11 октября 2022
Саккара________________________________________________
Мастаба Ти___________________________________________________
https://www.osirisnet.net/mastabas/ty/e_ty_03.htmТи жил во времена правления нескольких фараонов, последним из которых был Ниузер, в конце 25 - начале 24 века до н.э. Был женат на Нефер-хетеп-эс (Неферхетепес).
Был управляющим парикмахерской Великого дома царя.
Датировка мастабы
Имя последнего цитируемого короля на стенах гробницы - Ниузерре. Но также можно найти надписи рабочих, называющих имя Нефериркаре-Какаи. Ти также упоминается в Абусире, в солнечном храме в связи с пирамидой Сахура.
Его гробница, начатая при Нефериркаре-Какай, вероятно, была закончена при Ниусерра. Таким образом, мастаба Ти относится к середине 5-й династии и середине Древнего царства.
Мастаба Ти была обнаружена в 1860 году Огюстом Мариеттом
Размер гробницы (более 34 м с востока на запад и более 42 м с севера на юг), а также качество украшения показывают важность Ти.
Его выдающееся социальное положение как «Уникального друга» было связано с его положением «управляющего парикмахерских Великого дома», что давало ему право приближаться и прикасаться к царю. Как богатый и влиятельный человек он отвечал за сельскохозяйственные владения и особенно за некоторые из наиболее важных учреждений, связанных с посмертным культом царей. Он выполнял некоторые функции, связанные с двумя пирамидами (Нефериркара и Ниусерра) и с четырьмя солнечными храмами, такими как Сахурае, Нефериркара, Ранеферефса и Ниусерреса.
Пирамиды, солнечные и другие храмы владели землями, стадами скота и многочисленным персоналом, в том числе сельскохозяйственным, и всем этим нужно было управлять.
«Гробница Ти» была семейным памятником, которым пользовался не только сам Ти, но и его жена, и сыновья.
Его жена Неферхетепес была жрицей Нейт и Хатхор.
До недавнего времени были известны только два сына: Демедж и Ти «младший».
С момента своего появления погребальная надстройка, известная как мастаба (производное от арабского «скамья»), характерна для Древнего царства. Мастбы напоминают усеченную пирамиду. Корпус здания строили из камня, глины и сырцовых кирпичей. Иногда усиливали облицовкой из известняковых плит.
Ассоциировалась с первоначальным холмом, возникшим из Нуна, океана предвечных вод, в первый день сотворения мира. Для умершего это было место, обеспечивающее связь между двумя мирами, где можно было совершать поклонение и делать подношения, чтобы бессмертная часть Ка могла сохраниться навечно.
Если внешняя форма была почти неизменной во время Древнего царства, это не касалось внутреннего устройства. При 5 династии большая часть мастабы занимала центральная часть, коридоры и комнатами. Со временем доля внутреннего пространства все больше росла.
Мастаба Ти была одной из первых частных гробниц, состоявших из большого внутреннего двора с колоннами. Этот двор находится снаружи основного строения, к востоку от основного продолговатого массива, а не внутри, это означает, что он, возможно, был добавлен на втором этапе.
Ориентация памятника почти идеально с севера на юг; поэтому часовня, сердаб и кладовая ориентированы с востока на запад.
СТЕНЫ ПОРТИКА
Восточная стена
Пять первоначальных регистров, из которых сохранились только три, имели высоту 35 см каждый. На каждом изображен парад владений в виде женщин, приносящих подношения из владений Ти. Таким образом, эти женщины являются олицетворением владений, и в сопровождающих их легендах указаны их имена;
Все женщины носят на голове корзину, которую они поддерживают левой рукой, слегка согнув ее. Некоторые продукты питания узнаваемы: хлеб разных форм и размеров, овощи и т. д. Правая рука в основном опущена вниз, рука держит птицу, вазу или поводок теленка или небольшой газели. Реже рука согнута, и рука держит два длинных стебля папируса, в то время как стебли лотоса свисают согнутыми через сгиб локтя.
Эти женщины одеты в длинное прозрачное платье с двумя бретельками. Прическа разделена, пряди свисают сзади и спереди. Одинаковых женщин нет.
Эти регистры разделены на каждом конце мотивом лестницы, разделенным справа вертикальным столбцом иероглифов, содержащих титул умершего. Под каждым регистром две толстые линии обозначают землю, по которой они ходят. Опознавательный текст разделяет женщин
Регистр 3: Подписи
1) "дворец Ти", 2) "пиво Ти", 3) "плод Ти", 4) "вино Ти", 5) "два кургана Ти", 6) " святилище Ти», 7) «хлеб Ти», 9) «жареный ячмень Ти», 10) «благо для Ти», 11) «для Ка Ти», 12) «хлеб Ти».
Южная стена, восточная часть (слева от входа)
Здесь находится одно из самых известных изображений гробницы: разведение домашней птицы и сцены откорма.
Монте различает два типа ферм, где выращивают птицу: классическую ферму Hrt , предназначенную для фактического выращивания, и ферму Stbw , где птиц кормят насильно, чтобы откормить. В случае Ти присутствуют оба типа, каждый в отдельном регистре.
Слева Ти стоит в полный рост, наблюдая за сельскохозяйственной деятельностью, от которой он отделен вертикальной колонкой иероглифов. Обнаженная грудь, одетый в повязку с треугольной передней частью, он носит большое ожерелье, под которым висит кулон. В левой руке он держит длинный канцелярский посох, а в правой держит кусок сложенной ткани. За ним, в меньшем масштабе, два его сына, Тай и Демедж.
Нижний регистр
Сцена начинается слева с парада четырех должностных лиц, ответственных за администрацию домена, которым поручена регистрация и проверка: 1- «стюард» , 2- «контролр» , 3- «птицеписец» , 4- «управляющий». для откорма (птицы)» . Слева, вероятно, был пятый мужчина. Они изображены между колоннами в форме лотоса, что, по-видимому, указывает на то, что они находятся в месте, покрытом крышей, вероятно, на веранде, пристроенной к зданию.
Перед этими административными чиновниками стоят двое мужчин, которые несут корзины с зерном, и в тексте сказано: 5- «насыпание корма для домашней птицы» ;
Корпус представлен в виде прямоугольника; шесть раздвоенных палочек служат опорой для крыши из веток или циновки, вероятно, для того, чтобы птицы не улетали, и в то же время защищают их от яркого солнечного света. В центре вольера находится бассейн, наполненный водой, представленный классическими волнистыми линиями, внутри которого находятся непонятные маленькие пальмы. Диагональные канавы, расположенные по четырем углам, обеспечивают подачу воды. Вокруг лужи другие птицы клюют зерно, рассыпанное по земле.
Справа от этого первого ограждения двое мужчин, идентифицированных как: «пастухи» , несут на плече плетеную корзину с ячменем и опорожняют ее перед собой во второе ограждение: «насыпают еду для гнезда» . .
Сразу после этого работник, который контролирует ситуацию и держит в правой руке очень длинный посох, следует за человеком, который высыпает зерно, предназначенное для кормления журавлей, за пределы ограждения. В соответствующем тексте говорится: «насыпание еды для журавлей».
ВХОДНОЙ ПРОХОД
«Обращение к посетителям» Ти (фото с сайта OsirisNet)
Ти изображен стоящим в позе декламации. Он держит в правой руке свой посох, а левая поднята. Он носит набедренную повязку, ожерелье и (рифленый) парик, который спускается за плечи. Перед его лицом написано: «Джед-ф» («он говорит»),
Надпись занимает восемь длинных вертикальных столбцов перед изображением Ти, над которым расположены четыре небольших столбца с некоторыми титулами.
