Luanda, Cacuso, Pungo Andongo, Calandula, Malanje, Mussende, Sumbe, Benguela, Lubango, Namibe, Tombua, Huambo, 22.01.2023 – 07.02.2023
Несколько лет назад я уже планировал побывать в Анголе, купил билеты, сделал визу, но в последний момент поездка сорвалась. Поэтому все пришлось делать сначала. Билеты были куплены из Тель-Авива в Луанду и обратно компанией Brussels Airlines через Брюссель, 15 часов полета, 604 доллара. Виза приобретена в консульстве Анголы в Тель-Авиве. Никаких проблем, 80 долларов, сделали в течение недели. Из необходимых документов: оплаченные билеты на самолет, бронь гостиницы, вакцинация против желтой лихорадки и очень странное требование шести чистых страниц в паспорте. У меня было только пять, еле уговорил. Кроме того, для посадки в самолет требовалось наличие вакцинации и свежего PCR теста против ковида. Короче, 22 января 2023 года в пять утра я вылетел из Тель-Авива и в 8 вечера прибыл в Луанду.
В зале прибытия банкомата не нашлось, пришлось обменять наличные 20 долларов на 10 тысяч кванза у продавца телефонной техники и взять такси до гостиницы за 7000 кванза. Если бы не позднее время, я бы воспользовался маршруткой за 150 кванза, как делал потом много раз, но сейчас не рискнул. Приехал в заказанную гостиницу Ritz Capital, гостиница средней паршивости, с заделанными досками лифтом и с интернетом не в каждом номере, но в самом центре и относительно недорогая - 32 доллара в сутки, что для Луанды баснословно дешево. Утром вышел и первым делом подоил деньги в банкомате, за один раз можно получить не более 40 тысяч кванза. Кстати, больше мои кредитные карты нигде не срабатывали, ни в банкоматах, ни при покупках. Хорошо, что на такой случай взял с собой наличные доллары: обменивал их на кванзы в банке по курсу 1 доллар к 500 кванза или у менял, по курсу 1:520 или 1:550.
И пошел гулять по Луанде. Центр города весьма сумбурный: современные высотные здания перемежаются с португальскими особняками начала двадцатого века, с красивейшими зданиями в стиле Арт Деко ну и с откровенными трущобами. Народ разный, вначале кажется криминалообразным и агрессивным, а потом понимаешь, что в общем все нормально. Никто к тебе особенно не пристает, как где-нибудь в Найроби, ну дети они не в счет, они везде в Африке приставучие. Целый день гулял. Посетил "Железный Дом", построенный по проекту Густава Эйфеля, очень похожий на его близнеца в Мопуту (Мозамбик). Зашел в Музей Нумизматики - на любителя. Прошел по всему Марджиналу - знаменитой набережной. Красиво. Дошел до подножия форта, посидел там в кафе в торговом центре, но подниматься к форту не было ни сил, ни особенного желания, да и что там, старую советскую военную технику смотреть? Пообедал в ресторане напротив гостиницы, вернулся без задних ног.
На следующее утро я решил ехать на восток страны за достопримечательностями, к которым относятся скалы Пунго Андонго и водопад Каландула. В первую очередь надо было добраться до городка Cacuso. Раз в неделю туда можно добраться на поезде, но он уходит очень рано, значит не для меня. Два раза в день через Какузо проходит комфортабельный автобус фирмы Маcon, но пока я добрался до автовокзала этой компании, находящейся в районе Gamek, он уже ушел в 8:25, а следующий выходил только вечером. Кстати до Гамека из центра можно добраться автобусом (но он переполнен и ходит очень редко), или как это сделал я, двумя маршрутками, вначале до аэропорта, потом до терминала Macon в Гамеке. Так как я опоздал на автобус Macon, пришлось искать альтернативу. Мне помогли еще двумя маршрутками добраться до пригорода Луанды, города Виана, откуда отходят коллективные такси в Меланже через Какузо. И там я сел (на переднее сиденье) в нормальный джип, который за 7 часов дороги и за 7000 кванза довез меня до Какузо.
