот ИЗ аэропорта в город такси стоило 300™ (10€) и водители не хотели торговаться (один был «официальный» с бейджем, другой «бомбила»).
Поэтому, если нужно такси, то сначала лучше купить симку (подробности ниже), ставите приложение SNAPP (аналог Убера, с маркета или сайта http://www.snapp.ir) и там выбираете машину или хотя бы начинаете ориентироваться в актуальных ценниках, потому что в реальности такси может стоить дешевле, чем в приложении, но не наоборот… Приложение простое и удобное, на английском. И судя по ярлыкам, с большим набором функций – там и еду можно заказать, и хостел найти, и билеты купить, и многое другое, но мы пользовались только поиском такси.
Можно еще сразу в аэропорту взять авто в прокат, но не рекомендую, даже если опытный водитель. После перелета, особенно ночного и с пересадками – к их трафику (подробнее в п.3) привыкать надо в адекватном состоянии пару дней…
Курс обмена валюты в аэропорту все-таки ниже чем в городе поэтому лучшим выходом будет поменять немного денег на первый день (50€ на двоих максимум), ОДНАКО бывает так, что в этот день будет какой-то праздник или выходной и тогда обменники в городе могут не работать или у них исчерпан лимит на операции (каждый день устанавливают). Но проблемы не должно быть с обменом в отеле – в нашем курс был такой же, как и в обменниках города.
Про связь. Было без вариантов – оптимальный пакет 5Гб+звонки+смс за 5€ (нам хватило на 2 недели ежедневного использования навигатор-поисковик-звонки-мессенджеры и еще осталось больше трети трафика).
Про деньги. Если привыкли к оплате пластиком и не хотите таскать с собой пачки наличности (буквально!), то заранее можно оформить местную дебетовую карту (специально для туристов). Однако там есть плата за обслуживание (19€) и комиссия за операции (подробнее на сайте http://www.mahcard.com). Заранее денег вносить не надо – все оформляется «под честное слово», а карту обещают доставить в ваш отель в удобное время, хотя мы так и не дождались (про пунктуальность иранцев много уже сказано, потому что «удобное время» – это не когда вам удобно, а когда курьер соизволит). А так был бы хороший сувенир…
2. Ночлег.
Следующий важный момент, из которого многие делают проблему – это отели. Да не работает booking, но работают google, http://www.hostelworld.com/?affiliate=awd.ru и http://www.1stquest.com – можно прицениться на агрегаторах и написать напрямую в отель – они сразу переведут общение в whatsapp. А будучи уже в Иране, можно просто звонить и по ходу маршрута бронировать себе ночлег на кануне или на несколько дней вперед, если вы четко по таймингу путешествуете (без приключений и форс-мажорных обстоятельств, обычных для меня)…
Уровень отелей и хостелов очень разный – на любой вкус и кошелек. Если хочется комфорта, то много четверок-пятерок, где даже горничная по-английски говорит; если хочется экзотики – на картах много ночлежек, где даже название только на фарси. Но надо отдать им должное все равно пытаются с тобой поговорить, а если не получается, то переводят общение в whatsapp (через переводчик) или через пару минут перезванивает человек, хоть как-то говорящий по-английски, а потом все равно продолжаем общение в whatsapp.
Если говорить про средние хостелы (была цель уложиться в 20€ за 2-местный номер с завтраком), то цена не является показателем уровня комфорта совсем! Мы на своем 2-недельном маршруте то за 13€ получали просторный номер с чистым бельем, отдельным санузлом и отличным завтраком а-ля «шведский стол», то за 20€ – ночлежку с одноразовым бельем, неработающим туалетом на другом этаже и отсутствием завтрака, зато с тараканами размером с большой палец, которых улыбчивый хозяин давит и оставляет на полу, вероятно, как напоминание о своей заботе.
Вообще, я люблю приключения и экзотику и не жалуюсь, но надо быть готовым ко всему и хорошие отзывы на гугле не гарантия приятного отдыха… Если кому интересны конкретные места, то отвечу отдельно.