Единственный друг, очень любимый, распорядитель дворца, начальник цирюльников фараона, ритуальный священник, Ти. Он говорит:
(2) [Все люди, которые войдут в эту (мою) гробницу] вечности, нечисты, потому что они съели мерзости, отталкивающие разум, прибывший в некрополь,
(3) поскольку они не являются чистыми в (соответствующее) время, какими они должны быть, чтобы прийти в храм бога, великий бог свершит суд на ними в месте истины,
(4) [(потому что) я обладаю превосходным умом, образован во всех секретах божественной книги мастерства ритуального жреца.] Для меня совершаются все торжественные ритуалы одухотворения, празднование которых обеспечивается превосходным настроением
(5) благодаря службе ритуальным священником Я посвящен [во все секреты священной библиотеки]. Я знаю все обряды, посредством которых дух, прибывший в некрополь, одухотворяется;
(6)[Я знаю все ритуалы для великого бога; Я] (знаю все ритуалы, с помощью которых человек возвышается) великим богом, и я знаю все ритуалы, посредством которых он прославляется богом.
(7) [Наоборот, всем людям, которые войдут в эту мою гробницу вечности, в состоянии чистоты в соответствующее время, которые чисты] чтобы прийти в храм великого бога, Я буду его опорой в этом величественном зале суда великого бога, и я буду действовать усердно.
(8) … никогда я не позволю ему получить, что он нелюбит, и (никогда) я не позволю ему совершить какую-нибудь ошибку великого бога.
(9) (потому что)…… приносят ли мне (ритуальную?) еду] вместе с погребальными приношениями, поступающими из многих моих оснований, ежедневно и навеки.
(10) ……
(11) Это я говорю всякому, кто войдет в эту мою гробницу навеки.
(12) … [это будет друг Ану]биса [ритуальный жрец, который войдет в эту мою гробницу вечности, чтобы совершить для меня ритуалы. Прочтите мне ритуальную формулу снаряжения…»
Исходный текст на английском
"(1) The unique friend, much loved, steward of the palace, chief of the king's barbers, ritualistic priest, Ty. He says:
(2) [All people who will enter into this (my) tomb of] eternity unclean because they have eaten of the abominable things which repel a mind which has arrived in the necropolis,
(3) [not] being pure at the (appropriate) time, as they must be to penetrate into the god's temple), a judgement will be uttered against them because of it by the great god, the place where one judges in truth,
(4) [(because) I am of excellent mind, educated in all the secrets of the divine book of the craftsmanship of the ritualistic priest.] For me are celebrated all solemn rituals of spiritualisation, whose celebration is assured of excellent spirits
(5) by the hourly service of the ritualistic priest. I am initiated [to all the secrets of the sacred library]. I know all the rituals by which a spirit, which has arrived at the necropolis, is spiritualised;
(6) [I know all rituals by which one is equipped by the great god; I] (know all rituals by which one is raised) by the great god and I know all rituals by which one is glorified by the god.
(7) [On the contrary, all men who will enter in this my tomb of eternity, in state of purity at the appropriate time, as one is clean] to penetrate into the temple of the great god, I will be his support in this august courthouse of the great god, and I will act diligently.
(8) … never will I leave (him) to get) whatever he hates and (never) will I permit to occur to him some miscalculation (?) by the great god.
(9) (because)…… am I brought (ritual?) provisions] with the funeral offering, coming from many of my foundations, daily and forever.
(10) ……
(11) I say this to anyone who will enter this tomb of mine forever.
(12) … [these will be the friend of Anu]bis [the all ritualistic priest who will come into this my tomb of eternity, to accomplish in my favour the rituals. Recite for me the ritual formula of the equipment…""
Многие рельефы плохо сохранились, но их описание и расшифровку можно почитать по ссылке на Osirisnet.
ВТОРОЙ КОРИДОР
Восточная и западная часть
На первом изображении Ти двигается вперед, на плече у него материалы писца, на шее широкое ожерелье, его тело обернуто леопардовой шкурой, а на голове круглый короткий парик. В правой руке он держит свой длинный посох на восточной стене, в левой — на западной, а в другой руке держит секхем-скипетр. Следует отметить, что в обоих случаях скипетр проходит перед его телом. Его сопровождает его сын Демедж, который держит длинный посох Ти той же рукой, что и его отец.
Сзади, на втором изображении, он носит длинный парик, короткую юбку и широкое ожерелье. Он также держит длинный посох и секхем-скипетр. На этот раз его сопровождает сын Ти (младший), который также держит посох своего отца.
Две колонки текстов, каждая из которых стоит перед изображением отца и сына, носят титулы Ти.
Северная стена
Сцена над дверным проемом из первого коридора. Ти в барке в папирусном болоте. Лодка из камыша, крепления которого (иногда окрашенные в желтый цвет) хорошо видны. Он опирается на прямоугольник, который когда-то был голубым, символизируя болотную воду. В меньшем масштабе, чем Tи, спереди и сзади судном управляют двое мужчин. Сзади один из лодочников, крепко упираясь ногами в длинную рифовую корму, изо всех сил напирает на длинную жердь, а впереди коленопреклоненный держит в руке весло, которым направляет лодку.
Ти, одетый в длинный парик, большое ожерелье и юбку с треугольной передней частью, стоит в центре горизонтального настила, покрывающего основание корабля. Перед собой он держит два стебля папируса, чуть ниже зонтиков. У ног Ти, держа его за левую лодыжку, стоит его жена Неферхетепес, которая держит цветок у носа, и на носу один из сыновей держится за стебель папируса. У мужчин кожа красная по классической традиции, у жены, менее подверженной воздействию солнца, бледная.
Возможно, это символический намек на урожай и подношение папируса богине Хатхор (во времена Древнего царства изображение божеств не входило в репертуар гробницы). Вероятно, имеет смысл, что эта сцена доминирует над проходом в первый коридор, где находится ложная дверь Неферхетепес, которая была жрицей культа Хатхор.
Восточная стена

1) - Первый регистр: бойня
Нижний регистр можно разделить на пять сцен, которые происходят к югу от северной стены, по направлению к входу в часовню.
Сцена 1
Выходят два носильщика, каждый из которых несет на плече большой сосуд, назначение которого подтверждается надписью 1: «перевозить сосуд (для своей) крови» . Они направляются к первой группе из двух мясников, один точит свой нож, а другой режет переднюю ногу быка, которую помощник держит вертикально. Задняя нога связана. Помощник одет в набедренную повязку, как и носильщики ваз, у двух мясников юбки. Первый мясник точит свой инструмент своей точилкой, подпись (2) гласит: «точится мясником» , второй носит свою точилку за поясом, он режет переднюю ногу и увещевает своего помощника, 3: «тяни, мясник» .
Сцена 2
Сначала выдвигается носильщик с сосудом для крови, 4: «посмотри на этот сосуд» , затем точильщик говорит своему коллеге, 5: «возьми этот нож, который я заточил» . Наконец, два мясника работают над животным, у которого на этот раз связаны все четыре ноги. В подписи 6 говорится: «зарезан молодой бык мясником» , и дополнительно в 7: «обескровлен бык мясником».
Сцена 3
Первый мясник точит свой инструмент, 8: «точится нож мясником» ; двое других вырывают у зверя сердце; подпись 9: «зарезали молодого быка мясники поместья» и 10: «вытягивание сердца мясником».
Сцена 4
Идентично первой сцене, но с другими подписями 11: «затачивание ножа мясником» ; 12: «зарезан молодой бык мясником» , что нельзя сделать, пока не будет 13: «повернут бык».
