Yarkolp » 13 янв 2022, 09:30
Брали машину на 6 дней январских праздников в Диво-авто. В целом – контора нормальная, и в принципе такой формат – отличный вариант, но и стресса хватило, и нюансов. Хотя до этого уже катался по Абхазии на авто, только не за рулем.
При выборе рассматривал несколько контор, в т.ч. Прокат-007 и А-прокат. Встречал хорошие отзывы про прокат в Лдзаа, еще у пары контор были бестолковые сайты и ноль отзывов. В итоге остановился на Диво, т.к. нужен был полноприводный кроссовер, которых нет в А-прокате, а в Прокат-007 они стоили дороже, а покрытие страховки ниже.
Бронил в середине ноября, прямо передо мной взяли Hyundai Terracan, посоветовали Honda CR-V 2000 г.в. Разумеется, всё праворульное. Перевел аванс 1 т.р. Стоимость сложилась так: прокат – 2200 в день, страховка (покрывает возможные повреждения на 60 т.р., дальше платишь сам) – 2100 за весь период, выдача и получение в Гагре (сама контора находится в Сухуме) – 1500 за услугу и около 1000 за бензин. Залог 10 т.р. Всё налом. Хотя есть нюанс: бензин на доставку мы оплатили только на 500, зато получили машину с 3/4 бака, а вернули с полным. Несмотря на это, возникла путаница, и с нас хотели взять еще 500. Поэтому рекомендую точную стоимость доставки и порядок расчета уточнять заранее.
При получении ребята сами отсняли на видео машину и скинули в ватсап – удобно. При подписании договора возникли нюансы. Во-первых, уже вбитая в распечатку стоимость стояла неправильная (просто обсчитались). Во-вторых, договор внезапно содержал запрет на посещение Акармары (а также Гегского и каких-то еще водопадов, Рицы и перевала Пыв) – а мы как раз и брали кроссовер, чтобы туда добраться, и даже забронили там гестхаус, при этом я заранее уточнил возможность такого маршрута у прокатчика. Нашлись и другие неожиданные и достаточно спорные положения. Конечно, всё критичное уточнили и поправили, помогла история переписки в ватсапе. Но возникла мысль, что было бы намного проще посмотреть и согласовать текст заранее.
Также нам отдали СТС, талон техосмотра и даже зачем-то путевой лист. И с этим тоже возник нюанс, точнее происшествие. В Гагре нас остановил гаишник, посмотрел документы – и оказалось, что техосмотр действителен до декабря 2021. Пока я звонил прокатчику, мне успели выписать протокол и забрали права. Дальше они конечно договорились, что это факап конторы, и они сами заплатят штраф – но просто так выкинуть протокол и вернуть мне права было нельзя. Вообще, я был в шоке, что всё так строго и правильно, никаких намеков на взятку. В тот же вечер метнулись с представителем прокатчика к банкомату, потом к тем гаишникам, права вернули, и следующий день не оказался потерян (так-то полагается днем за правами в ГАИ приходить). Здесь ребята хоть и накосячили, но выручили, за что им спасибо.
А вот что не вполне понравилось, так это состояние машины. При выдаче нам сказали, что передняя подвеска при повороте трещит, но это не страшно. (И это при том, что в договоре зафиксировано, что машина абсолютно исправна, а если что-то найдется, то виноваты мы, что не проверили!) Да, машина не развалилась, но этот треск-хруст на серпантинах изрядно нервировал. Кроме того, пришлось ездить в потемках, т.к. дальний свет работал только наполовину, то есть его не было. Аналогично работала только правая противотуманка и только левый передний габарит. Ближний же свет, похоже, был неправильно настроен, поскольку вечером нам моргала фарами каждая третья встречная машина. Воду в бачок пришлось заливать самим. Ну главное, что тормоза не подвели… В целом рекомендую заранее уточнять, что машина действительно полностью исправна, а если нет – то какой тогда порядок действий.
С другой стороны, надо сказать спасибо прокатчику за наличие исправной полноценной запаски и домкрата с ключом (которые я, каюсь, со всеми этими нюансами забыл проверить при получении – а этого забывать нельзя нигде!). Благодаря им смогли поменять проколотое в глуши колесо, иначе возвращение в цивилизацию было бы крайне затруднительным. Здесь нюанс такой: шиномонтажи Абхазии практически не отмечены на яндекс-картах, часов работы там в принципе нет, да и все равно они плавающие: с 9-10 утра видимо где-то до 17-18 часов. Сложный боковой прокол обошелся в 1200.
И еще один нюанс. Машину выдают чистой, сдавать надо такой же, то есть перед сдачей нужна автомойка. С их отображением на картах и часами работы примерно такая же история, поэтому рекомендую заранее выбрать место и взять их контакты, чтобы не метаться в последний день. Помыть кроссовер целиком с ковриками стоило 500 рублей.
Заправки нам рекомендовали сетевые: Роснефть, Подорожник, Азид. Бензин что-то порядка 57-58 руб., обычно принимают карты, но не везде.
Итого вывод такой: в Абхазии есть нормальные конторы по прокату, где за разумные деньги можно взять машину, подходящую для поездок не только по побережью. Данный вариант мне представляется намного более комфортным, чем ехать туда на своей тачке, теряя в дороге силы и несколько дней. Это, безусловно, дешевле и универсальнее, чем регулярно пользоваться такси, брать машину с гидом или вписываться в групповые туры. Общественный транспорт годится только для поездок между городами, и то стабильных расписаний нет. Можно конечно еще попытаться взять машину в Сочи, но мало кто из прокатчиков разрешает пересекать границу, и то за существенную доплату.
Конечно, есть и неудобства: правый руль, гоняющие по встречке джигиты, гуляющие по дорогам коровы, убитые дороги в глубинке, связь и люди в случае чего есть не везде. Зато не столкнулись с вымогательством гаишников, чего раньше там хватало.
Ну и еще раз подчеркну, что не стесняйтесь заранее уточнять у прокатчика все детали, а желательно и попросить шаблон договора. А при приемке проверять не только внешний вид, но и все цифры в документах, а также запаску с инструментами.