Конечно, есть возможность еще экономичнее ночевать – дормы, там койкоместо стоит 6-10€, но это для любителей коммунальной депривации и путешественников-одиночек. Часто 2-местный номер стоит столько же как 2 отдельные койки в дорме или даже дешевле.
3. Трафик…
В нашей стране есть поговорка, что пешеходы бывают либо шустрые, либо мертвые. Похоже, что там это не просто ирония, судя по тому, что на улицах почти нет стариков – они либо дома сидят от греха подальше, либо не добегают. Шутка, конечно, может неудачная, но факт – есть факт!
Движение интенсивное и хаотичное, а правила условные, фары и поворотники в машинах для красоты (ими пользуется 1% водителей), а пешеходы слишком гордые чтобы поворачивать голову при переходе даже широкой улицы (или перекрестка по диагонали). А если пешеход бежит и оглядывается по сторонам, значит это иностранец. Добавим сюда мотоциклы, снующие между машинами и не обращающие никакого внимания на редкие светофоры и картина почти полная. При всем этом никто почти не гудит, как в Азии и не ругается, как у нас – все просто едут и на 2й день вождения уже просто отдаешься этому потоку, лишь изредка тихо негодуя от отдельных маневров других участников движения… Аварий видели очень мало, кстати, а задетого пешехода всего 1 раз! Сразу вспоминается старое высказывание «Анархия – мать порядка». Однако вся эта «жуть» только в городах, но не обязательно только больших – например, в Керманшахе оказалось жестче, чем в Тегеране, хотя может нам так «повезло». В любом случае, к этому трафику довольно быстро привыкает водитель из любого нашего мегаполиса, если будет готов «отдаться потоку», сохраняя бдительность, конечно…
А бдительность не будет лишней, потому что ПДД, разметка и светофоры в этой стране носят чисто рекомендательный характер, а еще на дорогах постоянно встречаются незаметные «лежачие полицейские», без предупреждающих знаков (судя по бороздам на асфальте за такими трамплинами – это сюрпризы для местных тоже).
4. Достопримечательности.
Много мест из списка 'must see' не стоят внимания, если вы не планируете писать диссертацию по памятникам древности, то незачем стремиться на все развалины крепостей и раскопки, а также если не ценитель мечетей - нет смыла смотреть каждую (после 10й становятся одинаковыми).
Есть места явно лишние и не стоящие внимания (например, мавзолей Хафеза в Ширазе), но вход в которые все равно стоит стандартные 100™ с иностранца. Кстати, в Тегеране за эти деньги можно посетить сразу в 2 музея (национальный и истории ислама, которые находятся рядом).
Есть бесплатные интересные места – крепости и развалины в золотом треугольнике и по дороге в Керман и Бандар-Аббас.
Самые большие разочарования:
Персеполис и Пасаргада – гораздо более интригующе было разглядывать надписи вандалов типа «здесь был Вася», которые датированы концом 19 и началом 20 веков на этих памятниках древности, чем сами развалины.
Явно переоценённые места:
Абьяни – красиво, но надо приезжать на рассвете и кроме самой деревни подняться на холм напротив – все ради красивых пейзажных фото; мы были на закате – тоже красиво, но не успели подняться на холм; местных жителей в традиционных костюмах скорее всего не увидите (нам попалось только пара человек). Просто ходить по улочкам в разгар дня – никакой радости и эстетического удовольствия.
Шуштер – кроме древней плотины ничего интересного не нашли, зато жара 40° с раннего утра, а под вечер до 50°! Зрелищность вида плотины зависит от времени года (и времени суток) – если повезет, то фото будут потрясающие (это я не свои имею в виду, конечно, а в интернете много красивых вечерних фото).
Керманшах – он был в конце маршрута, поэтому очередная мечеть или раскопки уже не впечатляли, однако, возможно, нам просто не повезло (городок встретил и проводил нас недружелюбно – тут был самый жуткий хостел, пищевое отравление с бессонной ночью и пропажа вещей из багажника машины), но тем, кто начнет свой маршрут с него, возможно, городишко покажется очаровательным...
