Технический отчет
Предыстория.
Задумывался о СА еще году в 2019, когда ее только открыли. Представление было, что без аренды машины там делать нечего. А тут случился ковид. А потом появились отчеты, что там очень неплохой автостоп. И ковид успокоился. Правда, грипп какой-то появился. Но жить-то надо. Стали собирать команду, набралось четверо желающих
Подготовка
Очень сложный, болезненный процесс, о подробностях которого умолчу. Но в результате визы были получены, оплачены картой c второго раза, не той, за которой одному из нас пришлось ехать в Грузию. Выдача визы подразумевала автоматически выдачу полиса, но в результате глюков сайта страховку так и не удалось получить на руки, и я купил для себя полис на Черехапе, решил не рисковать ехать без полиса. Виза обошлась в 11095, дополнительная страховка 4930
Далее начались поиски сносных по цене перелетов. В результате купили билеты двое: я и моя попутчица, с которой я ездил уже в Индию (есть отчет) и Латинскую Америку. Перелет туда 25 декабря - AIR ARABIA в Абу-Даби за 7628 с багажом, обратно: 22 января из Эр-Риада Pegasus Airlines через Стамбул 19240. Фактически месяц. Поскольку имели совместный опыт автостопа и были вдвоем, других вариантов не рассматривали
Что увидели
За месяц проехали почти по всей стране, с севера до границы с Йеменом. Мой вывод, что страна очень интересная, гораздо интереснее, чем, скажем, Иордания, в которой есть несколько топовых всем известных мест, но в целом природа достаточно скучная. Это ИМХО, конечно, никому не навязываю. Расхожее мнение - да что там смотреть, одни пустыни - совершенно не верно. Есть и пустыни, но больше всего гор, очень красивых и разнообразных. Есть очень впечатляющие Вади, из которых мы посетили две известных Wadi DISHA и Wadi LJB , имеющие имена и обозначенные на картах, и целую безымянную россыпь в районе Неон, которую нам показал один добрый человек, потративший на нас несколько часов и проехавший несколько сотен километров.
Видели мы и водопад, но оговорюсь, что этот водопад последний раз имел воду десять лет назад, и воскрес на время в результате обильных дождей в этом году. Есть и другие водопады.
Города же в стране совершенно никакие, за исключением, с оговорками, Джидды, где замечательный исторический центр вместе с современным окружением, но в целом, это громадный, неудобный для неорганизованных туристов город без общественного транспорта. Чтобы посмотреть разрекламированную набережную Корнишон,из старого города пришлось брать такси: 50+ реалов туда и 61 обратно. Есть там автобус, маршрут которого толком не знают даже местные. Это единственный раз, когда мы платили за транспорт. И набережная нас разочаровала. Ничего особенного, несколько высоток через 1-2 км друг от друга, в остальном все обычно.
Есть хороший старый город в Аль Уле. Небольшой и дорогущий. Понравился Ат-Таиф. Есть интересный район в Аль Хуфуфе. Эр-Риад просто ужасен. В нем стоит посмотреть лишь старый город AD Diriyah, особенно ночью. Общественный транспорт в Эр-Риаде есть, но попробуй в нем разберись
Ездили в Бахрейн на полдня, и этого вполне хватило. Добрые люди взяли на себя труд свозить нас
Люди
А вот это, пожалуй, самое интересное в стране. Люди очень отзывчивые, гостеприимные и щедрые. И зачастую наивные, как дети. В глубинке большинство не видывали туристов, тем более диких. С рюкзаками и палатками, без автомобиля, без группы, без гидов, иные догадываются (раз сами предлагают денег), что без больших денег. До разрыва шаблона. Наиболее часто задавался вопрос: А как можно путешествовать по такой большой стране без авто? И норовили отвезти на автовокзал. Или в гостиницу. Следи и следи
Автостоп в целом превосходный. Когда мы попадали в машину, следовало выяснение, а куда нам, собственно, надо. После этого многие бросали свои дела и везли нас, частенько делая большой крюк. Многим ничего не стоило проехать лишний десяток-другой километров, чтобы отвезти нас в нужное место. Зачастую, поняв, куда нам надо, предлагали сперва куда-нибудь перекусить или попить чайку, или заехать на ферму к себе, или к дяде, где они что-то выращивают. Везде перекус,чай, кофе, финики и прочее. А могли просто предложить нам позавтракать-пообедать. А заехать в супермаркет и набрать там для нас пакет со съестным- это обычное дело. Один дедушка на развалюхе Тойота (а других марок в глубинке нет) все порывался нам что-то купить. Хотя мы отказывались (ну прямо жалко дедушку, и так он выглядит бедным), он все-таки взял для нас по бутылочке воды, хотя у нас было. Вообще, воду дают постоянно, ведь вода в пустыне- это основа выживания. Идешь где-то, останавливается машина, водитель выходит и просто всучивает иногда пару бутылок воды. И не откажешься, дают от души.
