
Папа Александр III в своей булле от 1170г. дал право монахам Фонтене самим избирать себе аббата. В 1259г. королём Людовиком X аббатство было освобождено от уплаты налогов. Немного позднее, через десять лет, Фонтене получило статус Королевского аббатства. Правда, вместе с этим титулом монахи потеряли право на самостоятельный выбор аббата. Дальнейшему развитию монастыря способствовали такие французские короли как Иоанн II, Карл VIII и Людовик XII.


Закат аббатства начался с эпохи Столетней войны. В 1359г. Фонтене был взят и разграблен армией английского короля Эдуарда III, в 1450г. монастырь пережил пожар. К началу XVIIIв. число монашествующих сократилось с нескольких сотен до двух десятков, а к моменту начала революции в Фонтене оставалось лишь восемь монахов. В 1745 году монахи даже разрушили большую трапезную монастыря за ненадобностью и с целью экономии средств.

Во время Великой французской революции аббатство было национализировано и закрыто. Но уже через год было продано с молотка за скромные 78 тысяч франков фабриканту Клоду Гюго, который превратил монастырь в бумажную фабрику, функционировавшую более века.

В 1820г. оно стала собственностью семьи Монгольфье (из которой происходили изобретатели дирижабля). В самом начале ХХв. бывший монастырь был выкуплен лионским банкиром и меценатом Эдуардом Энаром. Фабрика была закрыта, вплоть до 1911г. в Фонтене проводились масштабные восстановительные работы, вернувшие монастырю его средневековый вид. В 1981г. аббатство Фонтене было включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Вход в аббатство платный, и наверняка с гидом. Но перед нами в аббатство зашла большая группа в "полосатых купальниках", так что все гиды были предназначены им. Этого нам только и подавай!
Здания аббатства представляют собой типичные строения ранней архитектуры цистерцианского монашеского ордена, отличавшийся жесточайшим аскетизмом и отрицавший роскошный образ жизни.

На территории аббатства есть все: мастерские, кузница, домик смотрителя, домик для паломников, пекарня, тюрьма, больница, церковь, спальный корпус, псарня, зал собраний, обитель монахов, клуатр. Не все, конечно, открыто для публики. Но главные строения: церковь, клуатр, кузница, пекарня в свободном доступе.


Монастырская церковь была построена в 1147г.:

Она имеет форму креста и высокие своды. Ширина центрального нефа 8 метров, длина 66 метров, по бокам от него находятся два боковых нефа, отделённых массивными колоннами.



Сохранилась небольшая алтарная часть с рядом надгробий:



Строгий интерьер церкви с минимумом украшений характерен для цистерцианцев. Самым примечательным объектом в церкви является статуя Дева Мария с Младенцем, созданная в XIIв.



Самым эффектным помещением является монастырский клуатр. Он имеет почти квадратную форму, насчитывая 36 метров в ширину и 38 в длину.


Здесь тоже безо всяких финтифлюшек, все строго по канонам ордена: простота форм и четкость линий:






Справа к церкви примыкает двухэтажное строение, на втором этаже которого находились спальни монахов:

Внизу под спальнями располагалось сразу несколько помещений. Первое было Залом Устава (Зал Капитула), где братия монастыря каждый день читала Правила Св.Бенедикта, а также обсуждала их; кроме того тут на общем собрании решались насущные монастырские вопросы.

Следом за Залом Устава шел Общий зал (Зал монахов), где монахи работали:



Через дорогу от основной группы зданий находится кузница XIIв., которая поначалу использовалась как мастерская по обработке камня:

Ее интерьеры:


За ней когда-то был ручей, который приводил в движение водяную мельницу, раздувавшую огонь в печи кузницы:



Пруд перед кузницей:




Здание голубятни (цилиндрическая башня), как и псарня, оказались закрыты:



Старый фонтан:


Расположение для аббатства идеальное — немного в стороне от дороги, возле ручья (благодаря которому аббатство стало называться Фонтене, по одноименному ручью), окруженное лесом из буков, платанов, елей и сосен. О чем еще желать монахам — тишина, умиротворение, одиночество. Здесь снимались сцены из исторических фильмов "Анжелика - маркиза ангелов", "Сирано де Бержерак".