Кстати, о коммуникации. Это тот еще квест. Я ни слова не знаю по-португальски, а найти кого-нибудь в Анголе, кто говорит по-английски, тоже весьма трудно. Как я выкручивался из транспортных проблем (доехать, например, до Вианы четырьмя маршрутками), я до сих по не понимаю. Но ведь все четко работало!
Несколько слов о дороге в Какузо. Вначале - лесостепь с баобабами. Красиво! Потом начинаются холмы, джунгли, всякая растительность и живность. Земля, в основном, не обработанная. Редкие населенные пункты. Дома из кривых глиняных кирпичей, оконные проемы в четыре кирпича, незастекленные и прикрытые железными листами. Крыши соломенные или жестяные. На дорогах пасутся дети, козы и черные свиньи. На многих домах развеваются флаги правящей партии MPLA, красно-черные с желтой звездой. Центральное шоссе частично в неплохом состоянии, но частично все в ямах.
Высадили меня в самом центре Какузо у одноименного хостеля (Hospedaria Cacuso). Номер стоит 9500 кванза, весьма рекомендую. Единственный минус - отсутствие wi-fi, но его нет нигде в городе. Неплохой ресторан при отеле, но как и во многих ангольских ресторанах, меню отсутствует. Тебе просто демонстрируют несколько видов готовой еды: выбирай по своему вкусу. В основном, съедобно, но не очень дешево: средний обед обходится порядка 5000 кванза (10 долларов). А всякие фрукты-овощи на рынке стоят копейки.
До Черных Скал Пунго Андонго (Pedras Negras de Pungo Andongo) от Какузо порядка 45 километров. Все нормальные туристы едут туда на прокатном автомобиле или, на самый крайний случай, заказывают тур из Луанды или Меланже. Я, как всегда, решил идти своим путем. Дождался маршрутки, отправляющейся в ту сторону (Capanda) и высадившей меня в малюсенькой деревне на развилке, откуда до Черных Скал было еще четыре километра. Там я думал арендовать какую-нибудь машину, но никакого транспорта в деревне, кроме мотоциклов, в деревне не было, а мотоциклов я боюсь. Короче, случайно я увидел проходящий мимо тук-тук и мы поехали. Место, действительно, потрясающее (см. фото). И отпечаток ноги местной королевы - тоже. Провели мы там пару часов, взяли с меня 2000 кванза, а потом я еще часа два ждал обратную попутную машину, но в результате, все-таки дождался. А потом вернулся в гостиницу, забрал оставленный там чемодан, и отправился на стоянку коллективных такси в Каландулу.
Каландула (Calandula, Kalandula) - совсем маленький городок, но в самом его центре находится отель, не имеющий имени, состоящий из нескольких каменных бунгало. Я сбросил цену с 15 до 10 тысяч кванза, а потом еще оказалось, что воды в кране (временно?) нет, принесли для мытья два тазика. Но место экзотическое (см. фото). Поесть там тоже негде (то есть был где-то ресторан, но не рядом), пришлось закупиться в местном ларьке и этим поужинать.
А наутро я вышел на площадь, арендовал машину (3000 кванза, в гостинице хотели 5000) и меня отвезли на водопад, находящийся километрах в семи от городка. Это не Виктория, конечно, но тоже красиво. А потом я, как водится, забрал из гостиницы свой чемодан и пошел на стоянку маршруток в Меланже. Пока ждал маршрутку, постригся (500 кванза = 1 доллар).
Из Меланже решил двигаться на юг, через Мюссенде (Mussende). Сразу нашел нужный автобус, он уже был наполовину заполнен, но пришлось ждать еще три часа, пока он не заполнился полностью и не тронулся в путь. Первые 50 километров великолепной дороги, но после моста через реку Кванза асфальт кончается и оставшиеся 70 километров автобус проходит в течение 7 часов. По дороге еще и колесо прокалывалось и мотор отказывал. Короче, приехали в Муссенде уже поздно вечером, нашел я там Хоспедарию без еды, воды и электричества, но и на этом спасибо.