Сцена 5
Перед входом в часовню. Двое мужчин из (15) «команды месяца» несут переднюю ногу. Тексты говорят: (14) «отрезки (кусочки по выбору) единственному другу, Ти» ; (15) «утренняя трапеза от похоронного жреца месяца» ; (16) «ужин от похоронного священника месяца».
Второй регистр
Транспортировка к гробнице двух стоящих статуй Ти.
Слева: частично разрушенный конец кортежа, состоявшего из судовых носильщиков, расположенных на двух подрегистрах; текст (1) гласит: «поднесение сосудов». Ти помещают в две высокие часовни на санях, на высоте двух регистров, которые тянут семь мужчин в набедренных повязках.
Левая статуя находится внутри легкой конструкции. Текст (2) над ней сообщает, что это «статуя из черного дерева» . Изображение Ти держит в одной руке свой посох, а в другой – свернутый кусок полотна. Между его головой и крышей часовни в тексте говорится: «единственный друг, возлюбленный своего господина Ти» .
Перед санями мужчина смазывает землю, чтобы было легче скользить: «
льет воду» . Далее сани тянут семь персонажей во главе с носильщиком с вазой. Каждому перевозчику предшествует надпись 8: «красивая процессия» , чтобы выразить легкость и красоту действия. Над ними две подписи: 4: «тянущий статую единственного друга Ти, хранителя корон» и 6: «погребальный священник, несущий вазу» .
Правая статуя - «единственный друг Ти хранителем корон» и является (9) «статуей из акации» , которая показывает Ти, держащего секхем-скипетр вместо сложенного куска полотна. Часовня имеет две боковые пристройки и очень прочную крышу, что придает ей вид святыни.
Над перевозчиками двух сцен субрегистр занят скоплением подношений.
Третий регистр
Сцена почти накладывается на предыдущую, снова две статуи тянут на санях, но на этот раз статуи каменные и сидящие. Также они не находятся внутри какой-либо часовни.
Статуя слева - изображает Ти, держащего сложенный кусок ткани в правой руке, перед ним мужчина, представляющий духи, а сзади другой мужчина держит сосуд. Перед санями высокопоставленный персонаж льет воду перед полозьями, 1: «обливание водой управляющим работников погребального имения» . Семь мужчин, которые тянут сани, сопровождаются текстом 3: «красивая процессия» . Горизонтальный текст (2) гласит: «перевозка статуи уникального друга, хранителя корон» , затем следует пробел в тексте, за которым следует то, что, очевидно, представляет собой конец предложения.«любимый своим хозяином, каждый день, Ти».
Статуя справа - изображает Тая, положившего правую руку на бедро. Стоя на колеснице и лицом к нему, мужчина вручает шкатулку с духами. Позади него мужчина держит веер и кусок ткани. Перед санями персонаж высокого ранга льет воду перед полозьями. Снова в тексте (4) говорится) «обливание водой управляющим рабочими погребального поместья» . На этот раз сани тянут только шесть человек. Подпись: «перенос статуи к гробнице Ти для единственного друга, назначенного к тайнам дома утра, возлюбленного своего хозяина Ти».
Некоторые детали
Западная стена
Стена посвящена сценам навигации, которые распределены по трем регистрам: первый (нижний), разделенный входом в кладовую, и тот, что над входом, показывает лодки под парусами. Верхний разделен на два подрегистра, причем лодки полностью приводятся в движение гребцами.
Лодки всех регистров, с небольшими отличиями, одной модели с изогнутым корпусом и кормой чуть выше носа. Все они имеют приподнятую структуру палубы. На двух нижних регистрах продолговатый парус поддерживается двойной мачтой, удерживаемой множеством канатов. Парус управляется двумя фалами, которыми управляет человек, стоящий (регистр 1) или сидящий (регистр 2) на краю кормы.
Управление этими большими судами осуществляется с помощью нескольких очень больших весел/рулей, расположенных сзади. Лодки обычно двигались вверх по течению и против течения под парусами. Помимо паруса на лодках есть гребцы. Когда парус развернут, как в случае двух нижних регистров, матросы бездействуют и весла подняты.
Чтобы идти вверх по течению египтяне также использовали человеческую тягу, которую обеспечивали мужчины на берегу реки, тянущие лодку с помощью веревки. Сцена представлена и в других гробницах, но здесь из-за нехватки места изображение носит символический характер с одним или несколькими мужчинами, движущимися вперед. Слева от двери стоят трое мужчин с лодкой. Справа только один человек с веслом. В регистре над дверным проемом люди располагаются между лодками, сначала пять человек, затем двое других, которые несут буксирный канат.
Регистр 1, по обе стороны от дверного проема
Один из двух мужчин, стоящих на носу, говорит: 1: «Повернуться лицом на запад» , этот приказ человек, сидящий на крыше палубной конструкции, передает на корму человеку, держащему фалы, и тем, кто управляет рулевыми веслами. Рулевой выполняет приказ лоцмана и отвечает 2: «На запад».
Сцена справа от дверного проема начинается с длинного разделенного текста (1-7): «возвращение из дельты, после осмотра погребальной усадьбы» — «единственный друг», — «хранитель корон», — "Повелитель Нехеб", - "фаворит своего господина", - "советник тайн в доме утра", - "Ти" . Лодка движется вверх по течению Нила, на что указывает раскрытый парус. На мосту трое мужчин, в том числе, 11: «надзиратель за рабочими усадьбы» , который говорит, 9: «Погода прекрасная» ."передай приказ, займись веревкой, парус позади тебя" . Наверху другой (8) «надзиратель за работниками усадьбы» держит в левой руке весло, а в правой — кусок веревки.
Регистр 2, над дверным проемом
Флотилия состоит из трех одинаковых лодок, плывущих на юг с открытыми парусами.
Слева находится флагман, на что указывает присутствие 2) «единственного друга, хранителя корон, Ти» , стоящего посреди лодки и опирающегося на свой посох. Напротив него сидит на корточках «начальник бригады» . Мачта включает в себя своего рода сердцевидное образование, которое больше нигде не встречается. Может быть, это система канатов, укрепляющих мачты, потому что этот большой корабль с десятью гребцами. Подпись слева (1) гласит: «на запад в сторону канала». Этот приказ передается на корму.
Вахтенный на носу второй лодки сигнализирует 4: «справа, это истинная вода» , вероятно, указывая на чистую воду.
Между вершинами мачт этих трех лодок по берегу бегут люди; слева пятеро, справа двое, которые несут большой моток веревки. Помимо того, что его использовали для буксировки лодки, когда это необходимо, но также для временной швартовки, поскольку на Ниле было очень мало гаваней.
Регистр 3
Шесть лодок с веслами, по три в каждом подрегистре, плывут в направлении, противоположном лодкам из двух нижних регистров (то есть на север).
Пять из этих кораблей приводятся в движение гребцами, которые сидят лицом в направлении, противоположном их движению, в то время как гребцы в лодке в центре нижнего регистра обращены лицом к носу лодки. Эта лодка также имеет другую конструкцию корпуса, возможно, из тростника, т.к. видны завязки, окружающие пучки стеблей.
Южная стена, над дверным проемом
Регистры 1 и 2
В каждом из этих регистров есть пять танцоров и три аккомпаниатора, которые хлопают в ладоши и поют, чтобы задать ритм (тексты: 3) «хлопки в ладоши» и 4) «пение гаремом» ). Деятельность танцоров указана двояко: 1) «танцы, гаремом» и перед каждым: 2) «танцы» . Каждая танцовщица носит набедренную повязку и длинную прозрачную юбку. Грудь обнажена, но ее пересекают две лямки, удерживающие юбки на месте. Каждая держит обе ее руки высоко над головой, их ладони соприкасаются.