Самые приятные места:
Исфахан, оз. Махарлу, о. Ормуз, Кашан, Йазд, оз. Дез (особенно дорога к деревне Паменар), а также пустынная дорога из Рамхормоза в Шуштер (не по шоссе, а «по прямой», как предложил гугл) и живописная дорога в Керманшах через холмы.
Оставил на следующий раз: Чалус, Тебриз, Бушер, Мешхед. Первичный план оказался слишком амбициозным – пришлось сильно урезать и еще скорректировать по ходу. Например, местные нам порекомендовали не тратить время на Керман, раз уже посетили Кум, Кашан и Йазд – насколько этот совет был верным, надеюсь, смогут ответить другие участники форума…
5. Люди.
Большая часть иранцев очень открытые и общительные люди – сами начинают знакомство и просят сфотографироваться (а также часто фоткают иностранцев украдкой). Никто нас не пытался обсчитать и обмануть, несмотря на непростую денежную систему (у нас при таком раскладе чистили бы карманы иностранцев на каждом шагу).
Хотя все зависит от города – север, центр и маленькие городки – все именно так позитивно и обстоит. В столице и на юге (Бандар-Аббас, Шираз) на иностранцев не смотрят как на диковинку, а в Бандар-Аббас так вообще не обращают внимания. Возможно, потому что к этому времени мы уже не были парой «снежков», а превратились в грязных вонючих индейцев (но все равно обидно после того как везде до этого улыбались, знакомились и устраивали фотосессии)…
Много людей в масках (при том, что даже ВОЗ еще в прошлом году признала их бесполезность) –смотрится глупо, когда человек один на всей улице или в машине едет один, но в маске, которая не просто болтается на ухе или «защищает» кадык, а натянута по всем правилам… Причем все эти ипохондрики – в основном молодежь.
Забавные наблюдения. Оказывается, не только для наших соотечественников понты дороже денег. Из-за запрета на мощные мотоциклы, большая часть байкеров клеит пластиковые накладки на баки, чтоб они казались более массивными, как будто они на «литрухе» катаются.
Также любопытно, что многие молодые девушки (а часто и парни) клеят себе на нос пластыри, как будто они только с ринопластики (как оказалось, в большинстве случаев это не более чем элемент имиджа, а не последствия операции).
При всем дружелюбии и открытости персов, меня расстроили пара моментов: дети-попрошайки-продавцы жвачки (один такой прилип минут на 15, хотя видом не подавали ему надежд на успех и не демонстрировали интерес и жалость) и отсутствие даже минимального торга на рынках и в такси, хотя ранее неоднократно читал про обязательное следование этой «восточной традиции».
Женщины делятся на категории (условно, конечно) – тех, кто следует закону (носит черный хиджаб) и тех, кто его свободно трактует (носит современные одежды и яркий хиджаб на самой макушке, который часто спадает невзначай). Есть еще маленькая каста радикалок – они прямо говорят иностранцам, что эти «ср**ые платки унижают их достоинство», а полиция часто штрафует и может даже арестовать за отсутствие хиджаба и тогда светит тюрьма до 12 лет, как рассказала одна взволнованная девушка (я переспросил – может, месяцев? – Нет, именно лет!). Тем не менее часто в отелях, кафе на улицах и 1 раз даже в мечети видел иранских девушек без платков. В последнем случае смотритель тихо и любезно напомнил ей об оплошности, а в остальных случаях прохожие даже не обращали никакого внимания на пышную черную шевелюру этих бесстыдных ренегаток. Однако это было замечено только Тегеране, Исфахане и Ширазе, в остальных городах такое безобразие не встречалось... Кстати, большинство женщин, надевая хиджаб, заправляют его за уши – забавно смотрится.
При разговоре с местным парнем, мы узнали, что нет ничего зазорного чтобы подойти и познакомиться с девушкой и пригласить ее на свидание – девушки реагируют адекватно и к иностранцами относятся с интересом. У всех есть инстаграм и фейсбук, все любят фотографироваться и любят комплименты и подарки (кстати, обязательно надо принести на свидание маленький презент). Короче, за общение с дамами нет преследования и страшной публичной экзекуции по законам шариата – так что дерзайте, не забывая о банальных нормах приличия.