Единственная нормальная дорога, по которой можно выехать из Муссенде - это на запад в направлении Quibala (Кью-Ебала). Привезли меня к автостанции, стоит там автобус, заполняется. Время отхода - где-то в шесть часов вечера. А на часах - 9 утра. Спрашиваю, а что-нибудь другое есть? Есть, говорят, и привезли меня к месту, откуда коллективное такси отправляется. Садись, говорит, плати 3000 и жди пока заполнится. - А когда заполнится? - спрашиваю. Часов в шесть, не раньше. Или плати за четверых. Вышел я из машины и стал ловить тремп (автостоп). Машин на шоссе вообще нет, раз в полчаса проходят. Но мне повезло, где-то через пару часов поймал попутку, красивая такая легковая машина, на которой два банковских охранника едут. Едем мы едем, вдруг капот задирается, лобовое стекло покрывается трещинами. Но в результате удалось капот заправить на место и мы дальше поехали. А потом оказалось, что ребята едут аж до Sumbe (Сумбе), что на берегу океана и предложили с ними доехать. А мне-то что? Еще и к лучшему. Доехали с ветерком, взяли с меня за весь путь 10 тысяч кванза, вполне по-божески. Довезли до одноименной гостиницы (7200 кванза). Интернета, конечно, не было, но зато электричество и вода в наличии имелись. Деньги кончались, пришлось съездить на маршрутке в центр города, попробовал подоить денег в банкомате, но карты мои не работали, поменял наличные в банке, погулял по городу, поел наконец (в очень симпатичном кафе - кофе с очень симпатичной выпечкой). Кстати, выпечка в Анголе потрясающая, очень рекомендую.
Первый автобус из Сумбе в Бенгелу (Benguela) отправляется в час дня и пригодит в Бенгелу уже вечером. Мне хотелось выехать пораньше, поэтому я разузнал, откуда отправляются коллективные такси, добрался дотуда на маршрутке, подождал не более получаса и вот мы уже в пути. Шесть часов прекрасной и красивейшей дороги, я сижу на переднем месте, стоимость поездки пять тысяч кванза - все замечательно. Но приехав в город Лобито, километров тридцать не доезжая Бенгелы, в машине раздался скрежет и она остановилась. Хорошо, что мы оказались рядом с местом загрузки маршруток и водитель пересадил меня в минибус до Бенгелы. Я попросил высадить меня в самом центре и тут же нашел замечательный отель Grupo A, где с большим удовольствием провел две ночи (11000 кванза в сутки, интернет и все удобства, категорически рекомендую). Бенгела вообще замечательно красивый и необыкновенно чистый город, было очень приятно по нему гулять.
Из Бенгелы на юг, в Лубанго автобусы отправляются или очень рано утром или поздно вечером. Опять пришлось искать стоянку коллективных такси, ждать два часа до заполнения и удовольствоваться на сей раз местом сзади. Тесновато для шестичасовой поездки, но терпимо. Стоимость 8000 кванза, дорога местами очень избитая, с грустью вспоминаешь замечательные украинские дороги... Пейзаж меняется, опять степи с баобабами, а потом - горы. Замечательные горы. Приехали в Лубанго - город с двухмиллионным населением. Привезли меня в туристский центр на окраине Лубанго, в Hotel Aldeamento Turistico de TAAG, 13800 кванза в сутки, но отель этого стоит. Бунгало со всеми удобствами. Остановился там на два дня, много гулял по центру города. Тоже неплохо, особенно исторический центр, там где кафедральный собор. Перемещался исключительно местными маршрутками, постепенно привык к ним. А утром доехал до какого-то локального автовокзала и сел в автобус до Намибе.
Намибе, переименованный недавно в Moçâmedes - центр одноименной провинции на юго-западе Анголы, основанный португальцами в середине 19-го века, с соответствующей архитектурой, так что там безусловно есть, что посмотреть. Еще один аргумент для поездки в Намибе - это дорога, связывающая его с Лубанго - одна из главных достопримечательностей Анголы. Такого серпантина я не видел нигде. И таких замечательных гор. Что еще меня удивило в этой поездке - это придорожный рынок, у которого на полчаса остановился наш автобус. Большая часть продавщиц там одеты топлесс, но чтобы болтающиеся груди не мешали ходьбе, они перевязывают их посередине шнурком и притягивают к телу. Получается как-бы четыре сиськи. Очень странное впечатление. Фотографировать я постеснялся.