Многие водители под вечер просто предлагают кров на ночь, а там обязательно ужин, утром завтрак. Иногда водители, увидев интерес к фотосъемкам, останавливаются в наиболее интересных местах, а то и сами делают экскурсию по местам, известным лишь аборигенам, тратят на это иногда по несколько часов и наезжают сотни километров. Уличные торговцы зачастую угощают своим товаром бесплатно.
Общение с молодежью обычно начинается с обмена аккаунтами инстаграм, селфи, видосиками, идет обзвон друзей, родственников. Соединяют, скажем, с супругой, которая говорит по английски, и приходится пообщаться. У всех есть интернет, и для нас хороший предлог (надо же войти в инстаграм) получить вайфай, сделать в интернете необходимые дела, зарядить телефоны. Пользовались предварительно скачанным переводчиком офлайн
Деньги
Поначалу некоторые давали нам небольшие суммы денег, поскольку мы несколько дней не могли поменять валюту. Нас даже в гостиницу устраивали за свой счет. Первую попытку сделали в Аль-Хуфуфе в первый же вечер. В банке висит список банков, где можно обменять валюту, с телефонами, по которым надо звонить (интересно, по какой симкарте), чтобы уточнить детали. Банки начинают работать поздно, а кончают рано. Мы же рано вставали и двигались на точку или в другой город. Далее вторая попытка обмена, в Эр-Риаде проездом, уже на пятый день,где пришлось специально тормознуться. В первом банке отказали, послав в соседний (около километра), там тоже отказали про причине неимения нами ID удостоверения гражданина, говорят надо ехать на выезд 5 (интересно, где это и на чем ехать, город примерно 80х40 км), попытки призвать помочь людей, стоящих в очереди, безуспешны. Вышли на улицу, застопили машину, водитель спросил, куда нам и повез нас в обменник за 5 км. Оказывается, в Эр-Риаде есть обменники. Только там обменяли. При прилете в аэропорту этих проблем, конечно, нет. Мы же зашли через сухопутную границу из Абу-Даби, там обменника не было. Оказалось, что надо платить какую-то небольшую сумму на границе в дирхамах, которых у нас тоже не было. Заплатил тот человек, в машину к которому мы навязались перед границей, так как пешком не пускают.
С автостопом были, конечно, и накладки. Иногда долго не удавалось выбраться из города из-за засилия в некоторых местах бомбил. Такси в глубинке нет, но некоторые оформляют лицензию на работу в качестве такси. У них на ветровом стекле висит соответствующая бумажонка. И чем раздолбаннее машина, тем больше шансов, что потребуют деньги, т.е. скажут волшебное слово МАНИ, или слово ПЛЮС, или сделают характерное потирание двух пальцев.
Насчет копеечной стоимости бензина — это сказки. Бензин стоит от 2,2 реалов, это примерно наши цены, дизтопливо дешевое — от 0,67. Несмотря на дешевизну дизтоплива, машины в основном почему-то бензиновые. Специально расспрашивал. Брать в аренду надо только джип. Конечно, между городами можно доехать на любой - дороги отличные -, но к большинству достопримечательностей на пузотерке не добраться
Пользовались картами MAPS ME и Organic Maps и Гугл. Карты очень плохо проработаны, Гугл получше
В этом посте заканчиваю. Понимаю, что тему не раскрыл, чуть позже продолжу