По-английски мало кто говорит, но языковой барьер почти не мешает, когда 2 человека хотят общаться, по этой же причине не было проблем ни в магазинах, ни на заправках даже в глуши (где кроме «hallo» ничего не знают) – междометиями и жестами легко договаривались.
6. Маршрут.
Запланированный маршрут на фото + Чалус и Тебриз, а фактический: Тегеран-Кум-Кашан-Абьяни-Исфахан-Энарек-Йазд-Сирджан-БандарАббас-Шираз-Шуштер-Керманшах-Хамадан-Тегеран. Все проехали за 12 дней. В Тегеране Исфахане, Ширазе и Бандар-Аббасе оставались на 2 дня, в остальных городах только ночевали, осматривали окрестности и ехали дальше. Если кому интересна полная программа «гонки», то пишите в личку – отправлю почтой или выложу, если будет много запросов.
Брали авто в прокат по рекомендации форучман в Саадат рент – подтверждаю, отличная компания! По акции взяли самый дешевый пежо за 17€/сут. + расширенная страховка 6€/сут., забирали и возвращали в городском офисе, а при возврате нам даже разрешили не мыть. Бонусом дают хороший путеводитель (если кому-то нужен, то скину скан) и диск с музыкой (хотя в машине не было магнитолы). Машина маломощная, поэтому если едет компания 4-5 человек, то на горных участках тянуть будет слабо, но на трассе справляется.
Если нужен «выбор», то см. https://32323232.ir/en/rentin.php – попалась на глаза реклама этой канторы, но с ними не общался.
Особых предостережений нет – дороги в основном хорошие, проехать на легковушке можно почти везде (НО это не значит, что везде получится выехать обратно, кстати!). Это немного расслабляет, поэтому трезво оценивайте ситуацию – в пустыню без гида ехать нельзя (каждый год спасатели отыскивают самоуверенных жмуров-иностранцев)!
На острове Ормуз нецелесообразно брать байк и самостоятельно осматривать остров (палящее солнце и плохие подъезды к основным красотам острова сведут романтику на нет) – и проще, и дешевле, и познавательнее будет взять гида на тук-туке, которые провезет по всем интересным местам и расскажет по дороге разные истории (нам попался хороший гид, говорящий по-английски, живущий на острове всю жизнь – Ахмад т.00989383168554 – рекомендую!)
7. Еда.
Перед поездкой я был готов к тому, что придется питаться в основном кебабами, но не ожидал, что поесть вкусно почти не удастся – нам попалось всего пара мест, где было относительно вкусно, а в остальном или терпимо, или совсем отвратительно. При том, что есть блюда кроме кебабов, но их мало и не везде можно найти в меню. Кстати, сами местные тоже едят чаще фастфуд… Спасали нас только фрукты, которые в большом количестве продаются повсюду – часто они заменяли обед и ужин.
Удивительно, что такая древняя цивилизация не имеет своей богатой кухни, хотя в многих сказках упоминается шахи, пирующие разнообразной снедью. Но по факту нет ничего и близкого к Азиатской или Индийской кухне.
Очень распространен джем из моркови – на каждом завтраке в любом городе.
8. Сувениры.
В разных городах есть свои местные производства народного творчества, соответственно, эти сувениры лучше купить именно там.
Хотя на рынке в Тегеране можно купить товары со всей страны, но уже гораздо дороже. Кстати, рынок Тегерана больше напоминает наши рынки 90хх и кажется, там можно купить все кроме местной продукции (везде китайская и брендовая одежда, сумки, современная посуда и т.п.), но есть маленький уголок, где продают традиционные сувениры – ищите Удладжан (Oudlajan bazar) в центре гранд-базара.
Финики, как и фрукты-овощи-орехи выгоднее покупать на стихийных рынках (вдоль дорог и на окраинах городов), но на них финики видели только на юге (вероятно имеет значение близость к Баму) или уже в Тегеране, но уже упакованные и подороже (хотя выйдет все равно в 2-3 раза дешевле чем в России). Мы купили несколько килограммов разных сортов и таких вкусных я еще ни разу не пробовал – это самый ценный трофей из поездки. Финики, которые продаются у нас, вероятно, отмочены в сиропе и обработаны чет-то, потому что вкус сильно отличается.