В Намибе я остановился в отеле Katus за 16800 кванза, дороговато, но с интернетом и всеми возможными удобствами. Гулял по городу, просто отдыхал. Город вполне достоин посещения. А наутро поехал дальше на юг, в город Tombua. Самое интересное в этой поездке - это дорога, проходящая по настоящей пустыне, состоящей из чистого песка и кое-где чахлых кустиков вдоль шоссе. Но сам городок - это в общем, лишняя трата времени. Он состоит из одной длинной улицы вдоль побережья, но отгороженной от берега сплошным забором, за которым располагаются многочисленные рыбообрабатывающие заводы и выйти к берегу путешественнику весьма затруднительно. Hospedaria Baptista - заведение весьма убогое, расположенное далеко от центра. Ресторан - только один, на автостанции. Переночевал я там, а утром вернулся в Намибе, опять весь день гулял по нему и в четыре часа дня сел в автобус компании Macon, направляющийся в Хуамбо (Huambo, произносится как Вамбо). Время в пути 14 часов, стоимость поездки 15800 кванза. Автобус относительно комфортабелен, приходит в Хуамбо в 6 часов утра.
Хотел остановиться в самом центре города, но мест ни в первой, ни во второй гостиницах не было, пришлось покататься по другим отелям и в конце концов остановиться в отеле Residential S расположенной на Av. Norton de Matos. 8500 кванза, приемлемо. Маршрутки до центра без проблем. А центр города Хуамба (провинция Huila) очень красив, не хуже, чем в Бенгеле. Замечательный парк. Гулял я по городу полтора дня, а потом сел на ночной автобус в Луанду (Macon, отправление в 19:45, прибытие в Луанду в 6:00, стоимость 9000 кванза). Приехал в Луанду на терминал Gamek, автобусы идущие в центр, были переполнены, пришлось добираться маршрутками. Остановился я в той же гостинице Ritz Capital, заплатил за ночь 35 долларов через Агоду (если платить на месте, то прейскурант 32 кванза). Полтора дня гулял по Луанде, купил сувениры, просто шатался по городу, нашел для себя несколько симпатичных кварталов. А после обеда отправился в аэропорт, вылетел в Брюссель с посадкой в Киншасе, а потом домой. Приехал в дикий дождь и холод, простудился, но сейчас, кажется, уже выздоровел и опять хочу в Африку.
Заключение
Поездка удалась, было интересно. Нелегко, так эта страна совершенно не предназначена для одиночки, путешествующего общественным транспортом, да и вообще, туристов здесь не так уж и много. Особенно интересных достопримечательностей маловато, но в целом интересно. Для первого впечатления 16 дней многовато, можно было бы совместить с Намибией, но обратные билеты я купил тоже из Анголы и я не знал, какие ограничения по ковиду ожидали бы меня при возвращении в Анголу. Расстояния гигантские, дороги, за небольшим исключением, отвратительные. Тяжелый языковый барьер - без португальского языка сложновато, но народ отзывчивый. Еда по африканским меркам более, чем нормальная. Цены очень разные: бензин 160 кванза (32 цента) за литр, пиво - 250 кванза за банку, все остальное немного дороже, чем в среднем в Африке. Комары: замечены были в небольшом количестве и только на юге. Маларон принимал первые дни, потом перестал. В общем, все было нормально.
Расходы:
For 16 days in Angola:
Hotels: 164300 Kz = 329$ for 14 nights or ~ 23.5$/day
Public transport: 71900 Kz = 144$ or ~ 9.0$/day
Personal transport and places of interest: 22000 Kz = 44$ or ~ 2.8$/day
Food etc...: 74550 Kz = 149$ or ~ 9.3$/day
Total: 332750 Kz = 665$ ~ 41.6$/day
Air tickets 604$
Visa 80$
Insurance 162$
Covid-19 PCR-test 24$
Total tickets, Visa, Insurance and Test 870$
Total for the trip to Angola: 1535$