Регистр 3
Представлены музыканты, которые аккомпанируют певицам и танцовщицам. Двое арфистов и флейтист, стоящий на коленях с поднятым коленом. Их сопровождают три певца (один справа за арфистом, и два перед флейтистом). В сопроводительных текстах указано: 1) «игра на флейте» ; 2) «пение именитых певцов» ; 3) «игра на арфе» ; 4) «пение».
Регистр 4
Ти сидит на стуле с широкой спинкой и высокими подлокотниками, поставленном на платформу. Он носит длинный парик и небольшую бороду. Правой рукой он машет короткой тростью, а левая рука небрежно лежит на подлокотнике. У его ног и лицом к нему стоит его жена Неферхетепес. Возможно, это свидетельствует о том, что здесь пара присутствует на торжествах, которые отображаются в списках ниже.
КЛАДОВАЯ (комната II по MIFAO, комната V по Porter & Moss)
ЮЖНАЯ СТЕНА

Показана стоящая фигура Ти с короткой квадратной бородой. Он держит длинный посох в левой руке и свернутый кусок полотна в правой руке. Как и у всех мужчин его кожа показана темно-красным цветом. Цвет его парика (как и у Неферхетепес) со временем изменился с черного на синий. У его ног его второй сын Ти (младший), главный заводчик уток, одну из которых он держит в правой руке, а в левой сжимает посох своего отца.
Столбец текста перед Ти и его сыном указывает титулы и функции Ти: «единственный друг, Ти".
В четырех регистрах позади Ти стоят чиновники его дома, нижний идентифицируется как слуга Ка (или погребальный жрец), третий идентифицируется только как писец. Неферхетепес стоит на колени позади своего мужа. Левой рукой она держится за его правую ногу, а правую руку кладет себе на бедро. У нее длинные руки и очень хорошо видны сужающиеся пальцы. Над ней хорошо сохранилась ее титулатура. Она носит черный парик, ниспадающий на плечи. Ее платье поддерживается ремнями, а на шее два ожерелья, одно из которых висит на груди, а другое плотно застегнуто на шее. Позади нее показан сын Демедж. Левую руку он держит сложенной на груди.
Процессия носильщиков подношений
СЕВЕРНАЯ СТЕНА
Ти снова можно увидеть в сопровождении своей жены, двух сыновей и нескольких слуг, смотрящих на парад из шестидесяти восьми носильщиков с различными подношениями на четырех регистрах.
Демедж держит посох своего отца, а в другой руке держит утку. За колонкой иероглифов, посвященных жене Ти Неферхетепес, которая снова становится на колени позади своего мужа, держась за нижнюю часть его левой ноги, изображены трое слуг. В первом регистре непосредственно под ней показаны четверо мужчин. Во главе стоит «слуга Ка Ини» , за ним следуют три писца: Хену, Хесен и Хемну.
ЗАПАДНАЯ СТЕНА
Это одна из самых известных стен египетской погребальной иконографии. Она отлично сохранилась и подробно описывает производство хлеба, пива и гончарных изделий, а также запись результатов писцами, прикрепленными к домену.
Стена содержит сцены с семьюдесятью четырьмя персонажами, распределенными на семь регистров одинаковой высоты, что создает впечатление непрерывности. Регистр вверху (№ 7) занят производством гончарных изделий, нижний регистр (№ 1) представляет собой учет записей. В середине в регистрах № 2, 3 и 4 - производство хлеба; а в регистрах № 5 и 6 — производство пива.
1) - Керамика: Регистр 7 (вверху)
Производство горшков, необходимых для приготовления хлеба, варки и хранения пива.
Слева стоит большая печь с горизонтальными полосами, что может наводить на мысль о тарелках, на которых ставятся горшки для обжига. Мужчина сидит перед отверстием и раздувает пламя, одновременно поднимая руку, чтобы защитить лицо от жара. Над ним написано, 1: "нагрев печи".
Далее идут все этапы изготовления, на первом месте гончар, который пригнулся низко к земле. Горшок поворачивается на столе, диск которого вращается под действием его правой руки, в то время как левая рука моделирует горловину горшка. Подпись 2: «переворачивание горшков» . Влажные сосуды изображены сложенными выше перед обжигом.
Далее идут сцены отделки: два гончара стоят спиной к спине перед высокими кувшинами, которые либо осматривают, либо исправляют мелкие дефекты. Две подписи имеют общее определяющее слово «кувшин» 3: «переворачивание кувшина» / «моделирование кувшина». Сидящий справа человек держит одной рукой сосуд, а другой погружает его в отверстие, смазывая внутренность каким-то веществом. Наконец, последний персонаж слева расставляет готовые горшки на полках.
2) - Производство хлеба: Регистры 4,3 и 2
Регистр 4
Он имеет в центре два подрегистра.
Начало изготовления находится в левой оконечности, где стоит амбар, состоящий из трех цилиндрических силосов с заостренными верхами, опирающихся на пьедестал так, что они не соприкасаются с землей. В их основании находится отверстие, через которое может проходить зерно. В тексте выше (1) их говорится: «амбар, который находится в доме зерна, под руководством команды месяца» . Сидящий писец (в верхнем регистре), очевидно, является частью рабочей силы. Его роль состоит в том, чтобы записывать количество зерна, взятого человеком, присевшим у подножия переднего бункера (в нижнем регистре).
С правой стороны стоят двое мужчин лицом к лицу и длинными пестиками размалывают зерно, отделяют от него шелуху и начинают дробление. Над ними в подписи (7) говорится: «стучать» , что делается каждым мужчиной по очереди, один регулирует чередование ударов, с (5) «сойди сейчас!» , в то время как другой подтверждает это с помощью (6) «Я сделал это».
В центре обоих подрегистров находятся женщины (обратите внимание на их желтую кожу, сильно отличающуюся от кирпично-красной у мужчин), одна из которых (2) «измеряет зерно» (которое было перемолото), которое высыпается для просеивателя, который снабжен круглым ситом для удаления шелухи с самого зерна, (3): «просеивание зерна». Затем следует измельчение в муку (4) «перемалывание зерна».
Регистр 3
Он также частично состоит из двух подрегистров, разделенных на две более или менее равные части человеком, стоящим около центра на высоте полного регистра. Его образ частично разрушен. Он, согласно тексту (2) над ним: «человек, ответственный за мастерскую» , который опирается на невидимый сегодня посох, это классическая позиция надзирателей Древнего Царства.
На левой паре подрегистров шесть женщин перемалывают на своих жерновах зерно, поступившее от предыдущих операций и находящееся в емкостях и мешках напротив них. На правом краю этой секции сидят на полу две женщины (по одной в каждом регистре), занятые (1) «просеиванием муки». Их продолговатое сито отделяет мелкую муку от более грубой, которая возвращается для дальнейшего помола и так далее.
Справа от ответственного две другие женщины просеивают муку, в то время как следующие четыре заняты помолом. Крайние справа, двое последних одеты в платья с бретелями (у всех остальных грудь обнажена). Эта пара собирает готовую муку и складывает ее в емкости.