Сладости на рынках и в кондитерских примерно по одной цене, но по факту оказались лишней частью трофеев – у них почти одинаковый вкус, независимо от внешнего вида. Если вы ели сладости в Турции и Эмиратах, то сочтете иранские просто отвратительным – даже купленные «восточные сладости» в РФ будут гораздо лучше (качественнее и вкуснее).
Самое ценное, что привез от туда – это специи отличного качества, которые здесь стоят дорого (шафран, кардамон и др.).
Приключения/неприятности.
Застряли на соленом озере – потратили 3 часа и 2000™ (около 70€) местным рабочим за вызволение. Вывод – это не Бонневилль, погонять не получится – на такие озера лучше смотреть с берега.
Чуть не угробили машину, подпрыгнув на трамплине. Вывод – не превышать скорость, а также избегать места разлива рек, знаков «неровная дорога» в Иране почти не ставят.
Несколько раз ели плохие арбузы и дыни, любезно выбранные продавцом с видом знатока. Вывод – выбирать фрукты самостоятельно.
У нас украли вещи из багажника авто, припаркованного у отеля. Вывод – не обращая внимание на внешнее дружелюбие, ставить авто под камеры и в людных местах.
Если хотите менять деньги только в официальных обменниках, как рекомендуют, то лучше это делать утром – потом лимит у них может быть исчерпан и уже помогут только уличные менялы. Хотя, в этом я проблемы не вижу – курс одинаковый, но главное пересчитать все купюры, т.к. они любят взять себе «комиссию» 50-100™ (2-4€), причитая что-то про большую семью.
Перед тем как заплатить за номер в «семейном» хостеле, лучше все проверить (номер, санузлы и кухню), независимо от милых фото на сайте.
Итоги.
Самое интересное: люди (красивые и открытые), колоритные пейзажи, традиционные рынки и некоторые памятники древности.
Самые большие разочарования: еда (в том числе сладости), количество масочников.
Разбираться с деньгами надо научиться до прибытия – томаны от риалов отличают иногда 1, 3 или 4 ноля – все зависит от контекста и товара. Всегда договариваться о цене заранее – в случае непонимания, пусть пальцем на купюру покажет))
Если берете авто в прокат, то рекомендую из дома захватить держатель для телефона и зарядку.
На случай если оставляете вещи в машине, то сделайте фото своих чемоданов/сумок – поможет полиции, если вскроют багажник (а это делается за секунду простой отверткой). Лучше и парковаться под камерами или в людном освещённом месте.
Обычные рекомендации: безмен, скотч, офф-лайн навигатор и офф-лайн переводчик (заранее скачанные карты и языки).
Климат местами лютый (в Шуштере и Бандар-Аббасе – жара и влажность хуже, чем во Вьетнаме), местами близкий нашим широтам (Тегеран и Исфахан), а если собрались в горные районы, то не помешают и теплые вещи.
В отличии от большинства южных стран, люди рано вставать не любят (чтоб до жары поработать) - вот как выглядит в 9.20 главный проспект в Бандар-Аббасе, например, который с вечеру похож на муравейник и дорогу так легко не перейти:
Постарайтесь потратить или обменять все деньги до отъезда – курс в аэропорту низкий, а магазин duty-free не особо радует изобилием нужных товаров. Все бы ничего, но в зоне вылета даже не стоят ящики для пожертвований, чтоб туристы «скинули лишние деньги» перед отправлением, хотя могли бы так собирать миллиарды риалов...
---
Целью этой поездки было первичное знакомство со страной и максимальный охват «интересных мест» – посмотрели много, но галопом. Поэтому большинство фото не включаю в отчет, чтоб не было мешанины (одинаковых кадров у всех полно: дворцы-мечети, крепости-развалины, зороастрийские святилища и бесчисленные дороги-каньоны-горы), а решил оставить некоторые фото для общего настроения… Следующую поездку спланирую более размеренной, чтоб более детально увидеть быт и культуру, без спешки посетить некоторые старые места и найти новые.