В заключительном посте выложу калькуляцию по расходам. Я провёл в Монголии 8 дней, можете пока попробовать угадать, сколько денег было потрачено.
Итак, первая задача - как добраться до Улан-Батора. Есть поезд и самолёт, но они курсируют не каждый день, к тому же ещё и билеты дорогие. Я поехал на ежедневном автобусе до Сухэ-Батора, а оттуда ходит ночной поезд в Улан-Батор. Билеты на монгольский поезд заранее купить не удалось - сайт железных дорог, судя по всему, находится в длительном отпуске. Ну ладно, на месте решим. Любопытно, что от С-Б до У-Б всего 320 км, а поезд идёт всю ночь, делая кучу остановок, как электричка.
На выезде из РФ предсказуемо начались приключения - снова погранцы докопались до моего паспорта, прям как во время путешествия в Таджикистан.
- А что это за штамп? А, Румыния? А что вы там делали? - тётя берет служебный телефон. - Товарищ майор, подойдите, пожалуйста, тут у молодого человека штампы Латвии и Румынии.
И заново, но уже вдвоём:
- А зачем в Монголию едете? А в тех странах что делали? А как долго находились? А где работаете? А обратный билет есть?
Коротко и спокойно отвечаю на каждый вопрос.
- Жильё у вас забронировано?
- Так точно.
- А почему вы ответили "так точно"?
Наверно, тётенька думала, что сейчас рассекретит шпиона. Вообще, конечно, неприятно, когда на тебя из стеклянной будки смотрят как на врага народа. Не понимаю, какое отношение данный допрос имеет к безопасности. Может, второй загран сделать и его показывать, чтоб они не приставали?
А ещё багаж прогоняют через интроскоп, впервые с таким встречаюсь на выезде из РФ. Ну короче, доехал я до Сухэ-Батора и успешно купил билет на поезд за тугрики, поменянные на границе. Кассир говорила по-русски, а женщина в очереди настоятельно советовала мне брать купе, а не плацкарт. Ну ок, разница невелика, а купе стоит целых 550р.
Поезда здесь знакомые, родные.
Вдохнув прохладу утреннего столичного воздуха, я направился к выходу с вокзала, как меня ловко перехватил пожилой монгольский дядька: "У меня гостевой дом есть, недорого, ещё экскурсии вожу, вот возьми визитку". Окей, пригодится. Так-то у меня был расчёт ночевать на кауче и в поездах, однако первая ночь была забронирована в хостеле с целью узнать больше информации об интересующих меня локациях.
Но хостел будет потом, а сейчас иду в монастырь Гандан, я как раз успеваю посмотреть утреннюю молитву.
В Улан-Баторе достопримечательностей совсем немного, и Гандан точно заслуживает внимания.
Молитва начинается в 9 утра. Весьма интересно посмотреть.
К слову, о машинах. В основном тут праворульные, большинство из них - Тойоты, а из них больше всего Приусов. Видите Приус? И я вижу. А их здесь много.
Номера с кириллическими буквами, которые не используются на российских номерах. Вот Хонду для примера нашёл.
Попадая в Монголию, повсюду видишь знакомые буквы, но такие непонятные тебе слова.
А вот и Монгол Шуудан, ну то есть монгольская почта.
Заглянул на улицу с обменниками Найман Шарга, поменял денег и пошёл в хостел знакомиться с русскоязычной хозяйкой.
- Проходите, а тут у меня живут мама с дочкой, вот они хотели на экскурсию поехать, и мы вас ждали, чтобы вам втроём было подешевле. Стоит 90$, вас свозят к статуе Чингисхана и в парк Тэрэлж.
Мы познакомились с Ниной и Алиной и начали обсуждать идею. С каждого по 30 баксов, но оба объекта вряд ли успеем посмотреть, тк время к вечеру, тут ехать 50 км, и точно можно доехать до статуи за гораздо меньшую цену. Пожалуй, откажемся, сами доедем.
- Дорого? Как дорого? Вас же отвезут и привезут. Мы же вас специально ждали, чтобы поехать. Ну раз не хотите, нужно заплатить водителю, он здесь уже 4 часа сидит, ждёт.
Было видно, что хозяйка обижена нашим отказом, но уж как есть. Это сделка, и нас не устроили условия. Платить водителю не стали.
Задача - найти такси. Русскоязычный дядька-прохожий объяснил, что здесь по сути все машины - такси, нужно просто поднять руку. Шашечек здесь нет, но вам шашечки или ехать? Договорились доехать, погулять и вернуться за 100 000 тугриков (это 2000 рублей). Да, тут у денег много нулей, поэтому все миллионеры. Ехали, конечно, на Приусе.
Вообще общепринятая здесь стоимость проезда на такси 1500 тугриков (30р) за 1 км.
Высота 40 метров, это самая высокая конная статуя в мире. Большой дядька!
На верхнюю площадку можно и нужно подняться. Лифт не работал, добро пожаловать на винтовую лестницу.
Ну и сверху можно обозревать пейзажи.
Так, возвращаемся в город, продолжаем рассказ. Вот цены на бензин.
92-ой стоит примерно как у нас (тугрики делим на 50), а вот 95-ый дороже нашего примерно в 1.5 раза. Да уж, задумаешься тут о Приусе!
Что по ценам. Вот меню из простенькой кафешки.
Я поел хуйцаа меньше чем за 200р. Наваристый, с овощами и бараниной.
Названия я не переводил, просто знаю, что хуйцаа - это такой суп, салат - это салат, а цай - чай.
Порции добротные, голодными не останетесь.
Большинство блюд из баранины. Коров и свиней здесь мало, поэтому их мясо дорогое. Монголия - страна баранины. Она легко угадывается по характерному запаху блюда.
Заглянем в супермаркет. Часть продукции, конечно, из России.
Напоминаю, цены делим на 50, чтобы получить в рублях.
В центре города нашли высокое здание с баром наверху. Хотели попить там кофе, но в наличии было только пиво. Окей, просто бесплатно пофоткаемся на крыше с вертолётной площадкой.
Вот так выглядит Улан-Батор сверху. Город Приусов и пробок. Кстати, в зависимости от цифр номера на машине нельзя ездить по городу в определенные дни недели.
Ну а так он выглядит в других местах. Город проектировали советские специалисты, поэтому чувствуешь себя здесь почти как дома.
Лишь бешеный трафик и бибиканье придают городу азиатский колорит. А ещё здесь автобусы и электробусы корейского производства.
Ловушки для мух расставлены в центре города. Борьба с насекомыми.
Лица Монголии.
Удобно всё-таки, что раньше в местных школах учили русский язык. Старшее поколение либо говорит, либо как-то может объясниться по-русски. Сейчас русский остался только в местных русских школах, повсеместно же перешли на изучение английского.
С этим дядькой, например, мы говорили на русском.
Что касается юрт, то они есть даже в городе. Могут быть незаметно расположены на участке за забором и быть обнаружены при прогулке по дворам. Да, здесь живут люди.
[/url]
К юртам мы еще вернемся, а сейчас наступает третья ночь, которую я проведу в поезде до Сайншанда - это город в пустыне Гоби.
Снова поезд будет постоянно останавливаться, а затем трогаться. Одни люди выходят, другие заходят. А я сплю, мне до конечной.
Продолжение следует.