Регистр 2
Этот регистр охватывает выпечку хлеба. Египтяне могли печь хлеб в печи или прямо над углями. Но чаще всего они использовали широкий терракотовый сосуд для лепки хлеба «беджа» (была также форма «сетчет», о которой речь пойдет ниже, и форма «апарет»). Эту емкость сначала нагревали, затем ставили на землю и наполняли тестом, а второй формой накрывали первую. Сцена представлена так: десять горшков выстроены в форме пирамиды вокруг центрального очага. Сидящая женщина перемешивает его правой рукой (с кочергой), прикрывая лицо левой рукой. Над ней в тексте (1) говорится: «топить печь» . Перед ней стоит другая женщина, которая расставляет кастрюли, открывая их вниз, со своим текстом (2): «Проверка духовки» . Справа от регистра можно увидеть аналогичную сцену с теми же подписями, но на этот раз там показан человек, который складывает горшки, а также человек, который размешивает угли в огне.
Середина регистра снова разделена. В нижнем регистре, слева, широкий пузатый сосуд содержит (3) «тесто» . Женщина, склонившаяся к нему спиной, с волосами, завернутыми в тканевую накидку, занята (4) «переливом теста» в горячую форму, вышедшую из печи. Напротив нее другая, но в коротком парике, занята (5) «вымешиванием теста» . Другая пара выполняет аналогичное действие позади них, тот, что слева, наливает в широкий сосуд, стоящий на земле, продукт под названием «хеса», вероятно, дрожжевой хлеб. Наконец, рабочий справа (4) «наливает тесто» в горшках для беджи. Двое из них закрыты, в них находится тесто, которое уже готовится.
В верхнем подрегистре женщины проверяют с помощью палочки, приготовлен ли хлеб; действие комментируется так: (6) «проверка хлеба» . После этого двое сидящих мужчин ударяют по дну горшка, как сказано в тексте (7): «заставляя хлеб упасть» , который затем будет помещен в корзину.
3) - Пивоварение: Регистры 5 и 6
Вероятно, древнеегипетское пиво готовили из хлеба и ароматной жидкости; смесь варилась на фильтре, а собранная жидкость была той, которую пили под названием пива (heneqet). П. Монте сначала предположил, что это жидкость была сделана из фиников».
Регистр 5
Это первый из двух регистров, посвященных производству пива. Начало сцены расположено справа: стоит мужчина, который извлекает содержимое из очень большой банки, лежащей горизонтально на нескольких подставках. Ниже коленопреклоненный мужчина в процессе (8) «разбрасывания» этого сброженного зерна, что приводит к остановке прорастания. Сцена описывается так: «замешивание сырого хлеба» . Перед ним другой человек занят (6) "лепкой каравая"для формирования продолговатых комков, которые транспортируются на подносе. Впереди мужчина, который, наклонившись вперед, размешивает смесь в большой емкости, стоящей на пьедестале. Сцена описывается словом, которое может означать «замачивание» , вероятно, относящееся к замачиванию в воде предварительно сформованных кусков хлеба.
В левом конце регистра нагреваются некоторые формы, и сцена выглядит как производство хлеба, но сосуды не являются «беджами», как для пекарни: они представляют сосуды для пива ( «sSt» или setchet). ), они шире и не такие глубокие. На этот раз пепел помешивает мужчина, защищая лицо. В подписи (1) указано: «выжигание пивного сосуда» . Перед ним другой человек берет сосуд, убирая его (предположительно с защитой рук), подпись выше (2) гласит: «берет хлебное тесто» . Позади него один из его товарищей выливает уже жидкое тесто в одну из форм, только что вышедших из духовки. Подпись (3) поясняет: «выливает тесто». Варка не может быть слишком интенсивной из-за риска разрушения ферментов солода.
Регистр 6
После того, как хлеб был изготовлен, можно было приступать к его собственноручному приготовлению. Буханки крошат, а фрагменты замачивают в большом плетеном сосуде с водой и остатками сырого хлеба, смесь перемешивают двое мужчин. Корзина стоит на большой кастрюле с расширяющимся носиком, в который течет смесь. Слева пюре добавляется из банки. (4) «писец склада» со своими рабочими инструментами под мышкой стимулирует пивоваров словами (5) «приготовьте!» рабочим перед ним, и (3) «сделайте это быстро!» тем, кто за ним. Это сделано для того, чтобы побудить их не тратить время впустую, потому что некоторые ингредиенты были скоропортящимися. Первый текст (1) говорит: « процеживание, второе (2) — «выливание браги» («sgnn» = брага).
Мужчина, сидящий справа от пивоваров, добавляет последний штрих к кувшинам, в которые будет поступать пиво, проверяя покрытие внутри одного из них. Затем контейнеры поднимают вертикально (как видно справа) на опору. В следующей сцене можно увидеть, как один из пивоваров наливает предыдущий продукт в один из них, используя сосуд с носиком, текст (7): «наполнение кувшинов» . Сразу же другой рабочий закрывает контейнер плоской пробкой, на которую надевается глиняный конус (оба черные). Действие описывается (8) как «закрытие кувшинов».
Вверху слева: перед четырьмя закрытыми кувшинами сидит мужчина; текст (6) : "гарантия подлинности" путем маркировки кувшинов с указанием качества напитка, места и даты изготовления.
4) - Учет: Регистр 1 (внизу)
В первом регистре чиновники отдают свои отчеты писцам, которые записывают результаты, которые впоследствии сообщаются Ти.
• Справа сидят писцы, причем первый персонаж обозначен как «управитель, Шесет-сепед» . Он пишет пером на папирусе, раскрытом у него на коленях. У его ног палитра небрежно покоится на коробке, в которой разложены свитки папируса, расставленные по размеру. Это роль (4) "архивиста Имема", чье имя и звание находятся у правого края регистра, чтобы позаботиться о свитках, один из которых у него в руке. Позади два писца обозначены как (7) «писец, Хен» и (6) «писец, Хемму» . Текст (3), который проходит над тремя из них, гласит: «Получение отчетов».
• Слева, прямо перед наместником, наклоняется человек, идентифицированный как «измеритель, Неферхи» , который погружает свой измерительный инструмент в сосуд. За ним сидит «инспектор жрецов Ка Ини» . Затем, нагнувшись в знак уважения, подходит бригадир с фамилией ", описанный как «сильный голос» : возможно, он громко объявляет о характере записываемых продуктов, а также об их количестве. В крайнем левом углу находится сцена: «Страж Юненек» избивает (1) «Начальника склада» .
Детали

ЧАСОВНЯ
ВОСТОЧНАЯ СТЕНА
Вход из второго коридора ведет в северо-восточный угол часовни. Комната имеет размеры 7,27 м (восток-запад) на 4,93 м (север-юг) и высоту чуть более 4,6 м.
Камера включает в себя две квадратные колонны в центре по оси восток-запад и две большие стелы-ложные двери на западной стене.
ВОСТОЧНАЯ СТЕНА
Сцены посвященные урожаю и сельхоз работам.
верхние регистры отображают сцены уборки различных продуктов (льна, ячменя и затем кукурузы), всего пять регистров. Далее идет транспортировка урожая на осле (два регистра) и укладка его в штабели (один регистр). Далее следует обмолот, который в Древнем Египте производили ослы и крупный рогатый скот, по ближайшему регистру. Наконец, внизу происходит веяние (отделение зерна от плевел).
Регистры 10 и 9: Уборка льна
Сбор льна всегда указывал на начало периода сбора урожая и, таким образом, всегда предшествовал уборке зерновых культур. Участвующие крестьяне одеты в набедренные повязки, которые мало что прикрывали, это указывает на их принадлежность к низшим социальным классам.
В 9 регистре некоторые мужчины тянут лен и складывают его в небольшие связки, третий и восьмой мужчины используют один из стеблей, чтобы завязать вершину связки. Стебли, собранные в это время, давали лучшую ткань, но если требовались семена растений, их собирали, когда растения полностью созрели. Видно, что некоторые крестьяне держат снопы обеими руками и ударяют ими о землю, тем самым позволяя всем стеблям укладываться ровно.
В центре мужчина с раскинутыми руками интерпретируется как певец. Он подбадривает своих товарищей ритмом своей песни.
Десятый регистр уничтожен в центре. Здесь сидят вязальщицы и крепко связывают стебли, а затем, возможно, обрезают до стандартного размера. На обоих концах регистра стоящий рабочий укладывает пачки большими группами (по восемь с каждой стороны). Эти готовые связки используются в иероглифическом знаке по грамматике Gardiner - M38 .
Регистры 8 и 7: Уборка ячменя.
Регистр 8
Здесь работают восемь человек. Урожай срезают примерно на уровне колена, оставляя на земле большое количество соломы. Используемый инструмент - ручной серп, но его форма ближе к косе. Режущая кромка обычно изготавливается из закладных кусочков кремня и лишь изредка из цельнометаллических лезвий. Крестьянин держит инструмент правой рукой, которая держится не вертикально, как показано на рисунке, а горизонтально на той же плоскости, что и его режущий удар. При этом левой рукой он хватает несколько стеблей, которые собирается срезать. Другой рабочий кладет срезанные стебли на землю и складывает их у своих ног.
Человек справа повернут к своим друзьям и захватывает правой рукой его левое запястье. Это мог быть надзиратель, но в сопроводительном тексте указано, что он лучший из рабочих, что он первым закончил свою линию. В текстах (1 и 2) говорится: «Кто тот парень, который говорит только в нужное время? (то есть тот, кто работает вместо того, чтобы говорить) Это я! ) а некоторые похожи на женщин!».
Регистр 7
В середине регистра можно найти человека, играющего на длинной флейте. Перед ним один из жнецов взял под мышку свой серп и начинает пение, сопровождаемое звуками флейтистов, и, отбивая такт руками, придает ритм работе жнецов. Текст (3) «командовать» или «вести» , указывающий на то, что он задает темп работы. Как и в регистре выше человек поворачивается лицом к еще работающим, на этот раз поднимая правую руку, и говорит им: (4) «Кто это говорит и работает в нужное время, друзья?», и продолжает: (2) "Кто этот юноша, пылающий сердцем?" и отвечает себе: (1) «Это я!»
Регистр 6: Сбор урожая пшеницы
Собранный злак четко идентифицируется по его иероглифу , который соответствует полбе. Он намного выше ячменя и, кажется, почти превышает рост мужчин, но невозможно понять, представляет ли это собой просто образ или реальную реальность того времени.
Регистр состоит из девяти крестьян, из которых флейтист и певчий расположены ближе к левой стороне. Текст (1) над певцом указывает на то, что он может петь о «волах» . Срезанные снопы пшеницы можно увидеть только лежащими на земле в середине регистра и лежащими попеременно друг над другом.
На этот раз рабочего-победителя нет, и в длинном тексте (2) говорится: «Как дела, друзья? Поторопитесь, ведь пшеница сегодня созрела».
Регистры 5 и 4: Вывоз урожая в гумно.
Регистр 5
Снопы уложены друг на друга, что видно на левом краю регистра. Затем их собирают в мешки «айадет» — слово, которое также обозначает сеть для рыбалки или охоты, что указывает на ее природу.
Перед кучей снопов двое мужчин плотно завязывают наполненную ими сетку, изо всех сил дергая за концы веревки, одной ногой надавливая на мешок. Их упаковка облегчает транспортировку на животных.
С правой стороны регистра прибыли животные, которые собираются перевезти все сумки. Как и сегодня, эту работу выполняют ослы. Первым из шестерки мог быть певец, потому что он держит руку у уха.
Регистр 4
Перед кучей снопов, ожидающих транспортировки, крестьянин держит что-то похожее на полный сетчатый мешок, который выглядит как вертикальный щит. Это будет опрокинуто на спину животного. Он явно ожидает, что его товарищ перед ним преуспеет в управлении ослом, который будет нести груз. В Древнем Египте не существовало вьючного седла и мешки грузили прямо на спину поверх одеяла. Похоже, что человек, пытающийся управлять животным, одновременно зол и спешит. Он левой рукой хватает вытянутую переднюю правую ногу осла, а правой крутит ему ухо, говоря (1) «Прими это!». Человек сзади еще больше разозлился и готов сильно ударить палкой, произнося слова (2): «Носи его (мешок), мудак!» (авторы OsirisNet сделали пометку, что ругательства существовали и тогда)
Справа
Три навьюченных осла направляются к гумнам, находившимся вблизи деревень. Мешок балансировался сзади и дополнительные снопы привязывались сверху. Но то, что могло случиться, похоже, произошло, и поклажа одного из животных упала на землю.
Середина сцены показана усилиями мужчин вернуть ее на место. Цепляясь за сеть, два крестьянина посередине пытаются поднять мешок, а другой (впереди) обездвиживает зверя, обхватив его морду левой рукой. Он приказывает своему напарнику (4): «Дай (толчок), поторопитесь!» . Неизвестно, что должен делать человек сзади животного, но он держит хвост осла правой рукой. Возможно, левой рукой он должен перекидывать верхнюю часть груза через спину осла, как просил его напарник впереди, потому что он отвечает (3): «Я делаю то, что вы просите» .
Наконец, во главе колонны идет осел, груз которого поддерживает рабочий, а за ним следует еще один человек с палкой.
Регистр 3: Стогование сена
Осликов, прибывших к месту назначения, разгружают, а мешки опорожняют; в тексте (1), описывающем сцену, есть: «бросание ячменя на землю» . Изображение этой сцены очень необычное (известен только один ее пример). Мужчины развязали веревку, на которой был закреплен большой мешок, который теперь на земле. Они хватают сеть и переворачивают ее вверх дном, чтобы опорожнить. Обратите внимание, что снопы, которые должны были упасть с него, не изображены. Это не мешает мужчинам справа захватить некоторые из них, чтобы построить конический стог сена. Два повторяющихся текста (2 и 3) обрамляют стог сена с правой стороны стены «беру ячмень в гумно».
В крайнем правом углу мужчина держит сноп, о котором в тексте просто говорится (4): «взявшись за ячмень».
Регистр 2: обмолот зерна
Чтобы отделить зерно от колосьев, египтяне использовали животных. Участки обмолота находились вблизи деревень. Эти круглые, слегка приподнятые участки, окруженные невысокой стеной, здесь хорошо видны. Земля была укреплена, вероятно, глиной, чтобы копыта животных были более эффективными.
Слева: Одиннадцать голов крупного рогатого скота стоят в очереди, их контролируют один человек впереди и один сзади. Первое животное нагнулось, чтобы съесть несколько колосьев, а второе животное отличается от других тем, что не имеет рогов. Слева, вне гумна, надзиратель, опираясь на свой посох, приказывает одному из двух мужчин (1): «Веди их» . Человек впереди держит свою длинную палку обеими руками, как будто хочет ударить одного из зверей, и кричит (2) «Иди, эй-хо, иди» , но, возможно, это просто ободряющие крики. Водитель сзади обращается к своему коллеге и говорит ему (3): «Заблокируй их, ты, за свою жизнь!» , возможно, чтобы убедиться, что он заставляет их вращаться по кругу.
Справа: Вот почти идентичная сцена, но на этот раз с ослами.
Мужчины здесь голые, а их лидер лысый и бородатый, одетый в странно выглядящую набедренную повязку, возможно, сделанную из папируса.
Животных снова одиннадцать, и снова один из них опустил голову, как будто хочет съесть часть зерна, упавшего за пределы гумна. Судя по всему, человек слева перед животными постоянно поворачивает голову в сторону надзирателя, вместо того, чтобы проверять животных и их выравнивание. Человек справа кричит ему (5): «Оглянись, остерегайся их!». Смысл будет примерно таким: «ты должен повернуть шею, ты должен уйти с пути животных, иначе тебя раздавят». Это далее подтверждается надсмотрщиком, который говорит (4): «О да! Будьте осторожны!» , что означает: «Мне не нужно поворачивать голову ко мне».
Регистр 1: Заключительный этап уборки - веяние.
Это заключительное действие сцены жатвы, которую исполняют семь женщин и восемь мужчин. Отделенное зерно, которое затем можно было бы перемолоть в муку в другом месте, помещают в большие силосы или большие мешки, один из которых можно увидеть в середине сцены, поддерживаемый двумя мужчинами за петли. Еще один мешок можно увидеть справа, верхние застежки также видны.
Все женщины, за исключением одной (четвертой слева), одеты в длинное полупрозрачное платье на бретелях, вероятно, из очень легкой ткани. Волосы у всех повязаны платком. Они также носят застегивающуюся сзади набедренную повязку, застежки которой приходятся на ягодицы. Женщина без платья просто носит набедренную повязку. Веянием и просеиванием ячменя занимаются женщины.
В крайнем левом углу стоит женщина с ситом, которая просит ту, что перед ней (1) «Поднимите ячмень, чтобы очистить его» . Тем временем две женщины перед ней работают с уже просеянной кучей, первая наклоняется, чтобы поднять зерно двумя своими совками, а другая смахивает часть зерна к ней, а в другой руке держит совки. Тексты: (2) «Зачерпните ячмень» , говорит та, что слева, та, что с метлой, говорит (3): «Я делаю вам одолжение» , указывая на то, что она чистит зерно щеткой. Женщина справа от них (без платья) на самом деле провеивает смесь, на что указывает текст (4) над ней: "веять ячмень" .
Следующая группа из семи человек, двое из которых держатся за силосный мешок, собирают провеянное зерно и кладут ее в мешок. На это указывают два текста по обеим сторонам мешка: (5) «сгребать ворох ячменя» и (6), в котором просто говорится: «сгребать».
Затем две женщины и мужчина заняты просеиванием зерна. В тексте над женщинами просто три слова: (7а) «сбор» , (б) «просеивание» и (в) «ячмень» . У мужчины перед ними тот же текст (9) «Я делаю вам одолжение».
Наконец, в правом конце регистра двое мужчин стоят по обе стороны от силосного мешка, но сопроводительного текста нет .
Так заканчивается сбор зерновых культур, которые будут храниться в бункерах до тех пор, пока они не потребуются для приготовления хлеба и пива на западной стене кладовой.
Работа на верфи.
И сам господин Ти и его жена
Ти, повернувшийся к северному входу, восседает в будке на стуле, ножки которого заканчиваются копытами быка. Он носит длинный парик, на шее большое ожерелье, поверх которого висит кулон. В правой руке он держит свой служебный посох, а в левой держит сложенный кусок ткани. У его ног стоит на коленях его жена, обхватившая его правую ногу рукой. Пара наблюдает за работой полей. На это указывает длинная вертикальная надпись, обращенная к ним и служащая границей сельскохозяйственных сцен. Над ним расположены столбцы текста, содержащие некоторые из титулов, внизу которых находится единственная горизонтальная линия, обозначающая его наиболее предпочтительный титул и его имя: «единственный друг и возлюбленный своего господина Ти».
Под ним в двух нижних регистрах показаны два ряда чиновников, всего тринадцать человек, обозначенных как (6) «(члены) совета погребального домена» . Ни один из них не имеет имени, и только два персонажа сопровождаются небольшим текстом, определяющим их функцию: (7) «носильщик депеш» и (8) «мастер, обладающий сильным голосом» . Видно, что писцы и носильщики несут самые разные предметы, вероятно, ящики, сундуки, сандалии, сумки, зонтик.
ЮЖНАЯ СТЕНА
Статуя Ти в сердабе
Регистр 1 : слева от слота отверстия сердаба
Рядом с отверстием указано (1), что погребальный священник «возжигает благовония для Ти». Левой рукой он держит дно жаровни, а большим и указательным пальцами правой руки приоткрывает крышку, показывая горящее содержимое (вероятно, комки смолы), так что «пары, которые делают человека божественным» (египетский термин для обозначения благовоний) может достигать ноздрей статуй в сердабе.
Позади него стоят трое «слуг погребального царства» : неизвестный надзиратель, «писец Хени» и неизвестный архивариус, который держит материалы своего писца.
Регистр 1 : справа от отверстия сердаба
Сначала слева еще один погребальный священник с курильницей, симметричный по отношению к таковому по другую сторону проема как в изображении, так и в тексте, за исключением того, что отсутствует термин «погребальный священник». Далее следуют две области, посвященные деревообработке и кожевенному ремеслу, а также рынку/торговле.
СЕВЕРНАЯ СТЕНА
В самом нижнем регистре показана процессия женщин с подношениями, изображающих поместья Ти.
На первый взгляд 36 женщин кажутся разными, но на самом деле их всего три типа: двадцать- у шести женщин поднята правая рука и они держат свой груз, у пяти- животное на поводке сбоку, у трех - на сгибе руки животное или птица, только у семи женщин поднята левая рука, а у трех обе. В подношения входят различные животные: утки, гуси, овцы, козы, теленок на привязи (в начале шествия) и небольшое рогатое животное (цервид). Корзины наполнены фруктами, овощами, злаками. и хлеба, сосуды содержат пиво и вино.
Центральная часть стены
Ти стоит на приподнятой палубе своей тростниковой лодки среди гигантского папируса. Видно, что лодка имеет не архаичную форму, с поднятыми на одну высоту носом и кормой, и асимметричную форму.
Ти стоит в том же костюме и позе, что и на земле, держа перед собой свой огромный служебный посох. Сзади моряк управляет судном с помощью длинного шеста, а впереди, почти невидимый из-за беспорядка, вызванного меньшим судном и его пассажирами, находится человек, который почтительно поворачивается к своему хозяину, вероятно, предупреждая его, что происходит перед его кораблем.
Слева в удобном тростниковом кресле восседает рыбак с удочкой. Он поймал великолепную рыбу, которую готов оглушить, как только она выйдет из воды. В центре синих зигзагообразных линий, которые представляют воды Нила, показано много рыбы, которая делит обитания с группой бегемотов, представленной справа. Их присутствие неслучайно, потому что эти виды, живущие скрытно в водах реки, символизируют врага и враждебные силы.
Двое мужчин на носу вооружены и готовы бросить свои гарпуны в животных; оружие снабжено крюком, а наконечники обмотаны веревками (тростниковые поплавки, к которым они присоединены, не обозначены). Передний бегемот, уже пораженный пятью гарпунами, яростно оборачивается на своих противников и широко раскрывает пасть. Крокодил пытается атаковать переднюю ногу того, кто сзади, которая уже была пронзена двумя гарпунами, которые держит третий человек в лодке.
Как и крокодил, бегемот принадлежит к миру диких животных, с которым египтяне сталкивались каждый день, но не контролировали его. Здесь господствуют силы хаоса и зла (известные как «исфет»). Следовательно, речь идет о борьбе с ними и их уничтожении, чтобы Маат («порядок») мог править в мире.
Правая (восточная) часть стены
Регистр 2
Сцена пересечения брода. Слева голый бородатый погонщик несет кусок ткани по диагонали через грудь. Он размахивает палкой на четырех рогатых коров, текст гласит: (1) «покидая болото папируса» , имея в виду небольшую болотистую местность в центре сцены. Дела шли не так быстро, как ему нравилось, и он яростно набрасывался на своего помощника, направляющего трех зверей без рогов. Справа, близко к берегу (и к дверям), голый и бородатый погонщик наклоняется вперед под тяжестью теленка, которого он перевозит на своей спине. Это испуганное животное оборачивается и зовет свою мать, которая пытается его догнать, увлекая за собой остальное стадо.
Регистры 3 и 4
Работа по подготовке земли к посеву семян. Фактически землю обрабатывают сразу после отвода паводковых вод, когда она еще находится в илистом состоянии. Нередко можно было найти рыбу, пойманную в небольшие лужи, что, вероятно, объясняет песню разочарованного человека (в регистре 3), который гонит свое стадо овец в этом районе."Пастух в воде посреди рыбы, Он говорит с сомом, Он обменивается приветствиями с рыбой. Запад! Где пастух? Пастух Запада!" . В такой компании пастуху уже кажется, что он живет на Западе, в царстве мертвых.
Регистр 3. На нем слева изображены четверо мужчин, размахивающих правой рукой толстым кнутом, чтобы погонять стадо овец с горизонтальными и скрученными рогами. Среди овец есть как минимум один баран. Мужчины держат в левой руке короткую палку, причем палка первого пастуха длиннее, чем у тех, кто следует за ним. Пятый человек, крайний слева, следует за ним с мешком, подвешенным к другой палке, которую он кладет на правое плечо, вероятно, с их провизией.
Справа трое мужчин возятся с мотыгой под присмотром надзирателя . Текст: (3) «Эй» . Тот, что впереди него, уже вонзивший мотыгу в землю, кричит: (4) «Я, бью!» .
Регистр 4. Включает три рабочие группы, состоящие из двух коров и двух мужчин в каждой, которые вспахивают землю. Один из крестьян толкает рукоять плуга, а другой подбадривает животных большими ударами палки. Сопроводительные тексты слева направо: (1) «покрытие зерна плугом» ; (2) «Эй-эй! Они идут вниз за двумя рабочими» ; над второй группой: (4) «засыпать плугом» и (3) «Загони их, рабочий» . Аналогичные фразы (5) встречаются над третьей группой.
Верхние регистры посвящены рыбалке
Детали со стен, вот такие журавли
ПОГРЕБАЛЬНАЯ КАМЕРА
Отверстие для спуска, ведущего в погребальную камеру Ти, находится в середине двора с колоннами. Низкий и узкий проход ведет в совершенно не украшенную погребальную камеру. Тело Ти так и не было найдено.
Погребальные камеры Демедж и Неферхетепес недоступны.
На вот досмотрели основные и, вероятно, самые красивые гробницы. Не весь список удалось пройти, т.к. нужно было выбираться в сторону Дахшура.
________________________________________________________
Серапеум________________________________________
Предполагается, что он был предназначен для погребения священных быков Аписов, земных воплощений бога Птаха, хотя прямых доказательств этому нет, так как саркофаги на момент обнаружения некрополя были пусты. Некрополь обнаружен 1 ноября 1850 года французским египтологом Огюстом Мариетом, который провёл раскопки большей части комплекса. Его заметки о раскопках были утеряны, что осложнило хронологический анализ этих погребений.
В этом и ряде других захоронений, датируемых от господства Рамсеса XI до Осоркона II (в промежутке около 250 лет), известно о девяти захороненных быках.
Серапеум содержит 27 объектов. Все изделия монолитны, выполнены в цельной породе. Всего 26 саркофагов и крышка, лежащая в проходе (№27).
Примеры обработки поверхности
недотащили
Иероглифы на крышке
Подробнее о всех саркофагах с фотографиями
https://isida-project.org/egypt_2012/sa ... rapeum.htmДа, размеры впечатляют. Если не ошибаюсь, то раньше народ по саркофагам лазил, сейчас только с настила можно посмотреть, а это менее интересно.
___________________________________
Розовая (=Красная) пирамида, Дахшур_____________________________
Поехали в Дахшур. Из веселого - водитель слегка потерялся и уехал за Дахшур. Не, ну а что, профессионалы...один из самых популярных сайтов, но кто там знает, где эти пирамиды. Нашли, проехали через КПП.
Эта пирамида приписывается Снофру, так как было обнаружено его имя, начертанное красной краской на нескольких блоках облицовки.
Вход через наклонный проход на северной стороне ведёт вниз в три смежные камеры, высотой около 17 метров, которые доступны для посещения.
Спускаемся, нетрудно, но колени могу не сказать спасибо.
Внутренние камеры. Вечность с запахом аммиака.
Поскольку комплекс на территории военной базы, уехать нужно в 16 ч, поэтому много времени на осмотр не было, пришлось бегом возвращаться.
Подробнее можно посмотреть по ссылке
https://isida-project.org/egypt_2012/dashur_red.htmВдали виднелась Ломаная пирмида (Bent pyramid), но на нее времени уже не хватило.

Пирамида также приписывается Снофру. Погребальный комплекс состоит из большой пирамиды и пирамиды-спутника. Обе они окружены каменной стеной в 2 метра толщиной. Каменная ограда соединяется с погребальным храмом длинной насыпной дорогой. Храм расположен в 704 метрах от пирамид, поэтому его называют Встречающим храмом (или Храмом долины).
Археологи выяснили, что пирамида перестраивалась три раза. Это подтверждается расположением каменных блоков. Пирамида перестраивалась с целью придания ей более устойчивой конструкции, однако перестройки привели к возрастанию давления блоков на внутренние камеры, что вызвало появление трещин и даже реальную угрозу обрушения.
На первом этапе сторона основания имела длину 157 м, а угол наклона около 58° (или 60°). При таких значениях основания и угла высота пирамиды получилась бы около 125 м. Когда половина пирамиды была уже собрана, были обнаружены проблемы с прочностью всей конструкции, и строителям пришлось корректировать первоначальный план.
На первом этапе уже были сделаны около 12,70 м туннелей входа (нисходящий коридор) и примерно 11,60 м. восходящего коридора.
Для повышения надежности конструкции строителям пришлось уменьшить угол наклона до 54°. Вместо песка со щебнем в каркасные пустоты стали заливать только песчаной-водную смесь. Соответственно пришлось увеличить и длину стороны основания пирамиды на 15,70 м: теперь общая длина основания стала равна 188 м. Расчеты показывают, что такой длине основания и при угле в 54° высота пирамиды составила бы 129,4 м, а объём — 1 592 718 м3. Однако на высоте 49 м строительство снова прекращается.
Очевидно, с целью снижения нагрузки на внутренние камеры пирамиды, на третьем этапе строительства был изменён наклон верхней части пирамиды — он был уменьшен до 43°. Из-за уменьшения угла наклона снизилась и общая высота пирамиды — до 105 м.
Подробнее про внутренние помещения можно посмотреть фото по ссылкам
https://isida-project.org/egypt_2012/da ... amber1.htmhttps://isida-project.org/egypt_decembe ... yramid.htmВ заключение, сложно сказать сколько времени нужно на Саккару, от 15 минут на пару гробниц до часов на одну сцену, чтобы впитать в себя все детали и черточки рельефов и задумок резчиков. Все же, лучше выделить хотя бы один день на комплекс. Если есть несколько дней, то можно пройти по более мелким, но открытым для посещения гробницам и археологическим сайтам.